Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 10:32, дипломная работа
В данной дипломной работе целью стало проведение комплексно-го анализа деятельности Ивана Грозного на основе современных историографических трудов. В истории Российского средневековья почти невозможно найти более противоречивую личность, чем Иоанн Васильевич IV, прозванный Грозным. Собственно фигура первого русского царя выделяется из общего ряда, и интерес к нему и его деятельности всегда был более чем высокий. В своей дипломной работе я постараюсь, опираясь на факты современной историографии, проанализировать труды современных историографов на тему оценки деятельности Ивана IV.
Введение…………………………………………………………………….
с.3
Глава 1. Сравнительный анализ деятельности Ивана Грозного отече-ственными историками…………………………………………………….
1.1.Оценка деятельности Ивана Грозного с точки зрения историка Д. М.Володихина…………………………………………………………...
1. 3. Оценка деятельности Ивана Грозного с точки зрения историка С.Б Веселовского……………………………………………………….
1.4. Приоритет торгово-экономических направлений в политике Ивана Грозного в видение истории России критика А.А.Зимина.…………….
. Избранная рада в современной отечественной историографии ..........
1.1 Происхождение термина Избранная ра-да……………………………..
1.2 Реформы Избранной ра-ды………………………………………………
Глава 2. Оценка личности и деятельности Ивана Грозного отечествен-ными историографами……………………………………………………..
2.1. Сложность и противоречивость толкования личности царя……….
2.2. Переписка Ивана Грозного в трактовке историографов……………
2.3. Реформаторская деятельность и личная жизнь Ивана Грозного на основе исторических докумен-тов...............................................................
Глава 3. Внешняя политика Ивана IV в современной отечественной ис-ториографии ........................................................................................……..……..
3.1 Опричнина как орудие Ивана Грозного в борьбе с внешним вра-гом……………………………………………………………………
3.2 Внешняя политика Ивана Грозного в оценках истори-ков……………….................................................................................................
Заключение……………………………………………………….................
Список используемой литературы………………………………………...
Именно эти послания я считаю признаком борьбы нового государственного устройства со старыми удельно-княжескими порядками. Если вчитываться в данные послания, то это выглядит именно так. Князь Курбский отстаивает порядки, бывшие в русском государстве в XII – XIV веках. Напротив, Иван Грозный утверждает необходимость усиления центральной власти для прекращения усобиц и единения государства. Тем самым, он оправдывает террор, уничтожение космополитической и западно-ориентированной Новгородской республики, террор против русского народа.
Таким образом, я вижу в Иване Грозном не только тирана,
поступки которого диктовались его самыми
отрицательными качествами личности:
подозрительностью, необоснованными страхами,
властолюбием, жестокостью, но и политика,
который действовал во благо страны.
В современной
исторической науке относительно Ивана
Грозного существуют резко противоположные
взгляды: одни считают его тираном, а его
поступки и деятельность – направленными
не на укрепление государства, а на его
личную власть. Другие же видят в Иване
Грозном царя с твердой волей и последовательной
политикой по формированию русского централизованного
государства, отвечающего требованиям
времени.
Несмотря на обилие работ, посвященных творческому пути историка, данная проблема получила недостаточное освещение в историографической литературе.
В дальнейшем тема царствования Ивана Грозного, несмотря на повышенный интерес историков к XVI-XVII вв., оказалась отодвинута на задний план другими проблемами. Возвращение к ней наблюдается в 40-е гг., когда она приобретает злободневную политическую окраску. Иван IV возводится официальными властями в ранг одного из величайших правителей в русской истории. История правления Ивана Грозного оказалась особенно популярной во время Великой Отечественной войны. Как известно Иван IV превозносился пропагандой как великий патриот, сильный и выдающийся правитель, создатель российской государственности. Личность Ивана Грозного импонировала самому Сталину. В этой связи работы, освещавшие деятельность этого царя играли с точки зрения официальных властей огромное значение.
