Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 15:13, реферат
Вот уже более полувека положение на Ближнем Востоке осложняет до сих пор не прекращающийся арабо-израильский конфликт. В настоящее время конфронтация между государством Израиль и соседними с ним арабскими странами, а также палестинцами – одна из самых актуальных проблем международного характера, и от того, будет ли она решена, во многом зависит будущее этого региона земного шара.
Тем временем 17 августа – 12 сентября 2005 г. была осуществлена практическая реализация так называемого «плана Шарона».
Как заявил тогда сам премьер-министр Израиля А. Шарон, эвакуация еврейских поселений и войск является «трудным и болезненным, но необходимым» и одновременно «правильным» решением, которое пойдет только на пользу Израилю и сделает его сильнее. По словам А. Шарона, после ухода Израиля может открыться новая возможность для выполнения международно-признанного плана ближневосточного урегулирования «Дорожная карта». С другой стороны, «размежевание позволит отвлечься от вопросов безопасности и сфокусировать внимание на социальных и экономических проблемах». В обращении к израильскому народу А. Шарон заявил, что «размежевание позволит Израилю вплотную заняться внутренними проблемами» - важнейшими национальными приоритетами А. Шарон назвал сокращение социального неравенства, борьбу с бедностью, улучшение образования, усиление личной безопасности всех граждан Израиля. В то же время А. Шарон дал понять, что, уйдя, Израиль будет внимательно следить за ситуацией, и любые атаки на Израиль со стороны палестинцев «натолкнутся на железный кулак».
Генеральный секретарь
ООН К. Аннан расценил этот шаг
правительства Израиля как «
Совет Безопасности ООН
также приветствовал вывод евре
Таким образом, курс правительства А. Шарона на урегулирование палестино-израильского конфликта становился все более и более очевидным. Однако неожиданная болезнь, настигшая А. Шарона 5 января 2006 г., в результате которой он стал неспособен физически исполнять обязанности премьер-министра Израиля, фактически перечеркнула результаты, достигнутые ранее в рамках процесса ближневосточного урегулирования, по крайней мере поставила их под большой вопрос.
И хотя буквально сразу
же исполняющий обязанности
Дело в том, что, с одной стороны, созданная А. Шароном специально в преддверии намеченных в Израиле парламентских выборов партия «Кадима» 28 марта 2006 г., даже в условиях отсутствия харизматического лидера, одержала на них победу: Э. Ольмерт получил возможность возглавить правительство Израиля и тем самым сохранить преемственность.
С другой стороны, этому может воспрепятствовать победа на прошедших еще 25 января 2006 г. выборах в Палестинский законодательный Совет представителей «Исламского движения сопротивления – ХАМАС», которые смогли получить в парламенте 76 мест из 132 и тем самым обойти правящую партию ФАТХ (всего 43 места).
В этих условиях приезд представителей «Исламского движения сопротивления – ХАМАС» в Россию 3-5 марта 2006 г., когда они имели встречу с министром иностранных дел России С.В. Лавровым, может способствовать их выходу из изоляции, в которую попали и палестинцы в целом, но только в том случае, если новое руководство Палестинской автономии, которое сейчас представляет сформированное 20 марта 2006 г. правительство в составе членов «Исламского движения сопротивления – ХАМАС», но без участия ФАТХ, откажется от своей непримиримой позиции в отношении Израиля.
И здесь, конечно же, свой вклад должно внести международное сообщество и, прежде всего, так называемая «четверка» (ООН, США и РФ, а также ЕС), поскольку именно последняя имеет сейчас реальную возможность оказать воздействие на обе конфликтующие стороны и тем самым способствовать максимальному сближению их позиций. Хотя, с другой стороны, преувеличивать потенциал «четверки» все-таки не стоит, т.к. только участники пока еще до сих пор непрекращающегося арабо-израильского конфликта и, прежде всего, Государство Израиль и палестинцы способны положить конец этой длительной конфронтации и принести на Ближний Восток столь долгожданный мир.
