Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 10:22, курсовая работа
Задачами написания данной работы является: ознакомление с различными нормативными документами, разнообразной научной литературой, статьями различны авторов, которое представляет свои взгляды по проблеме ответственности соучастников преступления, систематизация изученных материалов, их правильное и уместное использование, выделение главного в изучаемом материале.
Целью данного исследования является всесторонняя и глубокая разработка проблем соучастия в преступлении, рассмотрение ее в непосредственном социальном бытии, на основе собранных фактических данных, характеризующих социальную необходимость правового регулирования, его предпосылки, реальное действие, эффективность правового регулирования в данной сфере.
Введение
Глава 1. Возникновение понятия соучастия в преступлении
Глава 2. Ответственность соучастников преступления
общие основания ответственности соучастников преступления.
основания и пределы ответственности соучастников в зависимости от формы соучастия:
а) соучастие с выполнением различных ролей;
б) соисполнительство;
в) организованная группа и преступное сообщество
2.3. совершение исполнителем преступления, не охватывающегося умыслом других соучастников.
Глава 3. Анализ судебной практики, конкретных уголовных дел
Заключение
Список используемой литературы
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 27 декабря 2002 г . N 29 по данному вопросу высказался следующим образом: «Если организатор, подстрекатель или пособник непосредственно не участвовал в совершении хищения чужого имущества, содеянное исполнителем преступление не может квалифицироваться как совершенное группой лиц по предварительному сговору. В этих случаях в силу ч. 3 ст. 34 УК РФ действия организатора, подстрекателя или пособника следует квалифицировать со ссылкой на ст. 33 УК РФ» (п.8); «Исходя из смысла части второй ст. 35 УК РФ уголовная ответственность за кражу, грабеж или разбой, совершенные группой лиц по предварительному сговору, наступает и в тех случаях, когда согласно предварительной договоренности между соучастниками непосредственное изъятие имущества осуществляет один из них. Если другие участники в соответствии с распределением ролей совершили согласованные действия, направленные на оказание непосредственного содействия исполнителю в совершении преступления… содеянное ими является соисполнительством и в силу части второй ст. 34 УК РФ не требует дополнительной квалификации по статье 33 УК РФ» (п. 10).
По мнению Л.Л. Кругликова и Ю.Г. Зуева, в цитируемом п. 10 Постановления допущена ошибка. При распределении ролей нельзя вести речь о соисполнительстве, это вторая самостоятельная разновидность группового преступления. Можно сказать, что всякое соисполнительство – это групповое преступление, но не всякое групповое преступление – это обязательно соисполнительство, иначе объективные признаки группы простой и действовавшей по предварительному сговору совпадали бы. В этой связи непонятно, почему при распределении ролей иные роли, не связанные с исполнителем преступления, пленум упорно именует исполнением, стирая тем самым им же самим обозначенную грань между ч. 1 и ч.2,3 ст. 35 УК РФ»20.
в) Уголовная ответственность соучастников при третьей и четвертой формах соучастия: участников организованной группы или преступного сообщества (преступной организации) также установлена в нормах Особенной части УК.
Организованная группа как квалифицирующее обстоятельство указана в значительном количестве норм, предусматривающих уголовную ответственность за преступления против собственности, в сфере экономической деятельности, против общественной безопасности и общественного порядка.
Отличительным признаком организованной группы, позволяющим отличить ее от группы лиц, совершивших преступление по предварительному сговору, является ее устойчивость. Организованная группа создается для совершения тяжкого преступления, требующего длительной и основательной подготовки, либо группа, сохраняющая свое организованное единство в течении длительного времени. Еще один признак организованной группы – наличие руководителя17.
Следует отметить, что соисполнителями преступления, совершенного организованной группой, признаются как непосредственные исполнители, т.е. лица, выполняющие полностью или частично объективную сторону сосотава преступления, так и организатор, руководитель организованной группы и, кроме того, те участники группы, имеющие устойчивые связи с ней, роль которых заключается в создании условий для совершения преступления, например, в подыскании будущих жертв или ином обеспечении преступной деятельности группы … даже если эти действия не выходят за рамки пособничества6.
Основными признаками, характеризующими преступное сообщество (преступную организацию), законодатель называет сплоченную организованную группу и цель совершения тяжких и особо тяжких преступлений (ст. 35 УК РФ). Отличительными же признаками организованной группы определяются признаки устойчивости и объединения для совершения одного или нескольких преступлений.
