Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 13:01, лекция
В числе германских племен племенной союз франков сложился в III в. в низовьях Рейна. В IV в. франки расселились в Северо- Восточной Галлии (ныне Франция) как союзники Римской импе¬рии. Они делились на две группы — салических франков, живших у морского побережья, и рипуарских франков,. расселившихся на вос¬ток от реки Маас.
Произошла централизация королевской власти, опиравшаяся на разветвленный бюрократический аппарат. Теперь все властные и управленческие полномочия государственные чиновники получали от короля. Государственный аппарат формировался из лиц незнатного происхождения, обязанных своим карьерным ростом покровительству с его стороны. Среди них было много профессиональных юристов —- легистов, которые оттеснили титулованную знать от управления. На основе королевской курии был создан Государственный совет — совещательный орган из светской и духовной знати, а также легистов. Чуть позже появится Тайный совет из узкого круга приближенных короля. Королевскую администрацию возглавлял канцлер. Он осуществлял управление текущими делами, председательствовал в королевском совете и составлял проекты королевских ордонансов.
Судебные органы отделяются от администрации. Была сформирована судебная система. Высшим судом королевства был Парижский парламент, ставший также высшим апелляционным судом. Он обладал и правомочиями в области законодательства — правом регистрации королевских ордонансов. На провинциальном уровне были созданы 13 парламентов. Однако незначительные гражданские и уголовные дела по-прежнему рассматривали бальи, прево, сене- шалы. Сохранился церковный суд, ставший судом по семейным делам и религиозным преступлениям (ересь, колдовство). В XIV в. создается прокуратура — специальный орган уголовного преследования и обвинения. Первоначально доверенные лица короля — прокураторы следили за соблюдением интересов короны в судебном заседании, а затем стали выступать как государственные обвинители.
По мере усиления королевской власти происходит централизация системы местного управления. Однако она не была единообразной. Крупные административные округа на севере Франции назывались балъяжами (во главе с бальи). На юге централизации, подобной северу, не было, примерно такие же округа-губернаторства возглавляли сенешалы — представители местного дворянства, в меньшей степени зависевшие от центра. Бальи и сенешалы ведали сбором налогов, комплектованием ополчения, выполняли некоторые судебные функции. В XV в. были введены должности генерал- лейтенантов, управлявших несколькими бальяжами, которые стали называться провинцией. Потеряли ряд коммунальных свобод города. Городское самоуправление было интегрировано в королевскую администрацию. Над городами установили административную опеку. на всех заседаниях городских советов присутствовал специальный королевский чиновник.
9.4. Абсолютная монархия
Утверждение французского абсолютизма во второй половине XVI в. было обусловлено рядом причин. Во-первых, развитие капиталистических отношений, мануфактур, складывание общенационального рынка нуждались в сильной королевской власти, способной обеспечить условия для развития отечественной промышленности и торговли, преодоления феодального сепаратизма, таможенных барьеров и унификации правовых норм. Во-вторых, потребность в абсолютизме была обусловлена необходимостью окончательного политического объединения страны, завершения процесса формирования единой французской нации, нуждавшейся в механизме выражения «общих интересов». Король решительно искоренял сепаратизм местных феодалов. В-третьих, развитие буржуазных отношений подрывало основы феодального строя, что вело к разорению крестьян, усилению их эксплуатации со стороны феодалов и, как следствие, нарастанию крестьянского недовольства. Объективно в усилении королевской власти, установлении единообразного административного и правового устройства были заинтересованы города, поскольку это способствовало развитию торговли, ремесел, ограждало их от злоупотреблений сеньоров. В-четвертых, правящий класс Франции был расколот на гугенотскую (кальвинистскую) и католическую партии, противоборство которых ввергло страну в гражданские войны, продолжавшиеся 36 лет. Покончить с религиозными войнами могла только сильная королевская власть.
Общественный строй абсолютной монархии сочетает сословную структуру феодального, традиционного общества и новые классы зарождающегося буржуазного гражданского общества (буржуазия и пролетариат).
