Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 13:01, лекция
В числе германских племен племенной союз франков сложился в III в. в низовьях Рейна. В IV в. франки расселились в Северо- Восточной Галлии (ныне Франция) как союзники Римской импе¬рии. Они делились на две группы — салических франков, живших у морского побережья, и рипуарских франков,. расселившихся на вос¬ток от реки Маас.
В качестве сословно-представительного органа с совещательными функциями был учрежден рейхстаг. Он состоял из трех курий (коллегий): курии курфюрстов; курии князей и графов и курии имперских городов. Крестьянство и мелкое дворянство не имели своего представительства в имперском рейхстаге. Рейхстаг созывался два раза в год императором. Компетенция его не была четко определена и включала вопросы: войны и мира, финансовые, международные, о территориальных изменениях, изменениях в имперском праве и т.д. Вопросы обсуждались по куриям отдельно. Принимаемые решения исполнялись за счет средств отдельных земель, поэтому деятельность рейхстага не была эффективной при различиях интересов княжеств.
В Германии существовал общеимперский суд, члены которого (14 — назначались курфюрстами и князьями и 2 — городами) должны были обеспечивать «вечный земский мир». Возглавлял имперский суд император. Вся территория империи была разделена на 10 судебных округов во главе с князьями-амтманами, которые приводили в исполнение решения суда, опираясь на воинские формирования.
В отдельных землях в этот период уже складывается сословно- представительная монархия. Во главе княжества стоял князь. Его власть не была абсолютной, она ограничивалась сословно-представительными учреждениями —ландтагами. Они не имели права решающего голоса при обсуждении земских вопросов, однако по финансовых вопросам требовалось их согласие. В некоторых княжествах существовали свои двух- или трехпалатные ландтаги, в которые иногда кроме дворянства, духовенства и горожан, допускались представители свободного крестьянства. Земский ландтаг исполнял следующие функции: был верховным судом княжества; высшей апелляционной инстанцией в пределах земли; избирал князя в случае прекращения династии; решал вопросы войны и мира; вотировал новые налоги, контролировал их расходование. Самостоятельной политико-административной единицей были города. Законодательная власть в них принадлежала городскому совету, где заседало бюргерство. Совет состоял из комиссий. Исполнительная власть принадлежала магистрату во главе с бургомистром.
10.4. Княжеский абсолютизм: специфика государственного строя
Особенность абсолютизма в Германии была не в его общенациональному а княжеском характере. Фактически власть императора распространялась только на земли его домена, не было общеимперского войска, администрации и даже единой монеты. Централизованного управления в масштабе всей империи не было, как и единых общеимперских законов в области гражданского, уголовного и процессуального права. Усилению княжеской власти способствовали ослабление городов, разорение дворянства, пострадавшего от Крестьянской войны 1524—1525 гг. и вынужденного искать защиты у князей. Реформация — движение за реформу католической церкви, свободу вероисповедания — расколола Германию на две части: протестантскую (север) и католическую (юг). Ответом католической церкви на возникновение протестантизма стала контрреформация и Тридцатилетняя война (1618—1648 гг.). Германия потерпела полное поражение от Франции и Швеции, чем воспользовались князья для усиления своей власти. Согласно условиям Вестфальского мира 1648 г. князья были признаны политически независимыми от императорской власти: им было предоставлено право заключать союзы не только друг с другом, но и с иностранными государствами.
♦ Власть императора была номинальной. Перед своим избранием император подписывал ограничительную грамоту (избирательную капитуляцию). Он клялся: не вмешиваться во внутренние дела княжеств; соблюдать «Золотую Буллу» и законы империи; не передавать свою власть по наследству; призывать представителей знатных сословий для решения важных общеимперских вопросов — о войне и мире и т.д. Это правило было зафиксировано в условиях Вестфальского мира в 1648 г, На заседания рейхстага император посылал своих уполномоченных. Фактическая власть в империи принадлежала коллегии курфюрстов, а внутри княжеств утверждается единовластие князей.
По форме государственного устройства Германия была конфедерацией почти 300 государственных образований: феодальных княжеств, имперских графств, городов и прелатств. Усиление суверенитета князей, слабость городов, попавших в полную зависимость от князей, препятствовали развитию капиталистического уклада и формированию единого национального государства. Немецкая буржуазия была чрезвычайно слабой, зависела от князей и церкви. Утверждение княжеского абсолютизма в XVII в. стало следствием победы феодально-консервативного дворянства над слабой немецкой буржуазией, а не результатом компромисса этих сил, как в других европейских странах (Англии, Франции). Среди общеимперских органов продолжали функционировать общеимперский суд и трехпа- латный рейхстаг. Но поскольку решения фактически принимали только князья и бароны, то случалось, что за десятилетия работы рейхстаг не принимал ни одного решения, так как их интересы не совпадали. Император был бессилен принудить их выполнять решения рейхстага. Наиболее крупными абсолютистскими государствами империи были Пруссия и Австрия.
