Ответственность за нарушение гражданско-правого обязательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 19:03, дипломная работа

Краткое описание

Еще в 70-х гг. Красавчиков утверждал: «...этой проблеме только цивилисты посвятили 3 докторских и около 2-х десятков кандидатских диссертаций, большое число книг и невообразимое море статей. Несмотря на такую «избалованность» вниманием ученых, проблема тем не менее не утратила своей привлекательности, а главное - практической и теоретической актуальности... Еще не было какого-то одного кардинального вопроса в проблеме ответственности, по которому мнение исследователей сводилось бы к логическому знаменателю. Более того, сама то категория ответственности настолько «заинтерпретирована», что приходиться с сожалением констатировать обесценение данного общенаучного понятия. Но именно факт того, что проблема гражданско-правовой ответственности «притягивает» внимание такого огромного количества ученых говорит о необходимости разрешения вопросов, поставленных в данной отрасли исследования.

Содержание

Проблемы дипломной работы
Введение
Ответственность за нарушение гражданско-правого обязательства:
Понятие и значение ответственности
Формы гражданско-правовой ответственности (ГПО):
Возмещение убытков: соотношение между реальным ущербом и неполученными доходами
Неустойка
Возмещение морального вреда
Ответственность за неправомерное пользование чужими деньгами
Ответственность за отдельные виды правонарушений:
Исполнение обязательств в натуре
Задаток
Залог
3.Основание гражданско-правовой ответственности:
Понятие состава ГПН
Состав ГПН как основание ответственности по обязательствам:
А. Неправомерное поведение (или противоправность).
В. Причинная связь.
С. Вина:
Понятие вины
Бремя доказывания
Вина предпринимателей
Ответственность за бремя третьих лиц и работников
Вина кредитора, просрочка должника.
Заключение.
Список используемой литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

куспаев ур.doc

— 396.00 Кб (Скачать документ)

1 Т.З. Традиционным представлялся названным авторам и набор элементов состава гражданского правонарушения, который обычно компонуется из следующих оснований (или условий) правонарушения:

о противоправное действие (бездействие),

а вред (или вредоносные последствия);

а причинная связь между противоправным действием(бездействием) и наступившими вредоносными последствиями;

о вина правонарушителя.

Некоторые авторы так же придерживаются классической точки зрения, (Иоффе О.С., В.А. Абаканова, А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой и др.)

2 Т.3. Особую точку зрения в  отношении структуры состава правонарушения и входящих в него элементов имеет С. С. Алексеев, который выделил три стороны состава: 1) объект, 2) субъект, 3) объективная сторона (объективированный вредоносный результат, противоправность, причинная связь).

Нетрудно заметить, писал Брагинский, превнося в имеющую многовековые традиции цивилистику чуждые ей уголовно-правовые учения, Г. К. Матвеев и иные сторонники состава гражданского правонарушения с удивительным рвением защищали свои позиции. И в обоснование Брагинский приводит слова Г.Ф. Шершеневича о том, что гражданская ответственность строится на иных началах, нежели уголовная. «Наказание предполагает непременно преступление ... Напротив, гражданская ответственность устанавливается иногда за пределами гражданского правонарушения. Закон может возложить на одно лицо имущественный вред, испытанный другим, хотя этот вред причинен первым без всякой вины с его стороны, даже больше, хотя бы он вовсе не был им причинен». По мнению М.С. Брагинского, основанием гражданско-правовой ответственности (единственным и общим) является нарушение субъективных гражданских прав. как имущественных, так и личных неимущественных. Применительно к отдельным видам нарушенных субъективных гражданских прав, а также субъектам, допустившим их нарушение, законодатель сформулировал обязательные общие требования, соблюдение которых необходимо для применения гражданско-правовой ответственности. Такие установленные законом требования являются условиями гражданско-правовой ответственности. К их числу относятся те же условия, входящие в состав правонарушения в традиционной точки зрения. На мой взгляд, традиционная точка зрения более приемлема, так как состав правонарушения в большей мере раскрывает понятие оснований юридической ответственности, оно не противоречит основным понятиям относящимся к гражданскому праву. Состав правонарушения является фикцией, удобной конструкцией. Нарушение договора как основание ответственности

Под нарушением понимается как неисполнение, так и ненадлежащее исполнение обязательства. (Басин Ю.Г. Сулейменов М.К. Комментарии...) В юридической литературе основанием гражданско-правовой ответственности (а в советской - одним из элементов состава правонарушения) традиционно признается правонарушение. При этом под гражданским правонарушением принято понимать не соответствующие закону действие или бездействие, иногда объединяемые одним термином «противоправное поведение».

