Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 11:17, контрольная работа
Назначением конституционно-правовых норм является регулирование общественных отношений, составляющих предмет рассматриваемой отрасли права. В результате действия конституционно-правовых норм возникают конституционно-правовые отношения. Они обладают общими чертами, свойственными всем правоотношениям, независимо от того, нормами какой отрасли права порождаются. Всякое правоотношение есть результат урегулированности правовой нормой общественного отношения. Вследствие этого устанавливаются юридические связи между соответствующими субъектами, в которых один субъект обладает определенными правами, а второй - корреспондирующими им обязанностями или оба связаны взаимными правами и обязанностями. Именно через правоотношения реализуются нормы права.
1 Особенности конституционно-правовых отношений и их субъектов.
2 Порядок ограничения прав и свобод личности в период чрезвычайного положения
3 Список использованной литературы.
Говоря об идеале, ученые
не выработали стержневой линии в
определении понятия
Г.Н. Чеботарев определяет гражданское общество как "целостную общественную систему, характеризующуюся развитостью рыночных отношений, наличием социальных классов и слоев, имеющих собственные, независимые от государства источники существования; экономической свободой производителей, демократичностью политических, социальных и личных свобод граждан, демократизмом политической власти, верховенством права во всех областях общественной деятельности, включая государственную[7]".
М.В. Баглай и В.А. Туманов считают, что понятие "гражданское общество" охватывает "совокупность неполитических отношений в обществе, т.е. отношения в сфере экономики, духовной жизни, образа жизни... это сфера реализации экономических, социальных и культурных прав человека и гражданина, его личных свобод и интересов[8]".
Цитируемые исследователи абсолютно солидаризируются в оценке сферы существования гражданского общества (неполитические отношения) и его главного предназначения - реализации частных интересов. Эти и другие признаки нацелены на объяснение известного рода условности, поскольку гражданское общество с успехом можно назвать и цивилизованным обществом, и идеальным, современным, правовым. В.Е. Чиркин обоснованно обращает внимание на неудачность самого термина "гражданское общество", которым, однако, приходится пользоваться, т.к. "до сих пор замены ему не найдено[9]".
В современной литературе первичный элемент построения гражданского общества заметнее всего виден в определении, сформулированном С.В. Калашниковым, пишущим о "саморегулирующей системе взаимосвязей и отношений, объединяющей граждан, а также состоящие из них материальные и материализованные образования негосударственного характера, основанные на принципах конституционного строя"[10]. Однако и здесь во главу угла ставится "система взаимосвязей и отношений", что опять же не лишено тавтологии, кроме того, словосочетание "материальные и материализованные образования негосударственного характера" само по себе нуждается в подробных дополнительных комментариях. Гражданское общество не надо жестко увязывать и с институтом гражданства, поскольку во многих саморегулирующих сферах (местное самоуправление, экономические связи, семейные отношения и т.д.) гражданство субъектов уже не носит принципиального значения.
В отечественной Конституции
Под общественностью понимают граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства, участвующих в деятельности общественных объединений и иных некоммерческих неправительственных организаций, трудовые, научно-педагогические коллективы. При этом иностранные граждане и лица без гражданства не могут представлять общественность, если она привлекается к деятельности государственных органов (такое привлечение производно от права исключительно граждан России участвовать в управлении делами государства).
Участие общественности во властеотношениях ограничено формами, установленными федеральным законом. В частности, она не может осуществлять власть как таковую - это делает весь народ: непосредственно либо через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако институты прямой демократии не годны для повседневного использования, а представительная демократия имеет существенный недостаток - опасность утраты связи представителей народа с самим народом, а значит, и подмены публичных интересов личными потребностями государственных и муниципальных служащих. В этой связи в механизме государства необходимы инструменты, позволяющие обеспечить повседневное сотрудничество публичной власти с населением через общественный контроль, независимое консультирование, правотворческую инициативу и т.д. В этих процедурах объективно может принять участие только наиболее активная часть народа - общественность.
Из представителей общественности
формируется Общественная палата России
и общественные палаты субъектов
Федерации, создаваемые для выдвижения
и поддержки гражданских
В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации[13]" представители общественности включаются в состав квалификационных коллегий судей, обладающих широкими полномочиями в отношении судей в части назначения, оценки профессиональной деятельности и наложения взысканий.
Гражданский процессуальный кодекс Российской
Федерации от 14 ноября 2002 г[14]. сохранил
существующую с советских времен
возможность участия
В дальнейшем вектор регулирования статуса общественности должен быть направлен на противодействие попыткам отдельных некоммерческих организаций монополизировать институты взаимодействия с органами публичной власти, а также на вовлечение в некоммерческие неправительственные организации самых широких слоев российского общества[15].
2 Порядок ограничения прав и свобод личности в период чрезвычайного положения
Проблема административно-
Под гарантиями понимаются правовые средства, обеспечивающие реализацию права человека и гражданина[16]. Наличие гарантий позволяет судить о реальности и обеспеченности основных прав и свобод. Проблема гарантирования прав и свобод имеет множество граней. Рассмотрение отдельных ее сторон в первую очередь будет подчинено задаче проведения анализа гарантий применительно к условиям чрезвычайного положения.