Пруссия (бывшее Тевтонское государство), объединившись с княжеством Бранденбургским, добилась суверенитета от Польши. В 1701 г. курфюрст Пруссии получил титул короля. Повышение международного авторитета и превращение Пруссии в сильное централизованное государство связано с наличием хорошо обученной армии и развитым государственным аппаратом.
Государственный строй Пруссии — абсолютная монархия. Во главе государства стоял король. Высшим органом управления при короле был Тайный совет. Ему подчинялись три директории: финансовая, военная и королевских доменов. После упразднения Тайного совета были созданы три ведомства: внутренних дел, юстиции, иностранных дел. Наибольшее значение имели департамент внутренних дел и полиция. Опорой власти короля были армия и чиновничество. Служащие прусской администрации воспитывались на традициях «немецкой верности», прохождение по службе регулировалось табелем о рангах, строго взыскивалось за упущения, неаккуратность и неисполнительность. Бюрократический аппарат прусской монархии был построен по принципу строгой централизации и милитаризации, особенно в военном, полицейском и финансовом делах. Со- словно-представителъные учреждения — ландтаги — были наделены широкими военно-полицейскими и фискальными полномочиями, но находились под контролем чиновников короля — ландратов. В городах члены городских советов (.магистратов), управляющих делами города, назначались правительством. Землевладельцам принадлежала вотчинная полиция и юстиция, а также патронат над церковью и школой. В свободных крестьянских общинах управление проводилось старостами, избиравшимися сельским сходом или занимавшими свои должности по имущественному цензу.
Жесткая регламентация государством всех сфер жизни подданных средствами прямого насилия позволяет характеризовать Пруссию по форме политического режима как военно-полицейское государство. Любимым изречением прусского короля и его чиновников была фраза: «Не рассуждать!».
Австрия. Государственный строй Австрии также представлял собой абсолютную монархию. Однако, в отличие от Пруссии, Австрия была менее централизованным государством, хотя Габсбурги прилагали для этого большие усилия. Многонациональный состав государства препятствовал централизации управления. Под игом Габсбургов находились Венгрия, Чехия, часть Италии, в которых проводилась политика насильственного онемечивания этих народов; немецкий язык считался государственным, венгров и чехов заставляли переходить в католичество. И все-таки положение австрийского королевства оставалось сложным, не было даже общепринятого названия государства, применялось своеобразное название — «Наследственные владения дома Габсбургов». Во главе Австрии стоял император. При нем состояли высшие органы управления — Государственный Совет, Королевская канцелярия, Военный Совет императора, коммерц-коллегия. Император Карл VI в 1713 г. издал Прагматическую санкцию — этот закон провозглашал неразделенность королевства и право передавать корону в случае необходимости по женской линии. Во главе провинций Австрийской монархии стояли наместники. Король не мог навязывать провинциям своих наместников и был вынужден назначать тех, кого рекомендовала местная знать. Сословно-представительными учреждениями провинций были сеймы и ландтаги, состав которых утверждался королем. Усиление централизации в управлении Австрийской монархии связано с правлением королевы Марии Терезии (1740—1777). Все выборные органы городского самоуправления ставятся под контроль королевских чиновников. В 1768 г. был издан уголовный кодекс «Терезиа- на», превосходивший по жестокости все известные доселе. Однако с 1778 г. король Иосиф II стал проводить политику «просвещенного абсолютизма» и заменил одиозный закон более либеральным законодательством.
10.5. Право средневековой Германии
Источники права и правовые уклады. Главной отличительной чертой феодального права Германии являлся партикуляризм, т.е.
отсутствие целостной национальной системы общегерманского права и существование многочисленных и разнородных правовых укладов, относившихся либо к определенной территории (ленное, земское, городское право), либо к определенному кругу лиц (сословиям). Эта ситуация была следствием политической раздробленности Германии, социальной и этнической разнородности областей, входящих в ее состав, отсюда деление права на земское — право земель и ленное право, распространявшееся только на благородных, «свободных господ». Медленное утверждение феодальных отношений обусловило длительное сохранение пережитков обычного права. Почти в каждом княжестве и в крупных городах имелись свои сборники уголовного и гражданского права. В XIII в. начались попытки кодификации права в Германии и процесса формирования общегерманского права на основе рецепции римского частного права. Другой характерной особенностью правового развития Германии в XII—XIII вв. является острое противоборство светского и канонического права, вызванное политическим соперничеством германских императоров и римских пап. Несмотря на это, основной тенденцией правового развития средневековой Германии являлся процесс формирования общегерманского права на основе постепенной унификации правовых укладов и источников права.