В начале 30-х гг. некоторые историки писали о Грозном как «психически больном человеке, патологическом субъекте», признавая, правда, его острый ум. Современные ученые высказываются более осторожно, избегая негативных характеристик царя. Правление Ивана Грозного историки рассматривают как закономерный этап русской истории. Главной целью эпохи была борьба с пережитками феодального времени. Историками упоминаются и экономические процессы, проходившие в то время. Они указывают на кризисные явления в русской экономике того времени, связывая их с переходом от натурального к денежному хозяйству. Кризис усугубила Ливонская война и опричнина.
Рассматривая личность Ивана Грозного, историки, признавая присущую ему жестокость, в то же время писали о том, что данная черта была типичной для всех выдающихся правителей того времени.
В своей «Истории Московского государства» Курбский сообщает множество фактов, происшедших после его побега, и это не оставляет никакого сомнения в том, что он имел хорошую агентуру и живо интересовался всем, что происходило в покинутой им родине. И Курбский во многих местах своих писаний называет приверженцев и слуг царя Ивана, и в частности опричников, «полком сатанинским», из чего вытекало или подразумевалось, что царь Иван уподоблялся сатане.
Заслуга Ивана Грозного в издании первых русских печатных книг – несомненна. Вообще, многое в русской истории, названное «первым», связано с именем этого царя. Первая аптека появилась при нём, первое регулярное войско – стрельцы, тоже при нём. Иван Васильевич – основатель регулярных погранвойск, утвердивший 16 февраля 1571 года «Устав сторожевой и пограничной службы».
Пожарные не дадут соврать – до Ивана Васильевича пожары на Руси не тушили и не давали тушить – дескать, воля Божья; пришлось Грозному царю срубить несколько особо ортодоксальных голов, чтобы изменить в обществе взгляд на пожаротушение. В 1584 году, незадолго до своей смерти, Иван Грозный учредил Каменный приказ, которому были подчинены каменных дел мастера и кирпичники.
«А ведомо в том Приказе, всего Московского государства каменное дело и мастеры; и для какого царского строения понадобятся те мастеры, и их собирают из всех городов, и дают им ис царские казны на поденной корм денги, чем им сытыми быть мочно. Да на Москве же ведомы в том приказе известные (производящие известь) и кирпишные дворы и заводы, а где белой камень родится и делают известь, и те городы податми и доходы ведомы в том Приказе...»10 …незаурядный был правитель, несправедливо оболганный иноземцами и придворными историографами династии Романовых, и чтобы разобраться с запутанной историей библиотеки, называемой его именем, невольно придётся разгребать многовековые завалы оговоров и наветов, добросовестных заблуждений, откровенной лжи и сокрытия документов.
Тускнеет образ небывалого тирана, деспота и палача на фоне деяний «цивилизованных» монархов... Почему же во всём мире именно Иван Васильевич супер-тиран, сверх-палач?
Он и сам себя нещадно чернил: «Увы, мне, грешному! Горе мне, окаянному! Ох, мне, скверному! Я, пёс смердящий, вечно в пьянстве, блуде, прелюбодеянии, скверне, убийствах, грабежах, хищениях и ненависти, во всяком злодействе...» Это Иван Васильевич пишет игумену Кирилло-Белозерского монастыря. Прочитав это, легковерные иноземцы и делали вполне логичный и обоснованный вывод: «Иван Грозный, прозванный за свою жестокость «Васильевичем»!!!
И к тому же, не следует забывать, что западная церковь всячески одобряла и благословляла казни еретиков, а вот митрополит Московский Филипп прилюдно отказал в благословении Ивану Грозному, хоть тот трижды униженно просил его об этом. Не смог митрополит простить Ивана «за пролитую кровь христианскую».
