Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 21:07, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Прикрепленные файлы: 1 файл

экзамен по философии.docx

— 159.62 Кб (Скачать документ)

Побудительным стимулом создания нового метода послужило стремление сломать устоявшийся стереотип  западного человека – пассивного пациента психоаналитика, «невротика на кушетке» и утвердить нетрадиционную модель активной личности – «прогуливающегося шизофреника». «Шизофреник» здесь – не психиатрическое, а социально-политическое понятие. «Шизо» в данном случае – не реальный или потенциальный психически больной человек, а человек отвер-гающий капиталистический социум и живущий по естественным законам «же-лающего производства». Его прототипы – персонажи С. Беккета, А. Арто, Ф. Кафки, воплощающие в чистом виде модель человека – «желающей машины». Целью шизоанализа является выявление бессознательного либидо социально-исторического процесса, не зависящего от его рационального содержания. Наибо-лее кратким путем достижения этой цели является искусство.

  1. Аналит фил-ия

 

  1. Фил-ия коммуникативного действия

 

  1. Синергетика.

 

 

  1. Философская мысль Беларуси. Этапы становления

История философской мысли  Беларуси теснейшим образом связана  с теми сложными, противоречивыми, а  нередко и трагическими периодами, через кото-рые прошла в своём  развитии наша страна. Драматические  обстоятельства её судьбы были во многом предопределены геополитическим положением Беларуси на грани западного и  восточного ареалов европейской  цивилизации. Это, с одной стороны, превращало нашу страну в арену экспансии  со стороны различных госу-дарств, а с другой же стороны, открывало  возможности для усвоения беларусами ценностей других народов и позволяло  лучшим сынам нашего отечества вносить  весомый вклад в развитие русской, украинской, польской, литовской и  в целом мировой культуры.

Философская культура на территории Беларуси сформировалась в период Средневековья  благодаря выдающимся Греко-православным просветителям – К. Туровскому, К. Смолятичу, Е. Полоцкой.

В период Возрождения оформляются  идеалы, заложившие основы духовно-сти  и национального самосознания нашего народа. Наиболее значительной фигу-рой  этой эпохи сегодня единодушно признаётся Франциск Скорина (ок. 1490–1541). Он – первый беларуский первопечатник, гуманист и учёный. Его жизнен-ный и творческий путь является наглядным примером синтеза культур Востока и Запада. Родившись в Полоцке, он здесь же получил начальное образование. Обу-чался на философском факультете Краковского университета, где ему была при-своена учёная степень бакалавра философии. С 1507 года работает и продолжает учёбу в Западной Европе. При материальной поддержке виленских меценатов Скорина создаёт в Праге издательство, в котором им были напечатаны и проком-ментированы 23 книги Библии. Вернувшись на родину, он создаёт в Вильно новое издательство, оборудовав в доме одного из своих меценатов типографию, в которой он на церковном языке выпускает ряд книг Библии. В 1530 г. по приглаше-нию прусского герцога Альбрехта Гогенцоллерна Скорина навестил Кенигсберг, в середине того же года вернулся в Вильно. Приблизительно в 1535 году он выехал в Прагу, где и умер.

Было бы упрощением сводить  творчество Скорины всего лишь к  переводу и изданию библейских текстов. Отказавшись от средневековых образцов анонимно-го их истолкования, он внёс в  свои работы глубокое личностное начало, придав им форму живого размышления  над тем, что близко и важно  людям и обществу в целом. Характерная  особенность этико-гуманистического мировоззрения Скори-ны – патриотизм. Скорина – основатель национально-патриотической традиции в истории беларуской культуры и общественной жизни.

С середины XVI в. на беларуских землях, входивших в состав Великого княжества Литовского (ВКЛ), приобретает  необычайную мощь реформационное движение, которое возглавлял виленский воевода, канцлер ВКЛ Миколай Радзи-вил Чёрный (1515–1565). Помимо него Реформацию поддержала значительная часть беларуско-литовской аристократии, в том числе и такие могущественные магнаты, как Астафей Волович (ок. 1520–1587) и Лев Сапега (1557–1633).