Первым сословием считалось духовенство, превратившееся в крупного земельного собственника, державшего 20% всех земель. Однако власть церкви была ограничена. Согласно Болонскому конкордату 1516 г., заключенному между римским папой и Франциском I, король имел право назначать священнослужителей на церковные должности. Папе было запрещено раздавать духовенству церковные владения во Франции, было ограничено право апелляции в Ватикан по церковным делам, уменьшились поборы в пользу папской курии. Но духовенство сохранило свои привилегии. Священнослужители были освобождены от ряда повинностей: их не брали в армию, они не платили многих налогов, у них был свой суд, своя администрация. Верховным владыкой священников и монахов католической веры являлся папа римский. Священнослужители не могли жениться, а монахини выходить замуж. Духовенство делилось на две разные в социальном отношении группы: прелатов и приходских; на должностях епископов и аббатов крупных монастырей были младшие сыновья знатных семейств.
Основной социальной опорой французского абсолютизма было дворянство, за исключением феодальной знати. Наиболее надежной опорой было «дворянство шпаги» — мелкое и среднее дворянство, которое имело ряд льгот, не платило налогов. За службу в армии дворяне получали поместье (лен), им выдавалось жалование. Но их экономическое положение ухудшалось в связи с ростом цен, поэтому им часто приходилось закладывать или продавать свои поместья. Одновременно с этим складывался новый слой дворянства — дворянство мантии — выходцы из буржуазии, покупавшие доходные должности в бюрократическом государственном аппарате. Они оттеснили на второй план оскудевшее старое дворянство. Однако дворянство мантии не во всем было уравнено в правах с наследственными дворянами.
Третье сословие, которое составляли горожане и крестьяне, выполняло основную массу всевозможных повинностей и было основным податным сословием. Оно было неоднородным. Купцы и ремесленники объединялись в цехи и гильдии. Верхушка горожан нещадно эксплуатировала учеников, подмастерьев, преследовала всех, кто хотел изготовлять товар вне цехов и гильдий. В особенно тяжелом положении оказывались малоквалифицированные ремесленники. Городская аристократия всячески препятствовала переходу учеников в подмастерья и мастера, удлиняла срок обучения. Основным источником пополнения рабочих городов были крестьяне. В городах формировался будущий класс пролетариев. Наиболее угнетенным было крестьянство. В связи с ростом товарно-денежных отношений феодалы старались перевести крестьян на денежный оброк, порой силой заставляли их выкупать личную свободу. Однако размер выкупа определялся сеньором, который оставался собственником земли. Основная масса крестьян за пользование участком земли платила ценз (чинш). Наследственная цензива была преобладающей формой эксплуатации крестьян. Своему господину крестьяне платили еще хлебный оброк — шампар. Число лично зависимых крестьян резко сократилось, но они по-прежнему находились во власти феодала. Крестьяне платили церкви «десятину», в пользу короля — двадцатину, налог с имущества — талью, а также подушную подать. Крестьяне выполняли и всевозможные повинности. По-прежнему сохранялись баналитеты: их заставляли платить за провоз хлеба через мост господина и за выпечку хлеба в его печи. Этот вид налога сохранялся, даже если печи не было, а мост давно развалился. После смерти крестьянина его наследники платили господину за получение наследства. Крестьяне были обязаны покупать в год 7 фунтов соли «для горшка и солонки». За покупку контрабандной соли в первый раз наказывали каторгой, во второй — повешением. 27 тысяч акцизных надзирателей — сборщиков налога с вина — в крестьянских погребах мерили бочки, считали бутылки, на заставах обыскивали проезжих и проходящих.