Анализируя признаки преступного сообщества (преступной организации), нельзя не отметить отсутствие его единой формулировки в Общей и Особенных частях УК РФ. Определение преступного сообщества (преступной организации), данное в ч. 4 ст. 35 УК РФ, не содержит указания на объединение организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп в целях разработки планов и подготовки условий для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, ответственность за создание которого наступает по ч. 1 ст. 210 УК РФ.
С учетом изложенного необходимо признать невозможность четкого разграничения понятий организованной группы и преступного сообщества (преступной организации). Несовершенство законодательных конструкций порождает многочисленные споры о признаках форм соучастия в организованной преступной деятельности и проблемы квалификации деяний соучастников. Детальное исследование признаков различных форм соучастия и изучение судебной практики по делам об организованных преступных формированиях позволяет прийти к определенным выводам относительно отличительных признаков и понятия преступного сообщества (преступной организации).
Во-первых, квалификация деяния соучастников по признакам организованной группы, либо преступного сообщества (преступной организации) возможна лишь при осуществлении организованной преступной деятельности, т.е. совершении членами указанных формирований как минимум двух преступлений, внутренне объединенных одними целью и мотивом, реализация которых планируется организаторами, руководителями и членами организованной группы либо преступного сообщества (преступной организации). Другими словами, совершение двумя или более лицами одного преступления следует квалифицировать как соисполнительство и соучастие с распределением ролей. В то время как при наличии признаков организованной преступной деятельности деяния соучастников подлежат квалификации по признакам организованных форм соучастия – организованной группы и преступного сообщества (преступной организации).
Во-вторых, с целью упрощения разграничения организованных форм соучастия под преступным сообществом (преступной организацией) необходимо понимать объединение двух или более организованных групп, которые входят в него в качестве структурных подразделений. Представляется надуманным признание преступным сообществом (преступной организацией) группы лиц, состоящих из двух человек, которые совершили одно или несколько преступлений. Преступное сообщество (преступная организация)не должно представлять единое образование, так как в этом случае сообщество может рассматриваться в качестве организованной группы. Поэтому наличие в составе сообщества как минимум двух организованных групп, т.е. не менее четырех лиц, больше отвечает требованиям теории и практики.
В-третьих, для преступного сообщества (преступной организации) характерно межгрупповое распределение функций с единым центром управления. Организованные группы обладают относительной автономностью, однако при необходимости объединяются для осуществления совместной организованной преступной деятельности21.
Часть 5 ст. 35 УК РФ определяет пределы уголовной ответственности организаторов и руководителей организованных групп или преступных организаций, а также рядовых участников этих преступных объединений.
В статьях 208 (организация незаконного вооруженного формирования и участие в нем), 209 (бандитизм), 210 (организация преступного сообщества), 239 (организация объединения, посягающего на личность и права граждан), 279 (вооруженный мятеж) УК РФ данный вид преступной деятельности признается самостоятельным преступлением независимо от того, были ли совершены преступления, которые являлись целями данного преступного объединения. Действия организаторов и руководителей квалифицируются по этим статьям без ссылки на ст. 35 УК РФ. Кроме того, они подлежат ответственности за все совершенные преступления другими участниками преступной группы или преступного сообщества, если они охватывались их умыслом. Поэтому действия организаторов и руководителей будут квалифицироваться в этих случаях по совокупности преступлений.
Создание преступного сообщества заключает в вовлечении в такое сообщество его участников, определении и закреплении за ним ролей в составе сообщества, т.е. направлении деятельности и функциональных обязанностей, обеспечении иных условий совершения тяжких или особо тяжких преступлений. Создание преступного сообщества является оконченным преступлением с момента завершения образования сообщества.
Руководство преступным сообществом состоит в управлении участниками уже созданного сообщества, распределении или перераспределении функциональных обязанностей между ними, поддержании внутригрупповой дисциплины, вовлечении в сообщество новых членов, предотвращении выхода из сообщества отдельных участников и т.д..
Уголовно правовое значение преступного сообщества состоит в том, что оно выступает лишь в качестве конструктивного признака основных и квалифицированного составов преступлений, определенных в ст. 210 УК РФ, и не предусмотрено ни в одном из составов преступлений в качестве квалифицирующего признака.
Рядовые участники несут уголовную ответственность за участие в организованной группе или преступном сообществе независимо от его конкретной роли, за исключением тех лиц, которые участвовали непосредственно в совершении преступлений. Действия таких участников также квалифицируются по совокупности преступлений: по статье, предусматривающей ответственность за участие в организованной группе или преступном сообществе и по статьям Особенной части УК, предусматривающим ответственность за те преступления, в совершении которых участник был признан виновным.
