Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 18:30, дипломная работа
Цель: выявление связи между атрибутивным стилем и субъективным благополучием старшеклассников.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме;
2. Определить выраженность атрибутивного стиля и субъективного благополучия старшеклассников;
3. Выявить характер взаимосвязи между атрибутивным стилем и субъективным благополучием;
4. Составить профили атрибутивного стиля и субъективного благополучия.
5. Описать рекомендации, способствующие развитию оптимистического атрибутивного стиля.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
Глава 1: ТЕОРЕТИКО - ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ В ИЗУЧЕНИИ АТРИБУТИВНОГО СТИЛЯ И СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
1.1. Психологическое содержание понятия «субъективное благополучие»…………………………………………………………….7
1.2. Виды, факторы и критерии субъективного благополучия. Особенности субъективного благополучия старшеклассников………16
1.3. Атрибутивный стиль как предиктор субъективного благополучия……………………………………………………………..23
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………………………………....30
Глава 2: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АТРИБУТИВНОГО СТИЛЯ И СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1. Организация и методы исследования………………………………31
2.2. Анализ и обработка результатов……………………………………35
2.3. Рекомендации и упражнения по развитию оптимистического атрибутивного стиля…………………………………………………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….….50
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..58
Детерминантами субъективного благополучия выступают своеобразно связанные инстанции личности – как внешние, так и внутренние. Поэтому смысложизненные ориентации, представления о себе в связи с объективными показателями жизнедеятельности и социального познания и составляют детерминантный комплекс субъективного благополучия.
На основании имеющихся теоретических разработок проблемы субъективного благополучия выделяют несколько комплексов, составляющих конструкты в результате взаимодействия инстанций, и являющихся наиболее важными с точки зрения качества жизни и его субъективной оценки:
1) комплекс отношений с малым социумом (семья, родственники, друзья, знакомые, коллектив на работе и т.д.);
2) комплекс отношений с большим социумом (ситуации в стране: экономическая, политическая, социальная);
3) комплекс трудовых процессов (профессия, профессиональная группа, профессиональный интерес, профессиональное общение, доход);
4) комплекс жизненных процессов (потребности, безопасность, здоровье, экология);
5) комплекс интересов (коммуникативные, познавательные, материальные, духовные и др.);
6) комплекс внутриличностных процессов (система ценностных ориентаций, соотношение между внутренними и социальными ценностными ориентациями, самоотношение, самооценка, баланс между притязаниями и самооценкой);
7) комплекс состояний и свойств (темперамент, свойства личности, эмоциональные состояния);
8) комплекс социального
опыта (способы преодоления
Обобщение характеристик всех выделенных комплексов позволяет определить основные структурообразующие факторы, которые можно отнести к любому комплексу: мотивационные, содержательные, гигиенические, когнитивные и эмоциональные:
1) Мотивационные факторы включают в себя достижения, признание, рост, качество жизнедеятельности;
2) Содержательные факторы – это содержание жизни и деятельности, взаимоотношения с другими;
3) К гигиеническим факторам субъективного благополучия относятся условия жизни и деятельности, экология (жизни, души);
4) Когнитивные факторы – знания о мире, о себе, жизни и деятельности, их соотнесение и оценка.
Все выделенные факторы определенным образом определяют степень удовлетворенности личности и уровень ее субъективного благополучия. В свою очередь, удовлетворенность выступает внутренним фактором личности, определяющим и познавательную активность, и взаимоотношения с субъектами различных видов деятельности, и отношение к самому себе как субъекту и личности. Она определяет качество жизнедеятельности человека и является тем необходимым регулятивным компонентом, без которого невозможно полноценное существование субъекта и эффективность его социальных взаимодействий. Отсюда вполне закономерно выделение таких ее видов, как удовлетворенность трудом, жизнью, общением, собой и своими социальными контактами.
Кроме того, влияние субъективного благополучия на те или иные сферы личности, является очевидным. Например, высокий и низкий уровни удовлетворенности могут быть основанием и для личностного роста, и благоприятствующего поведения, и для различного рода издержек [7].
Критерии благополучия предопределены всей историей существования человека. Поэтому уже в процессе преимущественно ранней социализации личность усваивает их в той степени. Эти критерии могут корректироваться в течение всей жизни, составляя своего рода инстанции личности, с которыми она постоянно «сверяется». Согласно гипотезам Р. Инглхарт, существуют два наиболее важных основания для формирования критериев субъективного благополучия:
1) гипотеза ценностной
значимости недостающего. Приоритеты
индивида отражают состояние
социально-экономической среды: наибольшая
субъективная ценность
2) гипотеза социализационного лага. Соотношение между ценностными приоритетами личности и социально экономической обстановкой существенным образом зависят от временного фактора – лага, поскольку в базовых паттернах индивида отражены условия жизни, предшествовавшие его совершеннолетию.
