Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 14:47, курсовая работа
В сфере образования Российской Федерации преобразования начались в декабре 1989 г., когда состоялся Всесоюзный съезд работников народного образования, на котором были определены основные принципы реформирования образования. К ним относятся демократизация, многовариантность и многоукладность образования, открытость инновациям, регионализация образовательных систем, учет национальных особенностей в многонациональной стране, разнообразие и дифференциация образования, гуманизация его содержания, непрерывность обучения, развивающий его характер, деятельностный характер образования. Эти принципы, сформулированные "изнутри" системы образования, нацеливали на изменения задач и методов обучения, но практически не касались организационно-экономического механизма средней и высшей школы
Введение «Современное образование и экономика»................................................................3
Законодательные основы современного образования..............................................................3
2.1. Правовое регулирование в сфере образования...................................................................3
2.2. Отношения собственности в системе образования............................................................4
2.3. Системообразующие федеральные законы в сфере образования....................................5
2.4. Организационно-правовые формы образовательных учреждений и организаций.........6
2.5. Законопроект об образовании -2012.....................................................................................7
2.6. Структурные и формально-юридические недостатки законопроекта..............................8
3. Хозяйственный механизм сферы образования.........................................................................22
3. 1. Основные принципы хозяйственного механизма в образовании..............................23
3.2. функции государства в процессе управления системой образования.........................23
3.3. современный этап формирования нового хозяйственного механизма.......................23
4. Финансовые ресурсы системы образования.............................................................................24
4.1. Бюджетное финансирование в системе образования........................................................25
4.2. Внебюджетные источники финансирования образовательных учреждений……...26
5. Вывод……………………………………………………………………………………….........27
Литература......................................................................................................................................28
2.3. Существенным недостатком законопроекта является то, что одна из важнейших гарантий сохранения единого культурного и образовательного пространства Российской Федерации и защиты национальных культур - определение обязательных предметов, по которым проводится аттестация обучающихся, - отдана, согласно частям 1 и 2 статьи 68, на произвольное решение федерального органа исполнительной власти.
Отказ разработчиков проектируемого закона от установления обязательной аттестации по предметам русский язык и русская литература в рамках государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования, является существенным недостатком всего комплекса норм, регулирующих государственную (итоговую) аттестацию обучающихся и единый государственный экзамен (статьи 68 и 69 законопроекта). В статье 68 «Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования» и статье 69 «Единый государственный экзамен», устанавливающих правовые основы организации и проведения единого государственного экзамена, вообще не определено ни одного конкретного предмета, по которым должна обязательно проводиться государственная (итоговая) аттестация обучающихся в школах. В этом также отражено желание чиновников от образования сохранить своё монопольное влияние на содержание и направленность обучения в школах, возможность своими подзаконными актами произвольно и волюнтаристски решать важнейшие для страны вопросы образования, игнорируя социальный запрос общества на повышение культуросообразности российского школьного образования.
Последовательное и
Исходя из доли русского населения
в общем объеме населения в
России (абсолютное большинство) и учитывая
роль русской культуры в становлении
российской государственности, именно
через надлежащее освоение русской
литературы (с элементами литературного
наследия других народов России) и
возможна полноценная реализация пунктов
3 и 4 статьи 3 (основные принципы государственной
политики и правового регулирования
отношений в области
Часть 5 статьи 5 проекта, устанавливающая, что граждане Российской Федерации имеют право на «получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке (включая прохождение государственной (итоговой) аттестации по родному языку и родной литературе), изучение родного языка», скорее всего, будет при ее применении толковаться как не имеющая отношения к русскому языку и русской литературе, а как относящаяся только к этническим меньшинствам, и в этом смысле носит декларативный характер. Ряд норм законопроекта, касающихся «пособий по родному языку и родной литературе», так же ничего не проясняет по этому вопросу.
Между тем, большинство демократических
правовых государств активно защищает
свои культурно-цивилизационные
Аналогичные требования применительно к знанию французской литературы реализуются во Франции. Власти и других европейских стран, а также руководство Совета Европы уделяют серьёзное внимание вопросу обеспечения культуросообразности образования. Об этом свидетельствует, к примеру, Рекомендация Парламентской Ассамблеи Совета Европы № 1833 (2008) от 17.04.2008 «Расширение изучения европейской литературы».
