Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 11:29, доклад
Слово "статус" происходит от латинского status, означающего "состояние, положение" (англ. status - правовое положение). В юридической энциклопедической литературе под статусом понимается "совокупность общих прав, определяющих правоспособность, и основных прав и обязанностей, неотделимых от лиц, органов, организаций, юридических лиц.
Сатус судьи, состоящий из многих компонентов, обеспечивает возможность судье осуществлять независимое, непредвзятое и справедливое правосудие.
СТАТУС СУДЬИ: ПРАВОВОЙ И СМЕЖНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
М.И. КЛЕАНДРОВ
Ответственный редактор - заслуженный юрист
Российской Федерации, профессор
М.М. СЛАВИН
Клеандров Михаил Иванович - член-корреспондент Российской академии наук, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, судья Конституционного Суда РФ.
Глава 1. О ПОНЯТИИ "СТАТУС СУДЬИ"
Слово "статус" происходит от латинского status, означающего "состояние, положение" (англ. status - правовое положение). В юридической энциклопедической литературе под статусом понимается "совокупность общих прав, определяющих правоспособность, и основных прав и обязанностей, неотделимых от лиц, органов, организаций, юридических лиц.
Сатус судьи, состоящий из многих компонентов, обеспечивает возможность судье осуществлять независимое, непредвзятое и справедливое правосудие.
Компонентами статуса судьи являются взаимодополняющие друг друга правовой, моральный, этический, психический, физиологический, социальный и иные компоненты, при этом некоторые из них не облечены в правовую форму.
Глава 2. СУДЬЯ - НОСИТЕЛЬ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
§ 1. О понимании судебной власти
§ 2. Судейское сообщество в механизме судебной власти
Глава 3. ПРАВОВОЙ КОМПОНЕНТ СТАТУСА СУДЕЙ
§ 1. Конституционное ядро правового компонента статуса судей
Согласно ст. 119 Конституции РФ судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.
§ 2. Законодательная составляющая правового компонента статуса судей
Во втором предложении ст. 119 Конституции РФ сказано: "Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации". Это означает, что к судьям судов субъектов РФ дополнительные требования устанавливаются законами этих субъектов РФ. Речь идет о законодательном закреплении статуса судей в развитие конституционного ядра статуса судей. В федеральном законодательстве статус судей закреплен в следующих законодательных актах:
Федеральные конституционные законы "О судебной системе Российской Федерации"; "О Конституционном Суде Российской Федерации"; "Об арбитражных судах в Российской Федерации"; "О военных судах Российской Федерации";
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации"; Федеральные законы "О мировых судьях в Российской Федерации"; "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации";
Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР" в части, не противоречащей действующему законодательству РФ.
Конституционный Суд РФ в Определениях от 8 июня 2004 г. N 214-О и от 2 февраля 2006 г. N 37-О сформулировал правовую позицию, согласно которой конституционный термин "дополнительные требования" означает, что законодателю предоставлена возможность закреплять как требования, не упоминаемые в Конституции РФ (как это сделано, например, в ст. 8 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"), так и повышенные по сравнению с установленными непосредственно Конституцией РФ требования. Это относится и к судьям федеральных судов, и к судьям судов субъектов РФ. Действующее федеральное законодательство закрепляет дополнительные требования к судьям в обоих смыслах.
Так, судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права (ст. 8 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
В иностранных государствах требования статусного характера помимо закрепления в конституциях также закрепляются законодательно. Естественно, наиболее высокие из требований предъявляются к судьям конституционных судов:
судьи Федерального Конституционного Суда Германии должны достигнуть 40-летнего возраста, обладать правом быть избранными в бундестаг, иметь квалификацию для занятия судейской должности в соответствии с немецким Законом о судьях;
судьями Конституционного Суда Итальянской Республики избираются известные юристы из числа высших государственных чиновников либо судьи высших общих и административных судов (в том числе находящиеся в отставке), университетские профессора права и адвокаты, имеющие 20-летний стаж профессиональной деятельности. При этом минимальный и предельный возраст для пребывания в должности судьи не установлен, но на практике за полувековой период работы этого Суда самому молодому судье к моменту вступления в должность было 40 лет;
судьей Верховного Суда Государства Израиль может быть назначено лицо, являющееся не менее пяти лет судьей окружного суда и состоящее членом Палаты адвокатов Израиля в течение 10 лет, из них не менее пяти лет в Израиле;
§ 3. Третья составляющая правового компонента статуса судей
Дополнительные требования - не статусного (в узком смысле, т.е. определяемые законодательно) характера, предъявляемые к судье, о которых говорится во втором предложении ст. 119 Конституции РФ, можно поделить на четыре группы. Все они охватываются:
а) п. 10 Основных
принципов независимости
б) п. 3.2 Европейской хартии о статусе судей, который установил: "Статус определяет случаи, в которых предыдущая деятельность кандидата или деятельность его ближайших родственников может стать препятствием для направления на работу в суд по причине возникновения закономерных и объективных сомнений в отношении беспристрастности или независимости" <1>.
------------------------------
Первая группа дополнительных требований - требования к состоянию здоровья судьи - введена Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 169-ФЗ, дополнившим Закон о статусе судей и закрепившим в качестве обязательного требования проведение предварительного медицинского освидетельствования претендента на должность судьи для подтверждения отсутствия у него заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи. Статьей 4.1 Закона о статусе судей установлено, что перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей РФ на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения.
