Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 20:17, реферат
Данный вопрос, связанный с определением форм государственного устройства имеет важное значение как в теоретическом аспекте, так и в практической направленности. Современный этап развития государств демонстрирует постепенную модернизацию классических форм государственного устройства, в связи с чем происходит формирование новых, «переходных» способов организации государства.
С практической точки зрения важно определиться с изначальными и основополагающими принципами и направления построения государственной территориальной организации, ведь это влияет не только на внутренне состояние дел, на дальнейшее развитие государства и судьбу всего населения, но к тому же и на положение государства в международном положении дел.
1.Введение
2.Ггосударственное устройство: понятие, виды, характеристика.
3. Характеристика и особенности унитарного государственного устройства
3.1 Признаки унитарного государства
3.2 Особенности унитарного государства как формы государственного устройства
4.Характеристика и особенности федеративного государственного устройства
4.1 Особенности федерации как формы государственного устройства
4.2 Отечественный и зарубежный федерализм
5.Характеристика и особенности конфедерации как формы государственного устройства.
5.1 Понятие и отличительные особенности конфедерации
5.2 Зарубежный опыт
6.Карта сравнительного анализа
7.Конституция РФ. Федеральный аспект
.Заключение
.Список использованной литературы
Административная автономия. Основным отличием административной автономии от политической является невозможность издавать свои местные законы, хотя ее представительные органы издают нормативные акты в пределах ее полномочий. Однако по сравнению с обычными административными единицами, которые тоже издают нормативные акты местного значения, административная автономия обладает некоторыми дополнительными правами.
В районах административной автономии в судопроизводстве может применяться местный язык, учитываются обычаи населения, на местном языке издаются газеты, осуществляются радиопередачи, он используется для обучения в школах. Кроме того, государственный аппарат комплектуется из лиц, знающих местный язык, коренным жителям отдается предпочтение при формировании местного управленческого аппарата.
Необходимо отметить, что политическая и административная неединственные формы автономии, также существует и культурно-национальная автономия. Подобная форма может, применяется в тех районах, где национальности, этнические группы живут не компактно, а разрозненно, вперемежку с представителями других этнических групп. В этом случае во избежание столкновений и неясностей внутри данных территорий национальности создают свои организации и выборные органы, «которые занимаются преимущественно вопросами языка и культуры, иногда посылают представителя данной этнической группы в парламент (с правом совещательного голоса), имеют представителя (или избранный этнической группой совет) при правительстве государства. С ними консультируются при решении вопросов языка, быта, культуры»10.
«В Скандинавских странах (Финляндии, Швеции, Норвегии) в отношении прежде всего саамов. Саамы создают свои выборные советы, которые часто называют саамскими парламентами. Есть и межгосударственный совет саамов, он не столько занимается вопросами языка и культуры, сколько регулирует оленеводство (определяет районы и периодичность выпасов и т.д.)»11
«Но вместе с тем есть и конституционные запреты создавать автономные образования. Конституция Болгарии 1991 г. запрещает создавать территориальную автономию в стране исходя из того, что ей достаточно местного самоуправления»12
В зависимости от того, есть
в составе унитарного государства подобные автономные
образования или нет, выделяют простые
и сложные унитарные государства. Так,
в простом унитарном
государстве существует только административно-
Помимо деления на простые и сложные виды, унитарные государства можно различать на централизованные, децентрализованные и относительно централизованные. Только необходимо сделать оговорку, что приведенная классификация в определенной мере является условной, так как в каждой отдельной стране есть свои исключения, которые позволяют стране самой определять оптимальное соотношение сил.
В централизованном унитарном государстве во всех
административно-
В децентрализованном унитарном государстве нет назначенных на места представителей правительства. Обычно в подобных случаях избираются советы или организуются сходы граждан, а местные должностные лица могут избираться и самим населением.
Относительно децентрализованное унитарное государство отличается от децентрализованного тем, что наряду с избранным населением советом (органом местного самоуправления) есть и представитель государственной власти, назначенный центром чиновник, который обладает общей компетенцией (префект)
3.2Обобщим
выше сказанное в виде
4.Федерация
4.1.Понятие федеративного государства.
«Федеративное государство (от латинского «foedus» – союз, объединение) представляет собой сложное государство, состоящее из частей, именуемых субъектами федерации (республики, штаты, провинции, кантоны, земли и т. д.). Это государственные образования не могут рассматриваться в качестве самостоятельных государств, поскольку не обладают суверенитетом и полной международной правосубъектностью. Тем не менее, федерацию часто именуют союзом государств или союзным государством, добровольным объединением государств в единое государство на основе особого (федеративного) договора.»13
«В настоящее время среди зарубежных стран существует 23 федеративных государства: 6 в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Швейцария, Югославия), 4 в Азии (Индия, Малайзия, ОАЭ, Пакистан), 6 в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США), 4 в Африке (Коморские Острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия, где федерация учреждена в 1994 г.), 3 в Океании (Австралия, Папуа — Новая Гвинея, Соединенные Штаты Микронезии)»14
Исторические, экономические, географические, а также и социокультурные предпосылки развития отдельных территорий предопределили выбор именно федеративного устройства для развития отдельных государств.
