Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 13:15, дипломная работа
Цель настоящего исследования – выявление проблем развития лизинговых отношений, а также, преимуществ лизинга и оценка его эффективности в деятельности российских организаций.
При написании работы, ставились следующие задачи:
проанализировать динамику развития лизинговой отрасли России;
определить основные аспекты нормативно-правовой базы лизинговых сделок;
дать характеристику договору лизинга;
определить основные проблемы развития лизинга;
на конкретном примере показать эффективность применения лизинга в современной российской практике.
ВВЕДЕНИЕ.
3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ЛИЗИНГА.
5
1.1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В РОССИИ.
7
1.2. ФАКТОРЫ, СДЕРЖИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ЛИЗИНОГОВОЙ ОТРАСЛИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ.
12
1.3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИЗИНГА.
14
ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ.
21
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИОБРЕТЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ПРОСРЕДСТВОМ ЛИЗИНГА И КРЕДИТОВАНИЯ.
30
ГЛАВА II. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.
36
2.1. РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЛИЗИНГЕ.
36
2.2. ПРОБЛЕМЫ НЕСООТВЕТСТВИЯ ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ О ЛИЗИНГЕ И НАЛОГОВОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ.
47
ГЛАВА III. ДОГОВОР ЛИЗИНГА.
54
3.1. ЛИЗИНГ И ДОГОВОР ЛИЗИНГА: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ.
54
3.2. ДОГОВОР ЛИЗИНГА: СУБЪЕКТЫ И ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА.
61
3.3. УСЛОВИЯ И ФОРМА ДОГОВОРА ЛИЗИНГА.
63
3.4. СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ЛИЗИНГА.
67
3.5. ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ ЛИЗИНГОВОГО ИМУЩЕСТВА.
71
3.6. СУБЛИЗИНГ.
75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Определяющим правовым актом для регулирования лизинговых отношений в РФ стал Федеральный Закон РФ «О лизинге», вступивший в силу 29 октября 1998 года, который придал лизингу статус самостоятельного вида инвестиционной деятельности, что существенно расширило возможности развития лизинговых схем и механизмов финансирования капитальных вложений. После принятия этого Закона Указ Президента РФ 1994 г. «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» был признан утратившим силу.
Закон «О лизинге» сыграл позитивную роль в становлении лизинга и дал толчок активному распространению лизинговых отношений на территории Российской Федерации. Он объединил и развил нормы, регулирующие гражданско-правовые аспекты лизинговой деятельности, содержащиеся в Гражданском кодексе, Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге, нормативных правовых актах Президента РФ и Правительства РФ, а также в нормативных актах министерств и ведомств. Принятие Федерального закона позволило устранить разноуровневый характер российского законодательства по лизингу и определить лизинг как вид инвестиционной деятельности. Однако, несмотря на длительность разработки законопроекта (четыре года), принятый Федеральный закон «О лизинге» еще в период его подготовки вызывал многочисленные замечания и нарекания, которые в большей степени так и не были учтены при его доработке. По словам заместителя Председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы, депутата А.Г.Аксакова, "старый закон изобиловал внутренними противоречиями и не стыковался с другими нормативно-правовыми актами, и, в первую очередь, с Гражданским Кодексом РФ и конвенцией УНИДРУА "О международном финансовом лизинге". Так, статья 2 Федерального закона «О лизинге» в первой редакции определяет основные понятия, используемые в данном Законе, и на первом месте стоит определение лизинга, которое дано следующим образом: «лизинг - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором с правом выкупа имущества лизингополучателем». Однако статья 665 ГК РФ гласит: «По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей». Таким образом, понятия не совпадают, хотя в статье 3, тем не менее упоминается о необходимости использования предмета лизинга для предпринимательской деятельности.