Такой Перечень по представлению Министерства здравоохранения РФ был утвержден Советом судей РФ 26 декабря 2002 г. Он содержит 32 наименования болезней. Но, с точки зрения автора, этот перечень далек от совершенства. В частности, в нем:
а) почти нет наименований психических болезней, несмотря на то, что в нашей стране в лечебно-профилактических учреждениях на учете состоит 4 млн. таких больных, т.е. более 3% населения, а ежегодно психические расстройства диагностируются более чем у 300 тыс. человек <1>. Судья с психической болезнью явно общественно опасен;
б) нет таких болезней, как СПИД (ВИЧ-инфекция), проказа (лепра) и сифилис мозга. Но ведь человек, болеющий одной из этих болезней, не может быть судьей не потому, что способен заразить окружающих, а потому, что эта болезнь с очевидностью влияет на психику больного, деформирует ее, а значит, и правосудие, осуществляемое больным судьей, будет деформированным (об этих проблемах подробнее ниже).
Второй группой дополнительных требований являются требования морально-этического характера. Они закреплены:
а) в действующем
Требования морально-этического характера могут быть более предметными. Например, для претендента на должность судьи Конституционного Суда РФ - обладать безупречной репутацией; для действующего судьи Конституционного Суда РФ - запрет, выступая в СМИ и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение до принятия решения по вопросу, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ либо изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом; для претендента на должность судьи военного суда - не совершать порочащих его поступков;
б) в Кодексе судейской этики, обязывающем судью: в своей профессиональной деятельности и вне службы руководствоваться общепринятыми нормами морали, способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда, в любой ситуации сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия. Внеслужебная деятельность судьи не должна вызывать сомнений в его порядочности и честности, в связи с чем судья должен избегать любых личных связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть его честь и достоинство, и одновременно должен воздерживаться от финансовых и деловых связей, могущих ставить под сомнение его беспристрастность или повлиять на исполнение им профессиональных обязанностей.
При этом соблюдение дополнительных требований морально-этического характера, в том числе закрепленных в Кодексе судейской этики, для судьи обязательно. Кодекс устанавливает правила поведения судей в профессиональной и во внеслужебной деятельности, обязательные для каждого судьи РФ независимо от занимаемой должности, а также для судей, находящихся в отставке, но сохраняющих звание судьи и принадлежность к судейскому сообществу.
К третьей группе дополнительных требований
к претенденту на должность судьи
следует отнести положения
Сюда же следует отнести четвертую группу дополнительных требований к судьям морально-этического характера, касающихся поведения судей в частной жизни, во внеслужебных отношениях, которые названы в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 мая 2007 г. N 27 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений квалификационных коллегий судей о привлечении судей судов общей юрисдикции к дисциплинарной ответственности". Пленум Верховного Суда РФ указал, что принцип неприкосновенности частной жизни закреплен в Конституции РФ (ст. 23) и распространяется на всех граждан РФ. Вместе с тем в силу осуществления судьями публично-правовых функций судебной власти законодатель предъявляет повышенные требования к соблюдению ими морально-этических норм в частной жизни, которая относится к внеслужебным отношениям.
§ 4. Гарантии независимости судей – важнейшая составляющая правового компонента статуса судей
Может ли зависимый
человек (от непосредственного начальства,
от руководства партии, членом которой
он состоит, вообще от кого бы то ни было)
вершить независимое
Поэтому базовые гарантии независимости судей нашли закрепление в Конституции РФ. Прежде всего это ч. 1 ст. 120 Конституции РФ, которая провозглашает: "Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону". Это положение опирается на иные конституционные нормы, в частности на ч. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 4, ст. 10, ч. 1 и 2 ст. 11, ч. 1 и 2 ст. 15, п. "е" ст. 83, п. "ж" ч. 1 ст. 102, гл. 7. Кроме того, основы независимости судей сформулированы и закреплены в целом ряде федеральных законодательных актов (Федеральных конституционных законах "О судебной системе Российской Федерации", "О Конституционном Суде Российской Федерации", "О военных судах Российской Федерации", "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Законе о статусе судей и др., а также в процессуальных Кодексах). Они закреплены также в соответствующих международно-правовых актах и иных международных документах. Прежде всего это Основные принципы независимости судебных органов (1985); Процедуры эффективного осуществления Основных принципов независимости судебных органов, принятые 24 мая 1989 г. Резолюцией Экономического и Социального совета ООН 1989/60; Европейская хартия о статусе судей и Пояснительный меморандум к ней; Рекомендация N R(94)12 Комитета министров государствам - членам Совета Европы о независимости, эффективности и роли судей, принятая Комитетом министров 13 октября 1994 г. Наконец, имеется сложившаяся правоприменительная практика. Все это в совокупности позволяет считать организационно-правовой механизм гарантированно обеспечивающим реализацию в нашей стране фундаментального конституционного принципа независимости судей и подчинения их только Конституции РФ и федеральному закону, в целом сформированным и достаточно действенным. Основными звеньями этого механизма являются:
Информация о работе Статус Судьи: правовой и смежные компоненты М.И. Клеандров