Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 13:53, курсовая работа
Цель настоящей работы - выявить и исследовать специфические черты лизинга как объекта правового регулирования, как самостоятельного, целостного института гражданского права. Задачи работы - анализ и синтез понятия и сущности финансовой аренды, исследование выдвинутых концепций и теорий юридической природы лизинга, рассмотрение вопросов правовой регламентации, проблем и практики применения законодательства о лизинговых отношениях.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
5
§ 1.1. Сущность лизинговых отношений – экономические аспекты
5
§ 1.2. Правовые теории лизинговых отношений
14
§ 1.3. Законодательное обеспечение лизинга в России
20
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В ОБЛАСТИ ЛИЗИНГА
34
§ 2.1. Основы договора лизинга
34
§ 2.2. Правовое регулирование внутреннего лизинга
44
§ 2.3. Проблемы действующего законодательства и правоприменительной практики
52
ГЛАВА 3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЛИЗИНГ И ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ
57
§ 3.1. Правовое регулирование международного лизинга
57
§ 3.2. Меры государственной поддержки лизинга
61
§ 3.3. Перспективы развития лизинговых отношений
65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
68
БИБЛИОГРАФИЯ
С 1 марта 1996 г. была введена в действие часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации, представляющая собой раздел IV ГК "Отдельные виды обязательств". В составе гл. 34 ГК имеются нормы о договоре финансовой аренды (лизинга), объединённые в §6 (ст. 665-670).
Хотя небольшое число норм, которые регулируют непосредственно договор финансовой аренды, все-таки существует, ГК не предусматривает принятия каких-либо правовых актов, в том числе и федеральных законов, о договоре финансовой аренды (лизинга), как это имеет место в отношении некоторых других гражданско-правовых договоров. Таким образом, договор финансовой аренды (лизинга) за пределами норм, сосредоточенных в § 6 гл. 34, регулируется общими положениями об аренде (§ 1 гл. 34 ГК), в результате чего достигается полное и комплексное регулирование договора финансовой аренды (лизинга).
Введение в действие норм ГК о финансовой аренде (лизинге) позволило Указу Президента РФ от 17 сентября 1994 г. и означенным постановлениям Правительства РФ о лизинге сохранить своё действие лишь в части, не противоречащей гл. 34 (§ 1 и 6) ГК (ст. 4 Федерального закона РФ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации").
Постановления Правительства РФ по различным вопросам лизинговой деятельности продолжали издаваться даже после принятия части второй Гражданского кодекса, но в них всех отсутствовали важные положения, призванных осуществить положительное регулирование договора лизинга, то есть они имели исключительно организационный характер. В частности, примером этому может служить постановление Правительства РФ от 21 июля 1997 г. № 915 "О мероприятиях по развитию лизинга в Российской Федерации на 1997-2000 годы"17. Данное постановление по большей части предусматривало разработку методических указаний по проведению международных лизинговых операций и проектов создания региональных лизинговых центров для малого предпринимательства, и т.п.
Для стимулирования более широкого привлечения частных инвестиций в сферу финансового лизинга, в конце 90-х гг. стали предоставляться государственные гарантии. Так, постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1998 г. № 1020, утверждающее Порядок предоставления государственных гарантий на осуществление лизинговых операций18 стало еще одним важным шагом на пути развития законодательства о лизинге. Данным положением установлено, что государственные гарантии на осуществление лизинговых операций за счёт средств бюджета развития Российской Федерации являются поручительством Правительства РФ и предоставляются резидентам Российской Федерации – кредиторам лизингодателя на конкурсной основе под заёмные средства.
Вступление в действие с 29 октября 1998 г. специального закона РФ "О лизинге" обозначило начало основного периода становления лизинга. Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие нормативные акты, регулирующие лизинговые отношения, должны быть приведены в соответствие с этим Законом.
Лизинговые отношения данным Законом рассматриваются как инвестиционные, действующие в треугольнике "лизингодатель (инвестор, арендодатель) – поставщик (производитель, продавец) – лизингополучатель (пользователь, арендатор)". Инвестор (лизингодатель) действительно является ключевым субъектом в условиях финансового кризиса, он стоит в самом начале деловой цепочки. По заявке пользователя (лизингополучателя), арендодатель приобретает за собственные средства какое-либо имущество (например, оборудование) у производителя (завода) и передаёт его по договору на оговорённое время за определённую плату во владение и пользование лизингополучателю, который, в свою очередь, является активной фигурой в лизинге. Арендуемое оборудование используется для создания продукции или услуг, реализация которых позволяет окупить и затраты поставщика с прибылью, и комиссионные посредников, и возместить инвестиции. Таким образом, именно лизингополучателем обеспечивается коммерческий успех всех участников сделки.