К тому же, Федеральный закон “О лизинге” содержал противоречивые правила использования предмета лизинга в качестве залога: лизингополучатель мог передать в залог предмет лизинга только с разрешения лизингодателя в письменной форме. Право лизингополучателя передавать предмет лизинга в залог противоречило п.1 ст. 335 Гражданского кодекса Российской Федерации, где сказано, что залогодатель может передать в залог имущество, принадлежащее ему на основе права собственности или права хозяйственного ведения. Лизингополучатель же не обладает ни тем, ни другим.14
В целом, по мнению вышеупомянутых авторов работы «Договорное право» Брагинского М.И. и Витрянского В.В., «В результате внимательного изучения текста Федерального закона «О лизинге» складывается впечатление, что его разработчики при подготовке законопроекта и законодатель в процессе его принятия исходили из того, что в российском и международном частном праве отсутствуют какие-либо нормы, регулирующие договор лизинга.» «Только этим можно объяснить, - пишут авторы, - наличие в данном Федеральном законе большого числа положений, противоречащих не только нормам ГК, но и Конвенции о международном финансовом лизинге»15.
По мере совершенствования Федерального закона « О лизинге» были приняты и другие нормативно-правовые акты, регулирующие лизинговую деятельность в РФ. Так 8 августа 2001 г. был принят Федеральный закон РФ № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», который вступил в силу 10.02.2002 г. Данный Закон признал утратившим силу Федеральный закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 158-ФЗ (ст. 19 Закона), в соответствии с которым деятельность по финансовой аренде (лизингу) подлежала лицензированию. Федеральный закон РФ № 128-ФЗ не предусматривает лицензирование лизинговой деятельности, также как и ФЗ «О лизинге» в последней редакции. Таким образом, начиная с 10.02.2002 г. организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять лизинговую деятельность без получения каких-либо разрешений (лицензий), связанных с этим видом деятельности.
Надо отметить, что работа по совершенствованию Федерального закона "О лизинге" велась на протяжении нескольких лет. Как юристы, так и представители лизингового сектора считали, что закон требует серьёзной доработки, однако по поводу того, какими именно должны быть поправки в закон, долгое время велись жаркие дискуссии.
Наконец, 29 января 2002 г. вступил в силу Федеральный Закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лизинге". Вносимые данным законом поправки столь многочисленны, что могут рассматриваться как новая редакция Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О лизинге".
Закон о лизинге был существенно сокращен и стал называться иначе - "О финансовой аренде (лизинге)". В нём не только устранены многочисленные недостатки закона "О лизинге" 1998 года, в него также добавлены новые гражданско-правовые нормы, призванные способствовать развитию лизинга. В основном преобразования направлены на преодоление внутренней несогласованности предписаний Закона, коллизий с иными нормативными правовыми актами и унификацию терминов. Теперь, в частности, предусматривается, что отношения по договорам международного лизинга будут регулироваться непосредственно конвенцией УНИДРУА «О международном финансовом лизинге». В то же время Закон по-новому регламентирует отдельные вопросы, касающиеся предмета лизинговой деятельности, прав, обязанностей и ответственности ее участников. В частности, окончательно устранено требование о лицензировании деятельности лизинговых компаний (в том числе нерезидентов). Исключена из закона целая статья, содержавшая запрет на совмещение обязательств участниками договора лизинга (лизингодателем и лизингополучателем, кредитором и лизингополучателем). Вместе с тем значительно расширено само понятие лизинга, под которым теперь понимается «совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга». Определение договора лизинга теперь полностью воспроизводит определение, данное в ст. 665 ГК РФ. В целом внесение поправок в закон о лизинге стало важным шагом на пути к созданию стабильной и однозначно понимаемой всеми законодательной базы по лизингу.
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛИЗИНГА.
В соответствии с российским законодательством лизинговые операции в определенных случаях подлежат антимонопольному регулированию.
В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и со ст. 16 Федерального закона РФ от 23 июня 1999 г. «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» в определенных случаях при проведении сделок купли-продажи предмета лизинга и лизинговых сделок необходимо уведомлять или получать предварительное согласие Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ (МАП РФ) или его территориального отделения.
