Шпаргалка по "История международных отношений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 05:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 29 экзаменационных вопросов.
54.Краткие итоги развитиямеждународных отношений в Новое время
51. Расширение состава воюющих коалиций

Прикрепленные файлы: 1 файл

21.docx

— 263.82 Кб (Скачать документ)

 

Нет необходимости следить за дальнейшими  перипетиями войны. Аахенский мир 1748 г. окончательно отдал Силезию  в руки Фридриха II. Мария-Терезия  была вне себя от ярости. Она заявила  английскому послу, который имел неосторожность поздравить ее с миром, что скоро надеется вернуть свое, «хотя бы ей пришлось отдать на это  последнюю юбку». Для нее было ясно, что отныне самым опасным  соперником Австрии в германских делах была Пруссия, которая стала  великой державой Европы. Марии-Терезии  удалось создать против Фридриха II коалицию, в которую вошли Франция  и Россия. После этого против Пруссии  начата была так называемая «Семилетняя  война» (1756–1763 гг.).

 

21. Война за независимость британских колоний в Северной Америке и европейские державы

Семилетняя война оказала большое  влияние на положение в Северной Америке. По Парижскому мирному договору 1763 г. восточная часть Луизианы была присоединена к британской колониальной империи. Британские колонисты были рады этому приобретению: перед ними открывалась перспектива хозяйственного освоения огромной территории, протянувшейся на тысячи километров с запада на восток и с севера на юг. Особенно радовались добытчики пушнины, потому что эти дикие края представляли собой прежде всего гигантские охотничьи угодья. Но радость их была преждевременной. Правительство метрополии рассудило иначе. Оно запретило колонистам переселяться на вновь приобретенные земли бывшей французской Луизианы.

Британское правительство руководствовалось  рядом соображений. Во-первых, соображениями фискального характера. Сильно поиздержавшись во время Семилетней войны, оно решило увеличить доходы бюджета путем повышения всякого рода налогов, пошлин, сборов. Если бы колонисты в массовом порядке стали переселяться в глубь континента, в прерии, леса, то с них действительно трудно было бы взыскать причитающиеся налоги. Во-вторых, британское правительство было озабочено реакцией индейских племен на вторжение колонистов на их земли. Северная Америка в то время была очень слабо заселена европейцами. В британских колониях в середине XVIII в. жило чуть более миллиона европейских колонистов. К ним нужно добавить несколько сотен тысяч чернокожих рабов, привезенных сюда из Африки или купленных на невольничьих рынках Вест-Индии. Причем, колонисты были сосредоточены вдоль береговой линии Атлантического океана. В бывших французских колониях Канаде и Луизиане, площадью в несколько раз превосходивших 13 британских колоний на побережье, европейских колонистов было и того меньше — всего лишь около 20—40 тыс. человек. В то же время индейские племена насчитывали несколько миллионов человек. Во время Семилетней войны французские колониальные власти привлекали к борьбе с англичанами индейские племена, поскольку соб ственных сил не хватало. Поэтому британское правительство очень беспокоило то, что необузданные и алчные переселенцы могут спровоцировать восстание индейских племен.

Но колонисты, думавшие о собственной выгоде, не принимали в расчет опасения британского правительства. Они восприняли решение британского правительства о запрете колонизации Луизианы как вопиющее нарушение своих законных прав. Тем более что за эти права они сами проливали кровь на войне. Отряды колонистов во главе с плантатором из Виргинии Джорджем Вашингтоном сражались в Семилетней войне бок о бок с солдатами британской армии.

Впрочем, дело далеко не сводилось  к меркантильным интересам, алчности колонистов. В действиях правительства метрополии они усмотрели прежде всего попытку ущемления своих прав и свобод, которые они, совершенно в духе Просвещения, считали своим естественным и неотъемлемым достоянием. Суть петиций и протестов, которыми колонисты направляли британскому правительству, заключалась в следующем. Они были готовы платить налоги, пошлины и другие государственные сборы, исполнять государственные обязанности наравне с прочими подданными английского короля. Но при условии, что при этом не нарушались бы их права, включая право участвовать в процессе законотворчества. Колонисты утверждали, что если бы они были представлены в британском парламенте своими депутатами, то они подчинились бы закону, даже если бы он им не нравился. Но в том-то и дело, что колонисты там не были представлены. Парламент принимал законы, затрагивающие права и интересы колонистов, без их ведома и согласия. Напрашивался вывод, что в Лондоне относятся к колонистам, как людям второго сорта, мнением которых можно пренебречь. Это обстоятельство больше всего и возмущало колонистов.

