Курс лекций по "Истории языкознания"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 23:20, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по "Истории языкознания"

Прикрепленные файлы: 1 файл

лекционный материал.doc

— 475.50 Кб (Скачать документ)
  1. Грамматика  Пор-Рояля.

    А.Арно (1612 – 1694),

          К.Лансло (1615—1695) 

Франция.

Входили в кружок при женском монастыре Пор-Рояль.

Издали «Грамматика  общая (genial) и рациональная (resonné)», содержащая основы искусства речи, изложенные ясным и естественным образом, толкование общего в языках и главные различия между ними.

Клод Лансло говорил что: «Речь - это одно из важнейших  преимуществ человека, и не сдует  считать недостойным внимания вопрос пользования этим преимуществом  со всем совершенством, которое подобает человеку…»

Основы  Грамматики Пор-Рояль:

  • Принцип рассуждения как основной прием при объяснении языковых явлений
  • Эмпирический метод (сравнение разных языков, выделение явлений и правил, общих для них в целом и специфических для каждого в отдельности)
  • Разработка универсальной грамматики

Задачи  «Грамматики Пор-Рояль»:

  • Исследовать природу слов, их строение и различные свойства, отношения между словами, их значения;
  • В результате исследования выявить общие, универсальные языковые принципы
  • Дать объяснение явлениям, лежащим в основании строения и функционирования языка;
  • Выявить соотношения, связи между категориями и явлениями языка и категориями мышления

    Общая грамматика: она приложима ко всем языка. На самом деле использовал  материал латинского, греческого, древнееврейского языков. Основное внимание уделяется  французскому с эпизодическим упоминанием  северных языков. «Общая», так как  основана на идее общности мышления всех людей. Авторы исходят из логики, категории которой универсальны 

  1. Номинализм  и реализм. Философские  теории 17-18 веков (Декарт, Лейбниц).
 

Номинализм и  реализм

Многие характерные  особенности средневековой философии  проявились в происходившей на протяжении нескольких веков борьбе реализма и номинализма. Под реализмом понималось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. 
Универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме, и только благодаря этому разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность есть не что иное, как всеобщее понятие. Поэтому для реалистов познание возможно лишь с помощью разума, поскольку только разум способен постигать общее. 
Противоположное ему направление носило название номинализма. Номинализм - это философское учение, отрицающее онтологическое значение общих понятий и утверждающее, что они существуют не в действительности, а только в мышлении. По утверждению номиналистов, общие понятия - это только имена, они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Поэтому универсалии существуют не до, а после вещей. Крайние номиналисты доказывали даже, что реально лишь единичное, а общее - только иллюзия, не существующая даже в человеческом уме. 
Спор номиналистов и реалистов возник в связи с проблемой единичного и общего, поставленной еще Аристотелем, который различал первичные и вторичные сущности, но затруднялся в определении онтологического статуса и тех, и других.
 

В 1641 году вышло  его сочинение “Размышление о  первой философии”, а в 1644 году Декарт издает более обширное сочинение под названием “Начала философии”, в которое, наконец, вошли сочинения Декарта о мире (космосе), которые он намеревался издать ещё в 1633 году. В этом сочинении он изложил грандиозную программу создания теории природы, руководствуясь своим методологическим правилом брать за основу наиболее простые, ясные положения.

Однако, философские  взгляды Декарта не отличаются простотой  и ясностью. Его философское мировоззрение  дуалистично. Материя, по Декарту, –  это не столько вещество, сколько протяженность, пространство. Материальное пространство заполняет всю безмерную длину, ширину и глубину Вселенной. Частицы материи находятся в непрерывном движении. В противоположность средневековым представлениям о конечности мира и качественных разнообразиях природных явлений Декарт утверждает, что мировая материя (пространство) беспредельна и однородна, она не имеет пустот и делима до беспредельности. Каждую частицу материи он рассматривал как инертную и пассивную массу. Движение, которое Декарт сводил к перемещению тел, возникает всегда только в результате толчка, сообщаемого данному телу другим телом. Декарт формулирует основные “правила” взаимодействия материальных частиц в следующем виде:

  • “Первое правило состоит в том, что каждая часть материи по отдельности всегда продолжает оставаться в одном и том же состоянии до тех пор, пока встреча с другими частицами не вызовет изменения этого состояния”.
  • “Второе правило, предполагаемое мною, заключается в следующем: когда одно тело сталкивается с другим, оно может сообщить ему лишь столько движения, сколько само одновременно потеряет, и отнять у него лишь столько, насколько оно увеличит своё собственное движение”.
  • “В виде третьего правила я прибавлю, что хотя при движении тела его путь чаще всего представляется в виде кривой линии и что невозможно произвести…ни одного движения, которое не было в каком-либо виде круговым, тем не менее каждая из частиц тела по отдельности стремится продолжать тело по прямой линии”.