Глава 3. Арабо-израильский конфликт в зеркале общественного мнения в странах Запада и Востока
Исторические по своей значимости события, происходящие в рамках до сих пор не прекращающегося арабо-израильского конфликта, вызывают не только повышенный интерес к ним со стороны руководства стран Запада и Востока, но и большой общественный резонанс в мире, в том числе среди общественности США и Канады, СССР/РФ, стран Западной Европы (Великобритании, Франции, Германии и Италии), арабских стран, а также представителей обеих конфликтующих сторон – жителей Государства Израиль и палестинцев.
Фактически интерес к арабо-израильскому конфликту со стороны общественности этих стран является значительным. Его появление связывается, с одной стороны, с тем, что страны Запада и Востока непосредственно участвуют в событиях на Ближнем Востоке, а также активно проводят в этом регионе земного шара свою внешнюю политику, а с другой – с тем, что в рамках арабо-израильского конфликта происходят исторические по своей значимости события, которые вызывают большой общественный резонанс в мире, и прежде всего в странах Запада и Востока.
Взгляды жителей стран Запада и Востока в отношении арабо-израильского конфликта можно раскрыть с помощью данных, которые были извлечены из многочисленных опросов общественного мнения, проведенных начиная с 1948 г., т.е. после того, как арабо-израильские противоречия переросли на Ближнем Востоке в борьбу, носящую открытый характер.
3.1.США и Канада
Мнение общественности
США в отношении арабо-
При этом во время «Шестидневной» войны 1967 г. уровень симпатий американцев в отношении Израиля достиг 56 %. Затем, во время «Октябрьской» войны 1973 г. он снизился до 47 %, а в условиях агрессии Израиля против Ливана в 1982 г. вновь возрос до 52 %. Тех же, кто предпочитал отдать свои симпатии арабским странам, палестинцам, насчитывалось 4, 6 и 10 % соответственно. Нейтралитет в арабо-израильском конфликте тогда занимали 25, 22 и 29 % соответственно.
Только в сентябре 1982 г., когда в условиях агрессии Израиля против Ливана произошли трагические события в лагерях палестинских беженцев Сабра и Шатила, повлекшие за собой жертвы среди палестинцев, американцы, как и вся мировая общественность в целом, изменили свою точку зрения в отношении политики Израиля на Ближнем Востоке. Руководство Израиля было подвергнуто критике. В результате из числа американцев тогда только 32 % симпатизировали Израилю и уже 28 % - арабским странам, палестинцам.
И хотя в 1980-е годы почти для половины американцев (49 %) Организация освобождения Палестины (ООП) являлась прежде всего «террористической организацией» (хотя с этим не были согласны 37 % американцев), тем не менее они считали, что мир на Ближнем Востоке необходим.
Так, в 1982 г. 46 % американцев высказались «за» создание независимого Палестинского государства и только 23 % полагали, что палестинцы должны продолжать жить так же, как и раньше. Появление собственных государственных структур у палестинцев, по мнению американцев, это одно из важнейших условий того, чтобы на Ближнем Востоке наступил мир (65 %). При этом этот основополагающий вопрос палестинской проблемы необходимо решить на основе резолюции Генеральной ассамблеи ООН №181 от 29 ноября 1947 г., считали американцы (55 %), из которых только 26 % полагали, что независимое Палестинское государство может принести угрозу существованию Израиля.
В 1980-е годы, с точки зрения американцев, Израиль должен пойти на контакт с ООП. С этим был согласен 41 % опрошенных лиц. Однако 30 % считали, что «Израиль прав, когда не имеет дело с ООП». Неуверенность при ответе на этот вопрос проявили 16 %, а 13 % вообще затруднились ответить.
США должны соблюдать
нейтралитет в арабо-израильско
С другой стороны, значительные по своей численности еврейская и арабская общины США высказались иначе. В частности, евреи и арабы, проживавшие в США, заявили в 1980-е годы о поддержке тех конфликтующих на Ближнем Востоке сторон, которым они, вследствие своей приверженности к одной религии (иудаизму и исламу), отдавали свои симпатии, т.е. соответственно Израилю (евреи) и арабским странам, палестинцам (арабы).
