Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 10:51, курсовая работа
Начало 17 века характеризуется политическим и экономическим упадком России. В значительной мере этому способствовали войны со Швецией и Польшей, закончившиеся поражением России в 1617 году. Последствия войны, вылившиеся в упадке и разорения хозяйства страны, требовали срочных мер по его восстановлению ,но вся тяжесть легла, главным образом, на черносотенных крестьян и посадских людей.
Крестьянство:
Ещё задолго до утверждения Уложения царским законодательством было отменено право крестьянского перехода или «выхода». На практике это право не всегда могло применяться, так как существовали «урочные» или «указные лета» для предъявления сыска беглых, сыск беглых являлся в основном делом самих владельцев; оставался не решённый вопрос о крепостном состоянии семьи крестьянина; детей, братьев, племянников. Крупные землевладельцы в своих вотчинах укрывали беглых, и пока помещики предъявляли иск о возврате крестьянина, истекал срок «урочных лет». Вот почему основная масса людей – дворянство – в своих челобитных к царю требовали отмены «урочных лет».
Эта отмена была проведена Уложением. Вопросы, связанные с окончательным закрепощением всех слоёв крестьянства и полным лишением их общественно-политических и имущественных прав, нашли своё отражение в главе XI Уложения.
В статье 1, главы
11 устанавливается перечень феодалов-крепостников,
которым закон предоставляет
право эксплуатировать
Впервые в истории
русского законодательства Уложение,
предоставляет право
В ст.34 был ярко выражен взгляд на крестьянина как на вещь : «...Принадлежность его к тому или иному владельцу решалась жребием,проигравший помещик вознаграждался деньгами».*
В ст.7,24,37 гл. 2 проявляется
тенденция к превращению
«Если вотчиник купил вотчину вместе с беглыми крестьянами,которые должны быть возращены их собственнику,то покупатель вправе требовать с продавца возмещения убытка.Убыток же не возмещается передачей покупателю раноценного «имущества»-крестьян продавца вотчины.Крестьянин становится таким товаром,на который установлена твердая цена-4 руб.,а имущество в среднем оценивалось а 5 руб
Землевладельцы ,принимавшие беглых, были обязаны не только вернуть их, но и уплатить законному владельцу крестьян определенную сумму. При этом устанавливается судебный порядок («по суду и сыску) разрешение споров о возвращении крестьян.
По Соборному
Уложению крестьянин окончательно был
превращен в собственность
Холопы и кабальные люди:
В Соборном Уложении
этому вопросу посвящена
Институт холопства ведет свое начало со времени Древнерусского феодального государства .В «Русской Правде»,Судебнике 1497 г. Царском Судебнике 1550г. имеются упоминания о холопах.
Соборное уложение
сохраняет деление холопов на
полных,докладных,старинных и
Кабальтные холопы находились в зависимости у своих господ в течение срока,установленного кабальной грамотой.Дети кабального холопа по наследству не передавались.
Уложение всесторонне регламентировало процесс оформления зависимости по служилой кабале.Холопий приказ обязан был строго проверять место рождения,происхождение и род занятий холопов.Лицу ,ставшему кабальным холопом,выплачиволось «жалование»(ст.78 гл.20).Особенностью правового положения кабального холопа была зависимость от господина до его смерти(ст 63 гл.20).Запрещалось включать кабальных холопов в грамоты,передать их в приданое или по завещанию(ст.61гл20).
Экономической основой бесправия холопов в отличие от крестьян было отсутствие у них собственности.
Если в Уложении с крестьянами неразрывно связано понятие о «животах»(возврат крестьянина из бегов вместе с животами),то в отношении холопов это понятие предусматривало платье,в котором бежал холоп от господина(ст 93гл.20). «А кто у кого поймается за холопа, и на том холопе за платье приведет его в Холопий приказ...то поличное платье отдавали истцом,а по суду и по сыску меж им указ учинить».
Уложение всесторонне регулировало процесс оформления зависимости по служилой кабале и не создавало исключения из правил наследования кабальных холопов применением к ним старого принципа :по холопу-раба,по рабе-холоп (ст 31гл20).Брак кабального холопа на вольной женщине делал ее холопкой по мужу.(ст85гл20)
Крепостникам предоставлялось право отпуска холопов. Если крепостник при жизни или по завещанию после смерти отпустил на волю «стариннаго своего холопа или рабу», наследника крепостника – дети, братья, племянники – не должны предъявлять иска к отпущенным на волю холопам*. Холопам, освобождённым от холопства со смертью господина, с отпускными грамотами на руках, в Холопьем приказе, после расспроса и снятия копии с отпускной грамоты, разрешалось «давать служивые кабалы», но к кабальной грамоте необходимо было «клеити» отпускные за подписью дьяка. Кроме того, требовалось в отпускных грамотах указывать «приметы» кабального человека или холопа, чтобы в случае споров можно было установить личность.
Холоп мог освободиться от холопства и тогда, когда он в бою попал в плен. После освобождения из плена он по закону «старому боярину не холоп». Ради «полонскаго терпения» ему возвращалась семья, жена и дети, за исключением тех случаев, когда дети холопа дали на себя кабалу «и иные крепости», обязывающих их оставаться в холопстве своих господ. Но если холоп добровольно перебежал «в иное господарство», то возвратившись обратно, он « старому Боярину холоп по старому холопству. Освобождение от холопства могло быть в голодные годы, когда крепостники прогоняли их со двора, не давая им на руки отпускных. В этих случаях холопы могли жаловаться в Холопий или Судный приказ, приказные судьи которых проводили следствие на местах, и если все материалы подтверждались, то закон отказывал феодалам в их исках на бывших холопов.
