Арабо-израильские войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 15:13, реферат

Краткое описание

Вот уже более полувека положение на Ближнем Востоке осложняет до сих пор не прекращающийся арабо-израильский конфликт. В настоящее время конфронтация между государством Израиль и соседними с ним арабскими странами, а также палестинцами – одна из самых актуальных проблем международного характера, и от того, будет ли она решена, во многом зависит будущее этого региона земного шара.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 708.50 Кб (Скачать документ)

Как известно, в 1948 г. СССР поддержал образование в Палестине  независимого Еврейского государства – Государства Израиль, которому вскоре оказал помощь в его борьбе с арабскими странами.

Однако в дальнейшем советский курс на Ближнем Востоке изменился не в пользу Израиля, и теперь СССР уже полностью поддержал противников Израиля – арабские страны. Со всей очевидностью это проявилось во время Суэцкого кризиса 1956 г., а в дальнейшем – во время «Шестидневной» войны 1967 г. и «Октябрьской» войны 1973 г. В условиях агрессии Израиля против Ливана в 1982 г. СССР вновь оказался на стороне арабских стран, палестинцев. При этом последние, в представлении СССР, под руководством ООП – «единственно законного представителя арабского народа Палестины» вели национально-освободительную борьбу против Израиля с целью создания, в соответствии с резолюцией Генеральной ассамблеей ООН №181 от 29 ноября 1947 г., независимого Палестинского государства.

В этих условиях в СССР общественное мнение в отношении арабо-израильского конфликта, по крайней мере его «видимая», официальная часть, как правило, не выходило за эти рамки. Высказывания советских людей, которые появлялись в связи с происходившими на Ближнем Востоке событиями на страницах прессы (чаще всего в газете «Правда» - центральном в СССР органе печати), в целом являлись созвучными с позицией руководства СССР.

Только в последние  годы, когда в России возникли организации, которые независимо от какой-либо идеологии проводят опросы общественного мнения, появилась возможность увидеть действительно общественное, а никакое иное, мнение в нашей стране в отношении до сих пор происходящего арабо-израильского конфликта.

Так, например, довольно значительный (хотя и не такой сильный, как в странах Запада) общественный резонанс в России вызвало сравнительно недавно произошедшее обострение ситуации на Ближнем Востоке – начавшаяся в 2000 г. «интифада аль-Акса».

В итоге, как показывают результаты опросов общественного мнения, проведенных в России в 2000-2005 гг. Фондом «Общественное мнение», россияне возлагают вину за эскалацию палестино-израильского конфликта на обе стороны, т.е., по их мнению, виноваты Государство Израиль и палестинцы одновременно.

Кроме того, не отдавая  своих симпатий какой-либо из двух конфликтующих на Ближнем Востоке сторон, россияне полагают, что Россия также должна соблюдать нейтралитет в арабо-израильском конфликте. Об этом в 2000-2005 гг. заявляли от 52 до 74 % опрошенных лиц.

И хотя, как показывают опросы общественного мнения, проведенные в России в последние два года (2004-2005 гг.), интерес россиян к событиям на Ближнем Востоке снижается, тем не менее они с озабоченностью наблюдают за тем, что происходит в этом регионе земного шара.

3.3.Страны Западной  Европы

Общественное мнение в отношении арабо-израильского конфликта в странах Западной Европы (Великобритания, Франция, Германия и Италия) статичным не являлось, а подвергалось трансформации. В частности, в том, что касалось симпатий жителей стран Западной Европы к участниками конфликта на Ближнем Востоке, происходила эволюция взглядов европейцев.

Первоначально, во время  первой арабо-израильской (или Палестинской войны) 1948-1949 гг. чувства жителей  стран Западной Европы оказались на стороне только что образованного в Палестине Государства Израиль. Причины возникших тогда симпатий европейцев к Израилю заключались в следующем.

Во-первых, большую, если не определяющую, роль сыграло сочувствие, которое питали европейцы к еврейскому населению стран Западной Европы, подвергшемуся репрессиям со стороны нацистов в годы Второй мировой войны 1939-1945 гг. Европейцы, сами жестоко от нее пострадавшие, расценивали Холокост – геноцид против евреев – как настоящую трагедию, затронувшую в том числе и их самих.

Во-вторых, европейцы  рассматривали Израиль как государство, относящееся к «лагерю Запада», своего рода «форпост демократии на Востоке». При этом то, что после Второй мировой войны в Израиль на постоянное место жительства прибыло несколько миллионов евреев, главным образом из Европы, только укрепило эту точку зрения.

В-третьих, определенное значение имели связи, которые вскоре были установлены между Израилем и многочисленной еврейской общиной  стран Западной Европы.

Все это, в конечном счете, повлияло на позитивное в целом отношение европейцев к Государству Израиль.

Вследствие этого европейцы  поддержали именно Израиль, тогда как арабские страны, в их представлении, были враждебно настроены к Израилю, а следовательно, и к Западу в целом.