Т.З. Так, Г. Ф. Шершеневич отмечал, что гражданское правонарушение есть прежде всего недозволенное действие, т.е. действие, запрещенное объективным правом. Поэтому всякое действие, которое является только осуществлением права, которое не выходит из пределов, очерченных законом субъективному праву, не составляет правонарушения, как бы оно ни было вредно другим лицам.

1. Т.3. Противоправность поведения, т.е. нарушение соответствующими действиями или бездействием норм права, рассматривается как абсолютно необходимый признак всякого нарушения, влекущего гражданско-правовую ответственность.

2. Т.3. Правда, О. С. Иоффе указывал и на другие критерии, которые не входят в понятие противоправности, но подлежат учету в сочетании с нормами права, в отношении которых допущены нарушения: закон в сочетании с принципами... морали, правилами... общежития, договорных условий, точно определяющих функции, выполнение которых возлагается на каждого из контрагентов. ...Если обязательство установлено посредством односторонней сделки, неправомерными признаются действия, противоречащие ее условиям».

3. Т.3. Другие авторы не рассматривают названные факторы в качестве самостоятельных критериев, подлежащих учету при оценке противоправности поведения нарушителя, а включают их в само понятие противоправности. В.П. Грибанов



противоправньпмм по нашему гражданскому г "е расходов, (бездействие), которые нарушают права и об' тгельству),

санкционированные нормами гражданского тленного

предусмотренные конкретной нормой права, нс - также смыслу гражданского законодательства». 4. Т.3 (Ю.К.Толстой, А.П.Сергеев, В.ААбаканов^ признается такое поведение, которое нарушает норм^ знал или не знал правонарушитель о неправомерности своь.

По мнению Брагинского, применительно к договорной отв&. с-ли целесообразно сосредотачивать внимание на противоправное^ нарушителя как обязательном признаке нарушения, влекущего гражданско-правовой ответственности. Такой подход ориентирует су! поиск всякий раз конкретной нормы права, которой не соответс поведение нарушителя. Достаточно сказать, что любое неисполнение или ненадлежащее исполнение договора является нарушением норм права. Это вытекает из положения, содержащегося в ГК, согласно которому обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Представляется, однако, что условие противоправности относится не к действиям (бездействию) должника, а к самому нарушению субъективных гражданских

прав. На самом деле и кредитору, и суду, рассматривающему его требование о применении к должнику ответственности за нарушение обязательства, совершенно безразлично, какие действия или бездействие должника послужили причиной неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.. Закон, по общему правилу, интересует сам факт нарушения обязательства, а не то, результатом каких действий должника явилось это нарушение, должник отвечает за противоправное нарушение субъективных гражданских прав (применительно к обязательствам - за их неисполнение или ненадлежащее исполнение), а не за гипотетические противоправные действия (бездействия), являющиеся причиной такого нарушения.

Необходимым либо факультативным условием гражданско-правовой ответственности можно признать также наличие негативных последствий в имущественной сфере лица, чьи права нарушены. Если речь идет о применении такой формы ответственности, как возмещение убытков, указанное условие носит обязательный характер, поскольку сам факт причинения убытков подлежит доказывайте лицом, чьи субъективные права нарушены. Непредставление доказательств, подтверждающих наличие убытков (вреда), вызванных нарушением субъективного гражданского права, является безусловным основанием к отказу в удовлетворении требования о возмещении убытков.

Негативные последствия имущественной сферы лица, чьи права нарушены, практически совпадают с понятием «убытки)), ЕЭ всяком случае в аспекте, имеющем правовое значение. В этом смысле можно говорить, что противоправными по нашему гражданскому праву признаются действия (бездействие), которые нарушают права и обязанности, закрепленные либо санкционированные нормами гражданского права, а также хотя и не предусмотренные конкретной нормой права, но противоречащие общим началам и смыслу гражданского законодательства».

4. Т.3 (Ю.К. Толстой, А.П. Сергеев, В.А. Абаканова) противоправным поведением признается  такое поведение, которое нарушает  норму права независимо от  того, знал или не знал правонарушитель  о неправомерности своего поведения. По мнению Брагинского, применительно к договорной ответственности вряд ли целесообразно сосредотачивать внимание на противоправности поведения нарушителя как обязательном признаке нарушения, влекущего применение гражданско-правовой ответственности. Такой подход ориентирует суды на поиск всякий раз конкретной нормы права, которой не соответствует поведение нарушителя. Достаточно сказать, что любое неисполнение или ненадлежащее исполнение договора является нарушением норм права. Это вытекает из положения, содержащегося в ГК, согласно которому обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Представляется, однако, что условие противоправности относится не к действиям (бездействию) должника, а к самому нарушению субъективных гражданских прав. На самом деле и кредитору, и суду, рассматривающему его требование о применении к должнику ответственности за нарушение обязательства, совершенно безразлично, какие действия или бездействие должника послужили причиной неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.. Закон, по общему правилу, интересует сам факт нарушения обязательства, а не то, результатом каких действий должника явилось это нарушение, должник отвечает за противоправное нарушение субъективных гражданских прав (применительно к обязательствам - за их неисполнение или ненадлежащее исполнение), а не за гипотетические противоправные действия (бездействия), являющиеся причиной такого нарушения.

