Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 13:01, лекция
В числе германских племен племенной союз франков сложился в III в. в низовьях Рейна. В IV в. франки расселились в Северо- Восточной Галлии (ныне Франция) как союзники Римской импе¬рии. Они делились на две группы — салических франков, живших у морского побережья, и рипуарских франков,. расселившихся на вос¬ток от реки Маас.
Тема 8
Франкское государство и право
8.1. Причины возникновения и этапы развития государства и права франков
В числе германских племен племенной союз франков сложился в III в. в низовьях Рейна. В IV в. франки расселились в Северо- Восточной Галлии (ныне Франция) как союзники Римской империи. Они делились на две группы — салических франков, живших у морского побережья, и рипуарских франков,. расселившихся на восток от реки Маас. Наиболее сильными из княжеских династий считались Меровинги, правившие у салических франков. Третий представитель Меровингов Хаодвиг (481—511) распространил свою власть на всех франков. Уничтожив других князей, он начал править как единый «конунг», т.е. король. Собрав большое войско, он подчинил себе алеманов, вестготов и всю Галлию, кроме Бургундии на юго-востоке, стал основателем единого королевства франков. В 496 г. Хлодвиг со своей дружиной и приближенными принял христианство. С этого момента установились дружеские отношения между франкскими королями и папами. Государство франков возникло в результате развития имущественного и социального неравенства и разложения франкской общины. Процесс имущественной и классовой дифференциации, проходивший ранее крайне медленно, был ускорен бесконечными военными походами, которые позволяли обогащаться племенной знати (старейшинам), военному вождю и его дружине, становиться крупными землевладельцами и превращаться в политически господствующий класс. В своем развитйи государство франков прошло два этапа в соответствии с правящими династиями: первый этап — монархия Меровингов (V— VII вв.), второй этап — монархия Каролингов (VIII — по 843 г.).
Франкское государство и право имели отличительные признаки. Во-первых, раннефеодальный характер государственных и правовых учреждений. Это было связано с тем, что процессы феодализации общественных отношений (формирование крупной земельной собственности и концентрация ее в руках класса феодалов, а также появление зависимого крестьянства) только начинали развиваться. У франков преобладает общинная собственность на землю, огромную роль играли институты военной демократии — народное соб-| рание и совет старейшин. В системе социального регулирования доминировали обычаи, ритуалы, часто сводившие на нет действие I норм права. Во-вторых, государство франков было создано из двухI разнородных в социально-экономическом развитии частей: развито-1 го галло-римского Юга и отсталого, варварского германского Севера. I Юг франкского государства населяли галло-римляне, усвоившие I римскую культуру, институты и право, стоявшие на стадии разло-1 жения рабовладельческого общества. Образованная галло-римская знать ггерекила на сторону франкских королей и, получив землю, I высокие должности, служила им. Однако правовой статус галл о-J римлян в новом государстве был ниже статуса свободного франка. J Север Галлии населяли франки, здесь господствовало обычное пра-1 во, существовала военная демократия и примитивная экономика. I Эта часть франкского государства вступала в эпоху феодализма в процессе разложения родоплеменного строя.
8.2. Общественный строй франков
Общественный строй франков в VI в. можно реконструировать I по «Салической правде» (Lex Salica). Франкское общество было раннефеодальным, переходящим от военной демократии к ранне- I классовому состоянию. Франки не знали классического рабовладе-1 ния, поэтому медленное разложение родоплеменных отношений 1 совпадает по времени с переходом к феодальному обществу, что находит выражение в незавершенности процессов классообразова- I ния и сохранении большого удельного веса в структуре общества свободных общинников в качестве основной производящей силы.
Первоначально франки жили родовыми (земледельческими) об-J щинами, состоящими из больших патриархальных семей, происхо-1 дивших от одного предка. Пахотная земля находилась в коллективной собственности общины, периодически подвергаясь переделу. Свой участок франкский крестьянин не мог отчуждать, в случае его смерти надел оставался в общине. Пашня являлась владением, а не собственностью. Однако крестьянин мог передать владения сыну, брату. По «Салической правде» женщина не могла получить землю в наследство. В собственности франка были дом и приусадебный участок. Леса, луга, выгоны для скота находились в совместном пользовании всех жителей деревни. Наиболее важные вопросы, например вопросы землепользования, решались на собрании полноправных членов общины (мужчин-воинов). Без единодушного со-
гласил всех членов общины на ней никто не мог поселиться. Об- (лцина отвечала за убийство, совершенное на ее территории. Будучи (членом рода, свободный франк пользовался его покровительством I и нес ответственность за своих родичей. Обвиняемый отвечал за I преступления не перед государством, а перед пострадавшим и его I родственниками. За убийство члена чужого рода несли материальную ответственность все родственники убийцы до третьего поколе- [ ния родства по отцовской и материнской линии.
