Внешнеполитические отношения США и России в глобальном мире: диалектика развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 11:17, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования:
1) структура международных отношений в глобальном мире усложнилась, это приводит к тому, что отношения между сверхдержавами, такими как Россия и США, развиваются в противоречивом ключе; 2) глобальные проблемы, в решении которых могут сотрудничать США и Россия, не сняты с повестки дня. Их по-прежнему необходимо решать, и успех их решения во многом зависит от уровня сотрудничества между Москвой и Вашингтоном;

Содержание

Введение……………………………………………………………………...........7
1 Генезис внешней политики в российско-американских отношениях……...12
1.1 Этапы становления: от концепции "сдерживания" до политики
"разрядки"………… ……………….……………………………..……..12
1.2 Истоки зарождения идеологического противостояния России и
США…..…………………………………………………………………23
2 Взаимодействие России и США в 1990-х годах: политические аспекты.....39
2.1 Стратегия взаимодействия России и США в решении проблем
глобальной безопасности…………….………………………………..39
2.2 Противодействие в контексте политики "двойных стандартов" в
российско-американских отношениях…...………………………….50
3 Современное состояние российско-американских отношений……….…....50
3.1 Влияние глобальных вызовов на эффективность развития
российско-американского партнерства……………………..………..66
3.2 Особенности внешнеполитических отношений США и России на
современном этапе…………………………………….………………80
Заключение………………………………………………………………………88
Список использованных источников……..……………………………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

ВКР ТРОЦКО К.Н..doc

— 577.50 Кб (Скачать документ)

Москва ответила на «список Магнитского» зеркально, опубликовав аналогичный документ, вводящий санкции в отношении 18 лиц, причастных к легализации и применению пыток, бессрочному содержанию заключенных в тюрьме Гуантанамо, а также к нарушениям прав и свобод российских граждан в США.

Неслучайно, когда стало известно, что организаторы взрывов в Бостоне – чеченцы, многие американские комментаторы заговорили о «русском следе» в терактах, хотя Москва на протяжении многих лет пытается бороться с терроризмом в Чечне, в которой находятся исламские террористы. Большинство американских комментаторов все же признают, что накануне Олимпиады в Сочи Россия совершенно не заинтересована в том, чтобы чеченская тема вновь оказалась в центре внимания мировых СМИ. По данным The National Interest, для американцев бостонская трагедия стала оправданием российского президента за военные операции в Чечне.       

Стоит отметить, что в 2001 г. после терактов в Нью–Йорке Путин первым из мировых лидеров позвонил Джорджу Бушу, выразил свои соболезнования и предложил реальную помощь в налаживании связей с афганским Северным альянсом. И хотя Путин рассчитывал, что после 11 сентября западные партнеры приглушат критику российской политики в Чечне и война на Северном Кавказе будет признана частью борьбы с международным терроризмом, этого не произошло.

Более того, Соединенные Штаты старательно опровергали все заявления Москвы о связях чеченцев с «Аль-Каидой» США. Путин не раз предупреждал западные страны, что, предоставляя убежище чеченцам, они создают себе лишние проблемы. И в 2011г. по рекомендации российских спецслужб следователи ФБР вызывали Тамерлана Царнаева на допрос и пытались выяснить, связан ли он с экстремистскими организациями. Однако согласно вердикту никаких связей с террористами обнаружено не было. (Братья Царнаевы получили статус политических беженцев в 2002 г.) Нельзя исключать вероятность того, теракт в Бостоне был допущен умышленно, чтобы привлечь внимание к чеченской теме и использовать ее как козырь на переговорах с Россией. Спецслужбы, по некоторым данным, давно уже вели наблюдение за братьями Царевыми, и многие в конгрессе обвиняют их сейчас в «преступном попустительстве». Действительно, еще пять месяцев назад находящийся под наблюдением Тамерлан Царнаев создал в YouТube страничку под названием «Террорист», на которой были выложены видеоролики экстремистского содержания. А его младший брат Джохар обозначил свой статус в Twitter: «буду погибать молодым». У многих наблюдателей возник вопрос, откуда у чеченцев появились сложные взрывные устройства и целый арсенал оружия. Родители Царнаевых уверяют, что их сыновей подставили. Издания Infowars и Natural news, которые в свое время обнародовали «неудобную правду» о событиях 11 сентября, убеждены, что нынешний теракт выглядит не менее управляемым, чем падение башен-близнецов в Нью-Йорке. Больше всего вопросов вызывают фотографии с бостонского марафона, на которых изображены атлетического вида мужчины в штанах военного покроя и черных куртках. Все они с большими рюкзаками, напоминающими те, в которых находились взрывные устройства. Журналисты уверяют, что это сотрудники частной военной компании The Craft, основанной легендарным американским снайпером Крисом Кайлом (на бейсболке одного из подозрительных мужчин можно даже увидеть характерный логотип The Craft в виде стилизованного черепа). Фотографии «оперативников» запрещено публиковать в СМИ, и у многих это вызывает подозрения.