Экономические, политические, духовные гарантии образуют комплекс базовых условий, который предопределяет в целом реальность всех прав и свобод человека и гражданина, является реальной предпосылкой формирования у индивида заинтересованности в их реализации. Однако сами по себе общесоциальные факторы не всегда могут обеспечить полноценное использование прав и свобод, тем более защищать от посягательств и нарушений. Любые правомочия требуют специальной юридической поддержки. Для этого существуют юридические гарантии, включающие действующие принципы, нормы права, другие правовые явления, а конкретнее говоря, законодательно закрепленные способы, которые призваны непосредственно обеспечивать осуществление и охрану субъективных прав и свобод. Названные гарантии при известной общности объединяющих их в самостоятельный вид признаков имеют два больших подразделения: гарантии использования прав и свобод, т.е. юридические средства, которые обеспечивают их правомерную реализацию, и гарантии защиты прав и свобод, т.е. юридические средства, охраняющие их. По существу такая градация принята в науке, проявляется на практике и не вызывает принципиальных дискуссий[17].
Специальные гарантии правомерного использования личностью своих прав нацелены на создание для нее и общества оптимальной социально-правовой среды их реализации и в отличие от гарантий охраны непосредственно не связаны с правонарушениями.
К данной группе гарантий следует отнести нормы, определяющие общие условия ограничения прав и свобод граждан. В частности, положения п. 3 ст. 55 Конституции РФ, в которой сказано, что "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".
К юридической гарантии правомерной реализации прав и свобод граждан отнесем положения ст. 56 Конституции Российской Федерации, которые выступают в двоякой роли. Во-первых, в качестве общих условий по отношению к российскому законодательству о чрезвычайном положении (правовой основой чрезвычайного законодательства служит федеральный конституционный закон; чрезвычайное положение может вводиться на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях). Во-вторых, в качестве средства конкретизации в отношении общих условий ограничения прав и свобод граждан. В частности, в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия, а также что в условиях чрезвычайного положения не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные ст. ст. 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации.
Необходимо отметить, что в научной литературе, посвященной различным аспектам чрезвычайного правового режима, выявлено несколько существенных противоречий в системе его законодательного регулирования. К одной из наиболее серьезных правовых коллизий относят нахождение в ч. 3 ст. 56 Конституции РФ абсолютного запрета на возможность какого-либо ограничения права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и т.д., что, по мнению исследователей, противоречит положению Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" о возможных временных ограничениях прав и свобод граждан и, таким образом, не позволяет эффективно осуществлять режим чрезвычайного положения[18].
Указанное противоречие, безусловно, должно быть удалено из законодательства России. Иначе в Российской Федерации еще долго будет сохраняться возможность неконституционного использования режима чрезвычайного положения. И какими бы благовидными предлогами это ни объяснялось, следует помнить, что в отсутствие четко ориентированных на конституционные рамки норм закона, институт чрезвычайного положения остается во многом беззащитен. Однако для данного направления требуется отдельное, глубокое теоретическое исследование.
В качестве принципов, гарантирующих права и свободы, обоснованно выделяются принципы соразмерности их ограничений и сохранения их сущностного содержания. Статья 28 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении[19]" установила пределы применения мер и временных ограничений в условиях чрезвычайного положения. Можно выделить три критерия, определяющие названные пределы: во-первых, это объективная необходимость, обусловленная требованиями остроты создавшегося положения, во-вторых, международные обязательства Российской Федерации, вытекающие из международных договоров РФ в области прав человека, в-третьих, это недопущение дискриминации отдельных лиц или групп населения исключительно по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам.
К гарантиям обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина относится и прямое указание в законе на конкретные материально-финансовые, организационные и иные гарантии. Статья 29 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" установила гарантии имущественных и социальных прав граждан и организаций в период чрезвычайного положения.
В частности, лицам, мобилизованным для проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, гарантируется оплата труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде (ч. 1 ст. 29 ТК РФ[20]). Данная норма носит отсылочный характер. Однако действующее законодательство о труде, в том числе Трудовой кодекс РФ, не содержит положений об оплате труда мобилизованных лиц.
Лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основаниями для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством РФ.
Для практической реализации данной гарантии необходима разработка на уровне Правительства РФ соответствующего нормативно-правового акта, определяющего условия и порядок оказания государственной помощи, а также конкретизирующего его объем.
Практически все ученые в качестве конкретного вида юридических гарантий прав и свобод граждан, стимулирующих правомерную и инициативную их реализацию, называют льготы и поощрения.
Примером льгот, выступающих
гарантией лиц, выполняющих задачи
по обеспечению режима чрезвычайного
положения, могут служить нормы,
устанавливающие для
Другим видом гарантий реализации прав и свобод граждан выступают правовые средства, закрепляющие процессуальные формы реализации прав и свобод граждан. Этот вид процесса реализации прав и свобод предполагает правоприменительную деятельность соответствующих субъектов, направленную на создание дополнительных гарантий правомерного осуществления гражданами своих прав. Этот вид присущ таким правам, как право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (установление особого режима въезда и выезда, особого порядка передвижения в зоне чрезвычайного положения); право на информацию (установление особого порядка выпуска печатных изданий) и т.д.
Информация о работе Особенности конституционно-правовых отношений и их субъектов