Становление и развитие политических взглядов и деятельности Мао Цзэдуна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 14:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – дать анализ Мао Цзэдуна, как политического и государственного деятеля Китая.
Задачами исследования являются:
- анализ процесса формирования политических взглядов и начала политической борьбы Мао Цзэдуна (1940-1945 гг.);
- рассмотрение его деятельности в период гражданской войны 1946-1949 гг.;
- характеристика государственной деятельности Мао Цзэдуна в 1949-1952 гг.;
- выявление особенностей его государственной деятельности в периоды «большого скачка» и «культурной революции»;
- оценка значения его государственной деятельности и политического наследия.

Содержание

Введение…..…………………………………………………………………..…...3
1. Становление и развитие политических взглядов и деятельности Мао Цзэдуна (1940-1949 гг.) до установления власти КПК в Китае ………..……...4
1.1. Формирование политических взглядов и начало политической борьбы Мао Цзэдуна, возникновение маоизма (1940-1945 гг.) ………………….....4
1.2. Мао в период гражданской войны 1946-1949 гг. ………………..……13
2. Государственная деятельность Мао Цзэдуна в 1949-1958 гг……………. ..20
2.1. Деятельность Мао в переходный период (1949-1952 гг.), оформление культа личности вождя ……………………………………………………… 20
2.2. Первая пятилетка и кампания «Ста цветов» (1953-1957 гг.)…..…..…..28
2.3. «Движение за упорядочение стиля в партии» и «борьба против буржуазных правых элементов» ……………………………………………..………..41
3. Мао Цзэдун в период «большого скачка» и «культурной револю-ции»………………………………………………………………..…………… 75
3.1. Идеология, политика «большого скачка» (1958-1960 гг.) и его послед-ствия ……………………………..……………………………………………….. 75
3.2. Борьба Мао Цзэдуна за единоличное лидерство в партии и «культурная революция» в Китае …………………………….…………………………… 86
Заключение ……………………………………………………… ………... ...110
Список использованной литературы и источников……………..…………...114

Прикрепленные файлы: 1 файл

политика Мао.docx

— 225.06 Кб (Скачать документ)

Что касается Сталина, то он в своих геополитических расчетах 1945-1949 годов должен был принимать во внимание монополию США на ядерное оружие. Будучи не готовым противостоять ядерной атаке Соединенных Штатов, он вынужден был делать все, чтобы не спровоцировать Вашингтон8.  Инициативу Сталина ограничивало и Ялтинское секретное соглашение великих держав, принятое в феврале 1945 года, а также советско-гоминьдановский договор о дружбе и союзе, заключенный 14 августа того же года, в день капитуляции Японии. Оба они были выгодны Советскому Союзу, так как по ним СССР получал существенные экономические, политические и территориальные концессии на Дальнем Востоке. Особенно важен был договор с Чан Кайши, который сам Сталин называл «неравным». Специальные соглашения, сопровождавшие советско-гоминьдановский договор, давали советской стороне право иметь в течение тридцати лет военно-морскую базу в городе Люйшуне (Порт-Артуре), владеть портом города Далянь (Дальний) на северо-востоке Китая, а также совместно управлять Китайской Чанчуньской железной дорогой.

Вот почему вскоре после Второй мировой войны Сталин начал открыто выражать сомнения в способности китайских коммунистов взять власть: он просто не хотел ради безоговорочной поддержки КПК рисковать тем, что уже получил, оказав помощь США и Китаю в борьбе с Японией. Он посоветовал Мао Цзэдуну «прийти к временному соглашению» с Чан Кайши, настаивая на поездке Мао в Чунцин для личной встречи с его заклятым врагом, поскольку новая гражданская война может привести к уничтожению китайской нации.

Мао был недоволен таким «предательством», но не мог не подчиниться. На переговоры с Чаном надо было ехать. «Я был вынужден поехать, поскольку это было настояние Сталина»9, – говорил позже Мао Цзэдун. 28 августа вместе с Чжоу Эньлаем он вылетел в Чунцин, несмотря на то, что ЦК КПК получил письма с протестами против переговоров с Гоминьданом от различных партийных организаций. Сопровождали руководителей КПК прибывшие накануне в Яньань гоминьдановский генерал Чжан Чжичжун и американский посол Хэрли. На аэродроме перед отлетом, прощаясь с Цзян Цин (второй женой) и членами Политбюро, Мао улыбался, но, по словам Владимирова, к трапу самолета «шел как на казнь».

