Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 15:13, реферат
Вот уже более полувека положение на Ближнем Востоке осложняет до сих пор не прекращающийся арабо-израильский конфликт. В настоящее время конфронтация между государством Израиль и соседними с ним арабскими странами, а также палестинцами – одна из самых актуальных проблем международного характера, и от того, будет ли она решена, во многом зависит будущее этого региона земного шара.
В результате в 1993 г. лидеры таких радикально настроенных группировок в рамках ПДС, как «Исламское движение сопротивления – ХАМАС» и «Исламский джихад», а также др. объявили о создании так называемого «Фронта отказа» с целью оказать противодействие реализации на практике «Декларации принципов…».
Важно также и то, что фактически сразу же международное сообщество решило оказать поддержку палестино-израильскому соглашению, причем весьма конкретную. В частности, на международной Конференции в поддержку мира на Ближнем Востоке, состоявшейся в Вашингтоне спустя две недели, 1 октября 1993 г., в работе которой приняли участие свыше 40 стран-доноров и учреждений, включая Организацию Объединенных Наций, было решено выделить на развитие социальной и экономической сфер Западного берега реки Иордан и сектора Газа уже в ближайший год 600 млн. долларов США и более 2 млрд. долларов США – в следующие пять лет.
Кстати, оказание финансовой помощи палестинцам началось еще в 1980-е годы, и тогда эта инициатива исходила от Европейского сообщества: в течение 1981-1986 гг. на эти цели было выделено 9 млн. ЭКЮ, в 1987 г. – 4 млн. ЭКЮ.
Сразу же после окончания войны в Персидском заливе, вследствие того что Европа к тому моменту оказалась фактически за рамками начавшегося мирного процесса, страны-члены ЕЭС попытались скоординировать свою политику на Ближнем Востоке в целом и в арабо-израильском конфликте в частности.
С этой целью в апреле 1991 г. в Люксембурге был созван чрезвычайный Совет Европы, на котором было принято решение активизировать усилия в процессе ближневосточного урегулирования.
О попытках Европейского сообщества путем использования экономических рычагов усилить свое политическое участие в арабо-израильском переговорном процессе свидетельствовали именно его экономические инициативы.
Так, в 1991 г. страны-члены ЕЭС приняли решение о предоставлении странам Северной Африки и Ближнего Востока (в том числе Государству Израиль, а также Западному берегу реки Иордан и сектору Газа) финансовой помощи в размере 1, 618 млрд. ЭКЮ.
22 июля 1991 г. страны-члены ЕЭС одобрили еще одно постановление, согласно которому им было выделено порядка 160 млн. ЭКЮ «на ликвидацию негативных последствий, связанных с войной в Персидском заливе», в том числе: 27, 5 млн. ЭКЮ выделялось Государству Израиль, 60 млн. ЭКЮ выделялось Западному берегу реки Иордан и сектору Газа. Предполагалось, что это будет длительная по своим срокам программа, в рамках которой ежегодно будет выделяться 10 млн. ЭКЮ дополнительно.
В результате в 1990-е годы экономический аспект стал основополагающим моментом в осуществлении внешнеполитического курса Европейского Союза (ЕС) на Ближнем Востоке.
Акции ЕС превратились в итоге в один из элементов его участия в судьбе стран Ближнего Востока, попыткой окончательно «не потерять свое лицо» в регионе. Однако на фоне постоянно растущей в регионе активности США возможности европейцев оказать влияние на ход мирного процесса на Ближнем Востоке оставались ограниченными.
Об этом свидетельствовала, например, посредническая миссия ЕС на Ближнем Востоке в начале 1995 г. Страны-участницы «европейской тройки» (Франция совместно с Германией и Испанией) во главе с министром иностранных дел Франции А. Жюппе 7-10 февраля совершили поездку в Государство Израиль и Палестинскую автономию.
Тем самым они попытались усилить политическое присутствие Европы в регионе путем своего более активного участия в переговорном процессе. Как заявил тогда глава французского МИДа в интервью газете «Монд», «цель миссии заключается в том, чтобы способствовать возобновлению диалога в рамках мирного процесса на Ближнем Востоке в условиях чрезвычайно трудного периода». Но достичь существенных результатов европейцам так и не удалось. Посредническая миссия ЕС на Ближнем Востоке закончилась неудачей. Авторитет Европы оказался недостаточным для того, чтобы повлиять на позицию руководства Государства Израиль и Палестинской автономии, сблизить их взгляды. В этих условиях, по мнению А. Жюппе, мирный процесс на Ближнем Востоке «вошел в критическую фазу…». Впрочем, по мнению того же А. Жюппе, «диалог продолжается, он не имеет другой альтернативы».