Участие в преступном сообществе проявляется во вступлении лица в преступное сообщество, создаваемое или созданное для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, состоящим в даче согласия быть участником данного сообщества и принятии на себя обстоятельств и функциональных обязанностей, возлагаемых организатором или руководителем сообщества, либо сообществом в целом, включая их выполнение17.
2.3. совершение исполнителем преступления, не охватывающегося умыслом других соучастников
Отклонение исполнителя от того, к чему его склоняли организатор, подстрекатель, либо чему оказывал содействие пособник в объективной стороне преступления и в объекте посягательства называется эксцессом преступления.
Эксцессом исполнителя признается совершение исполнителем преступления, не охватывающегося умыслом других соучастников (ст. 36 УК РФ). Понятие эксцесса исполнителя впервые законодательно оформлено в УК РФ, до этого данное понятие использовалось только в науке уголовного права. Эксцесс исполнителя может быть в случаях, когда исполнитель вместо задуманного преступления или одновременно с ним совершает другое преступление или он исполняет задуманное преступление, но с отягчающими обстоятельствами, которые не обсуждались в момент сговора. В теории уголовного права первый случай называется качественным эксцессом, а второй – количественным. В обоих случаях, как установлено в ст. 36 УК РФ, уголовную ответственность за эксцесс несет только сам исполнитель, другие участники преступления за него не отвечают. При эксцессе нарушается признак совместности действий, поскольку другие соучастники не были осведомлены заранее об изменении условий соглашения: нарушается объективная связь (отсутствует причинная связь между действиями всех соучастников) и теряется субъективная связь (изменяется конкретное содержимое умысла).
Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 05.09.1986 N11 «О судебной практике по делам о преступлениях против личной собственности» разъяснил суть эксцесса: «Если группа лиц с предварительным сговором имела намерение совершить кражу или грабеж и один из участников применил или угрожал применить насилие, опасное для жизни и здоровья потерпевшего, то его действия следует квалифицировать как разбой, а действия других лиц – соответственно как кражу или грабеж при условии, что они непосредственно не способствовали применению насилия, либо не воспользовались им для завладения имуществом потерпевшего» (п.7)3.
Примером качественного эксцесса может служить дело Ж. и Б. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ признала необоснованным осуждение Ж. за разбой, поскольку Ж. и Б. (справедливо осужденный за разбой) предварительно не договаривались о применении насилия, опасного для жизни и здоровья П., которая оказалась свидетельницей кражи автомобиля, принадлежащего И. завладение автомобилем происходило в присутствии П., поэтому действия Ж. должны квалифицироваться как грабеж по п. «а» ч. 2 ст. 161 УК РФ11.
В конце главы хотелось бы обобщить положения об основаниях и пределах ответственности соучастников преступления.
Основание ответственности соучастника преступления является виновно (умышленно) совершенное им общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом. Поскольку совместность усилий и общего результата имеют место применительно к одному и тому же преступлению, все соучастники несут ответственность на одинаковом основании и в одинаковых пределах, предусмотренных санкцией применимой к ним статьи Особенной части УК РФ. Квалификация содеянного соучастником может зависить от формы соучастия, а также от того, предусмотрен или нет в применяемой статье Особенной части УК РФ тот или иной вид соучастия.
Пределы ответственности соучастников преступления предопределяются прежде всего тем, несколько правильно произведена квалификация содеянного каждым из них. Это, в свою очередь, находится в прямой зависимости от учета условий и ряда обстоятельств частного порядка.
Общими условиями правильной квалификации содеянного соучастником преступления является: правильное определение формы и вида соучастия, выявление того, предусмотрено или нет в диспозиции статьи Особенной части УК РФ применительно к данному случаю то, либо иное проявление соучастия в качестве основного признака или квалифицирующего обстоятельства.
Среди обстоятельств частного порядка, влияющих на пределы ответственности соучастников преступления, выделяют, обычно следующие: отдельные объективные и субъективные обстоятельства, предусмотренные в статьях Особенной части УК и имеющиеся на стороне не всех соучастников, эксцесс исполнителя, добровольный отказ соучастников от начатой совместной преступной деятельности, неудавшееся соучастие в преступлении.
Информация о работе Особенности уголовной ответственности соучастников преступления