Если дети кабальных людей долгие годы, жили без заключения кабальной грамоты, их владельцы независимо от их желания должны были на этих холопов «кабалы дати и в неволю».
Посадские люди:
Соборное уложение впервые в истории русского феодального законодательства посвятило посаду и посадским людям специальную главу 19.
Они платили в пользу государя оброк с дворов ,лавок,которыми владели , и несли ряд других повинностей,выражавшихся в постройке городских укреплений в предоставлении лошадей для гоньбы.
Они освобождались от царского тягла,т.е. Находились в привилегированном положении по сравнению с посадским тягловым населением.
Соборное Уложение урегулировало правовое положение посадского населения и прежде всего прекрепило его к данному пасаду.
Итак.закон о прикреплении посадских людей к посаду с запрещение его покидать получил в Уложении законное выражение.
Посад замыкался в сословные рамки,неприкосновенность которых гарантировалась законом.
Главное внимание в Уложении уделялось закреплению привилегированного положения феодалов ,четко представлена феодальная иерархия (ст.91,93 гл.10\\\\\\\0 и зависимость от нее поместного оклада.
Вольные люди могли жить «из воли», то есть по своему желанию наниматься на работу, оформив наём письменным документом с указанием в нем срока. Уложение говорило, что этот документ не должен быть кабельной грамотой.
Посад тяглые люди: Существенно изменилось правовое положение и посадских людей. Составители Уложения, вынужденные после восстания 1648 года пойти на уступки посаду, ликвидировали так называемые белые слободы, принадлежавшие патриарху, митрополиту, владыкам, монастырям, окольничим, думным и ближним боярам, в которых жили торговые и ремесленные люди, в которых жили торговые и ремесленные люди, в которых жили торговые и ремесленные люди, промыслами промышляли и лавками владели, а податей государю не платили и «служб» не служили. Все эти слободы с их населением были взяты на Государя тягло , и службы безлетно и бесповоротно, опричь кабальных людей, то есть передавать в посад в тягло навечно. Уложение перечислило все категории лиц, имеющих и не имеющих право быть на посаде, в тягле.
Служивые люди «всяких чинов» в Москве, имеющие денежное или хлебное жалование, содержащие лавки и занимающиеся всякими промыслами, оставались по Уложению в своём чине, но за промыслы они приписывались в «тягло в сотнях и слободах и в ряд с чёрными людьми» и должны были платить подати. В противном случае им предоставлялся в трехмесячный срок продать посадским людям свои лавки, амбары, кузницы и другие торгово-промышленные заведения, так как после указанного срока эти заведения отбирались и бесплатно передавались «Государевым тяглым людям».
Землевладельцы, которые вывезли из своих дальних вотчин и поместий «старинных крестьян» и посели их в слободах, должны были по уложению отвести их обратно.
Посадские люди, такие, как пушкари, затинщики и воротники, казённые плотники и кузнецы, которые «сидят на лавках» и торговыми промыслами промышляют, должны были по уложению находится в посадском тягле, платить таможенные пошлины и подати царю, нести службу, как все остальные тяглые люди.
Стрельцы, вышедшие из «тягловых родов» и сами являющиеся тягловыми людьми, по новому законодательству частично возвращались в посад: из каждых трёх стрельцов двое оставались в «тягле», а третий – в стрельцах.
Казаки вышедшие из тягловых городских людей, но служившие со старопоместными казаками и находящиеся на денежном и хлебном месячном окладе, не отдавались обратно в посадское тягло. Закон предписывал быть им «в службе по-прежнему». Однако это условие не являлось абсолютным, ибо в последующих статьях указывалось на то, что записанные в казаки после смоленской службы, - а под Смоленском не были, возвращаются обратно в «тягло». Солдаты вышедшие из «чёрных посадских людей» и ранее бывшее в «тягле», - и возвращались обратно в «тягло».
Однако посадские «чёрные мастеровые» люди, ушедшие «с тяглых жеребьёв» и живущие в Москве во Дворце, или в «Ружничьей» палате, или иных разных приказных, если на них поступали жалобы со стороны людей «чёрных» сотен, обратно в «тягло» на посад не возвращались, и дела их разрешались так, как царь укажет, «а без докладу их в сотни не отдавали».
Купцы гостиной и суконной сотен, жившие в других городах со своими дворами и торговыми промыслами, должны были возвратится в Москву, а свои тяглые дворы и промыслы продать посадским тяглым людям. В противном случаи они обязаны были нести тягло вместе с посадскими людьми.
Закрепляя посадское население за посадом, царская власть отменяет право перехода посадского населения из города в город: «С Москвы в городы постарине и из городов к Москве, и из города в город их посадских тяглых людей не переводит». В Уложении оговаривается почти все случаи возможного ухода из посада или притока населения на посад. Если лицо, принадлежащее к «вольным людем», женится на дочери тяглого человека, то такое лицо не может входить а «чёрные слободы». Однако «вольного» человека, женившегося на вдове посадского тяглого человека, записанного в писцовых книгах на посад «в тягле», «имати на посад».
Девушка посадского тяглого двора, вышедшая за муж «в бегах» «за кабального, или старинного человека, или за крестьянина, или за бобыля», возвращается обратно в посад с мужем и с детьми.
Таким образом,
Уложение 1649 года прикрепило трудящееся
население – людей «чёрных» сотен
к посаду, к посадскому тяглу в
пользы царя и царской казни, создавали
все условия для роста