Вместе с тем с 1995 г. ближневосточное урегулирование постоянно находится в центре внимания участников так называемого евро-средиземноморского партнерства, оформленного во время конференции в Барселоне.
Еще одно из важнейших обстоятельств – это то, что ЕС в 1990-е годы подписал с Государством Израиль и Палестинской автономией так называемые «ассоциативные» соглашения, которые также имели главным образом экономическую подоплеку.
Существенно, что реализация программы экономической помощи ЕС была поставлена в прямую зависимость от развития политической ситуации на Ближнем Востоке. Блокировка арабо-израильского переговорного процесса каждый раз приводила к приостановлению предоставления экономической помощи со стороны стран Европы. С другой стороны, достаточно серьезные успехи в деле продвижения мирного процесса на Ближнем Востоке вызывали еще один, новый импульс в развитии экономической составляющей ближневосточной политики ЕС, и прежде всего Франции, которая тогда достаточно активно претендовала на лидирующую роль в Европе в том, что касалось ее политики в арабо-израильском конфликте.
Накануне подписания
13 сентября 1993 г. «Декларации принципов
организации временного самоуправления»
министр иностранных дел
На следующий день, 3 сентября 1993 г., в Париже он провел встречу с руководителями Франции. Глава израильского МИДа вел с ними беседы, посвященные проблеме экономической интеграции Израиля и ЕС. Кроме того, речь шла о финансовой «подпитке» мирного процесса на Ближнем Востоке.
После этого, 10-11 сентября
1993 г. в Брюсселе состоялось совещание
министров иностранных дел
Экономическая составляющая мирного процесса на Ближнем Востоке находилась в центре внимания и во время официального визита главы ООП Я. Арафата во Францию (21-22 октября 1993 г.). Французское руководство заверило тогда Я. Арафата в том, что ЕС и Франция окажут необходимую для создаваемой Палестинской национальной автономии помощь.
Когда же в 1994 г. палестинское руководство получило возможность создать действительную, хотя и в форме автономии, власть в Палестине, финансовое положение администрации Палестинской автономии вновь стало предметом беспокойства для международного сообщества.
В начале июня 1994 г. в Париже состоялось первое заседание «Координационного комитета по оказанию материальной помощи Палестинской автономии», в составе которого находились международные финансовые организации (МВФ и МБРР), ЕС, США, Государство Израиль, арабские страны и ряд других государств (Канада и т.д.). В результате были определены займы в размере 2,3 млрд. долларов, включавшие в том числе 600 млн. долларов от ЕС.
9 января 1996 г. в Париже
состоялась еще одна конференци
Подобного рода проблемы неоднократно находились в центре внимания и в рамках периодически созывающихся международных экономических конференций по Ближнему Востоку – например, в Касабланке (Марокко) в 1994 г. и др..
Все это в итоге способствовало тому, что на Ближнем Востоке создавались определенные экономические условия для реализации на практике достигнутых ранее договоренностей. И действительно, после этого мирный процесс на Ближнем Востоке набрал мощные обороты, о чем, в частности, свидетельствовали те успехи, которые были достигнуты в последующие годы.
Так, 30 апреля 1994 г. Государство Израиль и представители ООП подписали так называемые Парижские соглашения, в центре внимания которых находились достаточно важные для обеих сторон экономические вопросы.
Затем, 4 мая 1994 г. в Каире между Государством Израиль и представителями ООП было подписано Соглашение в отношении первого этапа осуществления «Декларации принципов организации временного самоуправления» о введении Палестинского самоуправления (сектор Газа и район города Иерихон на Западном берегу реки Иордан). Тем самым было положено начало Палестинской национальной автономии. С этой даты официально начался так называемый «переходный период», который должен был завершиться, таким образом, к 4 мая 1999 г.
Вскоре, 17-18 мая 1994 г. сектор Газа и район города Иерихон на Западном берегу реки Иордан перешли под контроль палестинцев, а 1 июля 1994 г. глава ООП Я. Арафат буквально с триумфом возвратился в Палестину и возглавил новую администрацию Палестинской автономии.
