Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 14:47, курсовая работа
В сфере образования Российской Федерации преобразования начались в декабре 1989 г., когда состоялся Всесоюзный съезд работников народного образования, на котором были определены основные принципы реформирования образования. К ним относятся демократизация, многовариантность и многоукладность образования, открытость инновациям, регионализация образовательных систем, учет национальных особенностей в многонациональной стране, разнообразие и дифференциация образования, гуманизация его содержания, непрерывность обучения, развивающий его характер, деятельностный характер образования. Эти принципы, сформулированные "изнутри" системы образования, нацеливали на изменения задач и методов обучения, но практически не касались организационно-экономического механизма средней и высшей школы
Введение «Современное образование и экономика»................................................................3
Законодательные основы современного образования..............................................................3
2.1. Правовое регулирование в сфере образования...................................................................3
2.2. Отношения собственности в системе образования............................................................4
2.3. Системообразующие федеральные законы в сфере образования....................................5
2.4. Организационно-правовые формы образовательных учреждений и организаций.........6
2.5. Законопроект об образовании -2012.....................................................................................7
2.6. Структурные и формально-юридические недостатки законопроекта..............................8
3. Хозяйственный механизм сферы образования.........................................................................22
3. 1. Основные принципы хозяйственного механизма в образовании..............................23
3.2. функции государства в процессе управления системой образования.........................23
3.3. современный этап формирования нового хозяйственного механизма.......................23
4. Финансовые ресурсы системы образования.............................................................................24
4.1. Бюджетное финансирование в системе образования........................................................25
4.2. Внебюджетные источники финансирования образовательных учреждений……...26
5. Вывод……………………………………………………………………………………….........27
Литература......................................................................................................................................28
3.3. Положения законопроекта в части, касающейся изучения религии и религиозной культуры, а также теологического образования и деятельности духовных образовательных организаций, обладают явной концептуальной идеологизированностью, свойственной атеистическому отношению к религиозному образованию в советский период истории нашей страны.
Формулировка части 2 статьи 49 законопроекта:
«Педагогическим работникам запрещается
использовать образовательный процесс...
для агитации, пропагандирующейисключительнос
Вопрос о том, кто и как будет проверять достоверность «сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов», является дискуссионным и не имеет однозначного решения. Эта очевидно недопустимая для закона, противоречащая правилам законодательной техники формулировка создает необоснованно широкие пределы усмотрения при её применении должностными лицами органов исполнительной власти в области образования и руководителями образовательных организаций.
Отсутствие в законодательстве
Российской Федерации четкой и ясно
определенной дефиниции понятия
«агитация», что обусловлено свойствами
самого явления, обозначаемого этим
понятием, в результате чего это
понятие обладает семантически размытым
значением (тем более, размытым и
нечётким значением обладает тавтологическая
лексическая конструкция «агита
Обсуждаемое положение, вероятнее всего, направлено на принудительную трансформацию теологии в вульгарно-секуляристское «религиоведение» (которое, как заявят, не будет недопустимой «агитацией»), попытки чего в течение последних нескольких лет систематически предпринимались руководством Минобрнауки России.
В последние годы неоднократно предпринимались
попытки ликвидировать
3.4. В законопроекте не установлены надлежащие правовые механизмы оказания государством финансовой, материальной и иной помощи религиозным организациям в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных организациях («учреждениях»), созданных религиозными организациями (согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ).
3.5. Несмотря на то, что статья 90 носит название «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования», правовые основы организации и реализации теологического образования в этой статье установлены в совершенно недостаточном объеме.
Часть 2 статьи 90 устанавливает требование
преподавания учебных курсов, предметов,
дисциплин (модулей) теологической
направленности педагогическими работниками
из числа рекомендованных
Часть 3 статьи 90 устанавливает требование
привлекать соответствующие
Вопреки неоднократным требованиям
руководства страны[6], в законопроекте принципиально проигнорирован
вопрос интеграции теологии в государственную
систему аттестации научных работников,
то есть вопрос введения ученых степеней
кандидата и доктора теологии, не сводя
их к иным научно-квалификационным (или
профессионально-
В течение, как минимум, 12 лет путем
всевозможных административных ухищрений
затягивается решение проблемы отсутствия
в государственной системе
Часть 5 статьи 90, устанавливающая
право образовательных
3.6. Показательно само
название статьи 90 - «Особенности
изучения основ духовно-нравственной
культуры народов Российской Федерации.