Необходимым либо факультативным условием гражданско-правовой ответственности можно признать также наличие негативных последствий в имущественной сфере лица, чьи права нарушены. Если речь идет о применении такой формы ответственности, как возмещение убытков, указанное условие носит обязательный характер, поскольку сам факт причинения убытков подлежит доказыванию лицом, чьи субъективные права нарушены. Непредставление доказательств, подтверждающих наличие убытков (вреда), вызванных нарушением субъективного гражданского права, является безусловным основанием к отказу в удовлетворении требования о возмещении убытков.

Негативные последствия имущественной сферы лица, чьи права нарушены, практически совпадают с понятием «убытки)), ЕЭ всяком случае в аспекте, имеющем правовое значение. В этом смысле можно говорить, что такие негативные последствия должны быть выражены в форме расходов, которые лицо, чье право нарушено (к примеру, кредитор по обязательству), произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждения его имущества (реальный ущерб), а также неполученных доходов, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В случае применения иных форм гражданско-правовой ответственности: неустойки или ответственности по денежному обязательству - наличие негативных последствий имущественной сферы кредитора приобретает факультативный характер. Как общее правило, по требованию об уплате неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником обязательства кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (п. 1 ст. 330 ГК). Вместе с тем, учитывая, предоставленное суду право уменьшить неустойку, которая явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, мы можем говорить о факультативном характере названного условия гражданско-правовой ответственности и применительно к неустойке.

Нельзя не отметить также нарочито искусственный и во многом идеологизированный характер высказанных в юридической литературе взглядов относительно вреда, вредоносного результата как одного из необходимых оснований гражданско-правовой ответственности либо одного из элементов состава правонарушения как общего и единственного основания гражданско-правовой ответственности. К примеру, Г.К. Матвеев, по традиции оперируя конструкциями уголовного права, приходит к выводу: «В принципе все противоправные действия вредоносны. Они наносят ущерб нашему обществу, его членам, тормозят наше поступательное движение... Результаты противоправных действий прямо или косвенно отражаются на объекте правонарушений, т.е. тех защищаемых законом общественных отношениях, которые оказались предметом посягательства.

Причинная связь

Лицо, допустившее нарушение субъективного гражданского права, может нести ответственность лишь за последствия, причиненные именно этим нарушением, т.е. одним из условий ответственности является наличие причинной связи между нарушением и наступившими негативными последствиями. Установление причинной связи имеет правовое значение, а сама причинная связь приобретает характер необходимого условия договорной ответственности лишь тогда, когда речь идет о возмещении убытков. Если же применяются иные формы ответственности: неустойка (штраф, пеня), ответственность по денежному обязательству, наличие (либо отсутствие) причинной связи, впрочем, как и самих последствий в виде убытков, носит факультативный характер и приобретает правовое значение только при решении судом вопроса об уменьшении неустойки, несоразмерной причиненным убыткам.

Брагинскому представляется, однако, что вывод о невозможности решения вопроса о неустойке без установления причинной связи между допущенным нарушением и убытками противоречит не только природе неустойки и законоположениям, ее определяющим, но и элементарным правилам логики.

Причинная связь между нарушением обязательств и вызванными ими негативными последствиями подлежит установлению судом и, стало быть, приобретает правовое значение только в случае применения такой формы ответственности, как возмещение убытков. При взыскании же неустойки кредитору достаточно подтвердить соответствующими доказательствами лишь сам факт неисполнения или ненадлежащего исполнения должником обязательства. Если же должник выдвигает доводы о несоразмерности взыскиваемой неустойки последствиям допущенного нарушения и представляет доказательства, свидетельствующие о том, что убытки кредитора, вызванные нарушением, никак не могли достичь размера предъявленной им неустойки, суд может учесть и обстоятельства, связанные с наличием причинной связи. Этот вопрос в основном не имеет практического значения.

Практически все авторы подчеркивали, что понятие о причинности - это не специально юридическое понятие, оно относится к явлениям природы и является общим для всех наук, как естественных, так и гуманитарных. Ф.И. Гафзе под причинностью понимал объективную связь явлений, отражает объективный закономерности в природе и обществе, данная теория исходит из того, что «действие человека лишь в том случае может быть признано причиной данного результата, если связь этого действия с наступившим результатом является проявлением «необходимости», «закономерности», а не носит характера «стихийного совпадения событий.»1 Существую ряд теорий причинной связи:

Информация о работе Ответственность за нарушение гражданско-правого обязательства