Из курса зарубежной истории мы можем вспомнить тот факт, что развитие и укрепление монархий в таких странах, как: Великобритания и Франция стало возможным в связи с укреплением власти в самом центре, а это стало объективным фактором укрепления унитарной формы государственного устройства. В то время как в Германии сильным звеном были сепаратистские настроения в регионах, что предопределило последующее укрепление федеральных отношений
Устройство разных государств не совпадает, поэтому можно говорить о некоторых видах федераций, например, договорных федерациях и конституционных, основным отличием которых является учредительный акт, в соответствие с которым определяется процесс изменения и процесс определения статуса самой федерации и ее субъектов. (Так в конституционных федерациях – это общегосударственные конституции или иные общегосударственные законодательные акты, а в договорных – федеративные договоры).
Территориальные и национальные федерации (где территориальная федерация состоит из субъектов, которые не являются национально-государственными образованиями, а ,значит, не имеют особых прав, этнических по своей природе. В состав национально-территориальной федерации входят национально-государственные субъекты, которые отличаются своим национальным составом населения, а именно их своеобразием. (Так помимо официального государственного языка, как правило, на территории этих субъектов вводится еще один официальный язык, который является национальным языком большей части местного населения).
О федерациях с суверенными субъектами и несуверенными и других, но, несмотря на существенные различия и исторические судьбы, все известные на сегодняшний день федерации имеют сходные сущностные черты:
Рассмотрим данные принципы более подробно.
Первые три схожие черты всех федераций, а именно: отсутствие суверенитета у субъектов федерации, запрет на выход из состава федерации (сецессия) и сохранение территориальной целостности образуют три необходимых условия (исходных начал), которые взаимосвязаны между собой в тем, что без этих базовых моментов сама идея федерации теряет смысл. Данные условия позволяют федерации, а также образованиям, входящих в ее состав, в полной мере ощущать все преимущества данного государственного образования, как единого государства - целостного политического и экономического организма. Так, Федерация как единый и целостный организм выступает на международной арене не только отражает свой собственный интерес, как центр, а представляет интересы всех субъектов, входящих в ее состав. Международная правосубъектность различный территорий федерации определяется их положением в составе единого государства. Но также «они могут при согласии федерального центра иметь ограниченные хозяйственные и культурные связи с иностранными государствами»15 (Например, между канадской провинцией Квебек и Францией существуют «культурные соглашения», а также сотрудничество Свердловской области с Французской республикой)
Субъекты не имеют прaва сецессии, то есть они не могут выйти из состава федерации. Это также является показателем отсутствия у них суверенитета. В настoящее время только Конституция Эфиопии признает за ними такое право. Все имевшие место в истории развития федеративного устройства попытки субъекта разорвать отношения с федерацией встречали решительный отпор со сторoны федерального центра и решительно пресекались. Только отдельные из них смогли реализовать задуманное. «Так, разными (как судебными, так и силовыми) средствами были пресечены попытки сецессии в США (штата Техас), Мексике, Австралии, Нигерии. Однако в ряде случаев сецессия окaзалась возможной. Например, в результате вооруженной борьбы из состава Пакистана вышла Восточная Бенгалия (Бангладеш)»16
Следующей важнейшей чертой, определяющей оснoвную суть, является разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами. Данная возможность устанавливается в Конституции, путем определения исключительных сфер правового регулирования федерального центра и субъектов. Так, власть действует строго в границах, определенных конституцией, которая строго отграничивает предметы ведения центра, которые включают важнейшие вопросы государственной жизни: организацию высших органов власти, оборону страны, внешнюю политику, финансы, разрешение конфликтов между субъектами федерации, налогообложение регулирование торговли, развитие транспорта и коммуникаций.
Субъекты, входящие в федерацию (штаты, республики, провинции, кантоны) имеют свою сферу исключительного ведения. В нее входит более широкий круг вопросов, но это в основном вопросы, не требующие единообразного регулирования. В их числе — организация местных органов власти, общественный порядок и охрана окружающей среды, общественно необходимые работы и службы.
Вопросы, которые относятся к тем сферам, где переплетаются интересы Федерации и ее субъектов, относятся к предметам совместного ведения. От того, каков характер разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами, зависит какое место занимает федеративное государство в жизни общества, в какой мере оно предоставляет свободу регионам в области экономической, политической, социально-культурной и иной деятельности. Если государство берет большую часть на себя, оставляя при этом субъектам совсем незначительную часть самостоятельности, то оно связывает инициативу регионов, и федеративная форма не в состоянии реализовать своих преимуществ. А в этом случае можно говорить и об ограничении возможностей гражданского общества, а в какой-то мере и невозможность создания его вовсе. Если нарушается баланс в пользу отдельных субъектов федерации, то это ведет к другой крайности – к активизации сепаратистских, местнических тенденций, наносящих ущерб федерации в целом. Конституции федеративных государств по-разному определяют объем предметов ведения федерации и ее субъектов. Это связано с уровнем развития экономики, историческими традициями, соотношением политических сил и т. д.
Конституционное закрепление разграничения предметов ведения между федерацией и ее составными частями является универсальной формой, но помимо этого, существует и иная возможность закрепления данного разграничение. Так конституция России допускает наличие договоров между субъектами и самой федерации. (Федеративный договор 1992 года, который включает в себя: Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации; Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации; Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации).
В ряде стран конституции допускают по отдельным вопросам разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами в текущем законодательстве. Например, в статье 71 Основного закона ФРГ говорится, что «в сфере исключительной законодательной компетенции Федерации земли обладают полномочиями на законодательство лишь тогда и постольку, когда и поскольку они прямо управомочены на это федеральным законом»17.