29 августа 1994 г. между
Государством Израиль и предста
27 августа 1995 г. в Каире был подписан протокол о дальнейшей передаче полномочий и ответственности Палестинской автономии.
Вскоре, в том же 1995 г. был достигнут еще более существенный прогресс, когда 24 сентября в египетском городе Таба было парафировано, а 28 сентября в Вашингтоне подписано Временное соглашение, которое за основу для урегулирования берет резолюции Совета Безопасности ООН №№ 242 и 338, а также решения Международной конференции по Ближнему Востоку в Мадриде (1991 г.).
В соответствии с ним на Западный берег реки Иордан и сектор Газа существенно распространялась власть Палестинской автономии (Осло-II).
В соглашении предусмотрен роспуск израильской гражданской администрации и вывод израильских военных властей, а также запланированная передача полномочий и ответственности механизму самоуправления палестинцев на «переходном этапе» – Палестинскому законодательному Совету.
В нем содержатся также положения о формах участия в выборах палестинцев, проживающих на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа, а также в Иерусалиме – палестинцы старше 18 получили право принимать участие в выборах местной администрации, которые должны были быть проведены 20 января 1996 г., и в него включено положение относительно международного наблюдения за процессом выборов.
Одной из основных характерных особенностей этого соглашения стало также положение о разделении Западного берега на три района, каждый из которых имел различную степень ответственности со стороны Израиля и Палестинской автономии, в том числе области A, B и C.
Вскоре, 20 января 1996 г. на территории Палестинской автономии прошли выборы в Палестинский законодательный Совет в составе 88 человек. Председателем Исполнительного органа Палестинского законодательного Совета на 5-летний срок был избран Председатель ООП Я. Арафат. На выборах он получил подавляющее большинство голосов (88%). С этого момента Я. Арафат как лидер Палестинской автономии стал носить титул, обозначаемый арабским словом «Раис».
Вместе с тем не все, как в Израиле, так и среди палестинцев, поддержали начавшийся на Ближнем Востоке мирный процесс и его первые успехи.
В рядах ПДС активизировались две организации: «Исламское движение сопротивления – ХАМАС» и «Исламский джихад», которые в качестве методов использовали прежде всего террор. Так, 1994-1995 гг., а также последующие годы были отмечены целой серией террористических актов, произошедших на Ближнем Востоке.
К непримиримым относились и экстремисты из Израиля, которые вскоре перешли к действиям: 4 ноября 1995 г. религиозный фанатик-еврей совершил покушение на И. Рабина, в результате которого премьер-министр Израиля был убит.
До этого, 24 февраля 1994 г., от пуль израильтянина открывшего стрельбу в мечети города Хеврон погибло свыше 80 палестинцев. В ответ 10 марта 1994 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию №904, которая предусматривает меры по обеспечению безопасности населения, проживающего на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа. Эти меры были конкретизированы в соглашении, подписанном Государством Израиль и ООП 31 марта 1994 г.
Растущая угроза со стороны экстремистов мирному процессу на Ближнем Востоке взволновала международное сообщество.
В результате в целях принятия мер противодействия актам насилия на Ближнем Востоке 13 марта 1996 г. в Шарм-эль-Шейхе (Египет) состоялся так называемый антитеррористический саммит, участие в котором приняли США и РФ как ко-спонсоры мирного процесса на Ближнем Востоке, Египет и Иордания, урегулировавшие к этому моменту свои отношения с Израилем, представители стран Западной Европы (Великобритания, Франция, Германия и Италия, а также др.) и, что очень важно, участники конфликта – Государство Израиль и палестинцы (Сирия и Ливан участие в нем не принимали). В качестве наблюдателя участие в антитеррористическом саммите принял Генеральный секретарь ООН.
В принятом по результатам его работы совместном заявлении были осуждены «все акты терроризма, во всех его формах, независимо от их мотивов и авторов», а также заявлено о поддержке продолжения переговорного процесса и его укрепления политическими и экономическими средствами.
Победа 29 мая 1996 г. на парламентских выборах в Израиле правого блока Ликуд, после чего пост премьер-министра Израиля занял Б. Нетаньяху, который получил 50,4 % голосов избирателей (тогда как его соперник на парламентских выборах кандидат от Партии труда Ш. Перес смог получить только 49,6 % голосов избирателей), так же, как и террор, оказала в целом негативное влияние на дальнейший ход мирного процесса на Ближнем Востоке.