Симпатии в отношении  Израиля со стороны жителей стран Западной Европы были отмечены и во время Суэцкого кризиса, одними из непосредственных участников которого тогда стали Великобритания и Франция. Оказалось, что если в 1955 г. 13 % англичан и 11 % французов симпатизировали Израилю (7 % англичан и 3 % французов – арабским странам), то в 1956 г. жители этих двух стран-участниц тройственной (наряду с Израилем) агрессии против Египта увеличили уровень своих симпатий по отношению к Израилю: 31 % англичан и 40 % французов (5 % англичан и 4 % французов поддержали арабские страны). При этом отличались тогда только взгляды немцев. Во время Суэцкого кризиса 1956 г. немцы предпочли высказаться не в пользу Израиля (5 %), а арабских стран (24 %). У итальянцев же не оказалось тогда твердой позиции: во время Суэцкого кризиса 1956 г. 15 % поддержали Израиль, 14 % поддержали арабские страны.

Однако во время Суэцкого кризиса 1956 г. устойчивый характер среди европейцев приобрела тенденция к занятию сбалансированной позиции в арабо-израильском конфликте. В 1956 г. 48 % англичан, 35 % французов, 54 % немцев, 40 % итальянцев предпочли все-таки занять нейтралитет, не отдавая свои предпочтения ни Израилю, ни арабским странам.  

Своего пика симпатии жителей стран Западной Европы в  отношении Израиля достигли во время  «Шестидневной» войны 1967 г., когда 59 % англичан, 56 % французов, 51 % немцев, 45 % итальянцев поддержали Израиль в его борьбе с арабскими странами и только 4 % англичан, 2 % французов, 24 % немцев, 21 % итальянцев высказались в пользу арабских стран. Соответственно число тех европейцев, кто занимал тогда нейтралитет в арабо-израильском конфликте, снизилось.

И в 1973 г., когда на Ближнем  Востоке произошла очередная эскалация арабо-израильского конфликта – «Октябрьская» война 1973 г., жители стран Западной Европы все еще поддерживали Израиль (40 % англичан, 45 % французов, 57 % немцев, 43 % итальянцев), тогда как их отношение к арабским странам, палестинцам в целом являлось негативным. Последним отдали свои голоса 5 % англичан, 16 % французов, 8 % немцев, 18 % итальянцев.

Однако в дальнейшем стали происходить изменения: уровень симпатий со стороны европейцев в отношении обеих конфликтующих сторон изменился. При этом во многом этому способствовало то, что после «Октябрьской» войны 1973 г. и последовавшего вскоре за ней экономического кризиса 1974-1975 гг., одной из составляющей которого стало резкое повышение цен на нефть, руководство стран Западной Европы изменило свое отношение к конфликту на Ближнем Востоке. Полностью зависящее от поставок нефти из арабских стран, а также не желающее, чтобы в дальнейшем повторилась ситуация с введением эмбарго на поставки нефти, оно заняло сбалансированную позицию. В результате именно «нефтяные интересы» стран Западной Европы в арабском мире оказали воздействие на позицию их руководства. Теперь оно стало в целом взвешенно относиться к тому, что происходило тогда на Ближнем Востоке. 

Вместе с тем сдвиги в массовом сознании жителей стран  Западной Европы проявились только в 1980-е  годы, а именно во время агрессии Израиля против Ливана в 1982 г. Тогда (во многом под влиянием СМИ, в которых действия руководства Израиля расценивались как «агрессия») европейцы критически оценили действия руководства Израиля и в итоге изменили свое отношение к Израилю.

Оказалось, что значительно  меньшее число опрошенных лиц, чем раньше, предпочло отдать свои симпатии Израилю: 25 % англичан, 37 % французов. Палестинцев же тогда поддержали 16 % англичан, 21 % французов. Нейтралитет заняли 38 % англичан и 42 % французов. Подобного рода явления происходили тогда и в общественном мнении в Германии и в Италии.

В этих условиях европейцы, большинство которых хотя и считали, что палестинцы – это в первую очередь «террористы» (на это указывали  около 70 % опрошенных лиц), а не «борцы за свою независимость» (около 20 %), выступили за начало диалога между Израилем и палестинцами, целью которого, по их мнению, должно стать урегулирование палестинской проблемы, а именно создание независимого Палестинского государства.

В итоге к концу 1980-х  годов во взглядах жителей стран Западной Европы по отношению к конфликту на Ближнем Востоке окончательно возобладал нейтралитет.

Тогда же изменилось и  отношение европейцев к палестинцам. Если раньше взгляды европейцев в  отношении палестинцев в целом имели критический характер (в 1970-е годы под влиянием многочисленных террористических актов, произошедших в мире с участием палестинцев, сформировался образ «палестинского террориста», который был способен любыми методами, вплоть до использования насилия, добиться своей цели – создания независимого Палестинского государства), то теперь накал критики в их адрес стал снижаться.