С нашей точки зрения, единственной положительной чертой Федерального закона "О лизинге" является наличие в нём норм, предусматривающих льготы для участников лизинговых отношений в области валютного, таможенного и налогового законодательства. Рассматривая влияние указанных норм, было бы предпочтительней включить их соответственно в законодательство о валютном регулировании и валютном контроле, в налоговое и таможенное законодательство, что позволило бы увеличить их эффективность. В целом же в законе имеются положения, противоречащие как нормам ГК, так и Конвенции о международном финансовом лизинге. Представляется, что данный закон наименее удачен в сравнении со всеми иными нормативными актами, регулирующими лизинговые отношения.
Многие несоответствия с международной Оттавской конвенцией и гражданским законодательством РФ были искоренены новой редакцией Федерального закона РФ "О финансовой аренде (лизинге)" от 29 января 2002 г., № 10-ФЗ, ставшей поэтому немаловажным событием в процессе формирования нормативно-правовой базы лизинга в России.
По нашему мнению, понятие "финансовая аренда" хотя и дублирует гражданское законодательство, не вполне обосновано.
Во-первых, термин "финансовая аренда", по сути своей обозначающее аренду финансов, не подходит для лизинга: условно его можно отнести к аренде денег, но для данного явления существует термин «кредит». При лизинге же в аренду сдаются не денежные средства, а оборудование. Можно было бы рассматривать это как форму долгосрочного кредит в товарной форме, однако существует определенное различие: аренда предполагает наличие двух субъектов отношений, классический лизинг – трёх, которыми являются изготовитель (поставщик) оборудования, покупатель – лизингодатель и пользователь – лизингополучатель.
Во-вторых, взаимная замена терминов "лизинг" и "финансовая аренда", а также ослабление некоторых позиций в наиболее значимых положениях этого закона (в частности в вопросах норм амортизационных списаний, налогообложения, состава лизингового платежа и т.п.), заставляют задуматься о том, что изменение формулировок в законе являются лишь формальностью, которая не учитывает содержательную и экономическую стороны закона
Стоит отметить, что положения, написанные на ранних этапах, когда уровень законодательной техники оставлял желать лучшего, были упразднены во второй редакции Закона. В их числе положения, определяющие деление лизинга на виды и типы, а также касающиеся сроков передачи предмета лизинга лизингополучателю и неточного с точки зрения права понятия «лизинговая сделка» и др.
Под термином «лизинг» в Законе понимается совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга (ст.2). Лизинговая деятельность определяется как вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг.
Ключевое значение Федерального закона заключается в том, что он определяет исключительно правовые и организационно-экономические особенности лизинга, в то время как содержание и условия договора определяются соглашением сторон.
Важнейшее значение при установлении прав и обязанностей сторон лизингового отношения на сегодняшний день имеют нормы гражданского законодательства, федеральный закон о финансовой аренде (лизинге) и, собственно, договор лизинга. Что касается международного лизинга, в этом случае они определяются в соответствии с Законом РФ № 16-ФЗ от 8 января 1998г. «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге» и нормами национального законодательства, соответствующими международному праву. Режим применяемого права предусматривается по соглашению сторон международного договора лизинга.
В ст. 665 части второй ГК лизинг, по сути, описан как финансовая аренда. Пять других статей §6 ГК РФ устанавливают базовые права и обязанности сторон подобных сделок. В соответствии со ст.6 ГК РФ, случаи, непосредственно не регулируемые законодательством или соглашением сторон, в которых не имеет место быть стандартный деловой оборот, разрешаются посредством гражданского законодательства, разрешаются на основе гражданского законодательства, регулирующего сходные отношения (аналогия закона, права). Таким образом, в части, для которой не имеется специального законодательства, могут применяться не только договоры лизинга, но и аренды.
С деятельностью лизинговых компаний так или иначе связаны многие другие законодательные и нормативные документы, регулирующие общие вопросы налогообложения, бухгалтерского учёта и отчётности, а также осуществления экспортно-импортных операций.
Гражданский кодекс (§6 "Финансовая аренда (лизинг)") называет стороны лизинговых отношений арендодателем и арендатором, что не совсем обоснованно: как уже отмечалось, лизинг представляет собой трёхсторонние отношения между лизингодателем (лизинговой компанией), пользователем (лизингополучателем, арендатором) и продавцом, имеющими определенные права и обязанности и несущие ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей.
По Закону (ст. 2), лизингополучатель (арендатор) заказывает у лизингодателя оборудование, в котором он нуждается, тем самым выступая инициатором сделки. Лизинговая компания приобретает необходимое оборудование у изготовителя, обычно указываемого арендатором. Тем не менее, она лишь формально признается владельцем объекта, поскольку фактически товар может не поступать на ее склад. Лизинговая компания даже не несёт риска случайной гибели имущества, находящегося в пользовании арендатора. Таким образом, в лизинге принятие многих решений зависит от стороны, выбирающей поставщика оборудования.
