Долевое участие в строительстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 07:44, дипломная работа

Краткое описание

В настоящее время строительство принадлежит к числу наиболее интенсивно развивающихся отраслей экономики. Это связано с тем, что изменение социально-экономической и политической ситуации, возрождение рыночных отношений в России привело к развитию негосударственного сектора в строительстве, что способствовало увеличению потребительского спроса на жилье, в то время как государство перестало играть ведущую роль в решении жилищных проблем граждан.

Прикрепленные файлы: 1 файл

текст работы.docx

— 111.00 Кб (Скачать документ)

Таким образом, законодатель четко указал, какой именно срок является определяющим в поиске ответа на вопрос о надлежащем исполнении обязательства сторон по договору. Ведь обязанности застройщика в  срок передать участнику строительства  объект недвижимости корреспондирует  обязанность участника принять  этот объект. Кроме того, факт передачи (с момента подписания сторонами  передаточного или иного документа  о передаче) застройщиком участнику  объекта долевого строительства  является основанием считать обязательства  застройщика исполненными (ч. 1 ст. 12 Закона). Соответственно теперь нет необходимости отдельно указывать в договоре срок начала и окончания строительства, а также срок сдачи готового объекта в эксплуатацию, что до недавнего времени было широко распространено в практике заключения таких договоров.

3) Следующим существенным  условием Закон называет цену  договора, сроки и порядок ее  уплаты.

Ценой договора участия в  долевом строительстве является тот объем денежных средств, который  участник обязан уплатить для строительства  объекта недвижимости. Таким образом, законодатель четко определил, что  в качестве вклада в долевое строительство  могут быть только денежные средства. В силу ч. 1 ст. 5 Закона цена договора может быть определена в договоре как сумма денежных средств на возмещение затрат на создание объекта долевого строительства и денежных средств на оплату услуг застройщика. Учитывая то, что размер привлекаемых денежных средств участников всегда превышает фактические затраты застройщика на реализацию строительного проекта и что статьей 18 Закона установлено строго целевое использование средств, полученных от участников долевого строительства, застройщики вынуждены будут достаточно точно определять размер денежных средств, направляемых непосредственно на создание объекта недвижимости и средств, получаемых ими в качестве оплаты своих услуг.

Однако  Федоров призывает нас помнить о том, что «при реализации инвестиционного проекта по строительству объектов недвижимого имущества на застройщика, как правило, возлагаются дополнительные обременения, которые непосредственно не связаны со строительством объекта (например, обязательства по безвозмездной передаче муниципальному образованию доли в площадях возводимого объекта недвижимости, совершенно обособленных объектов социальной и инженерной инфраструктуры и т.п.)»18. В связи с этим у застройщиков могут возникнуть трудности с соблюдением целевого назначения использования денежных средств.

Кроме того, установлено  общее правило, согласно которому, цена по договору участия в долевом  строительстве считается твердой, отступления (превышение) от нее не допускаются19. По соглашению сторон она может быть изменена после заключения договора, только если им предусмотрены возможности изменения цены, случаи и условия ее изменения. Таким образом, признается неправомерным требование каких-либо доплат, если только иное не предусмотрено договором.

На практике очень часто  цена определяется через стоимость  одного квадратного метра общей  площади объекта, передаваемой дольщику по окончании строительства. В этом случае, с нашей точки зрения, следует указывать в договоре, что общий объем передаваемых застройщику денежных средств определяется исходя из фактически переданной площади, и если ее размер не совпадает с  предполагаемой (расчетной) площадью, то необходимо оговорить порядок  расчета сторон по возврату или доплате денежных средств20.

Высказывалось мнение о возможности  указания в договоре участия в  долевом строительстве иного  способа определения цены, такого, например, как котировки определенного рынка или биржи21. Однако, как мы видим, такой способ определения цены недопустим в свете нового Закона.

Цена в инвестиционном договоре может быть сформулирована в виде валютной оговорки (п. 2 ст. 317 ГК РФ), то есть, определена в денежной сумме эквивалентной сумме в  долларах США или иных условных единицах, однако платежи должны осуществляться в рублях по курсу, установленному Центральным  Банком РФ.

Кроме того, в договоре должно быть определено каким образом вносятся средства единовременно или по частям. При этом периоды внесения сумм определяются годами, месяцами или неделями (ч.3 ст.5 Закона). На практике большая часть денежных средств обычно подлежит перечислению до момента завершения строительства.

Соответственно просрочка  внесения платежа является основанием для предъявления застройщиком требования о расторжении договора в судебном порядке. Однако срок такой просрочки  в случае единовременного внесения платежа должен превышать три  месяца (ч. 4 ст. 5 Закона), а в случае периодического внесения платежей такое нарушение должно носить систематический характер. Исходя из смысла ч. 5 ст. 5 Закона систематическим является нарушение срока внесения платежа более чем три раза в течение двенадцати месяцев или просрочка внесения платежа в течение более чем три месяца.

