Шпаргалка по "История международных отношений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 05:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 29 экзаменационных вопросов.
54.Краткие итоги развитиямеждународных отношений в Новое время
51. Расширение состава воюющих коалиций

Прикрепленные файлы: 1 файл

21.docx

— 263.82 Кб (Скачать документ)

С другой стороны, союзникам была нужна  достаточно сильная и самостоятельная Франция для восстановления баланса сил в Европе. Они прекрасно отдавали себе отчет в том, что в отношениях между ними имеются противоречия. Они предвидели, что с окончанием Наполеоновских войн эти противоречия лишь обострятся. Каждое из союзных государств стремилось к повышению своей роли в международных делах и вмес те с тем опасалось соперников. Франции они отводили в будущем роль страны, на которую можно было бы в случае необходимости опереться, добиваясь удовлетворения своих притязаний, или, по крайней мере, использовать как противовес более сильному сопернику.

Но договор с Францией отнюдь не исчерпывал всего многообразия проблем мирного урегулирования в Европе. С поражением Наполеона в 1814 г. рухнул и тот международный порядок, который он навязал европейским государствам в период своего могущества. Перед странами антифранцузской коалиции встала задача определить, во избежание раздоров, новые правила взаимоотношений, в том числе договориться о взаимном признании границ.

С этой целью было решено созвать  в Вене международный конгресс. Еще  до его официального открытия в европейских  столицах, в том числе в Лондоне  и в самой Вене, велись неформальные переговоры между членами антифранцузской коалиции. Для участия в конгрессе прибыли 216 представителей всех стран Европы (кроме Османской империи), включая большое количество королевских и княжеских домов, многие из которых в годы наполеоновских войн лишились своих владений и теперь добивались их возвращения.

Венский конгресс официально открылся в ноябре 1814 г., а завершился в  июне 1815 г. принятием Заключительного  акта. Формально все его участники  были равноправны. Но главную роль играли четыре союзные державы, вынесшие основное бремя борьбы с наполеоновской Францией, — Россия, Великобритания, Пруссия и Австрийская империя. От их имени переговоры вели российский император Александр I, британский министр иностранных дел лорд Каслри, прусский канцлер князь фон Гарденберг, австрийский канцлер князь фон Меттерних и другие высокопоставленные лица.

Францию на Венском конгрессе представлял  Талейран, в прошлом — участник революции конца XVIII в., крупный сановник наполеоновской империи, а теперь — министр иностранных дел правительства Людовика XVIII. Поначалу европейские дипломаты и политики относились к нему с недовери ем. Им трудно было преодолеть неприязнь, которую внушали французские захватчики на протяжении многих лет. Кроме того, и сам Талейран пользовался в их глазах далеко не безупречной репутацией. Однако все понимали, что без активного участия Франции нельзя было построить прочный международный порядок. Кроме того, Талейран умело сыграл на разногласиях между союзниками, чтобы поднять престиж Франции. Поэтому французские представители наравне с четырьмя союзными державами участвовали в поиске решений главных вопросов европейской политики.

Пленарных заседаний конгресса было немного. Работа сводилась главным образом к совещаниям представителей союзных держав с участием Франции, на которые по мере необходимости — для обсуждения какой-либо конкретной территориальной или династической проблемы — приглашались делегаты от других стран. Большую роль играли неофициальные встречи, беседы, обмены мнениями. Они происходили, как правило, в непринужденной обстановке светских увеселений — балов, приемов, театральных представлений, — изобилием которых и прославился Венский конгресс. Современники в шутку называли его «танцующим».

 

 

 

29.  Священный союз и борьба народов за самоопределение

Венский конгресс завершился в июне 1815 г. А 14(26) сентября того же года монархи России, Пруссии и Австрии подписали договор о создании так называемого Священного союза. Его текст был проникнут христианской мистикой. Как следо вало из преамбулы договора, он обязывал монархов «во имя пресвятой и неразделимой Троицы» руководствоваться в своих действиях «не иными какими-либо правилами, а заповедями святой веры, заповедями любви, правды и мира, которые должны непосредственно управлять волею царей и водительст-вовать всеми их деяниями». Из договора явствовало, что три монарха обязались защищать христианские ценности, народы и государей от происков революционеров, атеистов и либералов. Впоследствии к Священному союзу присоединилось большинство других государств Европы. Великобритания формально не вошла в состав Священного союза, но участвовала в его деятельности вплоть до начала 30-х годов XIX в., активно сотрудничая с его членами. Не присоединилась к нему и Османская империя.

В первые годы после Венского конгресса  Священный союз представлял собой  одну из основных форм международного сотрудничества европейских государств. Состоялись три конгресса Священного союза. Первый из них с 30 сентября по 21 ноября 1818 г. в городе Ахен (Экс-ла-Шапель) в западной Германии. На этом съезде Франция была окончательно признана равной себе четырьмя другими державами. 15 ноября 1815 г. Великобритания, Пруссия, Австрия, Россия и Франция подписали протокол, в соответствии с которым вернули «принадлежащее ей в системе европейской политики место». Возник так называемый «пятерной союз», или «пентархия», который формально сохранялся до середины XIX века. Он обеспечивал мир и стабильность Европы в течение этого времени.