В итоге переговоры ни к чему не привели. Мао провел в Чунцине 43 дня, неоднократно встречался с Чаном и другими гоминьдановскими деятелями, а также с представителями либеральной общественности и даже подписал соглашение о мире, но при этом не отказался от борьбы за власть. Он сделал уступку Сталину, прекрасно понимая, что его столкновение с гоминьданом могло быть успешным только при условии оказания КПК военной и экономической помощи со стороны СССР.

К весне 1946 года все попытки великих держав примирить враждовавшие партии в Китае провалились, в мире к тому же началась «холодная война», и Сталин стал оказывать войскам коммунистов реальную помощь. В результате Маньчжурия, находившаяся по-прежнему под контролем СССР, превратилась в плацдарм КПК. В июне 1946 года в стране началась новая полномасштабная гражданская война.

Развивалась она вначале для коммунистов неблагоприятно. Гоминьдановские войска, насчитывавшие 4 миллиона 300 тысяч человек, значительно превосходили армию КПК, в которой было чуть более 1 миллиона 200 тысяч солдат и командиров. В результате, в первые же месяцы кровопролитных боев войска КПК были вынуждены оставить 105 городов и других населенных пунктов10.

12 марта 1947 года авиация Чан Кайши  нанесла бомбовый удар по самой Яньани и окрестному пещерному лагерю. Одновременно на город с юга было развернуто крупномасштабное наступление сухопутных сил Гоминьдана. К 18 марта обстановка стала критической. Гоминьдановские войска подошли уже на расстояние семи ли от города. Надо было срочно отступать. И тогда Мао отдал приказ оставить Яньань. В тот же вечер, вместе с Цзян Цин и дочерью Ли На он и сам покинул пещерный лагерь. Но, прежде, Мао приказал Пэн Дэхуаю, отвечавшему за эвакуацию, проследить за тем, чтобы комнаты во всех пещерах были хорошо выметены, а мебель не была поломана. Он не желал, чтобы гоминьдановцы думали, будто коммунисты бежали в панике11.

Армия КПК (с конца марта 1947 г. – Народно-освободительная армия Китая (НОАК)) отступила на север Шэньси в горные районы, где находилась вплоть до конца зимы 1948 г.

Однако это было апогеем военных успехов Чан Кайши. Вскоре инициатива переходит к коммунистам, чьи вооруженные силы начинают пользоваться поддержкой широких масс крестьянства, поверивших в популистские обещания. А лучшее вооружение войск Чан Кайши, включая американские танки, как бы уравновешивалось значительно более высоким моральным духом и «революционным» энтузиазмом бойцов НОАК, более зрелым военным искусством ее военачальников – Пэн Дэхуая, Чжу Дэ, Линь Бяо, Лю Бочэна, Чэнь И, Дэн Сяопина, Хэ Луна и других.

Идеи коммунистов все более широко распространялись в массах. Американский генерал Маршалл по этому поводу высказывался так: «Одни связались с коммунизмом, будучи возмущены насилием, коррупцией и полицейскими жестокостями гоминдана. Другие – с отчаяния, не видя никакой перспективы. Третьи – принимают новую власть по инерции»12.

Всю сложность ситуации осознавал и генералиссимус Чан Кайши, наблюдая, как разваливается социальный и политический механизм, создаваемый им на протяжении нескольких десятилетий: «Наша национальная мораль пришла в упадок. Положение в деревне все ухудшается. Спекулянты за одну ночь превращаются в миллиардеров, а бедные умирают от голода прямо на улице».

Гоминьдановцы не смогли добиться главной стратегической цели – уничтожить основные силы коммунистов и захватить их опорные базы13. Категорический отказ Чан Кайши организовывать жизнь в стране после окончания войны по демократическим нормам и волна репрессий против инакомыслящих обуславливают полную потерю поддержки Гоминьданом среди населения и даже собственной армии. После начала активных военных действий в 1947 г., коммунистам, с помощью Советского Союза удаётся за 2,5 года овладеть всей территорией континентального Китая, несмотря на поддержку Гоминьдана со стороны США.