Однако у франков уже шел процесс разложения родовых связей и распада больших семей. Человек, пожелавший отказаться от род- I ства и избавиться от материальной ответственности за родственников, должен был на заседании суда сломать над головой три ветки I мерой в локоть, разбросать их в четыре стороны и сказать, что он [ отказывается от наследства и помощи сородичей. Видимо, этим правом выхода из общины пользовались зажиточные общинники. | Дальнейшее углубление социально-классовых различий у франков * было связано с появлением частной собственности на землю — ал- | лодом. Однако в «Салической правде» понятие «частная собственность на землю» отсутствует. Согласно эдикту короля Хильперика I (561—584), земельный надел могли наследовать не только мужчины (сыновья и братья), как это было прежде, но и женщины (дочери и сестры). Так оформился аллод — свободно отчуждаемая земельная собственность, передаваемая по наследству. Земли общины стали попадать в руки знати. Земледельческая община потеряла свою неограниченную собственность на землю и превратилась в соседскую общину — марку. В состав общины-марки входили отдельные самостоятельные домохозяйства, владевшие на праве собственности пахотной землей и совместно с другими семьями пользовавшиеся не- поделенными угодьями.
Одновременное существование различных экономических укладов: патриархального, рабовладельческого и зарождавшегося феодального обусловило сложную социальную структуру франкского общества. В «Салической правде» по правовому статусу выделялись восемь категорий населения. Причем на правовое положение этнический фактор (франк или галло-римлянин) также влиял. Основное деление населения происходило по статусу свободы — на свободных и зависимых людей. Свободными франками считались люди различного имущественного положения. Основную массу свободного населения составляли крестьяне-общинники. Свободный франкский крестьянин, полноправный член общины-марки и ополченец, составлял основу социальной организации франкского общества. За его убийство взыскивался штраф (вергельд) в размере 200 солидов. Господствующий класс феодалов представляла служилая знать: королевские дружинники (антрустионы) и служащие короля. За убийство каждого из них причитался вергельд в 600 солидов. Следует отметить, что галло-римское население в правовом отношении было ниже франков. Наиболее привилегированными были «римляне королевские сотрапезники», т.е. знатные римляне, служившие королю и входившие в правящий класс. Их вергельд составлял 300 солидов. Основная масса римской знати — римляне-землевладельцы (посессоры) по своему правовому положению стояла ниже свободных франков: ее вергельд составлял 100 солидов.
Зависимые категории населения представляли: вольноотпущенники, литы, колоны, рабы, «римляне-трибутарии» (налогоплательщики). Правовой статус вольноотпущенников (рабы, захваченные в плен и отпущенные на свободу) и полусвободных крестьян германского происхождения — литое был практически одинаков. Они были обязаны выполнять различную работу и платить натуральный оброк своему господину, однако могли иметь собственность, совершать сделки, выступать в суде. Их браки признавались законными. Они могли обрести свободу: если господин отпускал их на волю, они обретали права в полном объеме. Их вергельд был равен 100 солидам. «Римляне-трибутарии», основную массу которых составляли колоны, были арендаторами земли, несшими повинности в пользу господина за пользование землей. Их вергельд — 63 солида. Наконец, самое низкое положение в обществе занимали рабы. Жизнь раба не защищалась вергельдом, поскольку он рассматривался как движимое имущество. Убийство и кража раба приравнивались к убийству и краже животных и оценивались в 35 солидов. За преступления, совершенные рабом, отвечал его господин, обязанный возместить ущерб, причиненный рабом потерпевшему. Браки свободных с рабами влекли за собой потерю для первых свободы.
В VII в. происходит дальнейшая феодализация франкского общества. В результате завоевательных походов в руки франкских королей, служилой аристократии, королевских дружинников переходит значительная часть галло-римских поместий на севере Галлии. Служилая знать, связанная в той или иной мере вассальной зависимостью от короля, захватившего право распоряжения завоеванной землей, становится крупным собственником земель, скота, рабов, колонов. Она пополняется частью галло-римской аристократии, которая переходит на службу к франкским королям. Здесь формируется феодальная вотчина с традиционным делением земли на господскую {домен) и крестьянскую (держание). На юге Галлии процессы феодализации не получили бурного развития, как на севере. Размеры франкской колонизации здесь были незначительны, сохранялись обширные поместья галло-римской знати, продолжал
широко использоваться труд рабов и колонов, но глубокие социальные перемены происходили и здесь, главным образом за счет [повсеместного роста крупного церковного землевладения. Бурное развитие частной собственности на землю, приведшее в VIII в. к перевороту в поземельных отношениях и окончательному формированию социальной структуры феодального общества с классом зе- Щмельных собственников (феодалов) и лично зависимых от них кресть- I ян (крепостных), произошло при Каролингах на основе особых до- I говоров прекария и коммендации. Договор прекария предполагал, что
отдавал свой участок господину, а затем получал от него свой и дополнительный участок земли, но уже в качестве держания.