В конце 1819 — начале 1820 г. состоялся  второй, «сдвоенный» конгресс Священного союза. Он начался в Троппау (Опава), а закончился в Лайбахе (Любляна) в Австрии. Наконец, третий конгресс состоялся с 20 октября по 14 декабря 1822 г. в Вероне (Италия). С тех пор конгрессы Священного союза, на которых были бы представлены все великие державы и другие государства, не созывались. Основной формой взаимодействия крупнейших государств на международной арене стали конференции министров иностранных дел или других официальных представителей, созываемые по какому-нибудь конкретному поводу, либо консультации' послов в Лондоне, Санкт-Петербурге или столицах других держав.

Какие вопросы обсуждали на конгрессах Священного союза? Самый главный  вопрос, который занимал монархов, это подъем национальных и либеральных  движений в Европе.

Французская революция и Наполеон разбудили национальности. Революционная Франция положила в основу своей внешней политики принцип национального суверенитета и признала право наций на самоопределение. Это вызвало огромный резонанс во всей Европе, дало мощный толчок развитию гражданских чувств и национального самосознания. Ближайшими тому прецедентами были только освободительная война XVI в. в Нидерландах и война за независимость в Северной Америке. Но первая из них во многом носила религиозный характер, была связана с конфликтом между протестантами и католиками. Поэтому ее опыт долгое время оставался невостребованным. Тогда как вторая произошла за океаном, в полудикой, по мнению европейцев, стране, которая мало походила на Старый Свет. Совсем другое дело, когда в сердце Европы, в лоне цивилизации, насчитывающей сотни лет, народам сказали: вы не просто подданные, вы граждане, вы нация, и поэтому вам принадлежат естественные и неотъемлемые права.

Наполеон пренебрегал принципом  национального суверенитета. Он по своему усмотрению перекраивал границы и создавал новые государства. Но он по-своему, парадоксальным образом, способствовал пробуждению патриотических и свободолюбивых чувств у европейских народов, со стороны которых это явилось реакцией на попрание им прав других народов и государств, на его стремление подчинить их своим государственным, династическим и военно-стратегическим интересам. Войны, которые вели европейские монархи против Наполеона, во многом носили патриотический, освободительный характер. Одна из причин победы союзников над наполеоновской Францией заключается в том, что они активно использовали важный идеологический ресурс — патриотизм, национальные чувства.

Венский конгресс, руководствуясь принципом  легитимизма, будь то в его исторической или юридической интерпретации, совершенно пренебрег интересами национальностей. Наглядным примером тому служат решения по территориальному вопросу и границам в Польше, Скандинавии и Северной Италии. Его решения, а также политика большинства европейских монархий далеко не отвечали и свободолюбивым устремлениям народов. Поэтому в начале 20-х годов во многих странах Европы возникают либерально-патриотические по своему характеру ; движения, а в отдельных местах происходят либерально-патриотические революции.

Импульс этим революциям пришел из Южной Америки, где в период Наполеоновских войн развернулось движение за освобождение от колониальной зависимости. Наполеон в 1808 г. оккупировал Испанию, сместил  законного короля и назначил на его  место своего брата. Испанские колонии  в Америке не приняли французского ставленника, отказались ему подчиняться. Это послужило толчком для  подъема патри отического движения в колониях, которое постепенно переросло в освободительную войну против испанского колониального господства.

По окончании Наполеоновских войн Испания попыталась силой подавить восстание в колониях, направив туда свои войска. Однако многие солдаты  и офицеры испанской армии, воодушевленные освободительными целями войны против наполеоновской Франции, не хотели выступать в роли душителя свободы других народов. В 1820 г. в городе Кадис поднял восстание экспедиционный корпус, предназначенный для отправки в Америку. Началась революция в самой Испании. Король был отрешен от власти, объявлена либеральная конституция, которая предоставляла гражданам гораздо более широкие права и свободы, чем французская Хартия. Вслед за Испанией, в том же 1820 г., взбунтовались военные гарнизоны в Португалии.

По примеру этих стран вспыхнули  восстания в Неаполе и Пьемонте (материковая часть Сардинского  королевства). В 1821 г. поднялись на освободительную  борьбу против господства турок-османов греки. Первыми взялись за оружие греки, жившие на юге России. В марте 1821 г. их отряды вступили на территорию зависимого от султана княжества Молдавия с целью поднять общее восстание против османского господства. В 1822 г. вспыхнуло восстание и в самой Греции. Европейские революции отозвались эхом и в России, где в декабре 1825 г. произошли антиправительственные выступления военных, в том числе на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.