В марте 1948 года, форсировав Хуанхэ, Мао и его войска перешли в провинцию Шаньси и ускоренным маршем двинулись дальше – на запад Хэбэя. Здесь, в уезде Пиншань, с весны 1947 года располагался рабочий комитет ЦК, деятельностью которого руководили Лю Шаоци и Чжу Дэ. Лю и Чжу жили в деревушке Сибайпо, расположенной в 560 ли к юго-западу от Бэйпина, в труднодоступных горах Тайшань, в узкой долине, на берегу быстрой реки.  Находясь в Сибайпо, Мао вместе с Чжу Дэ, Чжоу Эньлаем, Лю Шаоци и другими членами партийного руководства смог разработать ряд мер, которые привели к разгрому армии Чан Кайши.

В течение пяти месяцев, с сентября 1948-го по январь 1949-го, войска НОАК провели три крупнейшие стратегические операции. Одну – в Маньчжурии, другую – в Восточном Китае и третью – в районе Бэйпин — Тяньцинь. В результате было уничтожено более 1,5 миллиона солдат и офицеров противника, взяты несколько больших городов, в том числе сам Бэйпин. Уже весной 1948 года НОАК отбила Яньань, а в ноябре 1948 – январе 1949 в ходе крупнейшей Хуайхэйской битвы гоминдан потерял четверть всех своих вооруженных сил. Как выразился один из военных историков, это было «Ватерлоо Чан Кайши». В конце января 1949 года генерал Фу Цзои без боя сдает северную столицу – Пекин. В ходе непрерывных наступательных боев войска компартии овладели Нанкином. Власть Чан Кайши пала. Перебравшись на остров Тайвань, он объявил материковый Китай «зоной, охваченной коммунистическим восстанием».

В чем причины победы КПК? По нашему мнению, прежде всего, сказалась эффективность традиционного партизанского метода ведения боевых действий, активно применявшегося армией Мао на первом этапе конфликта. Отступая в первые месяцы, коммунисты старались заставить противника «покрутиться и помыкаться... чтобы он вконец измотался и стал испытывать острый недостаток в продовольствии». Этот метод Мао назвал «тактикой изматывания»14.

Гоминьдановские войска разваливались буквально на глазах. Генералы и офицеры были бессильны выправить положение. Боевой дух солдат стремительно падал. Как и в войне с японцами, армия Чан Кайши демонстрировала полное неумение воевать. Во всех частях процветали коррупция и местничество. Сильны были и пережитки милитаризма. Командиры не желали рисковать своими подразделениями, рассматривая их, прежде всего, как источник собственного политического влияния в обществе и обогащения.

Остро давала себя знать и неспособность правительства стимулировать экономическое развитие. В 1946 году в стране началась инфляция. С сентября 1945-го по февраль 1947 года курс юаня упал в 30 раз. В 1947 году ежемесячный рост цен составил 26 процентов. И кризис все продолжал углубляться. Очевидец сообщает: «Из-за инфляции мы не чувствовали себя в безопасности в финансовом отношении... Инфляция была столь стремительной, что если какой-то суммы утром хватало на покупку трех яиц, то уже днем за эти же деньги можно было купить лишь одно. Деньги возили в тележках, а цена риса была так высока, что люди, в обычные времена и не помышлявшие о воровстве, громили продовольственные лавки и выносили оттуда все, что могли».

Резко усилилось забастовочное движение: только в одном Шанхае в 1946 году произошло 1716 стачек. Весной 1948 года правительство вынуждено было ввести карточки на продовольствие во всех крупных городах и, чтобы как-то увеличить запасы зерна, ввело принудительные закупки его по заниженным ценам. Однако это последнее мероприятие оттолкнуло от Гоминьдана его естественного союзника — зажиточного крестьянина. В общем, Чан Кайши потерял как свою армию, так и тыл. Его внутренняя политика вызвала недовольство широких масс населения.

В этих условиях КПК сумела воспользоваться ситуацией и объединить вокруг себя различные политические силы. К власти она пришла не под знаменами социализма, коммунизма или сталинизма, а под лозунгами «новой демократии». И именно это-то и имело решающее значение.