Состояние социально-экономической среды и ценностные приоритеты личности не соотносятся между собой непосредственно: между ними вклинивается существенный временной лаг, так как базовые ценности индивида в значительной степени отражают условия тех лет, которые предшествовали совершеннолетию [18].
Становление личности – процесс непрерывный, и поэтому необходимо учитывать все изменения, происходящие с человеком в разные возрастные периоды. Вместе и изменением возрастного периода происходит усложнение критериев субъективного благополучия.
Критерии субъективного благополучия также изменяются в зависимости от эффектов социализации. На ранних ее этапах критерии определяются внешними инстанциями, которые задают их в «чистом» виде (посредством социальных требований, моды, рекламы и пр.), затем все больше – внутренними инстанциями, где основным критерием становится самореализация личности.
Слабые эффекты социализации, при которых субъект имеет возможность пользоваться ограниченной социальной информацией, порождают большую удовлетворенность и большую неудовлетворенность в отношении небольшого круга объектов жизни. Более сильные эффекты социализации представляют большее количество объектов, которыми можно быть удовлетворенным. В таких случаях имеется возможность замены одних другими, также значимыми и предпочтительными.
Основным качественным критерием благополучия во взрослости становится самореализация – профессиональная, личностная, социальная и пр. Здесь личность ориентируется на постижение смысла, осуществлению своего назначения в том его понимании, которое складывается на основе реализации познавательных способностей, формирования когнитивной карты в течение всей жизни.
Американский специалист в области образования Н. Ноддинс (N. Nodd ings) считает, что счастье редко ассоциируется с процессом учебной деятельности. Тем не менее, она пришла к выводу, что дети лучше всего усваивают учебный материал тогда, когда их благополучие находится на высоком уровне. Исходя из этого, субъективное благополучие и образование являются взаимообусловленными процессами. Таким образом, повышение уровня субъективного благополучия должно стать одной из основных целей образования. Н. Ноддинс также пришла к выводу, что дискуссии относительно взаимосвязи субъективного благополучия и образования должны стать концептуальной основой будущих реформ образования в разных странах мира.
Она считает, что уровень субъективного благополучия должен расти к старшим классам. На основании вышеизложенного можно заключить об актуальности исследований в области психологического благополучия школьников, в частности старшеклассников. Исследование субъективного благополучия подростков и старшеклассников, в отличие от исследований взрослых, началось относительно недавно. Тем не менее, расширяется объем научно-исследовательских работ, разрабатываются психометрически обоснованные инструменты исследования субъективного благополучия школьников [64].
Ригби B. и Хуебнер Э. (Rigby B. & Huebner E.) выделили такие личностные характеристики, положительно коррелирующие с субъективным благополучием, как экстраверсия, оптимистичный стиль атрибуции и эмоциональная устойчивость [66].
Кроме того, на уровень субъективного благополучия старшеклассников оказывают влияние такие факторы, как академическая успеваемость, удовлетворенность жизнью, полная или неполная семья. Чем лучше данные условия, тем выше уровень субъективного благополучия ребенка [63].
Таким образом, субъективное благополучие личности представляет собой сложное социально-психологическое образование, на которое оказывают влияние различные факторы, и которое зависит от разных критериев.
Для старшеклассников определяющими характеристиками субъективного благополучия личности, являются сфера взаимоотношений, материальных ценностей, межличностной активности, успешной учебной деятельности.
Согласно философскому словарю, пессимизм (от лат. pessimum наихудший) – это мироощущение, проникнутое унынием, безнадежностью, неверием в лучшее будущее; изображение всего в мрачном свете. Оптимизм (от лат. optimus – наилучший), в отличие от пессимизма, – такое восприятие жизни или настроение, которое отмечает в вещах и явлениях их лучшие стороны и вообще надеется на благоприятный исход, верит в непрерывный прогресс.
Оптимизм и пессимизм есть особые способы восприятия мира и его оценки, а также особые стили мышления, включающие в себя анализ, оценку и прогнозирование событий жизни – как личной, так и социальной. И оптимизм, и пессимизм имеют свою достаточно конкретную внутреннюю структуру, логику, базовые установки, т.е. своеобразный скелет и связывающий раствор, на которых они держатся [37].