Ответственность за риск случайной гибели, порчи, хищения, преждевременной поломки и другие имущественные риски с момента фактической приёмки объекта лизинга лежит не на собственнике, как это предусмотрено общегражданским законодательством (ст. 211 ГК РФ), а на лизингополучателе, согласно ст. 17 Закона и ст. 669 ГК РФ. Обязанность по страхованию имущества ложится на одну из сторон по договоренности (ст. 21 Закона).
Лизингополучатель оплачивает расходы по содержанию лизингового имущества, страхованию своей ответственности за выполнение обязательств, возникающих вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц в процессе пользования предметом лизинга в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Письмо Государственного таможенного комитета РФ от 20 июля 1995 г. № 01-13/10268 "О таможенном оформлении товаров, временно ввозимых в рамках лизинговых соглашений" также имеет немаловажное значение в процессе становления лизинговых отношений. Письмо предусматривает частичное освобождение от уплат таможенных пошлин и налогов объектов международного финансового лизинга, временно ввозимых на территорию РФ, что способствует стимулированию развития в России международного лизинга.
При частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин и налогов "за каждый полный и неполный календарный месяц уплачивается 3% от суммы таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате при выпуске товаров для свободного обращения или вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта (периодические таможенные платежи)"19.
Несмотря на положительные тенденции, просматривающиеся в этом письме, стоит отметить, что оно предполагает обязательный возврат имущества, ввезенного или вывезенного по лизинговому соглашению, т.е. по сути отождествляет лизинговые и обычные арендные отношения. Вопреки этому, в действительности это имущество часто становится собственностью пользователя и второй раз границу не пересекает. С изданием распоряжения Правительства Москвы от 6 февраля 1996 г. № 101 "Об изменении порядка передачи в лизинг оборудования (имущества), являющегося собственностью города Москвы" такое положение вещей было узаконено. Согласно распоряжению, комитет по управлению имуществом Москвы может передавать муниципальное имущество, находящееся в лизинге, в собственность пользователя после возмещения в бюджет города средств, которые были затрачены на его приобретение.
Поощряется развитие лизинга в различных отраслях. Постановление Правительства РФ от 16 июня 1994 г. № 686 "Об организации обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга)" и постановление Правительства РФ от 26 февраля 1999 г. № 228 способствовало развитию лизингового механизма в сельскохозяйственном производстве и перерабатывающей промышленности.
Значимый этап формирования нормативно-правовой базы лизинга завершился с введением в действие 1 января 1996 г. Указаний об отражении в бухгалтерском учёте лизинговых операций (приложение к приказу Минфина России от 25 сентября 1995 г. № 105).
Стоит отметить и такой документ, как Федеральный закон № 121-ФЗ от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности", отменивший лицензирование лизинговой деятельности. Несмотря на то, что среди лизинговых компаний нет однозначного мнения о том, какой результат даст отмена лицензирования лизинговой деятельности, на наш взгляд, означенные изменения должны позитивно отразиться на развитии лизинговых отношений в стране. Ранее существовавшая система лицензирования не предъявляла к лизинговым компаниям никаких специальных (финансовых, профессиональных) требований, т.е. по сути была лишь дополнительным бюрократической преградой для участников лизингового сектора.
Важным моментом в правовом регулировании лизинговых отношений явились поправки в Налоговый кодекс РФ, внесённые Федеральным законом от 06.08.2001г. № 110-ФЗ и вступившие в силу с 1 января 2002 года. Внесенные изменения, прежде всего, касаются налога на прибыль организаций.
Конечно, потребность в создании необходимой лизинговой нормативно-правовой базы не может быть удовлетворена только за счет вышеперечисленными нормативными актами. В настоящее время разрабатываются ещё несколько важных нормативных документов, затрагивающих различные сферы экономики. В их числе проект закона об авиационном лизинге, нормирования лизинговых отношений в области валютного регулирования и упрощения системы финансовых операций с участием иностранных компаний.
Стоит отметить, что ускорение экономического роста и формирование благоприятного инвестиционного климата в Российской на сегодняшний день обусловливает крайнюю необходимость дальнейшего совершенствования лизингового законодательства.
Таким образом, дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей лизинговые отношения, имеет ключевое значение, поскольку понятие договора лизинга введено в специальный закон и включено в Гражданский кодекс. Законодательное регулирование лизинговых отношений на данный момент интенсивно развивается, о чём свидетельствует принятие Нового Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)". С другой стороны, в этом процессе наблюдаются определенные противоречия. В настоящее время проекты регулирования отдельных видов лизинговой деятельности, как правило, требуют решения вопросов, выходящих за рамки гражданского права. Основная цель этих проектов, заключается, по нашему мнению, в определении главных принципов государственной политики в данной области. Вместе с тем, эти проекты не должны оказывать существенное влияние на гражданско-правовое регулирование, которое имеет единую структуру, а, напротив, должны быть привязаны к нему и согласованы с ним.
Информация о работе Правовое регулирование лизинговых отношений в РФ