Следует отметить, что антимонопольное регулирование распространяется как на российские юридические лица, так в некоторых случаях и на иностранные компании, осуществляющие деятельность на территории России. Антимонопольное регулирование лизинговых операций возможно в порядке получения предварительного согласия МАП РФ до заключения сделки или уведомления МАП РФ после заключения сделки в зависимости от стоимости активов участников сделки.
Ходатайство о получении предварительного согласия или уведомление о заключении сделки должно подаваться лицом, приобретающим предмет лизинга, т. е. лизингодателем, – по договору купли-продажи и лизингополучателем – по договору лизинга.
Из действующего антимонопольного законодательства не ясно, каким образом участник лизинговой сделки может быть осведомлен о процентном соотношении балансовой стоимости предмета лизинга к балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов и о суммарной балансовой стоимости активов его контрагента. Следовательно, возможна ситуация, при которой юридическое лицо будет отвечать за невиновные действия.
Для решения указанной проблемы необходимо внести изменения в антимонопольное законодательство, согласно которым ходатайство о получении предварительного согласия или уведомление о заключении сделки должно подаваться лицом, балансовые показатели которого делают данную сделку подконтрольной антимонопольному законодательству.
Уведомление в МАП РФ о заключении сделки должно подаваться в следующих случаях.
Договор купли-продажи предмета лизинга:
Договор лизинга:
Приведенные правила согласования с антимонопольным органом лизинговых сделок в соответствии с письмом МАП РФ от 11 декабря 2001 г. № НФ/18661 «О применении антимонопольного законодательства» не распространяются на сделки возвратного лизинга. Сделки возвратного лизинга осуществляются без согласования с антимонопольным органом.
На сегодняшний день имеется существенная необходимость внести изменения в антимонопольное законодательство, которые позволили бы при определении балансовой стоимости активов учитывать не только минимальный размер оплаты труда и его кратность, но и уровень инфляции.
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛИЗИНГОВЫХ СДЕЛОК КАК РАЗНОВИДНОСТИ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ.
Как следует из ст. 3 Закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», договор лизинга рассматривается как сделка по оказанию финансовой услуги. Следовательно, договоры лизинга подпадают под двойное антимонопольное регулирование. Поэтому при заключении лизинговых сделок необходимо также руководствоваться положениями вышеуказанного закона и постановления Правительства РФ от 7 марта 2000 г. №194 «Об условиях антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг и об утверждении методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций». Под двойное антимонопольное регулирование попадают не все лизинговые сделки, а только случаи приобретения в результате одной или нескольких сделок, связанных с уступкой прав требований, более 10% активов лизинговой компании.
Из антимонопольного законодательства, к сожалению, нельзя сделать однозначный вывод о том, что понимается под приобретением активов финансовой организации в рамках лизинговой сделки – передача во временное владение и пользование лизинговым имуществом или выкуп лизингополучателем предмета лизинга. Поэтому участники лизингового сектора должны решать этот вопрос самостоятельно или путем получения соответствующих письменных консультаций в антимонопольных органах.
Порядок получения согласия зависит от размера уставного капитала лизинговой компании. Согласно п. 3.4 Положения «О порядке дачи согласия на совершение сделок, связанных с приобретением активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций, а также прав, позволяющих определять условия предпринимательской деятельности либо осуществлять функции исполнительного органа финансовой организации», ходатайство подается в антимонопольные органы лицом, приобретающим активы лизинговой компании.
Предварительное согласие МАП РФ на заключение сделки должно подаваться при приобретении в порядке уступки права требования более 10% балансовой стоимости активов лизинговой компании, в случае, если размер ее уставного капитала превышает 5 млн. рублей. Все необходимые документы представляются в федеральный антимонопольный орган, который в течение 30 дней должен письменно сообщить участникам сделки о принятом решении.
Информация о работе Лизинговые операции и проблемы их развития в России