Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 15:13, реферат
Вот уже более полувека положение на Ближнем Востоке осложняет до сих пор не прекращающийся арабо-израильский конфликт. В настоящее время конфронтация между государством Израиль и соседними с ним арабскими странами, а также палестинцами – одна из самых актуальных проблем международного характера, и от того, будет ли она решена, во многом зависит будущее этого региона земного шара.
В июне 1989 г. к поискам компромисса активно подключился президент Египта Х. Мубарак, который предложил принципы в связи с мирным процессом и возможными в результате этого выборами на оккупированной палестинской территории.
В свою очередь, 6 декабря 1989 г. государственный секретарь США Дж. Бейкер в ответ на «план Шамира» изложил свой план – так называемый «план Бейкера», который содержал четыре принципа развития мирного процесса на Ближнем Востоке, основанных на резолюциях Совета Безопасности ООН №№ 242 и 338, в которых не признавались ни осуществление Израилем постоянного контроля над Западным берегом реки Иордан и сектором Газа, ни независимое палестинское территориальное образование. В частности, Дж. Бейкер предложил провести на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа выборы, что, однако, встретило возражение со стороны главы ООП Я. Арафата.
Фактически, оценив положение на Ближнем Востоке, США тогда выдвинули идею «поэтапного» мирного урегулирования на Ближнем Востоке – сближение позиций «шаг за шагом». В качестве первого шага участникам конфликта и прежде всего Государству Израиль и палестинцам предлагалось в принципе отказаться от политики конфронтации и принять конкретные меры по формированию благоприятного для достижения компромисса климата на Ближнем Востоке. Первая из них – это взаимное признание друг друга. Кроме того, как тогда считали США, компромисс должен быть достигнут на основе принципа «Мир в обмен на землю», который был в целом поддержан международным сообществом.
2.7.Мирный процесс на Ближнем Востоке (с 1991 г.)
Тем временем в конце 1980-х – начале 1990-х гг. в развитии существующей системы международных отношений наступил переходный период, связанный с формированием так называемого «нового мирового порядка».
В эти годы в расстановку сил в мире были внесены существенные изменения. Рухнувшая Ялтинско-Потсдамская система международных отношений положила конец биполярности: на смену гегемонии двух «сверхдержав» в условиях ослабления, а затем и развала СССР пришло лидерство в глобальном масштабе США. К ним перешла роль единственной «супердержавы», а кроме того, стало характерно усиление гегемонистских тенденций.
В этих условиях в 1990-е годы арабо-израильский конфликт вступил в новый этап: в его рамках ведущее место в начавшемся в 1991 г. мирном процессе на Ближнем Востоке стало принадлежать США.
Примечательно, что толчок началу мирного процесса на Ближнем Востоке в регионе дала война в Персидском заливе (17 января – 3 марта 1991 г.), ставшая следствием так называемого Кувейтского кризиса 1990-1991 гг. В частности, после окончания войны в Персидском заливе, уже 6 марта 1991 г. президент США Дж. Буш предложил начать урегулирование конфликта на Ближнем Востоке вне рамок ООН, но на основе резолюций Совета Безопасности ООН №№ 242 и 338, а кроме того, используя принцип «Мир в обмен на землю».
В связи с этим США развили энергичную дипломатическую деятельность, в ходе которой государственный секретарь США Дж. Бейкер посетил регион Ближнего Востока восемь раз. В результате США, вновь используя «дипломатию малых шагов» в ходе «челночных операций» государственного секретаря США Дж. Бейкера (8 марта – 18 октября 1991 г.), смогли добиться от Государства Израиль и арабских стран, палестинцев согласия на участие в Международной конференции по Ближнему Востоку.
В результате этих усилий, в которых наряду с США частично участвовал еще существовавший тогда СССР, была достигнута договоренность с участниками конфликта на Ближнем Востоке – Государством Израиль и арабскими странами, палестинцами – провести с 30 октября по 1 ноября 1991 г. в Мадриде (Испания) мирную конференцию по Ближнему Востоку и после нее начать между ними прямые переговоры, но при посредничестве США и СССР.