Теснейшим образом с социально-политическими  процессами, происходив-шими в этот период в ВКЛ, оказались связаны  жизнь и творческая деятельность целого ряда беларуских реформаторов: Сымона Будного (ок. 1530–1593); его дру-га и помощника Василя Тяпинского (ок. 30–40 гг. XVI в. – ок. 1604), Андрея Во-лана (1530–1610). С конфессиональной точки зрения их философские идеи впи-сывались в рамки того движения протестантизма, которое на беларуских землях воплотилось в попытки создания евангелическо-реформаторской церкви, незави-симой, с одной стороны, от Рима, а, с другой, – от Константинополя и Москвы. Оказавшись меж «двух огней», беларуская Реформация не смогла в полном объё-ме реализовать свои цели. Но всё же старания белорусских реформационных дея-телей не пропали бесследно. Отстаиваемые ими идеи духовной свободы и религи-озной терпимости в дальнейшем подхватывались новыми поколениями мыслите-лей.

При финансовой поддержке  канцлера Радзивила Чёрного разворачивает  на Беларуси свою деятельность Сымон  Будны, знаменитый философ, историк, фило-лог  и религиозный реформатор. В 1558 г. он приезжает в столицу Великого Кня-жества Вильно, где занимает пост катехизиста (преподавателя протестантской общины). Вскоре на деньги Радзивила  Быдны вместе со своими друзьями основы-вает в Несвиже типографию, из которой  выходят в свет две его работы на старо-беларуском языке «Катехизис»  и «Об оправдании грешного человека перед Бо-гом» (последняя, к сожалению, не сохранилась). В 1565 г., после смерти своего куратора Радзивила Черного, Будны перебирается в Заславль (под  Минском), где к 1572 г. завершает работу над переводом Нового Завета. В  следующем году он переезжает в Лоск (под Воложином), где в 1574 г. из его  типографии выходит Но-вый Завет  с предисловиями и комментариями  философа. Ещё один труд Будного  «О главнейших положениях христианской веры», вышедший из той же типогра-фии  в Лоске в 1576 г., исследователи  считают главным религиозно-философским  произведением. В нем он предлагается оригинальная версия происхождения  хри-стианства. Согласно ей, богом в  христианской религии является лишь Бог-отец, Святой же Дух – только сила божья. Что касается Иисуса Христа, то он – простой человек, возведенный  в божеский сан благодаря его  высоким моральным досто-инствам  и несомненным заслугам в пропаганде христианского учения. По суще-ству это была не столько теологическая, сколько типично рационалистическая ин-терпретация христианства, разрушавшая  его основополагающий догмат святой Троицы.

Стоит ли удивляться тому, что  от философа вынужден был отречься в конце концов и его меценат  Ян Кишка: с большим сожалением он выслал Будного из Лоска. Последние  годы Будному пришлось скитаться  по дворам случайных меце-натов. Умер он 13 января 1593 г. в Вишневе.

Оригинальность творчеству Будного придает то, что свои философские  взгляды он пропускает сквозь «сито» весьма оригинальной личной веры, которая  у него свободна от какого-либо установленного раз и навсегда религиозного дог-матизма. К примеру, он защищал право на свободное отстаивание человеком  сво-их взглядов («следует, чтобы во всех наших церковных собраниях  была свобода говорить о святых делах, о делах спасения, знание которых  необходимо всем ве-рующим. Где нет  этой свободы, там ещё господствует если не папство, то папское рабство»).

Практически в одно время  с Будным и Тяпинским ещё одним  идеологом бе-ларуской Реформации выступает Андрей Волан (1530–1610). Помимо того обще-го, что объединяет этих трёх мыслителей (отстаивание принципов веротерпимо-сти, свободомыслия, критика папства), для Волана характерен акцент на разра-ботку главным образом правовой тематики. Его не случайно считают одним из основателей светского направления в социально-политической мысли Беларуси и Литвы. Он объявлял право выражением коллективной воли народа, своего рода высшим разумом, заложенным в природе. Законы, издаваемые в государстве, по его мнению, должны соответствовать природному разуму, а это, в свою очередь, станет возможным, если они будут соединены с идеей общего блага граждан.