Фактически их точка зрения отличалась от мнения американцев в целом: стремление к нейтралитету, которое в 1980-е годы демонстрировали американцы, у них отсутствовало. Отказ идти на компромисс долгое время являлся характерной чертой, присущей взглядам евреев и арабов, проживающих в США.
В 1990-е годы, в условиях мирного процесса на Ближнем Востоке американцы поддержали начавшийся диалог между Государством Израиль и палестинцами. По мнению большинства американцев, обе стороны должны пойти на взаимные уступки, и именно это является залогом успеха в деле мира на Ближнем Востоке.
После того как в 2000 г. произошло обострение ситуации на Ближнем Востоке, мнение американцев в отношении арабо-израильского конфликта мало в чем изменилось. Американцы, как и раньше, выступали за отказ от использования силы, а также за начало диалога между Государством Израиль и палестинцами и, кроме того, возлагали надежду на то, что руководство США, сохраняя нейтралитет в арабо-израильском конфликте, своими действиями в регионе будет способствовать успеху в рамках процесса ближневосточного урегулирования. При этом одной из его целей, по мнению американцев, должно стать создание независимого Палестинского государства (в настоящее время большинство – более 50 % – выступает «за» появление у палестинцев своего государства, которое должно мирно сосуществовать рядом с Государством Израиль).
Это, однако, не сказалось
на симпатиях американцев в
Кроме того, существенно и то, что американцы при ответе на вопрос «Кто, по Вашему мнению, несет ответственность за эскалацию конфликта на Ближнем Востоке?» неизменно заявляют о том, что это прежде всего палестинцы (30 % и выше), тогда как Государство Израиль менее ответственно за происходящее на Ближнем Востоке (10 % и выше). Причем по мере того, как ситуация в регионе все более и более осложнялась, разрыв между этими показателями увеличивался.
В августе 2005 г. правительство Израиля во главе с премьер-министром А. Шароном приступило к практической реализации так называемого «плана одностороннего размежевания», в соответствии с которым предполагалось ликвидировать еврейские поселения в секторе Газа (всего 21), а также часть (4) на Западном берегу реки Иордан.
В результате из числа американцев 41 % поддержал этот шаг Израиля, тогда как 24 % считали, что это «неправильно», а 36 % затруднились дать ответ на вопрос.
Оказалось также, что
неуверенность американцев усил
Примечательно, что отличную
от американцев позицию в арабо-
В условиях Суэцкого кризиса 1956 г. таких среди канадцев насчитывалось 81 %, а в дальнейшем – во время «Шестидневной» войны 1967 г. и «Октябрьской» войны 1973 г., а также агрессии Израиля против Ливана в 1982 г. – 55, 61 и 70 % соответственно. Количество же тех, кто отдал свои предпочтения какой-либо из двух конфликтующих сторон, в целом было невелико: Государству Израиль – 14, 36, 32 и 17 % соответственно, арабским странам, палестинцам – 5, 9, 7, 13 % соответственно. При этом нередко значительное число канадцев вообще затруднялось дать ответы на вопросы.
Все это объяснялось прежде всего «оторванностью» Канады от происходящего на Ближнем Востоке и вследствие этого не столь высоким (как, например, в США) интересом к арабо-израильскому конфликту со стороны канадцев.
3.2.СССР/РФ
Что касается мнения, которое в отношении арабо-израильского конфликта имели жители еще одной, наряду с США, «сверхдержавы» - СССР, то, учитывая тот факт, что долгое время у абсолютного большинства советских людей возможность выразить свое мнение была очень ограничена, узнать, какова же была их точка зрения на проблемы Ближнего Востока, достаточно сложно. При этом господство в СССР идеологии марксизма-ленинизма, единственно существующей в то время, фактически исключало существование на официальном уровне каких-либо других альтернативных по своему характеру мнений, которые отличались бы от официальной позиции руководства страны в арабо-израильском конфликте.