Иоанн, доселе щадив жизнь сего последнего из верных друзей Адашева как бы для того, чтобы иметь хотя бы одного победоносного воеводу на случай чрезвычайной опасности. Опасность миновала – и шестидесятилетнего героя связанного положили на дерево между двумя огнями; жгли, мучили. Уверяют, что сам Иоанн кровавым жезлом своим пригребал пылающие угли к телу страдальца. Изожжённого, едва дышащего, взяли и повезли Воротынского на Белоозеро. Он скончался в пути. Знаменитый прах его лежит в обители Кирилла. «О, муж великий!» – пишет несчастный Курбский. – Муж крепкий душою и разумом! Священна память твоя в мире! Ты служил отечеству неблагодарному, где доблесть губит и слава безмолвствует...»11
После этого замученный до смерти князь получает во владение город Стародуб-Ряполовский (ныне Стародуб) и одновременно шлёт царю из монастырского заточения жалобу, о том, что его семье и 12 находящихся при его особе слугам не присылают положенных от казны рейнских и французских вин, свежей рыбы, изюма, чернослива и лимонов.
В 1571 году Михаил вдруг, не выходя из монастырской кельи, оказывается в кресле председателя комиссии по реорганизации обороны южных границ, доблестно побеждает в июле 1572 года крымцев в битве при Молодях, а в апреле 1573 года неутомимый Иван Грозный опять собственноручно поджаривает его на огне. Через год после второй смерти Михаил 16 февраля 1574 года подписывает новый устав сторожевой службы.12
Иван Грозный потребовал от вельмож целовать крест на верность, все клялись в верности и целовали в том крест, и тут же в Польшу сбежал князь Дмитрий Вишневецкий, до этого перебежавший из Польши к Ивану. Вновь не ужившись с Сигизмундом, трижды предатель Вишневецкий отправляется в Молдавию, где затевает государственный переворот, за что турецкий султан его в Стамбуле казнил как смутьяна и бунтовщика.
По Курбскому – сподвижника Ивана Грозного, составителя «Домостроя», священника Благовещенского собора в Москве Сильвестра злой царь сослал в заточение на Соловки, в действительности же – Сильвестр сам с именем Спиридона постригся в монахи Кирилло-Белозерского монастыря, где и отдал Богу душу.
«Кроме того, Иван послал Симеона Нагого, другое орудие своих злодеяний, ограбить и обобрать Щелкана, большого взяточника, который, женившись на молодой красивой женщине, развёлся с ней, разрезав и прорубив ей голую спину саблей. Убив Ивана Латина, его верного слугу, Симеон Нагой выколотил из пяток Щелкана 5 тысяч рублей». 13
Взяточник, столь оригинально оформлявший развод, Андрей Щелкалов, пережил Ивана Грозного и умер около 1597 года.
Практически все «достоверные свидетельства жестокости» этого периода основаны на письмах Курбского. Князь Андрей Курбский был прямым потомком Рюрика и Святого равноапостольного князя Владимира, причём по старшей линии, в то время как Грозный – по младшей, и оттого считал себя вправе претендовать на престол. Считается, что царь ненавидел его за это, а также за то, что он был «выдающимся государственным деятелем и великим полководцем».
В августе 1562 года «великий полководец» во главе 15-тысячного войска потерпел под Невелем сокрушительное поражение от 4 тысяч поляков. Были ли изменой «подозрительные сношения Курбского» с Польшей, или преступной халатностью, но ранение спасает Курбского от ответственности. Его понижают в должности – из главнокомандующего его переводят в наместники города Дерпта (Ныне – Тарту).
