Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 10:51, курсовая работа
Начало 17 века характеризуется политическим и экономическим упадком России. В значительной мере этому способствовали войны со Швецией и Польшей, закончившиеся поражением России в 1617 году. Последствия войны, вылившиеся в упадке и разорения хозяйства страны, требовали срочных мер по его восстановлению ,но вся тяжесть легла, главным образом, на черносотенных крестьян и посадских людей.
- преступления против церкви: богохульство, совращение православного в иную веру, прерывание хода литургии в храме;
- государственные
преступления: любые действия и
даже умысел, направленный против
личности государя или его
семьи, бунт, заговор, измена. По
этим преступлениям
- преступления
против порядка управления: намеренная
неявка ответчика в суд и
сопротивление приставу, изготовление
фальшивых грамот, актов и печатей,
самовольный выезд за границу,
фальшивомонетничество,
- преступления
против благочиния: содержание притонов,
укрывательство беглых, незаконная
продажа имущества,
- должностные преступления: лихоимство (взяточничество, неправомерные поборы, вымогательство), неправосудие (заведомо несправедливое решение дела, обусловленное корыстью или личной неприязнью), подлоги по службе (фальсификация документов, сведений, искажения в денежных бумагах и т.д.), воинские преступления (нанесение ущерба частным лицам, мародерство, побег из части);
-преступления против личности: убийство, разделявшееся на простое и квалифицированное (убийство родителей детьми, убийство господина рабом), нанесение увечья, побои, оскорбление чести (обида, клевета, распространение порочащих слухов). Вовсе не наказывалось убийство изменника или вора на месте преступления;
- имущественные преступления: татьба простая и квалифицированная (церковная, на службе, конокрадство, совершенная в государевом дворе, кража овощей из огорода и рыбы из садка), разбой (совершаемый в виде промысла) и грабеж обыкновенный или квалифицированный (совершенный служилыми людьми или детьми в отношении родителей), мошенничество (хищение, связанное с обманом, но без применения насилия), поджег (пойманного поджигателя бросали в огонь), насильственное завладение чужим имуществом (землей, животными), порча чужого имущества;
- преступления против нравственности: непочитание детьми родителей, отказ от содержания престарелых родителей, сводничество, “блуд” жены (но не мужа), половая связь господина с рабыней.
Глава 4 Процессуальное право в Соборном Уложении
Вопросам судоустройства и судопроизводства посвящена в нем в 10 глава — «О суде», самая большая, содержащая 287 статей. Правовые нормы даны в 10 главе не по отраслям права, а по объектам правонарушений. Поэтому в одной и той же статье, а иногда и в группе соседних статей, посвященных одному и тому же вопросу, нормы материального и процессуального права, как уголовного, так и гражданского, сопряжены. Другая важная особенность судопроизводства того времени - отсутствие отделения суда от административных органов. Более того, следует подчеркнуть, что судебная функция была важнейшей задачей администрации; этим, надо полагать, и вызвано то, что судебные и процессуальные вопросы получили в законодательстве до Уложения и в Уложении детальную регламентацию.
Все
судебные органы 17 в. делились на государственные
церковные и вотчинные. Таким
образом, система судебных органов
соответствовала системе
Государственные судебные органы состояли из трех инстанций:
1) губные, земские учреждения, воеводы на местах,
2) приказы
3) суд Боярской думы и царя.
Суд полковых воевод и судей при них над воинскими людьми в период их службы и полках тоже был разновидностью государственного суда.
Уложение, развивая установление Судебника 1550 г., 1 провозглашало: «Суд государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси, судити бояром и околничим и думным людем и диаком, и всяким приказным людом, и судьям...» [гл.10,ст. 1]. Здесь в форме перечисления чинов и должностей названы все категории лиц государственного аппарата, причастные к судопроизводству.
Важнейшим центральным судебным звеном были приказы, среди которых имелись судебные(судные, четвертные приказы) и приказы со специальной подсудностью(Земский, Поместный, Разбойный, Холопий).
Высшей судебной и апелляционной инстанцией в отношении приказов были Боярская дума и царь: «А спорные дела, которых в приказех зачем вершити будет не мощно, взносити из приказов в доклад к государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всея Русии, и к его государевым боярам и околничим и думным людем» [гл.10,ст.2]. В данной статье, возможно, заключена другая мысль - приказы могли быть некомпетентны в рассмотрении некоторых дел, относящихся к компетенции царя и Боярской думы. 2
Аналогичная ситуация предусмотрена и в отношении местного суда в лице воеводы или губного старосты.
______________________________
1.См.: Судебники XV-XVI вв. М.-Л., 1952 г., С.-141, ст.1
2.См.: Памятники русского права",VI. М.,1959 г., С.-145
Не будучи в состоянии решить судебное дело, они обязаны отправить его в Москву, в приказ, и одновременно выслать поручные записи на истца и ответчика об их явке в суд. В противном случае с них взыскивались проести, волокиты и судебные пошлины [гл.10,ст.130,131].