Немаловажную роль играла и позиция СССР. Несмотря на то, что Сталин дал «добро» на вход КПК в Маньчжурию, он первое время придерживался осторожной линии в китайском конфликте — вплоть до успешного испытания советской атомной бомбы в августе 1949 года15. Это, конечно, не означает, что он был против коммунистической революции в Китае. Подобные суждения некоторых историков представляются неправомерными. Он, правда, первоначально высказывал мысль о возможном разделении Китая на две части — по реке Янцзы (север — за КПК, юг — за ГМД), однако отказывался от любых форм посредничества между конфликтовавшими сторонами, несмотря на неоднократные просьбы правительства Чан Кайши. И хотя он все время слал своему посольству в Китае категорические директивы, требуя не вмешиваться в конфликт, тем не менее, отнюдь не желал спасти Гоминьдан16.

Таким образом, в 1949 г. Мао Цзэдун привел партию коммунистов к власти в этой самой большой (по населению) стране мира. Китайская «новодемократическая» революция, наряду с русской, явилась одним из величайших событий XX века, а доктрина этой революции – маоизм – стала одним из главных идеологических течений.

В рассматриваемый период (1940-1949гг.) окончательно сформировалась его политическая концепция, происходит становление Мао Цзэдуна как вождя и лидера КПК, всей страны.

Уже  в самом начале своей политической «карьеры» Мао проявил себя как талантливый стратег и тактик внутрипартийной борьбы. Его путь к единоличной власти был постепенным; основными его вехами стали: шестой пленум ЦК КПК (осень 1938 г.), после которого Мао становится признанным лидером КПК; закончившаяся убедительной победой внутрипартийная борьба с Ван Мином и его сторонниками (включая кампанию чжэнфэн) за единоличную власть; VII Всекитайский съезд КПК (весна-лето 1945 г.), сделавший Мао председателем ЦК КПК, внесший в устав партии «идеи Мао Цзэдуна», победа в войне с гоминьданом (1946-1949 гг.) и обретение власти во всем Китае.

В 1940-1949 гг. как политик, Мао Цзэдун во многом должен был ориентироваться на позицию руководства СССР и идеологию международного коммунистического движения (ИККИ), поскольку был в определенной степени «ставленником Сталина», а КПК и революционное движение зависели от советской помощи: военно-технической, экономической и др. Однако, он уже тогда сохранял в своих действиях известную долю самостоятельности, что вызывало порой недовольство в Кремле.  При этом Мао, безусловно, импонировал образ вождя СССР, стиль руководства которого (со всеми присущими тому атрибутами: неограниченной властью, культом личности и т.д.), по-видимому, уже тогда становится его «политическим идеалом», вполне соответствуя традиционным китайским представлениям. 

На данном этапе сформировалась политическая, идеологическая концепция Мао Цзэдуна, которая в Китае получила название «идеи Мао Цзэдуна» (на китайском языке: «Мао Цзэдун сысян»), а в других странах –  маоизма. Для Мао Цзэдун сысян, прежде всего, была характерна «китаизация марксизма», выделение особого пути развития для Китая на основе учета его национально-исторических особенностей. Изучение «идей Мао Цзэдуна» в партии и широких массах, их включение в новый устав КПК в качестве идеологической основы, а также пересмотр истории КПК в нужном для вождя ключе, положили начало формированию культа личности Мао Цзэдуна в Китае по примеру Советского Союза.

 

2. Государственная деятельность Мао Цзэдуна в 1949-1952 гг.

 

2.1. Деятельность Мао в переходный период (1949-1952 гг.), оформление культа личности вождя

 

1 октября 1949 г. Мао Цзэдун от имени китайского народного правительства торжественно сообщил о создании Китайской Народной Республики. Незадолго до этого, 21 сентября 1949 г., была созвана первая сессия китайской Народной политической консультативной конференции в Бэйпине (Северное спокойствие), который через несколько дней был переименован в Пекин, (по-китайски Бэйцзин — Северная столица), ставшим столицей нового государства. Конференция продолжалась до 30 сентября. На ней была закреплена организация нового государства и избран состав его руководителей. В новое коалиционное правительство вошли представители восьми партий и группировок, а также «независимые личности с демократическими убеждениями». Председателем правительства стал Мао Цзэдун, а его главными заместителями – Лю Шаоци, Чжу Дэ и Сун Цинлин (вдова Сунь Ятсена). 

Информация о работе Становление и развитие политических взглядов и деятельности Мао Цзэдуна