Командующий русскими войсками в Ливонии князь Курбский вёл личную переписку с королём Сигизмундом-Августом, обстоятельно оговаривая условия своего перехода. От самого короля, гетмана Радзивилла и подканцлера литовского Воловича были получены «закрытые листы», в которых они предлагали Курбскому оставить Московию и переехать в Литву. Получив предварительное согласие, Курбскому отправили уже «открытые листы» – официальные грамоты с большими королевскими печатями, гарантировавшие «королевскую ласку» и солидное денежное вознаграждение. (Документы эти сохранились в польских архивах).14
И только тогда, апрельской ночью 1564 года, «жертва царского произвола» князь Курбский на верёвках спустился с крепостной стены Дерпта, где внизу его ждали дети боярские С.М. Вешняков, Г. Кайсаров, И. Неклюдов, И.Н. Тараканов... Всего – 12 человек. Жену и 9 летнего сына он позабыл, и «жестокий тиран» отпустил семью изменника в Литву, чтобы они смогли воссоединиться с «благородным» беглецом, но Курбский к тому времени уже успел жениться на богатой вдове. И тут же выяснилось, что за год до побега предусмотрительный князь взял в Печорском монастыре крупный займ, и возвращать его не собирается.
В Литве предатель был радостно встречен и получил во владение город Ковель с замком, (на стыке нынешних Белоруссии, Украины и Польши) Кревскую старостию, 10 сёл, 4 тысячи десятин земли в Литве и 28 сёл на Волыни. Вот тут-то благородный и бескорыстный рыцарь и начал писать обличительные письма, с которыми опять же связано множество легенд и домыслов.
Например, как верный слуга Курбского Шибанов взялся доставить послание Курбского царю: «От господина моего, твоего изгнанника, князя Андрея Михайловича». Гневный царь ударил его в ногу острым жезлом своим: кровь лилась из язвы; слуга, стоя неподвижно, безмолвствовал. Иоанн опёрся на жезл и велел читать вслух письмо Курбского».
Только сцены этой, описанной Карамзиным, не было и не могло быть по простой причине – Василий Шибанов не мог быть гонцом из Литвы; верный слуга был брошен князем-изменником в России и арестован во время расследования обстоятельств бегства князя.
Благородный изгнанник не ограничился писанием обличительных писем. Курбский выдал литовцам всех ливонских сторонников Москвы, с которыми сам вёл переговоры, назвал имена московских разведчиков при королевском дворе.
«По совету Курбского король натравил на Россию крымских татар, а затем послал свои войска к Полоцку. Курбский участвовал в этом сражении. Несколько месяцев спустя с отрядом литовцев он вторично пересёк русские рубежи. Как свидетельствуют о том вновь найденные архивные документы, князь благодаря хорошему знанию местности, сумел окружить русский корпус, загнал его в болото и разгромил».15
«Изгнанник» захотел вернуть себе вотчинные права на Ярославское княжество. Он просил короля дать ему 30-тысячное войско, чтобы захватить Москву.
«Курбский пристал к врагам отечества... Предал Сигизмунду свою честь и душу, советовал, как погубить Россию; упрекал короля слабостию в войне; убеждал его действовать смелее, не жалеть казны, чтобы возбудить против нас хана – и скоро услышали в Москве, что 70 тысяч литовцев, ляхов, прусских немцев, венгров, волохов с изменником Курбским идут к Полоцку, что Девлет-Гирей с 60 тысячами хищников вступил в Рязанскую область…»16
Можно ли, сравнить Ивана Васильевича с более близкими нашему времени деятелями?
При проведении столыпинской реформы за 8 месяцев 1906 года по решениям военно-полевых судов было казнено 1102 человека, более 137 в месяц, а если взять казнённых при Иване Грозном по максимуму – 5 тысяч человек за 50 лет (казнили и за убийство, изнасилование, поджог жилого дома с людьми, ограбление храма, государственную измену), то простейший подсчёт даёт едва 8 человек в месяц на всю страну. Подавляющее большинство казнённых известно поимённо. «Политические» принадлежали к высшим сословиям и были виновны во вполне реальных, а не мифических заговорах и изменах. Почти все они ранее были прощаемы под крестоцеловальную клятву, то есть являлись клятвопреступниками, политическими рецидивистами.
...Близкая России и по языку,
и географически Польша
Информация о работе Оценка деятельности Ивана Грозного в новейшей отечественной историографии