В этих “правилах” обычно усматривают формулировку закона инерции и закона сохранения количества движения. В отличие от Галилея Декарт отвлекается от действия тяготения, которое он, между прочим, также сводит к движению и взаимодействию частиц, и упоминает о направлении инерционного движения по прямой. Но он говорит не о состоянии равномерного и прямолинейного движения, как это сформулировано у Ньютона, а вообще о состоянии, не разъясняя содержания этого термина. Состояние частей материи Декарт характеризует их величиной (“количество материи”), формой, скоростью движения и способностью изменять эту скорость под воздействием внешних частиц. Эту способность легко отождествить с инерцией. В одном из писем Декарта говорится: “Можно утверждать с достоверностью, что камень неодинаково расположен к принятию нового движения или к увеличению скорости, когда он движется очень скоро и когда он движется очень медленно”. Если говорить современным языком, то Декарт утверждает здесь, что инерция тела зависит от его скорости. В письмах Декарта встречается формулировка закона инерции, уже почти текстуально совпадающая с ньютоновской, хотя термин “инерция”, конечно, отсутствует: “Полагаю, что природа движения такова, что, если тело пришло в движение, уже этого достаточно, чтобы оно его продолжало с той же скоростью и в направлении той же прямой линии, пока оно не будет остановлено или отклонено какой-либо другой причиной”. Общей же причиной движения в дуалистической концепции Декарта является Бог, который сотворил материю вместе с движением и покоем и сохраняет их. Является ли данное утверждение способом защиты от нападок католической церкви, или оно отражает действительные убеждения Декарта? Скорее всего – и то, и другое.

Учение Декарта  о человеке также дуалистично. Человек  есть реальная связь бездушного и  безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Взаимодействие между душой и телом совершается, по предположению Декарта, посредством особого органа – так называемой шишковидной железы. Тело человека (как и тело животных) представляет собой, согласно Декарту, всего лишь сложный механизм, созданный из материальных элементов и способный, в силу механического воздействия на него окружающих предметов, совершать сложные движения.

В числе вопросов философии, которые разрабатывал Декарт, важнейшее значение имел вопрос о методе познания. Как и Ф.Бэкон, Декарт видел конечную задачу знания в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, в усовершенствовании самой природы человека. Исходный пункт философских рассуждений Декарта – сомнение в истинности общепризнанного знания, охватывающее все виды знания. Однако, как и у Бэкона, сомнение, с которого начинал Декарт, есть не убеждение агностика, а только предварительный методический приём. Можно сомневаться в том, существует ли внешний мир, и даже в том, существует ли мое тело. Но само мое сомнение во всяком случае существует. Сомнение же есть один из актов мышления: я сомневаюсь, поскольку я мыслю, следовательно я существую. Это положение часто цитируется по-французски: Je pense, donc je suis и по латыни: Cogito, ergo sum.

В учении о познании Декарт был родоначальником рационализма, который сложился в результате наблюдений над логическим характером математического  знания. Математические истины, по Декарту, совершенно достоверны, обладают всеобщностью и необходимостью, вытекающими из природы самого интеллекта. Поэтому Декарт в процессе познания исключительное значение придавал методу дедукции, суть которого состоит в том, что из небольшого числа вполне достоверных исходных принципов и положений выводятся различные также достоверные логические выводы и следствия. Метод дедукции зародился ещё в Древней Греции, но именно в трудах Декарта он подробно разработан применительно к естествознанию. Декарт не отрицал и индукции; он хорошо понимал огромное значение опыта как средства познания и критерия истины.