Государственный строй абсолютной монархии. Абсолютизм во Франции имел завершенную и классическую форму. Французский король считался неограниченным монархом. Отсутствовали представительные учреждения, которые бы ограничивали власть короля, существовала основа финансовой независимости монаршей власти — многочисленные налоги. Король издавал и отменял законы, назначал и смещал чиновников и т.д. Считалось, что его власть носила надзаконный, священный характер, а король был наместником бога на земле. По решению созванных в 1614 г. Генеральный штатов французская монархия была объявлена божественной и был введен у новый титул короля «король божьей милостью». Расцвет абсолютизма во Франции связан с «королем-солнцем», как называли льстивые царедворцы Людовика XIV, правившего Францией 72 года. Он как-то писал: «Воля бога заключается в том, чтобы всякий, рожденный подданным, повиновался без рассуждений». Народ считался коллективным слугой короля. Сущность абсолютизма Людовик XIV образно выразил однажды в Парижском парламенте, когда тот в очередной раз отверг королевский акт как противоречащий прежним законам и обычаям страны и не зарегистрировал его (эта процедура называлась ремонстрацией). Раздраженный очередной ремонстрацией, Людовик XIV, обращаясь к членам парламента, заявил: «Вы думаете, что государство — это вы? Нет! Государство — это я!». С тех пор письменные протесты парламента воспрещались. Наиболее «принципиальные» члены парламента подвергались гонениям. Сословно-представительные учреждения не действовали.
Управление строилось на принципах бюрократического централизма. Для обсуждения особо важных вопросов король созывал Государственный совет — высший совещательный орган, состоявший из придворной аристократии и «дворянства мантии». Король правил, опираясь на разветвленный бюрократический аппарат. Его возглавлял канцлер, считавшийся вторым после короля лицом в государстве. Функции министров выполняли государственные секретари, которым поручались определенные сферы управления (иностранные дела, военные дела, морские дела, внутренние дела и т.д.). Чтобы ослабить самостоятельность местных властей, был укреплен институт интендантов, осуществлявший функцию административной опеки. Центральное правительство посылало в провинции своих чиновников, которые наделялись большой административной, финансовой и судебной властью. Должность интенданта не покупалась и не продавалась, не передавалась по наследству. Интенданты должны были следить за губернаторами провинций, начальниками бальяжей, городским самоуправлением. Надзор за деятельностью интендантов осуществлял генерал-контролер финансов. Подсчетом налогов занимались счетная палата и палата акцизных сборов. Донесения интендантов собирал совет депеш.
Король опирался на армию и полицию. Армия стала постоянной и состояла главным образом из рекрутов, которые вербовались из местного населения. Появился Генеральный штаб, был введен твердый порядок прохождения службы, но должность офицера, включая должность полковника, могла приобретаться за деньги (в последнем случае — только дворянином). Общественный порядок и безопасность обеспечивала полиция, которую .возглавлял генерал-лейтенант. Наряду с полицией безопасности существовала и политическая полиция, боровшаяся с инакомыслящими.
Местное управление было реорганизовано на принципах бюрократического централизма. Вся Франция была разделена на провинции и округа. Во главе провинций стояли назначаемые королем губернаторы. Однако постепенно их власть ограничивается до минимума и возрастает роль направляемых из центра интендантов- ачиновников, которые действовали уже не только как контролеры, но и осуществляли судебно-административную власть. Интенданты короля по делам юстиции, пошлинам и финансам подчинялись только монарху или первому министру (канцлеру). Они контролировали местное управление, карали заговорщиков, следили за поведением родовитых вельмож. Выборное городское самоуправление заменяется назначаемыми королем мэрами и муниципальными советниками (эшвенами). Лишь в деревнях общинные советы и старосты были выборными. Однако в условиях авторитарной властц интендантов и сельское самоуправление в конце XVII в. приходит в упадок.
9.5. Право средневековой Франции
Правовые уклады и источники права. Основная тенденция развития феодального права Франции выражалась в постепенной унификации права на провинциальном и общегосударственном уровне и формировании общенациональной правовой системы.
В средневековой Франции в течение ряда столетий не существовало одной системы права, каждая область имела свой особый правовой комплекс, включавший подчас разнородные правовые уклады, особенно это было наглядно на Севере и Юге.
