Конфискация имущества как мера уголовно-правового характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 23:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа законодательства, материалов судебной и уголовно-исполнительной практики предложить наиболее целесообразную, отвечающую современным задачам в сфере противостояния преступности модель конфискации имущества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ КОНФИСКАЦИИ ИМУЩЕСТВА
§ 1. Понятие и виды конфискации имущества в российском законодательстве………...…5
§ 2. Конфискация имущества в России и других странах: проблемы, история,
перспективы……………………………………………………………………………….10
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФИСКАЦИИ ИМУЩЕСТВА
§ 1. Конфискация имущества как иная мера уголовно-правового характера……….…….16
§ 2. Содержание конфискации имущества…………………………………………….…….17
§ 3. Конфискация денежной суммы взамен имущества…………………………………….22
§ 4. Возмещение причиненного ущерба……………………………………………………..22
§ 5. Проблемы применения конфискации имущества в уголовном праве……………..….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….……….31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….…………34

Прикрепленные файлы: 1 файл

УГОЛ ПРАВО КУРСОВАЯ.docx

— 89.66 Кб (Скачать документ)

В нашей же стране долгое время конфискация  применялась как вид наказания; при этом изымалось имущество, не связанное с совершенным уголовным  правонарушением, о чем будет  сказано ниже.

Русская Правда предусматривала такой вид  наказания, как поток и разграбление, являвшийся аналогом конфискации имущества  в современном ее понятии. Конфискация  как вид наказания предусматривалась  и правовой системой СССР. Так, конфискация  упоминается в ст. 21 Уголовного кодекса  РСФСР, введенного в действие 1 января 1961 г.; при этом согласно ст. 22 данного  закона "конфискация имущества  и лишение воинского или специального звания могут применяться только в качестве дополнительных наказаний". Конфискация, по мысли советского законодателя, состояла в "принудительном безвозмездном  изъятии в собственность государства  всего или части имущества, являющегося  личной собственностью осужденного". Не подлежали конфискации предметы, указанные в Перечне, содержавшемся  в приложении к Уголовному кодексу; законодатель также подчеркнул, что  такие предметы необходимы для осужденного  и лиц, находящихся на его иждивении. В случае конфискации осужденному  оставлялось имущество, которое  могло лишь минимально удовлетворить  потребности (так, например, не подлежали  конфискации лишь некоторые предметы одежды, постельные принадлежности, не имеющая художественную ценность кухонная и столовая утварь, одна кровать  или стул на каждое лицо, один стол, один шкаф и один сундук на семью). С  учетом того что в советское время  еще многие семьи были многодетными, перечень в некоторых случаях  отрицательно сказывался на благополучии даже тех граждан, которые были в  родственных отношениях с совершившим  преступление. Уголовный закон РСФСР  ставил в зависимость то, какое  имущество может быть конфисковано, от занятий осужденных лиц. Так, у  лиц, основным занятием которых являлось сельское хозяйство, не могли быть конфискованы семена, необходимые для очередного посева. С учетом того что конфискация  в целом ряде случаев сопровождалась лишением свободы, норма о сохранении семян зачастую не могла благоприятно повлиять на имущественное положение  осужденного, ведь не все осужденные имели родственников или знакомых, готовых за них заниматься сельским хозяйством в то время, пока они находятся  в местах лишения свободы.

Следует отметить, что законодатели с развитием  общественных отношений постепенно отказывались от широкого применения конфискации. Так, благодаря Уголовному кодексу РФ 1996 г. снизилась возможность  применения данного вида наказания (по сравнению с советским периодом); это достигнуто "в результате декриминализации ряда деяний, исключения ее (конфискации) из санкции статей за некорыстные преступления, а также  замены в ряде санкций конфискации имущества штрафом". Уголовно-исполнительным кодексом РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ был установлен перечень имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда. Следует признать, что данный перечень отличался более мягким подходом как к осужденному, так и к членам его семьи, хотя и он обеспечивал лишь мизерное удовлетворение потребностей. Так, одним из отличий по сравнению с советским законодательством явилось то, что не подлежала конфискации мебель, минимально необходимая для осужденного и членов его семьи.

В 2003 г. законодатели исключили из Уголовного кодекса конфискацию имущества, нажитого законными способами, как  вид наказания, однако с момента  исключения ведутся дискуссии по поводу возвращения конфискации  как вида наказания в практику.

Возвращение конфискации как вида наказания в уголовное законодательство нецелесообразно, а Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"12, отменивший данный вид наказания, был важным этапом на пути совершенствования российского законодательства и обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов граждан.

Это можно объяснить, во-первых, тем, что  как мера уголовной ответственности  конфискация имущества влечет за собой чрезвычайно неблагоприятные  последствия для осужденного; при  этом конфискация - "мера, направленная не только против того, кто совершил преступление, но против членов его  семьи"13, лишающая родственников многих материальных благ и возможности наследовать законно нажитое преступником имущество. Общеизвестно, что лица, привлеченные к уголовной ответственности, после отбытия наказания встречаются с различными материальными трудностями, связанными с трудоустройством. Конфискация может лишь усугубить их неблагоприятное материальное положение и даже привести к совершению других преступлений. Во-вторых, конфискация имущества, по сути, приводит к умалению целей наказания, предусмотренных ст. 43 Уголовного кодекса. Исправление осужденного не может быть в полной мере реализовано, ведь на практике конфискация законно нажитого имущества воспринимается осужденным как унижение со стороны государства; при этом такое унижение касается не только его, но и, как говорилось выше, членов его семьи. Также не восстанавливается в полной мере социальная справедливость, так как, по нашему мнению, лишение физического лица частной собственности - в ряде случаев несоразмерная мера по сравнению с совершенным преступлением. Конфискация как вид наказания предусматривалась, например, за такое уголовное правонарушение, как вымогательство, совершенное либо группой лиц по предварительному сговору, либо неоднократно, и т.д. С учетом того что ст. 163 УК РФ ("Вымогательство") предусматривает формальный состав преступления, наказание в виде конфискации являлось чрезвычайно жестким для правонарушителей. В-четвертых (данный аргумент тесно связан с предыдущим), конфискация имущества нарушает принцип справедливости, установленный ст. 6 Уголовного кодекса РФ, согласно которой наказание должно быть справедливым, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. В-пятых, возвращение конфискации имущества может привести к росту коррупции в среде судебных приставов, которые смогут получать взятки от, например, родственников осужденного, целью которых будет являться сохранение имущества такого осужденного.14

Представляется, что существование конфискации  как вида наказания противоречит принципам уголовного права. Как  известно, ст. 5 Уголовного кодекса РФ (принцип вины) устанавливает, что "лицо подлежит уголовной ответственности  только за те общественно опасные  действия (бездействие) и наступившие  общественно опасные последствия, в отношении которых установлена  его вина"; "объективное вменение, то есть уголовная ответственность  за невиновное причинение вреда, не допускается". Если конфискуется имущество, в отношении которого не доказано, нажито ли оно в результате преступных действий, то, по сути, наказание устанавливается за невиновные деяния. Однако если изымается имущество, нажитое в результате преступных действий, то, безусловно, принципы уголовного закона не нарушаются: лицо, совершившее преступление, в данном случае претерпевает неблагоприятные последствия именно в связи с совершенным им деянием.

Также следует отметить, что во время  существования конфискации как  вида наказания правонарушитель, по сути, дважды претерпевал неблагоприятные  последствия из-за совершенного деяния. Так, ст. 42 Уголовно-процессуального  кодекса РФ предусматривает, что "потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением"15; допускается и возмещение морального вреда, причиненного противоправным деянием. Таким образом, до 2003 г. преступник в ряде случаев должен был и возместить вред потерпевшему, и (если это предусматривалось уголовно-правовыми нормами) лишиться своего имущества ввиду произведенной конфискации.

При исследовании проблем, связанных с  конфискацией, следует обратиться к  Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ "О внесении изменений в  отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи  с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии  терроризму". Закон предусматривает возвращение понятия "конфискация" в уголовное законодательство, при этом подразумевая под конфискацией не вид наказания, а меру уголовно-правового характера. Представляется, что разработчики законопроекта и законодатель руководствовались критикуемым известным философом Гилбертом Райлом в его "Понятии сознания" подходом к пониманию вещей, который допускает такое высказывание, как "она приехала домой в машине и в слезах". В раздел, изначально задумывавшийся как посвященный, во-первых, лицам, совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части Уголовного кодекса, в состоянии невменяемости, во-вторых, лицам, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания, и, в-третьих, лицам, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, включены нормы, посвященные совершившим преступления в состоянии вменяемости. (Для указанных в ранее действовавшем разделе VI лиц устанавливаются принудительные меры медицинского характера.)

Что же подразумевает под конфискацией законодатель? Согласно Федеральному закону № 153-ФЗ конфискация имущества  есть принудительное безвозмездное  обращение по решению суда в собственность  государства следующего имущества: денег, ценностей и иного имущества, полученного в результате совершения преступлений, предусмотренных рядом  статей Особенной части Уголовного кодекса (при этом следует отметить, что в законопроекте дан исчерпывающий  перечень статей); денег, ценностей  и иного имущества, в которые  имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или  преобразованы; денег, ценностей и  иного имущества, используемых или  предназначенных для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного  вооруженного формирования, преступного  сообщества или преступления; орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому[23]. "Если имущество, полученное в результате совершения преступления, и (или) доходы от этого имущества были приобщены  к имуществу, приобретенному законным путем, конфискации подлежит та часть  этого имущества, которая соответствует  стоимости приобщенных имущества  и доходов от него"[24]. Если конфискация  определенного предмета "на момент принятия судом решения о конфискации  данного предмета невозможна вследствие его использования, продажи или  по иной причине, суд выносит решение  о конфискации денежной суммы, которая  соответствует стоимости данного  предмета". Важно отметить, что  законопроект N 28601-4 "О внесении изменений  в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму", на основе которого был принят Закон № 153-ФЗ и который вносился на рассмотрение Государственной Думы РФ такими членами Федерального Собрания, как В.И. Федоров, А.Г. Лысков, М.И. Гришанков, В.А. Васильев и др., на первое место ставил интересы потерпевшего: согласно законопроекту при решении вопроса о конфискации первоначально должен решаться "вопрос о возмещении ущерба, который был причинен потерпевшему", а лишь затем может быть обращено имущество в доход государства. Федеральный закон № 153-ФЗ отличается от законопроекта; в данном Законе установлено, что "в первую очередь должен быть решен вопрос о возмещении ущерба, причиненного законному владельцу". Сопоставляя тексты законопроекта и Закона, можно прийти к выводу, что Закон предусматривает более низкий уровень защиты прав и свобод физических и юридических лиц, предусматривая учет интересов лишь законных владельцев, но не всех потерпевших (при этом не совсем ясным является, что понимать под законным владельцем: владелец ли это объекта преступления или предмета преступления и т.д.).

Представляется, что ряд нововведений нецелесообразен  ввиду того, что уголовно-процессуальное законодательство до внесения в него изменений, связанных со вступлением  в силу Федерального закона № 153-ФЗ, предусматривало конфискацию нажитого незаконно, и перетекание норм права  из одного нормативного правового акта в другой неоправданно ни с теоретической, ни с практической точки зрения.

Еще один крупный недостаток законопроекта - отсутствие ясного для адресатов  закона критерия, на основании которого установлен уже упоминавшийся исчерпывающий  перечень статей. Так, например, неясно, почему разработчики не указали в  данном перечне, например, статью, посвященную  незаконной банковской деятельности (ведь в результате данной деятельности преступники  могут получать значительные доходы, которые могут в том числе  использоваться для финансирования террористической деятельности), а  включили такие статьи, как ст. 146 ("Нарушение авторских и смежных  прав"), ст. 147 ("Нарушение изобретательских и патентных прав") или ст. 227 ("Пиратство").

Несмотря  на то что в пп. "а" п. 1 ст. 104.1 установлен закрытый перечень статей, по которым возможно применение норм о конфискации, остается возможность  расширительного толкования данной статьи. Так, пп. "б" п. 1 ст. 104.1 устанавливает, что конфискации подлежит следующее  имущество: "деньги, ценности и иное имущество, в которые имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от этого  имущества были частично или полностью  превращены или преобразованы". Возникает  справедливый вопрос: совершения какого преступления, указанного в пп. "а" или любого, предусмотренного Особенной  частью УК РФ?

Также некорректной, на наш взгляд, является формулировка п. 3 ст. 104.1: "Имущество, указанное в частях первой и второй настоящей статьи, переданное осужденным другому лицу (организации), подлежит конфискации, если лицо, принявшее имущество, знало или должно было знать, что  оно получено в результате преступных действий". Что значит "должно было знать", каким образом? При  такой формулировке этой нормы получается, что устанавливается презумпция вины вместо презумпции невиновности.

В ст. 141.1 УК РФ (что уже отмечалось) определено, что конфискация имущества  есть принудительное безвозмездное  обращение по решению суда в собственность  государства имущества. Важным является вопрос, кто и как будет распоряжаться  конфискованным имуществом. Согласно сложившейся практике реализации конфискованного  имущества таможенными органами продажа такого имущества осуществляется по более низким ценам по сравнению  с рыночными. На наш взгляд, недобросовестное применение пп. "б" п. 1 ст. 104.1 в  настоящей редакции породит очередной всплеск корпоративных захватов. Представим такую ситуацию. Лицо, получившее имущество в результате какого-либо преступления, вкладывает это имущество в акции. Это лицо является добросовестным и лояльным акционером. При этом акционерному обществу неизвестно, на какие доходы приобретено 20% его акций. Через год лицо (возможно, по инициативе рейдеров) привлекают к уголовной ответственности с конфискацией приобретенных акции. Далее конфискованные акции реализуются по заниженной цене, которые и покупают захватчики фирмы.

Информация о работе Конфискация имущества как мера уголовно-правового характера