4) Важным является то, что в качестве еще одного  существенного условия договора  участия в долевом строительстве  объектов недвижимости Закон  назвал гарантийный срок на  объект долевого строительства.  Гарантийный срок для объекта  долевого строительства устанавливается  договором и не может составлять  менее чем 5 лет. Установлено,  что застройщик обязан передать  участнику долевого строительства  созданный объект недвижимости, качество которого соответствует  условиям договора либо при  отсутствии или неполноте условий  такого договора требованиям  технических регламентов, проектной  документации и градостроительных  регламентов, а также иным обязательным  требованиям. В случае если  объект долевого строительства  построен застройщиком с отступлениями  от условий договора, приведшими  к ухудшению качества такого  объекта, или с иными недостатками, которые делают его непригодным  для предусмотренного договором  использования, участник долевого  строительства, если иное не  установлено договором, по своему  выбору вправе потребовать от  застройщика безвозмездного устранения недостатков в разумный срок или соразмерного уменьшения цены договора либо возмещения своих расходов на устранение недостатков. В случае существенного нарушения требований к качеству объекта долевого строительства участник долевого строительства в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора и потребовать от застройщика возврата денежных средств и уплаты процентов. Кроме того, условия договора об освобождении застройщика от ответственности за недостатки объекта долевого строительства являются ничтожными.

Высказывая мнение о недостатках  принятого Закона, И. Ивачев в статье под названием «Новый закон –  новые вопросы» отмечает, что «в ряде случаев, Закон содержит нечеткие формулировки, которые оставляют  слишком большой простор для судебного усмотрения»22. Это высказывание касается и определения критериев существенности нарушения требований к качеству объекта, ссылаясь на их отсутствие в тексте Закона. На наш взгляд подобное замечание является безосновательным, так как критерии существенности нарушения требований к качеству объекта определены Разъяснением «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ «О защите прав потребителей»23, ведь в Законе прямо предусмотрено, что к отношениям, вытекающим из договора, заключенного гражданином - участником долевого строительства исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, применяется законодательство РФ о защите прав потребителей в части, не урегулированной рассматриваемым Законом. Тем более что обязательные требования к качеству строительных объектов содержатся в технических регламентах, проектной документации и градостроительных регламентах, а также в иных обязательных требованиях.

Важно заметить, что гарантийный  срок нельзя определять как «срок  ответственности» застройщика за недостатки созданного объекта недвижимости. Ведь неверно считать, что исправление недостатков вещи или ее замена есть ответственность24. В данном случае речь идет об исполнении гарантийного обязательства, сущность которого состоит в том, что участник долевого строительства при обнаружении недостатков объекта долевого строительства в течение гарантийного срока вправе предъявить свои требования застройщику, который в свою очередь обязан безвозмездно эти требования исполнить.

Согласно формулировки положений  ст. 7 Закона гарантийный срок может  быть увеличен по соглашению сторон, таким  образом, Закон предусматривает  «законную гарантию», но и не исключает  и установление «договорной гарантии»25. Но на наш взгляд, на практике роль такого рода дозволения не будет оценена по достоинству, так как с увеличением гарантийного срока для застройщика автоматически увеличится и срок возможности возникновения неблагоприятных последствий. Стороны также могут предусмотреть в договоре и другие способы устранения недостатков качества объекта долевого строительства помимо тех, которые прямо указаны в Законе.

Вообще значение установления гарантийного срока для объектов долевого строительства трудно переоценить, ведь это еще один плюс в пользу защиты прав и законных интересов  участников долевого строительства. Это  еще одна попытка обезопасить  дольщиков от скрытых недостатков  созданного объекта недвижимости, которые  не могут быть обнаружены при обычной  его приемке, но могут выявляться в процессе его эксплуатации. Начало течения гарантийного срока приурочивается к моменту передачи объекта долевого строительства участнику этого  процесса. При чем, этот момент может  быть изменен по решению сторон (ч.5 ст.7 Закона), но по нашему убеждению такое изменение не должно ухудшать положение участника долевого строительства.

При отсутствии в договоре хотя бы одного из перечисленных выше условий он считается незаключенным. Таким образом, застройщики не смогут больше предлагать к подписанию договоры без указания срока передачи объекта  долевого строительства, так же вводится обязанность застройщика устанавливать  гарантийный срок на созданный объект. Важным является ссылка на проектную  документацию, так как в настоящее  время нередки ситуации, когда  застройщики меняют планировку помещений, в частности квартир, «договариваются» с Бюро технической инвентаризации (далее – БТИ) об изменении функционального  назначения помещений (с балконов на веранды и т.п.). После вступления закона в силу эти проблемы могут быть решены.