Судебное делопроизводство в приказах, как и всякое другое, бежало на дьяках и подьячих. «А судные дела в приказех записывати подьячим». Запрещались при этом исправления (черненье, скребление) и вписывание между строк. Подьячий был обязан положить дело «на стол к вершению вскоре». После судебного решения стороны «прикладывали руки» к записям. Затем подьячий переписывал дело набело, а дьяк, сверив беловой экземпляр, скреплял его своей подписью. Черновой экземпляр тоже сохранялся «впредь для спору». Запрещалось показывать судное дело сторонам и выносить из приказа. Если подьячий делал это, наровня какой-либо из сторон, дело от него отбиралось и передавалось другому подьячему [гл.10,ст. 13]. Подьячие вели в приказах и книги записи судебных дел и сбора судебных пошлин с точным обозначением даты слушания дела. Книги скреплялись подписями дьяков [гл.10; ст.128, 129]. Такое делопроизводство применялось для менее важных уголовных и гражданских дел, которые рассматривались в порядке обвинительного процесса, т. е. суда, при активном участии сторон. К гражданским делам такого рода относились исковые дела вызванные нарушением условий договоров мены, купли-продажи, займа, поклажи-сделки, не требовавшие утверждения крепостным порядком. 1
В Соборном Уложении различалось две формы процесса. Это обвинительно состязательный процесс (суд) и следственный (розыск), который получил в этот период более широкое распространение, чем в предыдущие годы.
Розыскной процесс (другое название – инквизиционный) применялся почти по всем уголовным делам. Исключение составляли лишь мелкие, незначительные преступления.
Розыску предшествовало предварительно следствие, которое обычно сводилось к задержанию подозреваемого, арест и др. В основном розыск начинался по усмотрению государственных учреждений, иногда по доносу («язычная молва») или по жалобе потерпевшего. По наиболее важным преступлениям, особенно касающихся личности и окружения государя, розыск начинался по указанию царя и велся особо жестко. Государственные органы вели активное следствие по делу. Применялись такие методы, как опрос свидетелей, общий и повальный обыск, применение пыток и др.
В 22 главе «Указ за какие вины кому чинити смертная казнь, и за какие вины смертию не казнить, а чинити наказание» Соборного Уложения регламентируется такая процессуальная процедура, как пытка.
______________________________
1.См.: Маньков А.Г. Уложение 1649 года – кодекс феодального права России. Л.,1980.С.-228
Ее можно было применять не более трех раз с определенным перерывом. Показания, данные на пытке («оговор»), должны были быть перепроверены посредством других процессуальных мер (допроса, присяги, «обыска»)1. Показания пытаемого протоколировались. После чего выносилось решение по данному делу.
Обвинительно состязательный процесс сохранялся лишь для рассмотрения имущественных споров и мелких уголовных дел. Обычно такой «суд» начинался с подачи иска потерпевшим («вчинание»), а затем с помощью пристава ответчик вызывался в суд. Ответчик мог предоставить в суд поручителя (пережиток еще со времен Русской Правды). Допускались также две неявки в суд по уважительной причине - болезнь, не было в городе и др. – но при неявки в суд третий раз, ответчик автоматически проигрывал дело и ему выдавалась «бессудная грамота», т.е., утверждение права за исцом так, как если бы суд состоялся
Все действия суда (повестка в суд, различные судебные решения, поручительство за ответчика и пр.) оформлялись в письменном виде.
Само судоговорение велось устно, но с занесением в протокол – «судный список». Сторона, выигравшая процесс, получала соответствующую грамоту.
Система доказательств существенно не изменилась, хотя возросло количество письменных доказательств, наиболее доверительными из них были официально заверенные.
Продолжали существовать такие виды доказательств :
- Ссылка на виноватых (не менее 10) служилых (при иске до 50 руб.) и остальных (при иске до 20 руб.), если эти лица показывают единогласно;
-
Крестное целование, т.к.
Начали
широко применяться такие виды доказательств,
как общий обыск (опрос населения
по факту совершения преступления)
и повальный обыск (опрос населения по
поводу конкретного подозреваемого)[гл.10,ст.161-
Особый вид доказательств представляли собой свидетельские показания: «общая ссылка» и «ссылка из виноватых». «Общая ссылка» представляла собой обращение двух спорящих сторон к одному и тому же свидетелю, который должен был дать показания, совпадающие с какой либо стороной [гл.10,ст.162-267]. Данные показания становились решающими.При «ссылки из виноватых» сторона ссылалась на одного или нескольких свидетелей, показания которых должны абсолютно совпасть с показаниями стороны, при их несовпадении дело считалось проигранным:
______________________________
1.См.: История
государства и права под
«А будет кто в таких искех на таких людей, которыя писаны выше сего, пошлется из виноватых, а те люди по допросу скажут не против его ссылки, или и против его ссылки, да не все во одну речь, хотя един не по нем скажет, или они скажут, что про то дело ничего не ведают, и его тем обвинити по тому, что он на тех людей сам слался из воли, а они сказали не против его ссылки»1.
Проигравший дело ответчик, по предположению законодателя, добровольно платить по решению суда не будет. Поэтому, как средство к побуждению к уплате долга, использовался правеж. Этот вид наказания заключался в битье палками или розгами по обнаженным икрам. Эта процедура начинается еще до начала работы приказа, длилась целый день и заканчивалась с отъездом судей из приказа [гл.10,ст.261-263].
В соборном Уложении также появился институт отвода судьи: «А будет которой судья исцу будет недруг, а ответчику друг или свой, и о том истец учнет бити челом государю до суда, что ему перед тем судьею искати не мощно, такъже будет и ответчик до суда же учнет бити челом, что исцу его судья друг или свой и отвечати ему перед тем судьею не мощно, и тех исца и ответчика тому судии, на кого будет такое челобитье, не судити, а судити их иному судии, кому государь укажет».2
Таким образом, в Уложении широко представлены вопросы, касающиеся судопроизводства и судоустройства в целом, они получили более четкую и более ясную регламентацию, чем во всех предыдущих кодификациях. По сравнению с предыдущим законодательством Уложение делает значительный шаг вперед, в отношении структуры суда и лиц, принимающих непосредственное участие в процессе суда.