В 1775 г. в городе Филадельфия собрался Континентальный конгресс, на котором  были представлены все тринадцать колоний, кроме Канады (ее пригласили прислать своих представителей, но никто от нее не приехал). Он и возглавил восстание колоний против метрополии. Первое сражение между отрядами повстанцев и колониальными войсками произошло 19 апреля 1775 г. близ городов Лексингтон и Конкорд. Уже в ходе вооруженной борьбы члены Конгресса, ввиду явного нежелания британских властей идти на уступки, пришли к выводу о неизбежности разрыва с Великобританией.

4 июля 1776 г., Континентальный конгресс принял  декларацию о независимости США. В истории международных отношений это был весьма неординарный акт. Самым близким по времени прецедентом являлось лишь низложение испанского короля Филиппа II семью мятежными провинциями Северных Нидерландов в 1581 году. Это решение далось колонистам не без колебаний. Многие из них, включая руководителей борьбы против метрополии, долго не решались произнести слово «независимость», были законопослушными людьми, отнюдь не анархистами. Они привыкли подчиняться закону, считали, что государство воплощает божественный порядок, нарушение которого является тяжким грехом. Нельзя забывать и о том, что большинство из них были глубоко религиозными людьми, пуританами, строго следовавшими нормам религиозной морали. Первоначально колонисты исходили из возможности компромисса с метрополией. Они готовы были удовлетвориться уступками с ее стороны.

В Лондоне многие политические деятели, включая депутатов парламента, также склонялись к компромиссу с колониями, считая их требования оправданными. Но были силы, полностью исключавшие компромисс. Именно такую позицию занимал король Георг III, который отличался тем от своих предшественников, что вообще любил продемонстрировать свою власть, наподобие самодержавных монархов континента. В нарушение политических традиций британской монархии он даже пытался править вопреки настроениям парламентского большинства. Чрезмерная жесткость позиции правительства метрополии по отношению к колониям была важной причиной того, почему конституционный конфликт перерос в войну за независимость.

Лишь  когда колонисты убедились в  том, что правительство Георга III отвергает саму идею компромисса и стремится силой навязать им свою волю, они прибегли к этой крайней, как они считали, мере — они решили отложиться от метрополии. Война продолжалась до 1783 года. В нее на стороне колонистов вступили некоторые европейские страны, прежде всего, Франция. Ее правительство стремилось взять реванш за поражение в Семилетней войне, вернуть колонии, которые англичане отобрали. Франция также хотела восстановить баланс сил между основными державами, нарушенный победой Великобритании. Поэтому, начиная с 1763 г., она усиленно готовилась к реваншу. Во Франции осуществлялись реформы, направленные на повышение боеспособности армии и флота, их подготовку к войне. Когда в британских колониях вспыхнуло восстание, французские правящие круги решили, что час выступления пробил. В 1778 г. Франция заключила союзный договор с правительством США, а в 1780 г. направила в США свои войска и флот. Кроме Франции в войне на стороне колонистов приняла участие Испания. Она была союзницей Франции по «семейно му пакту» 1761 года. Кроме того, там правила родственная французскому королю династия Бурбонов.

Для французской монархии союз с  США был достаточно рискованным  шагом. Ведь с точки зрения династического права, это была война между мятежниками  и законной властью. Французский король, вместо того, чтобы всеми силами и средствами прийти на помощь своему «брату» английскому королю, принял сторону мятежников. Тем самым он как бы оправдывал мятеж против законной власти. Но Франция и раньше отличалась своеобразным поведением на международной арене, ставя во главу угла свои династические или государственные интересы. В XVI в. в борьбе против Габсбургов она опиралась на мусульманскую Турцию, а в XVII в. — на протестантские государства. Так что поддержка повстанцев в целом соответствовала прагматизму французских политиков и дипломатов. Но на этот раз французская монархия действительно играла с огнем. Через несколько лет после победы американских повстанцев над метрополией в самой Франции разразилась революция, которая смела королевскую власть. И мольбы Бурбонов о помощи, обращенные к монархам Европы, оказались в общем тщетными.

Большинство государств Европы заняло по отношению  к войне за независимость в  Северной Америке нейтральную позицию. Они руководствовались при этом собственными государственными и торговыми интересами. Даже если они не сочувствовали повстанцам, они хотели ослабить международные позиции Великобритании, чрезмерно, по их мнению, усилившейся в результате Семилетней войны. Но будучи заинтересованы в развитии торговли с этой страной, они не желали портить с ней отношений. Однако морская блокада американских портов, объявленная Великобританией, грозила распространением военных действий на моря, омывающие берега Европы. Вооруженные корабли американцев (каперы) стали охотиться за британскими и нейтральными торговыми судами, перевозившими гражданские грузы между портами Европы. Поэтому в 1780 г. Россия энергично выступила в защиту свободы мореплавания, угрожая применением вооруженной силы в случае нарушения кем-либо этой свободы. Политика России в этом вопросе получила название вооруженного нейтралитета. Ее поддержали сначала государства Се-иерной Европы — Голландия, Дания, Швеция, — а затем и многие другие — Пруссия, монархия Габсбургов, Португалия, Королевство Обеих Сицилии. Впрочем, Голландия в 1780 г. нарушила нейтралитет и вступила в войну против Великобритании. Политика вооруженного нейтралитета не ставила целью поддержать американских повстанцев. Государства, проводившие ее, защищали собственные торговые и иные интересы. Однако по своим результатам она оказалась полезна США, поскольку Великобритания была вынуждена открыть американские порты для торговых судов под нейтральным флагом.