Под атрибутивным стилем понимается характерный способ, которым люди объясняют себе причины различных событий. Понятие атрибутивного (или объяснительного) стиля является ключевым понятием переформулированной теории выученной беспомощности и депрессии, предложенной Мартином Селигманом и Лином Абрамсоном [10].
Большинство исследователей сходятся во мнении, что счастье и благополучие — субъективные характеристики. В западной культуре много внимания уделяется объективным детерминантам счастья, т. е. тому, насколько благополучие зависит от факторов окружающего мира как навязанных человеку (культура, традиции) и подлежащих контролю (брак, доходы), так и личностных (пол, возраст).
В современной зарубежной литературе можно выделить два основных подхода к изучению оптимизма и пессимизма: исследование диспозиционного оптимизма (Ч. Карвер, М. Шейер и др.) и исследование оптимизма как атрибутивного стиля (М. Селигман, К.Петерсон и др.). Подходы имеют близкие теоретико-методологические основания, и могут рассматриваться в рамках позитивной психологии как родственные и взаимодополняющие направления.
Согласно концепции М. Шайера и Ч. Карвера оптимизм — это, в целом, ожидание хороших результатов при столкновении с проблемами в важных для человека сферах жизни. Оптимизм позволяет индивидууму активизироваться и приложить усилия, чтобы достичь поставленной цели в период столкновения с препятствиями и трудностями. Пессимизм определяется как вера или ожидание, что события сложатся не так, как человеку хотелось бы. В целом, люди с оптимистической направленностью предполагают, что все сложится в их пользу, в то время как пессимисты полагают, что вероятность того, что с ними могут произойти негативные события больше [48].
Согласно данному подходу, счастливые индивиды — это те, у кого больше преимуществ и меньше неприятностей. Исходя из исследований благополучия, ученые выяснили, что объективные обстоятельства, демографические переменные и жизненные события коррелируют со счастьем значительно слабее, чем можно было этого ожидать. Исследования зарубежных психологов Б. Хэди и А. Уэринга показали, что люди, пережившие значимые события, которые оказали влияние на их уровень удовлетворенности жизнью, склонны возвращаться к своему прежнему уровню субъективного благополучия. Р. А. Каммис и Х. Нистико высказали предположение, что в основе субъективного благополучия лежит потребность в удовлетворенности самим собой.
Субъективное восприятие собственного благополучия – явление, которое во многом обусловленное и являющееся результатом оценочной функции психики человека. В первую очередь, имеется ввиду, такие оценочные феномены, как «субъективное отношение», «Я-концепция», «самооценка», «самоотношение», «каузальная самоатрибуция», а также другие интегрально-устойчивые оценочные образования самосознания. Отечественный исследователь (Н. А. Батурин) утверждает, что «предназначение оценок всех типов и видов связано с регуляцией и саморегуляцией почти любого акта взаимодействия человека с предметным миром, с другими людьми, с обществом» [3; С.4].
Сторонники атрибутивного подхода исследуют процесс и результат осмысления субъектом происходящего с ним, а также любой информации, полученной посредством самонаблюдения и рефлексии. Ярким примером данного подхода может служить теория каузальной атрибуции Б. Вайнера.
Сущность модели каузальных самоатрибуций по Б. Вайнеру состоит в том, что причина поведения личности описывается согласно двум основаниям:
1) внутренняя или внешняя по отношению к индивидууму;
2) относительно стабильная или нестабильная во времени.
В качестве наиболее часто употребляемых причин используются: способности, усилия, трудность задачи и удача. Каждая из этих причин поведения может быть оценена представленным выше основаниям. Так, способности – это внутренний и относительно стабильный фактор, в то время как усилия – внутренний, нестабильный фактор. Трудность задачи – внешняя и относительно стабильная причина, а удача является внешней и нестабильной. Позднее к этой модели Б. Вайнер добавил параметр – контролируемость/ неконтролируемость [65].
В свете проблемы субъективного благополучия интерес представляет точка зрения А. Бандуры, в которой утверждается, что значимым параметром, провоцирующим включение индивида в процесс деятельности (по сути психологическим механизмом) являются представления о собственной самоээфективности или убежденность в наличии способности успешно достигнуть результата. Представления о самоэффективности определяют уровень усилий, настойчивость и выбор задач [59].
Выделяют три аспекта личности, которые могут выступать предикторами удовлетворенности жизнью:
Существует два подхода к изучению оптимизма и его измерению:
1) М. Ф. Шейер и К. С. Карвер полагают, что оптимизм — это обобщенные положительные ожидания индивида, которые можно в большей или меньшей степени распространить на всю его жизнь;
Информация о работе Связь атрибутивного стиля и субъективного благополучия старшеклассников