Все эти революции имели две  общие черты. Они провозглашали либеральные лозунги, главным из которых было требование введения конституции. Привлекательность этого лозунга была обусловлена тем, что конституцию революционеры рассматривали как закон, обязательный для исполнения всеми, в том числе и власть имущими, включая наследственного монарха Божьей милостью. С конституцией они связывали надежду на ограничение власти монарха. Кроме того, эти революции были патриотическими, национальными. Они выражали интересы народов и национальностей, стремившихся самостоятельно определять путь своего развития. Патриотический характер революций особенно отчетливо проявился в странах, находившихся под иностранным господством, таких как Греция, или разделенных на множество государств, как Италия.

Монархи Европы истолковали революционные  выступления в Америке и в  Европе как посягательство на легитимныи порядок. По просьбе неаполитанского короля участники второго конгресса Священного союза приняли в Лайбахе решение о вооруженной интервенции в Неаполь и Пьемонт с целью восстановления абсолютистских порядков. Против этого решения возражали лишь Великобритания и Франция. Весной 1821 г. австрийские войска подавили революции в Италии. Александр I также намеревался послать в Италию свои войска, но австрийцы управились с делом раньше, чем подоспела русская помощь. В 1822 г. третий конгресс Священного союза в Вероне принял решение об интервенции в Испанию. Осуществить ее было поручено Франции, правительство которой само добивалось этой сомнительной привилегии в целях повышения международного престижа своей страны. Людовик XVIII усматривал в этом поручении знак доверия к Франции, свидетельство того, что союзники окончательно предали забвению прошлые обиды. Весной 1823 г. французский экспедиционный корпус вторгся в Испанию и подавил революцию. Это способствовало успеху контрреволюционного переворота и в Португалии.

Веронский конгресс обсуждал также  возможность вооруженной интервенции Священного союза в страны Латинской Америки с целью восстановления испанского колониального владычества. Будучи не в силах самостоятельно справиться с освободительным движением в своих колониях, Испания еще в 1817 г. обратилась к нему с просьбой о помощи. Однако этому плану не суждено было осуществиться главным образом по двум причинам. Против интервенции в Латинскую Америку возражала Великобритания, не только симпатизировавшая освободительному движению, но и защищавшая свои коммерческие интересы (еще в XVIII в. американский континент стал крупнейшим рынком сбыта ее промышленных изделий). А главное, планы интервенции решительно осуждали США.

2 декабря 1823 г. президент США  Монро выступил с посланием к сенату. Выраженные в нем идеи вошли в историю под названием «доктрины Монро». Поводом к этому выступлению послужили слухи о готовящейся интервенции Священного союза против независимых латиноамериканских государств. Немаловажное значение имело и беспокойство американцев в связи с экспансией России на северо-востоке Американского континента. Русско-американская компания, созданная в 1799 г. для освоения пушных ресурсов Аляски, постепенно распространила свою деятельность на побережье Калифорнии, где в 1812 г. был основан Форт Росс. Все это объясняет главное положение «доктрины Монро»: США объявляли Западное полушарие зоной, свободной от европейской колониальной экспансии. Не ставя под сомнение права европейских государств на те колонии, которыми они фактически владели, США заявляли, что не потерпят никаких новых колониальных экспедиций и захватов. США признавали право народов Америки самостоятельно выбирать форму правления и правительство в своих государствах, без вмешательства извне. Они дек-

ларировали свой нейтралитет в  конфликте между бывшими испанскими колониями и метрополией. Возражая против интервенции европейских государств в дела Америки, США одновременно брали обязательство не вмешиваться в дела Европы.

Фактически такая позиция США  помогла молодым латиноамериканским государствам отстоять свою независимость от попыток Испании восстановить свое господство при поддержке Священного союза. К середине 20-х годов XIX в. большинство испанских колоний Латинской Америки провозгласили свою независимость. Возникли независимые государства Парагвай (1811 г.), Аргентина (1816 г.), Чили (1818 г.), Колумбия и Венесуэла (1819 г.), Мексика и Перу (1821 г.), Боливия (1825 г.) и др. В колониальной зависимости от Испании остались только острова Куба и Пуэрто-Рико. По мере успехов освободительной борьбы возникло и движение за их объединение в союзное государство, наподобие США в Северной Америке. Горячим поборником единства был Симон Боливар, один из основных вождей освободительной войны, ставший в 1819 г. президентом федеративной республики Великая Колумбия, в состав которой входили Венесуэла, Новая Гранада (Колумбия), Панама и Эквадор. По его инициативе в 1826 г. в Панаме состоялась объединительная конференция латиноамериканских государств. Однако в силу многих причин — территориальных и иных противоречий, слабости экономических и иных связей и пр. — в развитии Латинской Америки восторжествовали центробежные тенденции.

Информация о работе Шпаргалка по "История международных отношений"