Договоры коммендации (покровительства, патроната) возникали прежде всего в отношениях крестьян с церковью. Безземельные крестьяне вверяли себя монастырю или светским феодалам, обещая по- | виноваться и служить им, как слуга господину. Нередко люди зака- [ баляли себя за долги, обязуясь выполнять рабские повинности (самозакабаление). Коммендация предусматривала: 1) передачу господину ; права собственности на землю с последующим ее возвращением в виде держания; 2) установление личной зависимости «слабого» от
Однако патронатно-клиентальные отношения связывали не только слабых и обезземеленных крестьян, но и сильных и многоземельных собственников, которые искали покровительства еще более сильных феодалов. Класс феодалов (король, графы, епископы, герцоги) строил взаимоотношения внутри себя на основе вассалитета. Вассалы получали за службу от короля условные владения (бенефиции) и были связаны личной клятвой. Права и привилегии вассалов определялись размерами земельной собственности. Однако вскоре, в VIII—IX вв., вассалы стали превращать свои бенефиции в наследственные владения — поместья и отказывались нести за них постоянную службу. Согласно «Капитулярию о поместьях» Карла Великого они стали основой экономической системы франков. Земля в поместье делилась на господскую и барскую. Барская земля (господский домен), отдельные участки которой были разбросаны между крестьянскими наделами (мансами), обрабатывалась обычно зависимыми крестьянами с помощью их рабочего скота и инвентаря. Самую многочисленную группу зависимых крестьян составляли колоны — лично свободные, но экономически зависимые и несшие поземельные повинности — оброчные и барщинные. Основной категорией лично зависимого населения, также трудившегося в барском хозяйстве, были сервы (рабы). В господский домен, кроме пахотной земли, входили леса и луга, которыми крестьяне могли пользоваться за отдельную плату. Крестьянские наделы включали большую часть пахотной земли, а также и общинные угодья.
8.3. Государственный строй королевств Меровингов и Каролингов
В V в. у франков еще не сложилась государственная организация, они жили в условиях военной демократии. Племенной союз франков состоял из родов, во главе каждого стояли старейшины, вершившие суд и обсуждавшие хозяйственные вопросы. Самые важные вопросы решались на народных собраниях с участием всех мужчин-воинов. Завоевательные войны франков выдвинули на первые роли в управлении военных предводителей — вождей, которых германцы именовали «конунг» (от него — английское «кинг» и немецкое «кёнинг» — король). Органы потестарной (догосударствен- ной) власти не выделились из общества и не монополизировали власть, опирались в управлении преимущественно на авторитет. В процессе завоевательных походов расширялась территория племенного союза, и для организации господства над завоеванной Галлией и ее населением примитивные институты племенной демократии перерастают в органы государственной публичной власти, стоящие над обществом и обладающие монополией на легитимное принуждение.
Государственный строй эпохи Меровингов (VI— VII вв.) представлял собой раннефеодальную монархию, сохранившую большое количество пережитков строя военной демократии. Во главе государства стоял король. Он был предводителем франкской дружины, выступал ■как «охранитель мира», ему принадлежала высшая военная и исполнительная власть. Его приказы, распоряжения подлежали выполнению под страхом наказания. Экономической основой власти коро- была часть военной добычи и земли, ранее принадлежавшие [ римской знати. Первоначально власть короля заметно ограничивали институты военной демократии. Король выполнял судебные ре- I шения общины и не мог решать наиболее важные вопросы без со- I гласия народного собрания, фактически представлявшего его дружину. I Позднее королевская власть была уже довольно сильной, а престол
Государственный аппарат монархии Меровингов был достаточно 1 примитивен. Управление государством строилось на основе дворцово- К вотчинной системы. Всеми делами управления ведал королевский двор к во главе с главой королевской администрации — майордомом. Двор- I цовый граф исполнял судебные функции. Кроме них существовали I хранитель королевской печати — референдарий, и хранитель королев- I ской казны и имущества — камерарий. Четкого , разделения функций I управления не было. Администрация, фиск, полицейская служба, ( высшая судебная власть осуществлялись одними и теми же лицами.