Учение Декарта  и направление в философии  и естествознании, продолжавшее его  идеи, получило в истории науки  название картезианства (от латинского произношения имени Декарта – Картезий). Это учение оказало значительное влияние на последующее развитие физики и философии, причем как идеализма, так и материализма. Учение Декарта о непосредственной достоверности самосознания, о врожденных идеях, об интуитивном характере аксиом, о противоположности материального и идеального явилось опорой для идеализма. С другой стороны, учение Декарта о природе и его всеобщий механистический метод делают его философию одним из этапов материалистического мировоззрения нового времени.

Декарт, как глава  философской школы, прилагал усилия к тому, чтобы его философия  была официально признана в Европе и преподавалась в иезуитских школах. Насколько это удалось  Декарту, судить трудно, т.к. в те времена  в Европе начались революционные события.

В 1648 году Декарт был вызван в Париж. Это было его  третье путешествие во Францию за время пребывания в Голландии. Первые два, в 1644 и 1647 годах, были связаны с  хлопотами по наследству. Во второй приезд влиятельные друзья выхлопотали  Декарту у кардинала Мазарини пенсию в три тысячи ливров. В мае 1648 года Декарт получил второй королевский указ о назначении ему новой пенсии и приглашение явиться в Париж, где его ожидало назначение на какую-то важную должность. Однако 27 августа на улицах Парижа появились баррикады, и Декарт поспешил вернуться в Голландию.

Готфрид Лейбниц (1646 — 1716) — немецкий ученый-математик, юрист, философ — считается последним видным представителем философии нового времени и предшественником немецкой классической философии.

Лейбниц принадлежал  к философскому направлению рационализма. В сфере его исследования основными  являлись проблемы:

• субстанции;

• познания.

2. Изучив теории  Декарта и Спинозы о субстанции, Лейбниц пришел к выводу об  их несовершенстве.

Во-первых, он не принял дуализма Декарта в смысле разделения им всех субстанций (сущностей, не нуждающихся для своего существования ни в ком и ни в чем, кроме самого себя), с одной стороны, — на высшую — Бога и сотворенные им, но независимые субстанции, с другой — всех сотворенных — на материальные (протяженные) и духовные (мыслящие).

Во-вторых, по мнению Лейбница, Спиноза, соединив все субстанции в одну (Природу-Бога), не преодолел  дуализма Декарта, так как разделил все модусы (единичные вещи —  проявления субстанции) на два класса — протяженные и мыслящие; то есть то, что у Декарта выступало двумя видами субстанций, у Спинозы стало аналогичными видами модусов (проявлений) единой субстанции.

В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц  выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основные положения данной теории (монадологии) следующие:

• весь мир состоит  из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и

Спинозы), а единую природу;

• данные субстанции называются монадами (в переводе с греческого — "единое", "единица");

• монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием;

• монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением;

• по своей сути монада — это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние;

• в силу непрерывности  своего существования монада осознает себя;

• монады абсолютно  замкнуты и независимы друг от друга (по мнению Лейбница: "не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти").

Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:

• "голые монады" — лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);

• монады животных — обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;

• монады человека (души) — обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить;

• высшая монада — Бог.

Чем выше класс  монады, тем больше ее разумность и  степень свободы.

3. Другой сферой  философских интересов Лейбница  наряду с проблемами бытия и учением о субстанциях (монадах) была гносеология (философия познания).

Лейбниц попытался  примирить эмпиризм и рационализм и сделал это следующим образом:

• все знания разделил на два вида — "истины разума" и "истины факта";

• "истины разума" выводятся из самого разума, могут быть доказаны логически, имеют необходимый и всеобщий характер;

• "истины факта" — знания, полученные эмпирическим (опытным) путем (например, магнитное  притяжение, температура кипения  воды, температура плавления различных металлов); как правило, данные знания лишь констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятностный характер;

• несмотря на то, что опытное (эмпирическое, "истины факта") знание вероятностное, а не достоверное (подобно "истинам разума"), тем не менее его нельзя игнорировать в качестве знания. Таким образом, по Лейбницу, познание может осуществляться не только путем получения только одного вида знаний — либо рационального, либо опытного, а их обоих видов, причем одно из них — рациональное (полученное на основе разума) — будет носить достоверный характер, а другое — эмпирическое (основанное на опыте) — лишь вероятностный. 
 

Информация о работе Курс лекций по "Истории языкознания"