Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 12:37, курсовая работа
Целью исследования является написание выпускной квалификационной работы «фонограмма как объект смежных прав» путем исследования объема смежных прав на фонограмму и способов защиты прав.
Данная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
дать понятие смежных прав и охарактеризовать круг источников авторского права, регулирующих смежные права;
определить нормы и принципы авторского права;
раскрыть особенности правового регулирования охраны смежных прав на фонограмму;
дать понятие, определить виды, способы и формы гражданско-правовой ответственности за нарушение исключительных прав на фонограмму;
Введение 3
Глава 1. Фонограмма как объект смежных прав 8
1.1. Понятие смежных прав и источники, регулирующие смежные права 8
1.2. Охрана смежных прав и свободное использование их объектов. Общие положения
Глава 2. Особенности правового регулирования охраны смежных прав на фонограмму
2.1. Понятие фонограммы
2.2. Смежные права на фонограмму и деятельность электронных средств массовой информации
Глава 3. Защита исключительных прав на фонограмму и их нарушение
3.1. Соотношение ответственности за нарушение исключительных прав на фонограмму в гражданском, уголовном и административном законодательстве
3.2. Понятие, условия и виды гражданско-правовой ответственности за нарушение исключительных прав на фонограмму
3.3. Формы гражданско-правовой ответственности за нарушение исключительных прав на фонограмму
Заключение
Список литературы
В настоящее время в рамках юрисдикционной формы защиты обычно выделяют общий и специальный порядки защиты прав.71 Общий порядок защиты смежных прав используется, когда защита смежных прав осуществляется в судебном порядке, т.е. средством защиты нарушенных прав является иск, который в зависимости от состава участников спора подается в суд общей юрисдикции или же в арбитражный суд.
Что касается специального порядка защиты смежных прав, то, исходя из содержания п. 2 ст. 11 ГК РФ, в качестве такового можно назвать административный порядок защиты гражданских прав. Специальным он является потому, что в административном порядке защита гражданских прав может осуществляться лишь в ситуациях, прямо предусмотренных законом. Более того, в любом случае решение, принятое в порядке административного разбирательства, может быть обжаловано в суд. Следует отметить, что непосредственно в отношении защиты смежных прав данный порядок в настоящее время не применяется, но, как и любой другой субъект правоотношений, обладатель смежных прав всегда вправе подать жалобу на неправомерные действия третьих лиц, пусть и не нарушающие его смежные права, но создающие неблагоприятные последствия для его деятельности (например, в рамках данного порядка можно обжаловать действия и акты государственных органов или их должностных лиц).
Другая форма защиты - неюрисдикционная, к которой относятся все действия субъектов правоотношений (например, в контексте рассматриваемой темы, связанных с защитой смежных прав), которые могут совершаться ими без обращения к компетентным органам, т.е. самостоятельно. По мнению А.П. Сергеева, к неюрисдикционной форме защиты относится и самозащита прав.72 Не давая определения этого понятия, ГК РФ все же содержит требования к способам самозащиты (ст. 14). Во-первых, эти способы должны быть соразмерны нарушению и, во-вторых, они не должны выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. Наиболее распространенными примерами самозащиты прав являются действия, совершенные в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости.
По сей день в литературе остается спорным вопрос об отношениях, в рамках которых применима самозащита. Ряд авторов под самозащитой понимают действия, направленные на защиту от нарушения гражданских прав только во внедоговорных отношениях.73 В соответствии с другой точкой зрения, это действия, направленные на защиту прав только в договорных отношениях.74 Третий подход примиряет первые два: самозащита представляет собой действия, направленные на защиту от нарушения гражданских прав как во внедоговорных, так и в договорных отношениях.75
Последняя точка зрения представляется наиболее верной, по крайней мере в отношении современного законодательства, ибо самозащита гражданских прав является универсальной формой защиты права, о чем говорится в ст. 12 ГК РФ. Именно свойство универсальности и позволяет говорить о том, что самозащита действительно применима и в договорных, и во внедоговорных отношениях, так как соответствующие действия, направленные на защиту от нарушения гражданских прав, могут быть применены управомоченным субъектом независимо от того, находится ли он в договорных отношениях с лицом (лицами), на защиту от действий которых направлено поведение данного субъекта.