Север Франции носил название «страны неписаного права». К северу от Луары преобладало обычное право, пришедшее на смену «Салической правде» и варварским обычаям, переставшим действовать к X в. На смену им пришли кутюмы — территориальные правовые обычаи отдельных регионов, сеньорий, общин, имевшие силу закона. Они отражали интересы феодалов данной местности, складывались в устной форме на основе обыкновений, известных с «незапамятных времен», т.е. по крайней мере 40 лет. Соблюдение обычаев было добровольным, однако обязательную силу им придавали суды. Попытки знаменитых легистов кодифицировать кутюмы встречали решительное сопротивление феодальной знати. Одну из первых и наиболее известных кодификаций обычаев в одном из судебных округов в графстве Клермонт — области Бовези осуществил в 1283 г. выдающийся юрист, королевский бальи Филипп де Реми, сир де Бомануар (1256—1296). Он составил сборник обычаев — «Кутюмы Бовези». Сборник состоял из пролога' и 70 глав, включавших кутюмы и других судебных округов по вопросам организации суда и судопроизводства, правового статуса различных категорий лиц, имущественных правоотношений и т.д. Однако частные кодификации кутюмов вызывали много споров в суде при ссылке на их содержание. Поэтому в середине XV в. была предпринята официальная кодификация кутюмов. В 1454 г. Карл VII специальным ордонансом предписал всем бальи свести в единые сборники кутюмы их балья- жей и направить для обобщения в Парижский парламент. В соответствии с этим предписанием были составлены, а в XVI в. отредактированы 60 сборников «больших» кутюмов и около 200 сборников «малых» кутюмов.
Юг Франции называли «страной писаного права». Важнейшим источником права здесь стало римское право, на основе которого разрешали имущественные споры. Более развитые в экономическом отношении южные провинции входили прежде в состав Римской империи, что и обусловило придание римскому праву значения общего обычая. Оно стало фактором, объединившим различные правовые уклады и позволившим преодолеть «расщепленный» характер феодального права Франции. Возрождению римского права в решающей мере способствовали два обстоятельства: во-первых, потребность в правовой регламентации законных интересов и прав собственников: римское право содержало готовые юридические формулы регулирования имущественных, договорных отношений в условиях товарного хозяйства; во-вторых, интерес к гуманитарному наследию античного мира, подогреваемый деятельностью французских юристов-глоссаторов, широкое изучение римского права в университетах Франции, особенно в эпоху Возрождения (XTV в.), когда происходила переоценка ценностей европейского Средневековья. Деятельность французской школы глоссаторов в значительной мере способствовала повышению интереса к римскому праву, пониманию его роли и значения в качестве универсального правового регулятора. Французские юристы комментировали памятники римского права и тем самым приспосабливали их правовые предписания к новым условиям. В XIII в. один из видных юристов-глоссаторов Плацетин организовал преподавание римского права в университете Монпелье. Позже юридические факультеты стали открываться и в других университетах Франции. Метод французской школы глоссаторов был достаточно прост: юристы комментировали «Дигесты» Юстиниана, вписывая в их текст пояснения и комментарии. Однако на глоссы и комментарии юристов нельзя было ссылаться в судах. В значительно большей мере в принятии (рецепции) римского права были заинтересованы французские монархи, находившие в нем публично-правовое обоснование своих притязаний на абсолютную и неограниченную власть. Однако, признав доктринальное значение римского права в качестве основания к установлению общности права, короли избирательно использовали его в правоприменительной деятельности в соответствии с принципом политической целесообразности. С усилением власти королей римское право получило широкое признание, происходила его рецепция. Однако следует признать, что унификации французского права на основе рецепции римского права не произошло. Различия между двумя территориальными правовыми системами во Франции — писаным правом (на юге) и обычным правом (на севере) сохранились. Рецепция не была полной, она не означала полного восстановления римского права: если на юге оно доминировало, то на севере оно восполняло пробелы обычного права.