Полагаем, в проектируемом законе
следует закрепить
2.4. Недостатком законопроекта является отсутствие запрета использования образовательных программ, учебных пособий и учебной литературы, разработанных за рубежом, либо разработанных иностранными организациями или при их участии, либо учрежденными ими (иностранными организациями) российскими юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами с иностранным участием, - при реализации исторических и обществоведческих учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также мероприятий гражданско-патриотического и правового воспитания. Между тем, такая мера является уже давно назревшей.
2.5. В законопроекте полностью проигнорированы очень важные для будущего страны вопросы системы кадетского образования, активно функционирующей в настоящее время.
Кадетское образование, кадетские образовательные организации, имеющие очевидные существенные особенности, отличающие их от других образовательных организаций, даже не упомянуты в законопроекте, притом что в одной из предыдущих версий законопроекта об этом говорилось.
Отказ разработчиков проекта закона от установления правовых основ кадетского образования ведёт к ликвидации огромного объёма образовательной деятельности с накопленным огромным позитивным педагогическим опытом, уходящим корнями еще во времена Российской Империи, а затем получившим преемственность и развитие в суворовских военных и нахимовских военно-морских училищах в СССР, позднее и уже свыше 20 лет в кадетских училищах, корпусах и школах в современной России. Следствием такого игнорирования в законопроекте системы кадетского образования явится то, что деятельность всех кадетских образовательных организаций будет считаться незаконной самодеятельностью, и указанные организации объективно смогут функционировать «до первого прихода» надзорных органов.
Кадетское образование далеко не исчерпывается особой формой одежды обучающихся и занятиями по военной истории и военно-прикладным предметам. Это - ряд специфических требований к содержанию образования, к программам, дисциплине, это акцент на гражданско-патриотическое и военно-патриотическое образование и, особенно, воспитание. Если правовые возможности для осуществления этих отношений в проектируемом законе не будут закреплены, то неминуемо возникнут вопросы о правомерности этой образовательной деятельности.
Неоднократно звучавший
Осуществленное действующим
2.6. Законопроект не содержит механизмов гражданско-патриотического воспитания обучающихся.
В качестве одного из основных принципов
государственной политики и правового
регулирования отношений в
3. Законопроект не гарантирует необходимым образом права и законные интересы верующих и религиозных организаций исторически представленных в России религий.
По этому кругу вопросов в
законопроекте имеются
Также отметим закрепление в
проектируемом законе права образовательных
организаций религиозных
Указанные правовые нормы в совокупности
способствуют созидательному взаимодействию
государства и религиозных
Однако нормами статьи 90 достоинства законопроекта в этой части исчерпываются. Другие формально связанные с этими вопросами правовые нормы касаются в основном второстепенных по значению вопросов или носят содержательно размытый характер, что не отвечает интересам Русской Православной Церкви и других крупнейших религиозных организаций исторически представленных в России религий, недостаточно гарантирует реализацию и защиту их законных интересов и законных интересов верующих указанных организаций. При этом в законопроекте не решены следующие значимые вопросы.
3.1. Не установлены правовые основания и механизмы интеграции конфессиональных систем профессионального религиозного образования исторически представленных в России религий в национальную российскую систему образования в целом.
Прежде всего, в законопроекте
не установлены правовые основания
для государственного признания
дипломов, выдаваемых и выданных ранее
духовными образовательными организациями
и другими образовательными организациями
(институтами, университетами) Русской
Православной Церкви и других крупнейших
религиозных организаций
Во всех западноевропейских странах
государство автоматически
Не предусмотрена и правовая
возможность установления особого
правового статуса для
3.2. Недостатком законопроекта является отсутствие в нем закрепленных дефиниций понятий «профессиональное религиозное образование», «религиозное образование», «теологическое образование», «духовное образование», что ведёт к неясности для правоприменителя взаимосвязей этих понятий и создает условия для сохранения правовой неопределенности и практических проблем по указанным вопросам.