Если придерживаться изложенной ранее позиции, то к самозащите можно отнести и такие действия субъектов смежных прав, как установка паролей, шифров, кодов, электронных ключей на диски с записями, предоставление организациями эфирного и кабельного вещания своим абонентам специальных антенн и декодеров и т.п. Данные действия можно сравнить с установкой собственником помещения замков на его двери: фактически и пароль, и замок используются для защиты от возможного противоправного поведения третьих лиц. В обоих случаях имеет место самозащита абсолютного права. Однако, в отличие от примера с правом собственности, пароли, дешифраторы и т.п. являются неким ключом к замку, который обладатель смежного права предоставляет пользователям, что сравнимо с предоставлением собственником ключа от замка на двери помещения в рамках, например, договора аренды. Иными словами, в случае смежных прав получается, что обладатель пароля, дешифратора и проч. вступает с субъектом смежных прав в определенные договорные отношения. Именно наличием ключа он выделяется из круга прочих третьих лиц, в отношении которых субъект смежного права имеет абсолютные права. Конечно, возможен вариант, когда субъект смежных прав записывает, например, фонограмму исключительно для себя и ставит пароль на ее носитель, чтобы предотвратить доступ к данной информации любых третьих лиц, однако такая ситуация вряд ли представляет интерес для исследования.
Что касается таких классических примеров самозащиты прав, как совершение действий в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, то в отношении субъекта смежных прав подобные ситуации сложно представить себе на практике. Это объясняется, прежде всего, самой природой смежных прав, сущность которых заключается в совокупности личных неимущественных прав их обладателей и исключительного права на использование произведения.
Говоря о неюрисдикционной форме защиты прав, нельзя не упомянуть о мерах оперативного воздействия. По мнению В.П. Грибанова, эти меры имеют правоохранительный характер. Он проявляется в том, что, во-первых, оперативные меры применяются исключительно в связи с фактом нарушения контрагентом договорных обязательств, который по времени непременно должен предшествовать применению названных мер, и, во-вторых, применение управомоченным лицом данных мер в значительной степени направлено на устранение возможных убытков в будущем.76
Меры оперативного воздействия можно определить как предусмотренные законом и (или) соглашением сторон юридические средства правоохранительного характера, которые при наличии нарушения обязательства (иногда угрозы его нарушения) применяются к должнику самим управомоченным лицом как стороной договорного правоотношения без обращения к компетентным государственным органам за защитой своего нарушенного права. Таким образом, меры оперативного воздействия имеют следующие отличия от самозащиты:
а) являются действиями юридического, а не фактического характера;
б) они применяются при условии, что это предусмотрено в законе и (или) договоре сторон;
в) при использовании оперативных мер лицо, их применяющее, не должно оценивать ни наличие вины контрагента в нарушении тех или иных обязательств по договору, ни свои действия с точки зрения их соответствия соразмерности нарушения, как это надлежит делать в случае самозащиты.
Для защиты смежных прав на фонограмму, исключительных по своему характеру, меры оперативного воздействия едва ли применимы, так как они характерны для обязательственных отношений. Хотя даже в случае нарушения договора, стороной которого является субъект смежных прав (например, организация вещания), удержание или отказ от исполнения обязательства будут неэффективны. Удержание - это предварительная мера, обеспечивающая возможность получения компенсации или взыскания убытков в дальнейшем. В рассматриваемой ситуации практическое осуществление данной меры вызывает большие сомнения.
Итак, в сфере защиты смежных прав на фонограмму неюрисдикционная форма защиты вполне применима, однако, как показывает практика, преимущественно она реализуется в рамках юрисдикционной формы с применением законодательно установленных способов защиты.
Таким образом, на основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.
В объективном смысле смежные права представляют собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по охране исполнений, постановок, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания, установлению режима их использования, наделению исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций личными неимущественными и имущественными правами и защите этих прав. Иными словами, смежные права как институт гражданского права выполняют те же функции, что и авторское право, в отношении произведений науки, литературы и искусства.
К отношениям в сфере смежных прав применяются многие нормы ГК, регламентирующие отношения и в области авторских прав, а также нормы Закона об авторском праве и смежных правах. Вместе с тем, смежные права регулируются рядом специальных подзаконных правовых актов, касающихся охраны и использования фонограмм, а также некоторыми международными соглашениями, в частности Женевской конвенцией от 29 октября 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г.) и Римской конвенции 1961 г. об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций.