Во многом с идеями Волана совпадали взгляды позднеренессансного  поли-тического деятеля Льва Сапеги (1557–1633). Как и Волан он был убеждён, что на основе закона и права можно защитить ценности, здоровье и имущество народа. «Народу, – заявлял он, – стыдно права своего не знать, особенно нам, которые не чужим каким языком, но своим собственным права записанные имеем». Для по-добного заявления у Сапеги были веские основания: с его именем связаны подго-товка и издание 3-го Статута Великого княжества Литовского 1588 года. В нём содержались статьи, закреплявшие политико-правовой статус княжества в составе Речи Посполитой (РП). Статут, в частности, требовал вводить в ВКЛ государст-венное судопроизводство на беларуском языке, запрещал польским феодалам по-лучать посты и приобретать земли в княжестве.

В 1569 г. Польское королевство  и великое княжество Литовское  заключили в Люблине союз (унию) об объединении, следствием чего стало  создание Речи Посполитой – федеративного  державного образования, которое существовало до 1795 года, когда его территория была разделена Россией, Австрией и  Пруссией.

По Люблинской унии Великое  княжество Литовское сохраняло  определён-ную самостоятельность, к  примеру, оно имело свою администрацию, своё войско, свои финансовую систему, законодательство и судопроизводство, свой государст-венный язык, каким здесь  был беларуский.

Тем не менее ещё до заключения Люблинской унии постепенно стали наби-рать силу неблагоприятные для ВКЛ  и его независимости обстоятельства, к кото-рым следует в первую очередь причислить внешнеполитические причины (бес-прерывные войны с  Московской державой, в ходе которых  ВКЛ потеряло значи-тельные территории, сражения с крымскими татарами и  т.п.). Корона (официаль-ное название тогдашнего Польского королевства) была в момент заключения Люблинской унии в лучшем политическом и экономическом  состоянии, нежели ВКЛ, что позволяло  ей осуществлять великодержавную политику в отношении своего восточнославянского  соседа.

Вместе с тем явно ухудшилась ситуация и внутри самого ВКЛ, что  в значи-тельной мере было связано  с активизацией на беларуских и литовских  землях ор-дена иезуитов, ставшего здесь главным орудием Контрреформации. В Западной Европе Контрреформация представляла собой инициированное римско-католической церковью мощное движение против Реформации и протестантизма. Возглавил это движение испанец Игнатий Лойола и созданный им орден. Перво-начально иезуиты были всецело заняты борьбой с протестантской «ересью» в за-падноевропейских странах, и лишь через приблизительно три десятилетия в зону их интересов попадают земли ВКЛ.

Противостоя реформационно-гуманистической  культуре, активно преследуя протестантов и православных, не пожелавших принять  унию, Контрреформация, однако внесла определенный позитивный вклад в  интеллектуальную жизнь Бела-руси. Конечно, аристотелизм, преподаваемый  в иезуитских учебных заведениях, прежде всего в Виленской академии, являлся знанием в значительной степени ус-таревшим. Тем не менее, это было знание, выработанное Европой  на протяжении многовековой истории, начиная с античной эпохи, включавшее вдобавок и но-вейшие достижения в области конкретных наук.