В мирной конференции по Ближнему Востоку приняли участие Государство Израиль, Египет, конфликтующие с Израилем соседние арабские страны – Иордания, Сирия и Ливан, а также представители Организации освобождения Палестины (ООП), ООН, Европейское сообщество, США и СССР (в качестве ко-спонсоров ближневосточного мирного процесса) и др.
Примечательно, что Международная конференция по мирному урегулированию на Ближнем Востоке, состоявшаяся в Мадриде, не имела каких-либо полномочий, а кроме того, могла быть созвана еще раз только при согласии всех ее участников.
Тем не менее в итоге Мадридский форум внес очень существенный вклад в начавшийся тогда на Ближнем Востоке мирный процесс, поскольку именно он фактически и открыл путь для арабо-израильских переговоров: импульс, который дал Мадридский форум, оказался значительным. Достаточно сказать, что все участники Мадридского форума одобрили «в принципе» мирное урегулирование конфликта на Ближнем Востоке на основе принципа «Мир в обмен на землю».
В дальнейшем, после 1991 г. развитие мирного процесса на Ближнем Востоке осуществлялось прежде всего на двусторонней основе, и, в частности, уже тогда в рамках процесса ближневосточного урегулирования сложились четыре направления: иордано-, сирийско-, ливано- и палестино-израильское.
Кроме того, наряду с этими четырьмя «треками» переговоры по урегулированию арабо-израильского конфликта осуществлялись на многосторонней основе.
Так, 28-29 января 1992 г. в Москве состоялся 1-й раунд арабо-израильских переговоров, которые носили многосторонний характер, и в результате было создано пять Рабочих групп:
Деятельность в рамках этих пяти Рабочих групп продолжалась в течение всего 1992 г., а также в 1993 г., но затем переговоры на время прервались и были возобновлены только 31 января 2000 г. в Москве, где состоялась встреча Руководящего комитета с участием представителей всех пяти Рабочих групп.
Что же касается переговоров на двусторонней основе, то они после Международной конференции по Ближнему Востоку осуществлялись с переменным успехом, а кроме того, различались между собой по характеру: если диалог Государства Израиль с арабскими странами (Иорданией, Сирией и Ливаном) был нацелен на заключение соответствующих мирных договоров, то контакты на уровне «Государство Израиль – палестинцы» носили иной характер.
В рамках иордано-израильского направления переговоры между Иорданией и Израилем начались уже в 1992 г. при посредничестве США и продолжались вплоть до 1994 г. включительно.
Их итогом стало подписание 25 июля 1994 г. «Декларации о прекращении состоянии войны», которая фактически открыла путь к подписанию мирного договора между Иорданией и Израилем, что и произошло 26 октября 1994 г.. Однако, с другой стороны, к концу 1994 г. на фоне «иорданского прорыва» прогресс на остальных направлениях ближневосточного мирного процесса выглядел скромным.
Во-первых, это сирийско-израильское направление, в рамках которого еще в 1992 г. и вновь при посредничестве США начались переговоры, однако в отличие от Иордании Сирии не удалось добиться компромисса с Израилем.
Дело в том, что Сирия в принципе готова к установлению с Израилем диалога, но при условии возвращения ей Голанских высот. Однако Сирии до сих пор так и не удалось добиться от Израиля вывода его войск с оккупированных в ходе «Шестидневной» войны 1967 г. Голанских высот, которые Израиль продолжает удерживать под своим контролем, используя для этого в качестве предлога обеспечение своей безопасности.
Вследствие этого в 1996 г. переговоры между Сирией и Израилем прервались и возобновились только в 2000 г., однако вновь в силу возникших разногласий были прерваны в том же 2000 г.
Во-вторых, неурегулированными остаются и отношения между Ливаном и Израилем. Причем Ливан неоднократно подчеркивал, что подпишет мирный договор с Израилем только после того, как это сделает Сирия, с которой Ливан с 1991 г. связывают «особые» отношения.
В свою очередь, Израиль выдвигал тогда требование разоружить шиитскую организацию «Хэзболлах» и другие антиизраильские военно-политические группировки («Амаль» и др.), которые, находясь в Южном Ливане, неоднократно осуществляли акции против израильских войск (1993, 1996, 2000 гг.).