Закон говорит о четырех категориях смежных прав:
- права исполнителей на их исполнения и постановки (исполнительские права);
- права производителей фонограмм на их фонограммы (фонограммные права);
- права организаций
эфирного вещания на их
- права организаций
кабельного вещания на их
Таким образом, правильнее говорить о наличии в российском законодательстве трех категорий смежных прав.
Объектами смежных прав являются фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного и кабельного вещания. Фонограмма - это любая, но исключительно звуковая запись исполнении или иных звуков: песен, музыки, голосов людей, птиц или животных, природных шорохов, шумов и скрипов: деревьев, трав, ветра или морского прибоя.
Несколько сложнее определение понятия исполнения, под которым понимается представление произведений, фонограмм, а также других исполнений посредством игры, декламации, пения, танца в контакте с аудиторией (так сказать, "в живом виде", "живьем") или с помощью технических средств (теле- и радиовещания, кабельного телевидения и т.п.). Кроме того, исполнением признается показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком).
Постановкой признается одна из форм исполнения. Поэтому понятием исполнения охватывается также и постановка определенных произведений. При этом важно подчеркнуть, что смежные права исполнителей начинают действовать, только если "живое" исполнение записывается либо передается по каналам эфирного или кабельного вещания.
В отличие от игры артистов-исполнителей звукозаписи и передачи организаций эфирного и кабельного вещания, будучи плодом не только и не столько умственного, сколько физического труда, не отражают особой творческой оригинальности их создателей. Тем не менее, мировая практика показала, что дополнительное поощрение и создателей фонограмм и вещательных организаций вполне оправданно. Оно способствует повышению качества данных продуктов человеческого труда.
Использование фонограмм и ретрансляция программ вещательных организаций расширяют аудиторию, воспринимающую исполнителей. Одновременно усиливается эффект воздействия на аудиторию: мастерски сделанные фонограммы, позволяют, к примеру, певцам вести себя на сцене более раскованно, танцевать, изящно передвигаться по зрительному залу, вовлекая в "соисполнение" слушателей, создавая у них праздничное настроение и превращая заурядный концерт в подлинный спектакль ("шоу").
Как и авторские права, смежные права возникают у их обладателей независимо от соблюдения каких-либо формальностей. Производитель фонограммы и исполнитель для оповещения о своих правах может использовать знак охраны смежных прав, помещаемый на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре. Данный знак состоит из трех элементов:
латинской буквы«Р» в окружности: (Р);
имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав;
года первого опубликования фонограммы.
Охраняемые законом смежные права признаются за их субъектами при наличии ряда дополнительных условий. В частности, права исполнителя признаются за ним в соответствии с комментируемым законом при наличии следующих условий:
- если исполнитель является гражданином РФ. Данное положение исходит из того, что исполнитель является гражданином России в момент исполнения произведения. Последующее изменение гражданства исполнителя не влияет на охраноспособность исполнения или постановки, т.е. не делает их ни охраняемыми (если исполнитель не имел российского гражданства, но затем получил его), ни неохраняемыми (если исполнитель имел российское гражданство, но затем утратил его). Если исполнение (постановка) получает охрану на основе принципа гражданства, не имеет значения, на какой территории имело место исполнение (постановка).
- исполнение или постановка впервые имели место на ее территории и записаны на охраняемую по данному закону фонограмму. Слово "впервые" употреблено здесь для того, чтобы отделить охраняемые исполнения и постановки от неохраняемых: последние имеют место за рубежом и лишь одновременно воспринимаются (например, через эфир или посредством трансляции по проводам) в России. Такие исполнения и постановки, по сути дела, имеют место за пределами территории России и на основе принципа места первого обнародования не охраняются.
- либо, не будучи записаны на фонограмму, включены в охраняемую законом передачу в эфир или по кабелю. Практическое значение эта норма имеет потому, что под нее подпадают объекты исполнительских прав, которые включены в аудиовизуальные произведения, созданные за рубежом и затем впервые передаваемые по телевидению или кабельному телевидению в России.
Разумеется, для включения исполнения или постановки в указанное аудиовизуальное произведение должно быть получено согласие исполнителя.
Если передачи российской организации эфирного или кабельного вещания, представляющие собой "прямые трансляции из-за рубежа", порождают смежные права для организации эфирного или кабельного вещания, в этом случае на основе подпункта 4 п. 1 охрану получают и включенные в них объекты исполнительских прав.
Информация о работе Защита исключительных прав на фонограмму и их нарушение