Подозрительными кажутся и учения, которые, по словам некоторых очевидцев, проходили перед началом марафона. И, может быть, неслучайно многие американские политики, связанные со спецслужбами, призывают допрашивать оставшегося в живых террориста «в особом режиме», присвоив ему статус военнопленного и поместив в тюрьму в Гуантанамо.

Как бы то ни было, теракты всегда были инструментом, с помощью которого Соединенные Штаты оправдывали резкие развороты в своей политике. Да, в последнее время отношения России и США накалены до предела, стороны денонсировали ряд двусторонних соглашений, которые в том числе затрагивали вопросы борьбы с терроризмом. Администрация Обамы готова пересмотреть свои взгляды на российскую политику на Кавказе, совершив разворот на 180 градусов. Анализируя наиболее значимые темы двусторонних контактов России и США за последнее время, можно предположить, что наметились контуры  нового этапа российско-американских взаимоотношений:

1) произошла отмена поправки Джексона-Вэника, до этого Россия

вступила в ВТО. Это является бесспорным позитивным моментом;

2) одновременно с этим Федеральное Собрание РФ ответило на пресловутый «акт Магнитского» «законом Димы Яковлева» и принятием своего «черного списка», включив в него целый ряд американских граждан;

3) частично свернуто взаимодействие в сфере борьбы с наркотиками (это касается, прежде всего, американского содействия антинаркотическим структурам внутри РФ, но, согласно заявлениям ФСКН, не относится к международному взаимодействию по борьбе с наркотиками за пределами российской территории, прежде всего, в Центральной Азии и Афганистане);

4) продолжается диалог по ядерным программам Ирана и КНДР, широкому спектру проблем нераспространения ОМУ и борьбы с международным терроризмом;

5) до сих пор отсутствует взаимопонимание по проблеме ПРО, превратившейся в серьезнейший раздражитель двусторонних отношений.

Россия, безусловно, станет важным фактором, задействованным в любых сценариях развития отношений США и Китая. Для России в диалоге с США главное зафиксировать статус великой державы, что сыграет существенную роль в решении основных политических проблем.

Совершенно очевидно, что российско-американские  отношения не будут безоблачными и в дальнейшем. Россия на сегодня уже достаточно сильна и вполне способна при правильно выбранной стратегии и системе принятия внешнеполитических решений сама надежно обеспечивать свои интересы в мире, отстаивать свою конкурентоспособность. Но очевидно, что делать это будет значительно проще и эффективнее при нахождении необходимого уровня взаимопонимания с США. В России могут только приветствовать обозначившееся в последние недели стремление США вернуть диалог с Москвой в конструктивное русло, повысить уровень взаимного доверия. Такое развитие отвечало бы интересам двух стран, способствовало бы укреплению стратегической стабильности в мире.

Заключение

Проведенный анализ внешнеполитических отношений России и США в глобальном мире позволяет сделать следующие выводы:

1. Современные российско-американские отношения выходят на новый уровень. Его нельзя однозначно определить как партнерство, или как соперничество. Скорее его можно определить как прагматичное сосуществование на основах либо недоверия, либо взаимопонимания.

Новый уровень отношений между странами характеризует то, что Россия и США, являясь глобальными сверхдержавами, могут соперничать друг с другом, и чаще всего причины для соперничества находятся в сфере общих интересов.

2. Реализация Россией своей внешнеполитической стратегии предполагает конструктивный диалог с ведущими мировыми державами, в том числе и с США. Но при этом приоритетным для внешней политики России будет отстаивание собственных национальных интересов и укрепление своих позиций на мировой политической арене.

3. Заявленный США процесс «перезагрузки» вряд ли серьезно меняет расстановку сил в российско-американских отношениях. В истории этих отношений каждый этап взаимодействия новых президентских администраций характеризовался некоторым смягчением политического курса

4. Большой Ближний Восток становится одним из главных центров мировой политики, и сферой взаимодействия России и США. Взаимодействие в регионе происходит на двух уровнях: военно-техническом и политическом. Военно-техническое взаимодействие России и США косвенно осуществлялось уже в ходе боевой операции против режима Талибан: Россия снабжала боевой техникой и обеспечивала советниками подразделения Северного альянса. После свержения режима мулл Россия активно участвовала в проходившем под эгидой ООН процессе формирования новой власти в Афганистане.

Сейчас это взаимодействие заключается в том, что Россия разрешила транзит военных грузов для американских солдат через свою территорию: железнодорожные и авиаперевозки, осуществляемые через Россию, существенно снижают риск уничтожения груза в ходе атак боевиков Аль-Каиды.

5. Главной чертой современного глобального мира является ситуация, при которой государства – потенциальные соперники вынуждены сотрудничать друг с другом в решении таких значимых проблем как контроль над нераспространением ядерного оружия и борьба с международным терроризмом. Именно в этих областях, в частности, для России и США, есть перспективы для долговременного сотрудничества.

Но следствием глобального характера этих проблем является стремление каждого из двух государств обеспечить соблюдение собственных национальных интересов.