Только в 2000 г. Ливан добился от Израиля возвращения ему оккупированных с 1982 г. территорий Южного Ливана и вывода оттуда израильских войск.
В 2005 г. из Ливана ушли и сирийские войска, находившиеся здесь еще с 1976 г., чему во многом способствовали предшествовавшие события, а именно: принятие резолюции Совета Безопасности ООН №1559, а также убийство 14 февраля 2005 г. бывшего премьер-министра Ливана Р. Харири.
Наконец, центральным, узловым пунктом в процессе мирного урегулирования на Ближнем Востоке остается палестинская проблема.
В 1991 г. руководство ООП во главе с Я. Арафатом санкционировало участие палестинцев на мирной конференции по Ближнему Востоку, состоявшейся в Мадриде. Тем не менее в 1991-1993 гг. какой-либо прогресс, который был бы связан с решением палестинской проблемы, в мирном процессе на Ближнем Востоке отсутствовал. Начавшаяся в 1987 г. «интифада» продолжалась, но не с такой интенсивностью, как прежде, и в ответ Израиль осуществлял на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа репрессии против палестинцев. И все-таки в этих условиях руководство ООП выступило с инициативой провести переговоры с представителями Государства Израиль, где в 1992 г. к власти пришло правительство Партии труда во главе с И. Рабином, которое также стремилось к диалогу.
Достижение компромисса между Израилем и палестинцами во многом связывалось с отказом руководства Израиля от его сверхжесткой по отношению к ООП позиции, которая квалифицировалась как «террористическая организация» и при этом заявлялось, что ни при каких обстоятельствах она не может быть признана как «единственный и законный представитель арабского народа Палестины».
Поскольку к этому времени соответствующий статус ООП был уже признан подавляющим большинством государств мира, такая позиция представляла собой очевидный анахронизм, и поэтому, прекрасно понимая, что она является главным, основным препятствием на пути к миру на Ближнем Востоке, США сконцентрировали свои усилия на ее смягчении, и в целом им это удалось.
Прорыв произошел уже 9 сентября 1993 г., когда в Осло (Швеция) Государство Израиль и ООП обменялись письмами о взаимном признании, чему, в частности, предшествовала целая эпопея, связанная с проводившимися почти в течение года на секретной основе переговорами между их представителями при посредничестве министра иностранных дел Норвегии Йохана Йоргена Хольста.
Спустя несколько дней, 13 сентября 1993 г. уже в Вашингтоне представители Государства Израиль и ООП подписали «Декларацию принципов организации временного самоуправления» (Соглашения Осло). Содержание «Декларации принципов организации временного самоуправления» от 13 сентября 1993 г. заключалось в следующем:
- Область A, власть над которой будет осуществляться Палестинской национальной администрацией (сектор Газа и район города Иерихон на Западном берегу реки Иордан).
- Область B, управление которой предполагает совместные действия Израиля и Палестинской национальной администрации.
- Область C, полностью находящаяся под властью Израиля.
Здесь же, в Вашингтоне, в присутствии президента США Б. Клинтона состоялось рукопожатие между премьер-министром Израиля И. Рабином и главой ООП Я. Арафатом.
В результате это действительно историческое по своему характеру соглашение фактически открыло путь к палестинскому самоуправлению на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа, а также ознаменовало собой начало процесса, который в перспективе должен привести к урегулированию вопроса о постоянном статусе на основе переговоров.
Генеральная Ассамблея ООН заявила о своей полной поддержке «Декларации принципов организации временного самоуправления» и подчеркнула также необходимость того, чтобы Организация Объединенных Наций играла в мирном процессе активную роль.
Кроме того, Генеральная
Ассамблея ООН настоятельно призвала
также государства-члены и
«Декларация принципов организации временного самоуправления» была с одобрением встречена правящими кругами стран Запада, однако вызвала бурную реакцию на Ближнем Востоке и была воспринята неоднозначно – как в Израиле, где против нее выступил правый блок Ликуд, так и среди палестинцев.
Среди палестинцев тогда и вовсе произошло дальнейшее размежевание сил, и в результате сложились по крайней мере две группировки: