Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 21:11, курсовая работа
С начала XXI в России все чаще стала обсуждаться идея либерализации уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства. Это обусловлено тем, что за преступления небольшой и средней тяжести судами назначались фактически такие же наказания, что и за тяжкие, альтернативные наказания практически не применялись, а учреждения пенитенциарной системы были слишком переполнены. В 2002 году в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президентом Российской Федерации впервые была поставлена задача гуманизации уголовного законодательства и системы исполнения наказаний: «...уже по действующему законодательству у судов есть возможность вместо лишения свободы применять штрафы и другие, более гуманные меры наказания. Однако этой возможностью они пользуются редко.
Введение……………………………………………………………..........2
Глава 1. Общие положения лишения свободы, как вида наказания.....8
1.1. Понятие и история развития в России уголовного наказания в виде лишения свободы ....................................................................................... 8
1.2. Цели и юридическое значение лишения свободы...........................19
Глава 2. Классификация и особенности применения уголовного наказания в виде лишения свободы............................................................................. ..29
2.1. Классификация видов лишения свободы…………...………........ .29
2.2. Исправительные учреждения, осуществляющие наказание в виде лишение свободы...………….....................................................................37
2.3. Эффективность наказания в виде лишения свободы ..…………....50
Заключение………………………………………………………………..59
Библиография..............................................................................................65
Материалы судебной практики…………………………………..............69
Конец XVII века, начало царствования Петра Великого, привнес значительные перемены в принципы карательной политики государства. Чисто светские по своей сути и прагматичные по направленности преобразования Петровской эпохи минимизировали зарождавшиеся в системе исполнения наказания религиозно-нравственные принципы исправления и коррекции личности преступника, заменив их жестокой и скорой расправой. Важным источником предписаний о системе наказаний и механизме их исполнения стал Артикул воинский 1715 г., принятый Петром I и явившийся результатом первой систематизации уголовно-правовых норм России. «Петр Великий впервые в истории России начал применять на практике такую меру наказания, как ссылка на каторгу. Первоначально каторжан отправляли в Азов. Затем появились новые места ссылки: рудники, солеварни, фабрики и заводы Урала и Сибири. Этим достигались три цели: удаление преступника, его наказание и освоение новых обширных просторов империи»3.
Современные теоретические исследования позволяют нам более четко отграничить ссылку и заключение преступника в определенном учреждении как два различных вида наказания, но исторически в России лишение свободы сопровождалось именно ссылкой иногда и в совокупности с другими видами наказания, такими например, как каторжные работы.
По отношению к отдельным преступникам, ссылка нередко являлась заменяющем наказанием при помиловании: «Довелся смертной казни, и Великий Государь помиловал, велел живот дать, вместо смерти сослать в ссылку»4. Ссыльные направлялись в разнообразные местности в Сибирь, но по большей части в действующем тогда законодательстве не определялось место ссылки, что давало возможность направлять ссыльных туда, где чувствовалась наибольшая потребность в рабочих руках. Только в редких случаях опалы ссыльные заключались на месте ссылки в тюрьмы. «Московское правительство относилось к ссыльным с большой благосклонностью и было чуждо какого-либо презрения к ним, отнюдь не считая их как бы отверженными, какими они считаются теперь; труды ссыльных, по воззрению тогдашней эпохи, составляли «службу», само состояние ссыльного определяется как чин»5. В ссылку вместе с преступниками иногда направлялись их жены и дети, иногда даже было предписано ссылать именно женатых, а не холостых, и из мастеровых или посадских людей, а не из военных. Государство не выбрасывало преступника как ни на что не годного члена общества; по большей части, не лишало его прав; напротив, оно верило в его исправимость.
С начала XVIII века, с открытием рудником и активизацией горных работ, в Сибири открылись каторжные работы, в разных видах. Так же каторжники направлялись в другие города Руси, например, для укрепления крепостных сооружений, кораблестроительства, то есть туда, где ощущалась потребность в рабочих руках. Каторжные работы прекращались только после смерти осужденного или в связи с дряхлостью и увечьем.
Реформы 60-х годов XIX века существенно повлияли на уголовную политику России, ограничив применение такой меры наказания как лишение свободы. Хотя даже после реформ во многих губерниях действовал Устав 1876г. о предупреждении и пресечении преступлений, который по-прежнему давал широкое поле полицейскому произволу. «Устав о предупреждении и пресечении преступлений напоминал своим содержанием инструкцию для полиции. Лишение свободы в нем редко упоминалось, в действительности оно применялось в большом количестве случаев». 6
В 1881 г. Устав был дополнен приложением к нему Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия, а в 1882 г. изданием Положения о полицейском надзоре. Эти два документа были специально предназначены для борьбы с революционным движением по всей России и предоставляли администрации чрезвычайные полномочия по применению лишения свободы. «Сибири они касались особо, поскольку к сосланным туда за участие в революционном движении полиция и жандармы могли за нарушения каких-либо изданных ими распоряжений назначать лишение свободы вплоть до заключения в тюрьму или крепость на срок до трех месяцев»7. Но лишение свободы применялось фактически на сроки даже значительно более года в качестве предварительной меры, и полиция на основании Положения об усиленной охране становилась полным хозяином над личной свободой человека. В полицейских участках и в жандармских управлениях избиения заключенных были самым обычным и распространенным явлением, и в этой связи Устав о предупреждении и пресечении увеличивал роль внесудебного лишения свободы.
Лишение свободы, как вид уголовного наказания наиболее усиленно применялся к политическим преступникам, что стало на тот момент самым распространенным средством уголовной репрессии для политических врагов царизма. Так же наказание в виде лишения свободы было широко распространено за преступления против собственности и личности человека. С увеличением применения наказания в виде лишения свободы и увеличением числа осужденных, встала необходимость их размещения в специализированные учреждения. Так, к 1890 г. в России уже существовало 875 различных тюрем, из которых 32 исправительно-арестантских отделений, 11 каторжных тюрем и 6 пересыльных, с ежегодным содержанием 827 тыс. человек. В XX век Россия вступила с 895 тюрьмами, из которых 718 были губернскими, областными, уездными и окружными тюрьмами. В начале 1900г. в них содержалось 686 тыс. человек. Из них мужчины составляли приблизительно 90%, а женщины – около 10%.
Так до самой революции суды
продолжали направлять осужденных в места
лишения свободы, а в преддверии революции
уголовные репрессии усилились. Например,
в 1911 г. в среднем по Российской империи
судами присяжных было вынесено 57% приговоров
об осуждении к лишению свободы, а в 1916
г. – 70,3%. (см. напр http://www.zhukov-partners.ru/
Дальнейшее развитие института правового положения осужденных к лишению свободы связано с введением в действие Общей тюремной инструкции 1915 г., в которой большинство прав заключенных получают должную правовую регламентацию.
Основоположниками уголовной политики в России после свержения царизма являлся В.И. Ленин и другие лидеры большевистской партии. Устанавливая диктатуру пролетариата, большевики считали необходимым насильственно подавлять сопротивление классовых врагов и государственное принуждение как одно из средств классовой борьбы за построение социализма.
Поэтому советские суды в самом начале своей деятельности в числе своих приговоров выносили и приговоры, связанные с лишением свободы. Новых мест лишения свободы пролетарская диктатура не строила, и осужденные направлялись в те тюрьмы, которые остались от царизма.
По мнению партийного руководства страны того периода задача исправления считалась нереальной и поэтому единственной целью уголовной политики становится задача подавления классовых врагов, для чего был установлен так называемый «красный террор». «В Декрете о красном терроре от 5 сентября 1918 г. говорилось о необходимости освободить советскую республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях. В основном, в такие лагеря стали направляться именно классово враждебные элементы, а также отдельные «разложившиеся трудящиеся». Заключение в эти лагеря было, бесспорно, мерой подавления. Статья 37 Положения о лагерях содержала суровую угрозу в отношении тех, кто пытался бежать из лагеря: за побег в первый раз – увеличение срока заключения до 10-кратного размера, а за вторичный побег – предание суду революционного трибунала, которому предоставлялось право применения репрессии вплоть до расстрела»8.
Период развития уголовного законодательства, в это время был, по нашему мнению, был отмечен появлением пределов срока лишения свободы, что предоставляло судам право назначения наказания ниже максимального размера, предусмотренного конкретной статьей. «Уже Декрет от 21 марта 1921 г. «О лишении свободы и о порядке условно-досрочного освобождения заключенных» распространил ограничение максимальным сроком лишения свободы до 5 лет и на приговоры, выносимые трибуналами. По УК 1922 г. максимальный срок устанавливался до 10 лет, а минимальный предел лишения свободы первоначально устанавливался в 6 месяцев. Санкции лишения свободы предусматривались в 191 статье УК. В последующем в РСФСР в 1923, 1924 и 1925 г.г. вводились более пониженные минимальные сроки: в 1 месяц, 7 дней и 1 день и количество статей, предусматривающих лишение свободы снизилось до 155»9.
С 1928 г., происходит перелом, связанный с усилением уголовных репрессий против населения. Нужно было решать вопросы индустриализации экономики, коллективизации сельского хозяйства, попутно сломить сопротивление недовольных членов партии и установить единоличную власть Сталина. В связи с этим, судебная практика СССР пошла по пути широкого применения лишения свободы, поскольку большевики посчитали путь к гуманизации уголовных наказаний времен нэпа ошибкой. В Уголовный кодекс были внесены изменения, согласно которым предельный минимальный срок лишения свободы устанавливался в 1 год.
Эти перемены и желание максимально отойди от системы наказания, существовавший при царском режиме, привело к принятию в 1924 г. Исправительно-трудового кодекса РСФСР, в котором был сформулирован классовый подход уголовно-исполнительной политики. Созданный исправительно-трудовой отдел предусматривал разряды заключенных или категории. «К первой категории ст. 101 ИТК РСФСР относила приговоренных к лишению свободы со строгой изоляцией лиц, не принадлежащих к классу трудящихся и совершивших преступление в силу классовых привычек, взглядов и интересов, а равно лиц, хотя и признанных трудящимися, но признаваемых особо опасными для республики или переводимыми в порядке дисциплинарного взыскания; ко второй категории относились профессиональные преступники и классово чуждые пролетариату правонарушители; в третью категорию зачислялись преимущественно трудящиеся, «случайно или по нужде впавшие в преступление»10.
Осужденные из третьей категории направлялись в трудовые сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные колонии. На эту категорию осужденных, на наш взгляд, следует обратить внимание особо, поскольку именно они стали исполнителями рабского труда «на советских стройках века». Для этой цели в уголовной политике конкретизируются и получают дальнейшее развитие вопросы труда в местах лишения свободы с целью приучить осужденных к труду и обучить какой-либо профессии, дать им возможность после освобождения жить трудовой жизнью. Люди, иногда безвинно осужденные специально, не представляли опасности для нового строя, который испытывал большие потребности в рабочей силе для быстрого подъема промышленности и сельского хозяйства, однако не имел для этого средств. Поэтому для них уголовная политика советского государства установила возможность применения досрочного освобождения за ударный, каторжный труд, имеющий исторические корни в дореволюционном законодательстве.
Начиная с 30-х годов, создаются все условия для широкого и полного претворения задач и целей уголовной политики, направленной на усиление уголовных репрессий. Вводятся новые виды меры социальной защиты, допускающей от 3 до 10 лет лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях, что называлось мерой подавления, а осуждение на срок от одного до 3 лет лишения свободы в трудовых колониях именовалось мерой принудительного воспитания к дисциплине.
Исправительно-трудовые лагеря росли и набирали силу, а нормативный акт, регулирующий их деятельность, появился только 7 апреля 1930 г., когда Совет народных комиссаров СССР принял официальное «Положение об исправительно-трудовых лагерях». Этот документ открывал одну из самых трагических страниц в истории пенитенциарной политики государства. Авторитарная власть получила в свои руки «законный» инструмент для политического и экономического воздействия на общество - ГУЛАГ (Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключений). Мы считаем, что эти пять букв стали зловещим символом жизни на грани смерти, символом беззакония, каторжного труда и бесправия. Они дали название всей колониально-лагерной стране, в которой помимо своей воли десятилетиями жили и работали миллионы советских людей.
В последующие годы изменившиеся взгляды на исполнительную систему привели к ликвидации исправительно-трудовых лагерей как не обеспечивающих решение задачи исправления и перевоспитания осужденных. 8 декабря 1958 г. Совет Министров СССР принял Постановление «Об утверждении Положения об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД СССР»11, согласно которому основным видом исправительно-трудовых учреждений становится колония, с четырьмя видами режимов: общий, усиленный, строгий и особый. Наряду с колониями Положение устанавливает создание тюрем общего и строгого режимов.
Главной задачей исправительно-трудовых колоний провозглашается исправление и перевоспитание осужденных на основе подготовки их к общественно полезному труду. «В результате реализации такой концепции уголовной политики, изменившей условия содержания заключенных в тюрьмах и лагерях, советская власть «раздвинула» тюремные стены и создала целую сеть исправительно-трудовых лагерей, где профессиональные преступники получили прекрасную возможность передавать свою воровскую идеологию широкой массе заключенных»12.
Советская репрессивная система, главную и неотъемлемую часть которой составлял ГУЛАГ, создавалась в течение ряда лет. Она уходит корнями в хаос революции и гражданской войны. Это система не только органически включила в себя все пенитенциарные учреждения Российской империи, но и впитала ее богатый репрессивный опыт.
С распадом
СССР и образованием