По характеру источников германское право также не было однородным. Имперское законодательство, обобщая нормы обычного права германцев, судебную практику земель, стремилось выработать общие правовые принципы и институты. Особой формой королевского законодательства стали так называемые имперские «статусы мира», содержащие нормы, относящиеся к охране собственности и жизни подданных и определяющие санкции к их нарушителям. Вслед за первым статусом, получившим название «Могунтинский мир», в период с 1103 по 1235 г. было издано еще 20 имперских «статусов мира». Расцвет имперского законодательства приходится на правление императора Фридриха I Барбароссы (1152—1190) и его преемников, которые преследовали цель укрепления центральной власти и достижения политической стабильности в стране. Наиболее ярко это проявилось в содержании Майнцского мира 1235 г., который правоведы признают вершиной королевского законодательства. В нем закреплены универсальные принципы общегерманского права, в частности принцип государственной судебной «защиты тела и имущества» вместо саморасправы. Имперские «статусы мира» не только закрепляли уже существующую судебную практику, но и содержали новые правовые нормы, которые вошли затем в земельное законодательство.
Самый многочисленный правовой массив составляли нормы обычного права германских племен. Вместе с указами и распоряжениями правителей княжеств старое обычное право германских племен, когда-то живших в пределах области, образовали так называет мое «земское» право — «ландрехт». В ландрехт входили как постановления о земском мире и привилегиях, так и общие для всего населения данной земли нормы, по которым оно судилось в судах графств и сотен. Особая роль в формировании общегерманского права принадлежала частным кодификациям обычного права, действие которых выходило за рамки отдельных земель.
Наибольшей известностью пользовалось «Саксонское зерцало» (около 1230 г.) — сборник норм обычного права и судебной практики Северо-Восточной Германии. Ее автором был саксонский рыцарь, дворянин и знаток права Эйке фон Репгау (1180—1233). «Саксонское зерцало» состоит из двух частей. Первая часть посвящена земскому праву, вторая — ленному праву. Под земским правом понималось право свободного, но не благородного (шеффенского) сословия, куда относились мелкие рыцари и зажиточные крестьяне. В этой части содержатся нормы брачно-семейного, вещного, обязательственного, наследственного, а также уголовного права и процесса. По объекту регулируемых правоотношений зе^мское право было шире ленного, его источником являлись нормы обычного права, указы короля, акты князей. Ленное право распространялось только на благородных, «свободных господ», высшую знать. Оно определяло порядок наследства земельных наделов, организацию судопроизводства, разрешало споры между сюзереном и вассалом. Уголовные наказания по судебнику были весьма суровы. Закон строго охранял интересы крупных феодалов, знати.
Наиболее разработанной отраслью средневекового германского права являлось городское право. Оно формировалось городскими судами, которые разрешали споры между хозяйствующими субъектами, а затем охватило своей юрисдикцией все городское население. Особой известностью пользовалось право Франкфурта, Любека, Магдебурга и др. Право города Магдебурга было заимствовано другими 80 городами и излагалось уже в письменном виде в форме сборников норм городского права. В XIV в. магдебургское право было оформлено в пяти книгах, которые содержали 500 статей, посвященных судоустройству и судопроизводству, искам, семейному и наследственному праву. Наряду со светским развивалось церковное, каноническое, право. Оно регулировало вопросы организации и деятельности католической церкви, но вместе с тем оказало большое влияние на развитие гражданского права, особенно в области семейного права. Каноническое право было одним из факторов внесения единства в разнообразные обычаи отдельных местностей.
В связи с усилением княжеского абсолютизма происходит унификация права, процесс создания общего права на основе рецепции римского права. Развитие товарно-денежных отношений, рост городов, ремесел и торговли востребовали римское право как универсальный регулятор имущественных отношений. Германские императоры настаивали на своей преемственности с римскими императорами и охотно применяли к себе все положения римских юристов о том, что «слово императора — закон». Император Фридрих II Штауфен (1212—1250), один из образованных монархов средневековья, объявил римское право «всеобщим правом». В акте Земского мира 1342 г. римское право фигурирует наряду с имперским. Доктора римского права становятся судьями имперского суда, занимая там господствующее положение. В германских университетах создаются кафедры римского права и издаются учебники. В XVI в. римское право стало основным источником германского права. Однако оно пока не смогло вытеснить до конца партикулярные системы земского права, их кодификации.
Наиболее известной кодификацией земельного права является «Прусское Земское Уложение 1794 г.». В отличие от законодательства Англии, Франции, Голландии, открывавшего простор для развития капиталистических отношений, это Уложение почти полностью сохранило нормы феодального права в отношении недвижимой собственности и тем самым ограничивало доступ буржуазии к приобретению земли, защищая интересы прусских помещиков и юнкерства. При этом Уложение признавало институт буржуазной частной собственности как основы гражданских правоотношений. Уложение состоит из двух частей. В первой закреплены нормы гражданского права, во второй — правовое положение сословий, государственных учреждений, школ, церкви и статьи уголовного права. Большое место в Уложении отведено особе короля и государственной службе. Рассуждения о защите личности и имущества подданных в условиях полицейского режима имели декларативный характер. Уложение отказалось от использования пандектной системы по принципу от «общего к частному» в изложении норм, которая предполагает деление норм гражданского права на общую и специальную части, хотя некоторые статьи почти целиком взяты из «Кодекса Юстиниана».