Это приводит к временному ухудшению в отношениях в результате несогласованности позиций по ряду ключевых вопросов и следованию политике «двойных стандартов».

6. Диалектический характер российско-американских отношений проявляется в направлениях, где в равной степени возможны и соперничество, и сотрудничество. Прежде всего – это энергетическая сфера. Россия обладает тридцатью процентами 30 % всех разведанных запасов газа и контролирует транспортировку энергоносителей по трубопроводной системе со всей постсоветской территории в другие страны мира.

В последние годы возникла напряженность по поводу запасов углеводородного сырья в Арктике (считается, что они составляют 13-20 процентов общемировых) – не в последнюю очередь вследствие того факта, что Россия заявила о своих притязаниях на существенную их часть.

Соперничество Соединенных Штатов и России из-за доступа к энергоносителям в Евразии и попытки военными методами решить спор о принадлежности арктических ресурсов, что уже имеет место, отрицательно скажется не только на ценах на нефть и газ.

Россия является одним из крупнейших экспортеров нефти и газа в мире в то время как США – крупнейшим потребителем.

Тот факт, что РФ использует свои природные богатства как инструмент политического влияния на соседей по СНГ, беспокоит Вашингтон. Более того, в адрес российского государства постоянно звучат обвинения в «энергетическом терроризме». Начавшийся мировой экономический кризис только усугубит эти разногласия.

7. Роль международных организаций, таких как ООН и НАТО, существенно снижается в российско-американских отношениях. Россия, являясь членом Совета Россия – НАТО, формально имеет право голоса, но в то же время лишена права «вето» на важные политические решения.

США же зачастую используют НАТО и ООН как инструмент давления на политических оппонентов, а решения последней и вовсе игнорирует, как это было в 2003 г. во время вторжения в Ирак.

Все это свидетельствует о том, что политика «двойных стандартов», пусть и смягченная демократической риторикой кабинета президента США Б. Обамы, останется частью российско-американских отношений.

Второе принципиальное направление – это трансформация модели европейской безопасности, которая так и не обрела новые контуры после «холодной войны».

Москва ожидает от Запада признания России и создаваемой ею системы безопасности (сегодня в рамках ОДКБ) равноправной и целостной геополитической единицей, которая вместе с НАТО составляла бы общее евро– атлантическое пространство безопасности.

Интерес же США заключается в том, чтобы стать главным гарантом общеевропейской безопасности, построенной на основе Североатлантического альянса.

Практическим выражением этого служит курс на расширение НАТО, включение в состав данного блока подавляющего большинства европейских стран. Остальным предлагается статус «младшего партнера».

Помимо явной конфронтационности, которую содержит такая постановка вопроса, сомнения вызывает способность альянса выполнять задачу, которую на него пытаются возложить.

8. По причинам культурно-исторического, экономического и стратегического характера Москва стремится к тому, чтобы большинство бывших советских республик участвовали в ориентированной на нее системе безопасности (ОДКБ) и интеграционном проекте (ЕврАзЭС). Например, сохранение и укрепление позиций в энергетике соседних стран является залогом бесперебойного и эффективного функционирования того, что еще недавно составляло единый энергокомплекс СССР. Соединенные Штаты, напротив, проводят курс на отрыв бывших советских республик от Москвы посредством их вовлечения в военно-политические альянсы или выстраивая двусторонние партнерства в этой области. Вашингтон активно противодействует также и упрочению российских позиций в энергетике стран СНГ, что не содействует укреплению энергобезопасности Евразии. Участие Грузии и Украины в военной кампании США в Афганистане, а так же перспективы их возможного вступления в НАТО усложнят отношения России с бывшими советскими республиками и с США как с государством, пытающимся упрочить в этих странах свое влияние и ослабить российские позиции.

9. Россия и Соединенные Штаты совершенно по-разному видят собственную роль в мировой политической системе. Россия рассматривает себя как один из полюсов многополярного мира, который проводит независимый курс, основанный на собственном понимании национальных интересов и своей модели развития. Глобальная стратегия США заключается в нахождении способов реставрации фактической однополярности, а выражаясь политически корректным языком – американского лидерства.

Прежде всего, без России невозможно решить вопросы ни ядерных запасов, ни ядерного разоружения. Поскольку США и Россия владеют 95 % всех ядерных арсеналов мира, то именно они несут ответственность за обеспечение их безопасности. Для этого нужно, в первую очередь, укрепить расшатавшийся режим контроля над стратегическими ядерными вооружениями. Сотрудничество обеих стран также чрезвычайно важно для спасения режима нераспространения ядерного оружия, который оказался под угрозой развала.

Ведущаяся сейчас борьба с мировым терроризмом, несомненно, пойдет на спад без тесного сотрудничества между Вашингтоном и Москвой. Понятно, что без помощи России не удастся стабилизировать ситуацию в таких странах, как Афганистан, Ирак и Пакистан.

Информация о работе Внешнеполитические отношения США и России в глобальном мире: диалектика развития