В условиях начавшейся в 1987 г. «интифады» произошла переоценка того, что собой фактически представляли Государство Израиль и палестинцы. Иными словами, благодаря СМИ в глазах жителей стран Западной Европы сформировался образ, в рамках которого обе конфликтующие стороны получали противоположные по своему характеру оценочные характеристики: Государство Израиль – негативные, палестинцы – позитивные, поскольку, по мнению европейцев, первый осуществлял «репрессии» против вторых.

Вследствие этого уровень  поддержки со стороны европейцев Государства Израиль и палестинцев также соответствующим образом изменился, т.е. снизился (государство Израиль) и увеличился (палестинцы). Так, например, в конце 1980-х годов во Франции свои симпатии Государству Израиль отдали 25 % опрошенных лиц, тогда как палестинцам – уже 12 %. Нейтралитет предпочел занять 31 % французов.

Мирные инициативы Я. Арафата, выдвинутые им в 1988-1989 гг. еще сильнее укрепили эту точку зрения. Теперь в глазах европейцев личность главы ООП Я. Арафата превращалась во вполне вменяемого политического деятеля международного масштаба, обладающего при этом всеми признаками официальности. Хотя, с другой стороны, все еще значительное число европейцев видело Я. Арафата все-таки в негативном свете: считало, что он «террорист».

После окончания в 1991 г. войны в Персидском заливе жители стран Западной Европы ожидали, что в условиях, когда Кувейтский кризис 1990-1991 гг. фактически разрешен, на Ближнем Востоке откроются новые возможности для достижения мира в регионе в целом (с этим тогда согласилось более половины опрошенных лиц), и со всей очевидностью это было зафиксировано в 1990-е годы, в условиях начавшегося тогда на Ближнем Востоке мирного процесса.

Тогда у большинства  европейцев сформировалось устойчивое мнение о том, что «справедливый и длительный мир» в регионе неизбежен, вследствие чего тенденции, связанные со стремлением общественности всего мира способствовать мирному процессу на Ближнем Востоке, были отмечены в структуре массового сознания европейцев совершенно отчетливо.

Еще более четкой в 1990-е  годы являлась «сбалансированность» во взглядах жителей стран Западной Европы по отношению к арабо-израильскому конфликту, которая формировалась в предшествующее десятилетие. После 1991 г. она укрепилась и в итоге превратилась в основополагающую черту общественного мнения европейцев в отношении арабо-израильского конфликта. Так, подтверждая «сбалансированность» своих взглядов, абсолютное большинство опрошенных лиц расценило сентябрьские события 1993 г., когда Государство Израиль и ООП признали друг друга (9 сентября 1993 г.), а вскоре подписали «Декларацию принципов о временных мерах по самоуправлению» (13 сентября 1993 г.), положительно, считая, что благодаря этому на Ближнем Востоке вскоре наступит мир.

Тем не менее вспыхнувшая  в 2000 г. так называемая «интифада аль-Акса» повлекла за собой дальнейшие трансформации во взглядах жителей стран Западной Европы в отношении арабо-израильского конфликта, и прежде всего в отношении его палестинской составляющей.

В результате оказалось, что европейцы теперь склонны  отдать свои симпатии не Государству  Израиль, а скорее палестинцам. Об этом свидетельствуют опросы общественного мнения, проведенные в странах Западной Европы, например во Франции.

Уровень симпатий французов  в отношении государства Израиль составил: в 2000 г. – 14 %, в 2001 г. – 9 %, в 2002 г. – 16 %. Палестинцам же симпатизировали: в 2000 г. – 18 %, в 2001 г. – 19 %, в 2002 г. – 30 %. Вместе с тем еще большее число французов предпочло занять нейтралитет: в 2000 г. – 38 %, в 2001 г. – 37 %, в 2002 г. – 28 %.

С другой стороны, по мнению французов, ответственность за обострение ситуации на Ближнем Востоке несут все-таки обе конфликтующие стороны, т.е. государство Израиль и палестинцы, и поэтому от того, смогут ли они, отказавшись от насилия, пойти на диалог друг с другом, и зависит, по мнению французов (и европейцев в целом), успех в деле мира на Ближнем Востоке.

Вследствие этого в  августе 2005 г. европейцы поддержали так называемый «план одностороннего размежевания», предложенный премьер-министром Израиля А. Шароном, который предусматривал ликвидацию израильских поселений в секторе Газа (21) и на Западном берегу реки Иордан (4). В частности, в среднем 31 % (против 15 %) европейцев считали, что это будет только способствовать мирному процессу на Ближнем Востоке, хотя, с другой стороны, скепсис в отношении его дальнейших перспектив продолжает сохраняться в массовом сознании жителей стран Западной Европы.

Информация о работе Арабо-израильские войны