С середины XVIII в. в Беларуси под влиянием социальных сдвигов, связан-ных  с зарождением капиталистических  отношений и прогрессом научных  знаний, ослабевают позиции схоластики. Среди её мыслителей зреет осознание  того, что необходимы какие-то срочные  шаги для преодоления назревшего кризиса. Выра-зителями этих настроений становятся философы-эклектики Антон  Скарульский (1715–1780), Бенедикт Добшевич (1722–1794), Казимир Нарбут (1738–1807). Их философские взгляды далеко неоднозначны. Скарульский, к примеру, не прини-мал  гелиоцентрическую систему Н. Коперника, механику И. Ньютона, с позиций канонизированного  аристотелизма критиковал философские  учения Г. Лейбница и П. Гассенди. Добшевич, напротив, одним из первых эклектиков решился при-знать теорию Коперника. И вообще он был конформистом, стремящимся, по вы-сказыванию одного из современников, «наследовать философию Нового време-ни», не придерживаясь взглядов ни одного из её представителей, а использовать их взгляды, как «пчела, которая собирает мёд из разных цветков». Если Добшевич соглашался признать учение Коперника  как одну из возможных гипотез, то Нар-бут уже в конце 70-х гг. XVIII в. прямо заявил, что «наука Коперника  очень хо-рошо согласуется с законами физики и астрономическими наблюдениями». В оп-ределённом смысле Нарбут –  переходная фигура. В его творчестве прослеживает-ся смещение беларуской мысли того времени от схоластики к раннему Просвеще-нию, от эклектики  к философии Нового времени.

Виднейшим представителем Просвещения  в Беларуси и Литве был Аниол  Довгирд (1776–1835). Он родился в имении Юрковщина Мстиславского уезда, обучался в иезуетской школе в  Мстиславе. Окончив Витебскую академию, препо-давал в пиарских училищах Лиды, Витебска и Щучина. С 1818 г. он читал  в Ви-ленском университете лекции по логике, психологии и философии.

В творчестве Довгирда нашли  воплощение идеи, и принципы умеренного крыла европейского Просвещения. Для  Довгирда неприемлемы и чужды  идеи ра-дикальных французских просветителей, многие из которых стояли на позициях деизма или даже явного атеизма. Он целиком пребывает в рамках западнохристи-анской традиции, и даже увлечение точными  науками не выводит его за пределы  этой традиции.

В ХIХ веке философская  мысль Беларуси была связана с  Виленским уни-верситетом, деятельностью  студенческих кружков филоматов  и филаретов. Соци-альная философия  развивалась К. Калиновским, Ф. Богушевичем. М. Богдановичем, А. Цёткой, Я. Колосом.

В ХХ веке в отечественной  философии стал доминировать интерес  к мето-дологии научных исследований. Важную роль в распространении этого  интереса сыграла Минская методологическая школа. Ее основателем является В.С. Степин. Были реконструированы механизмы  развития и функционирования теории, эмпи-рических исследований, идеалов  и норм научной деятельности, изучены  функции специальных научных  картин мира.

В ХХI веке отечественная  философия сконцентрирована на 1) разработке методологии научных исследований, инновационной деятельности; 2) разработке эффективных моделей национального  общественного развития, стабилизационно-го сознания; 3) обосновании коэволюционной стратегии деятельности белорус-ского общества, акцентирующей значимость потенциала родной земли.

  1. Российская фил-ия 18-го -20-го веков

Статус философии в  русской культуре во многом определялся  геополитиче-ским положением. Россия граничит и взаимодействует с двумя  сильными регио-нальными культурами –  восточной и западной. Контакты с  ними не всегда носили мирный характер. Собственная территория, ее границы  отличались масштабно-стью и нечеткостью. Эти факторы требовали особого  типа организации, полити-ческой социальной, экономической и духовной жизни. В России сложилась жест-ко централизованная система политической власти. В административном устрой-стве особое место отводилось столицам – Москве и Петербургу, которые стали центрами формирования российской интеллигенции. Функцию  регуляции обще-ственной жизни выполняла  идеология, разрабатываемая политической элитой. Между интеллигенцией и политической элитой с одной стороны, – и  основной массой населения страны с  другой сложились весьма оригинальные отношения, принявшие форму патронального  союза. Первые заботились и контролировали вторых, а вторые – народ –  принимая услуги интеллигенции и  уважая ее как носи-теля знаний, относились к элите с известной долей  скептицизма. Неразвитость политического  сознания и политической культуры большинства  населения спо-собствовали тому, что идеологемы, предлагаемые интеллигенцией, усваивались почти без сопротивления, но неглубоко проникали в структуру  мировоззрения или произвольно  интерпретировались.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"