Особенности получениятеологического и рели
3.7. Из версии № 3.0.4 законопроекта от 27.03.2012 была исключена ранее имевшаяся (в версии № 3.0.3 от 30.12.2011) часть 6 статьи 90, определявшая особенности лицензирования образовательной деятельности образовательных организаций религиозных организаций, духовных образовательных организаций и их государственной аккредитации. Вместо этого соответствующие нормы, в измененном виде, оказались рассредоточены по законопроекту (часть 10 статьи 94, части 2 и 7 статьи 95).
При этом нет ни слова относительно
федеральных государственных
3.8. Существенным недостатком законопроекта является отсутствие в нём нормы о том, что в Российской Федерации принимаются федеральные государственные образовательные стандарты по направлениям высшего профессионального образования «Теология» и федеральные государственные требования к образовательным программам профессиональной переподготовки и иным дополнительным профессиональным образовательным программам по теологии религий, указанных в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России.
Отсутствие таких уточняющих норм создаст для религиозных сект возможность требовать от уполномоченных государственных органов стандартизировать их «теологическое образование».
3.9. Имеющиеся в статьях 94 и 95 законопроекта отсылочные нормы к «положению о лицензировании образовательной деятельности» - применительно к деталям порядка лицензирования духовных образовательных организаций, образовательных организаций религиозных организаций (часть 10 статьи 94), а также к утверждаемому Правительством Российской Федерации «Положению о государственной аккредитации образовательнойдеятельности» - применительно к деталям порядка государственной аккредитации образовательной деятельности духовных образовательных организаций, образовательных организаций религиозных организаций (части 7 и 22 статьи 95) - являются не обоснованными и юридически некорректными. Правовые основы лицензирования должны быть установлены непосредственно в проектируемом законе.
В частности, непосредственно в проектируемом законе следует закрепить норму, согласно которой при лицензировании организации профессионального религиозного образования соискателю лицензии засчитывается в соответствие лицензионным требованиям и условиям: 1) наличие зданий, строений и сооружений, оборудованных учебных помещений, иных объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам заявленного уровня и направленности, отвечающих установленным в соответствии с законодательством РФ требованиям и находящихся в собственности или на ином законном основании у создавшей эту образовательную организацию религиозной организации (централизованной религиозной организации), или централизованной религиозной организации, в структуру которой входит указанная религиозная организация, либо любой иной религиозной организации, входящей в структуру этой централизованной или вышестоящей централизованной религиозной организации; 2) наличие в штате соискателя лицензии или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих документы об образовании и (или) квалификации, а равно об ученых степенях и (или) ученых званиях, выданные этой организацией профессионального религиозного образования или признаваемые ею в порядке, устанавливаемом создавшей эту образовательную организацию религиозной организацией, наравне с лицами, имеющими дипломы государственного образца об образовании и (или) квалификации, а равно ученые степени и звания, предусмотренные системой государственной аттестации научных и научно-педагогических работников.
Отсутствие непосредственно в
проектируемом законе таких положений
обусловливает высокий риск того,
что общие требования при лицензировании
образовательной организации
Анализ вышеперечисленных
4. Законопроект не устанавливает должным образом и в необходимой мере гарантий деятельности и развития негосударственных образовательных организаций.
Не обеспечены необходимыми законодательными
гарантиями особый правовой статус негосударственных
общеобразовательных
5. Законопроект
не содержит достаточных гарантий достойной
оплаты труда профессорско-
Часть 2 статьи 103 [7] законопроекта, устанавливающая: «Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществляют финансовое обеспечение оказания государственных услуг в сфере образования исходя из обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций всех типов не ниже уровня средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены образовательные организации» - является безусловным шагом вперед, по сравнению с действующим Законом РФ «Об образовании», но не учитывает, что средняя заработная плата педагогических работников складывается, исходя из объективно существующей их перегрузки. Большинство педагогических работников или берет по полторы ставки (в школах), или работает в нескольких местах (совместителем или на почасовой основе оплаты труда). То есть объективно размер оплаты труда педагогических работников устанавливается законопроектом ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Российской Федерации.