Важно отметить в какой  форме заключается договор участия  в долевом строительстве. До принятия Закона процедура регистрации таких  договоров не была законодательно предусмотрена. Это создавало массу проблем. Самая острая – заключение договора участия в долевом строительстве (инвестиционного договора, договора финансирования строительства и т.п.) с несколькими лицами на один объект. Фирма могла собрать с участников, чаще всего граждан, деньги, а потом просто исчезнуть, либо «прокрутить» их и вернуть только через несколько лет, предоставив квартиру гражданину, заключившему договор первым. Судебные споры между претендующими на одну и ту же квартиру гражданами, а так же между гражданами и компаниями, нередкое явление и сейчас. В принципе это довольно естественно, ведь в связи с отсутствием законодательной регламентации отношений из договора участия в долевом строительстве и основном их регулировании исходя из общих положений об обязательствах этот договор должен был быть заключен в простой письменной форме согласно ст. 160-162 ГК РФ, путем составления одного документа подписанного сторонами. Высказывалось мнение, что по желанию сторон договор мог быть совершен в нотариальной форме, что давало некоторые преимущества, так как при удостоверении сделки нотариус проверяет правильность оформления документов. Из проведенного анализа судебной практики видно, что не исключалась и возможность государственной регистрации этого договора. Так требования по делу, согласно которому общество с ограниченной ответственностью «КИНЭКСстройсервис» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к государственному учреждению юстиции «Городское бюро регистрации прав на недвижимость» (далее - ГБР) о признании недействительным отказа ГБР в регистрации договора долевого участия в строительстве (инвестиционного договора) и обязании ГБР зарегистрировать указанный договор, были удовлетворены и данное решение оставлено без изменения Постановлением апелляционной инстанции. При этом из текста Постановления следует, что указанным договором была предусмотрена обязанность истца предоставить договор в месячный срок со дня его подписания на регистрацию в ГБР, при этом договор считался заключенным со дня его регистрации 26. Таким образом, стороны сами могли предусмотреть в договоре участия в долевом строительстве возможность его регистрации. Такая регистрация в то время могла осуществляться лишь в учетных целях (например, такое требование установлено Постановлением Правительства Москвы от 18 мая 1999 г. «Об изменении нормативных актов по вопросам инвестиционной деятельности» ).

На основании изложенного  можно сделать вывод: практика подсказывает целесообразность учетной регистрации  договоров долевого участия в  строительстве жилых помещений. Преимущества такой регистрации  на лицо. Во-первых, она подтверждает надлежащее юридическое оформление документов застройщика, во-вторых, упрощается порядок государственной регистрации права собственности на готовую квартиру в будущем.

Все существующие до сегодняшнего дня споры о государственной  регистрации договора участия в  долевом строительстве должен разрешить  Федеральный закона РФ от 30 декабря 2004 г. «Об участии в долевом  строительстве многоквартирных  домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые  законодательные акты Российской Федерации». Теперь требование о государственной  регистрации договора участия в  долевом строительстве закреплено на федеральном уровне. Часть 3 ст. 4 Закона устанавливает конститутивное значение регистрации договора участия  в долевом строительстве. Таким  образом, договор заключается в  письменной форме, путем составления  одного документа, подлежит государственной  регистрации и считается заключенным  с момента такой регистрации.

 В связи с этим  внесены изменения и в Федеральный  Закон РФ от 21 июля 1997 г. «О государственной  регистрации прав на недвижимое  имущество и сделок с ним». Теперь ст. 25.1 названного Закона  регламентирует процедуру государственной  регистрации договора участия  в долевом строительстве.

Согласно указанной статье на государственную регистрацию  договоров участия в долевом  строительстве наряду с документами, необходимыми для государственной  регистрации в соответствии с  Федеральным Законом РФ от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации  прав на недвижимое имущество и сделок с ним» представляются документы  с описанием объекта долевого строительства с указанием его  местоположения на плане создаваемого объекта недвижимого имущества  и планируемой площади объекта долевого строительства (п. 1 ст. 25.1).

Кроме того, государственная  регистрация договора участия в  долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства, осуществляется на основании  заявления сторон договора (застройщика, участника долевого строительства), и наряду с документами, необходимыми для государственной регистрации  договора участия в долевом строительстве  в соответствии с Федеральным  законом РФ от 21 июля 1997 года «О государственной  регистрации прав на недвижимое имущество  и сделок с ним», застройщиком представляются:

Информация о работе Долевое участие в строительстве