3 сентября 1783 г. в Версале был  подписан мирный договор между  Великобританией, с одной стороны,  и США, Францией, Испанией и  Голландией, с другой. Он объединил  прелиминарные мирные договоры, подписанные Великобританией с США и их союзниками ранее. По мирному договору с США 30 ноября 1782 г. Великобритания признала свои бывшие колонии суверенным и независимым государством (его границы были определены специальными статьями договора) и отказалась от всех претензий к ним в будущем. Она обязалась вывести свои войска, гарнизоны и корабли с территории США. По прелиминарному мирному договору с Францией и Испанией 20 января 1783 г. Великобритания уступила Франции остров Тобаго в Вест-Индии и возвратила Сенегал в Африке, а Испании вернула остров Менорку в Средиземном море. В Индии Франция и Великобритания вернули друг другу все территории, захваченные во время войны. По прелиминарному мирному договору с Нидерландами 2 сентября 1783 г. Великобритания получала Негапатам, голландскую факторию в Индии.

Формально условия Версальского мирного  договора означали некоторое восстановление баланса сил, нарушенного в пользу Великобритании ранее, в результате Семилетней войны. Однако фактически дело обстояло гораздо сложнее. Версальский мир 1783 г. не только не укрепил Вестфальскую систему международных отношений, но даже еще больше ее расшатал. Причину этого следует искать в тех принципах, которые были положены в основу этого договора.

 

 

22. Мижнародныя адносины  в Центральной и Усходняй Еуропе  у апошняй трэци 18 ст. (убрать  ненужное)

Дворянско-династической дипломатии абсолютных монархий XVIII века был нанесен  сокрушительный удар Французской буржуазной революцией 1789–1794 гг. Этим событием открывается  период побед и утверждения капитализма  в передовых странах.

 

В противовес дворянско-династической  внешней политике и самовластию  абсолютных монархов победившая буржуазия  выдвинула принцип верховенства нации. Нацию буржуазия отождествляла  с собой. Поэтому в ее понимании  верховенство нации имело классово ограниченный смысл буржуазного  господства. Впервые принцип верховенства нации был провозглашен в области  дипломатии в Соединенных штатах Америки в период борьбы за независимость (1775–1782 гг.). Дальнейшее развитие этот принцип получил во время Французской  буржуазной революции конца XVIII века.

 

Буржуазия, победившая во Франции  в годы революции, требовала подчинить  ее классовым интересам все управление внешней политикой. Стараясь доконать остатки феодально-монархических сил, она провозгласила лозунги равенства народов, их свободы и братства. Она демонстративно отвергла политику завоеваний и тайных договоров. Но провозглашенная таким образом новая внешняя политика не получила осуществления и осталась в рамках словесных деклараций, если не считать отдельных попыток практического ее применения в период до термидорианского переворота 27 июля 1794 г.

 

После 9 термидора начинается восстановление институтов и методов дипломатии абсолютизма. Переходя к завоевательной внешней политике и овладев старой государственной машиной, победившая буржуазия не стремится ее сломать: она желает использовать государственный  аппарат и приемы дипломатии абсолютных монархий, лишь видоизменив и приспособив  их к собственным классовым целям.

 

Завершение этого процесса происходит в пору термидорианской реакции  и Директории. В эти годы восстанавливается  министерство иностранных дел, воскресают ранги французских дипломатических  представителей, возрождаются прежние  формы дипломатических сношений и переписки. В дальнейшем сохраняется  и влиятельная каста профессиональных дипломатов, вербуемых преимущественно  из верхушки дворянской знати.

 

Со временем, однако, на руководстве  внешней политикой сказалось  упрочение парламентского строя  и буржуазно-демократических свобод в передовых странах. Пресса и  борющиеся политические партии приобретают  значительное влияние на дипломатию. В дипломатические сношения вносится больше гласности. Деятельность министров  иностранных дел и послов подвергается некоторому контролю представительных учреждений. Влияние прогресса техники, в частности усовершенствование средств связи, также оказывает воздействие на организацию управления внешней политикой: большая быстрота сношений способствует и большей централизации и оперативности дипломатического руководства.

Информация о работе Шпаргалка по "История международных отношений"