Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 12:44, курсовая работа
Цель – исследование форм деятельности учреждений по профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. Для достижения этой цели автор работы решает поставленные задачи:
- дать определение понятиям «безнадзорность» и «беспризорность», выявить правовые аспекты беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних;
- системный подход к процессу профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;
- выявить роль учреждений социальной помощи семье и детям в профилактике беспризорности и безнадзорности.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОНЯТИЕ БЕСПРИЗОРНОСТИ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ, КАК СОЦИАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ 3
1.1. Исторический опыт работы с беспризорными и безнадзорными несовершеннолетними 3
1. 2. Причины отклонения поведения несовершеннолетних беспризорных и безнадзорных 6
1.3. Понятие и законодательное регулирование беспризорности и безнадзорности, как социального явления в РФ. 12
2. ФОРМЫ РАБОТЫ С БЕСПРИЗОРНЫМИ И БЕЗНАДЗОРНЫМИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ. 17
2.1. Оптимизация жизненных перспектив беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних. 17
2.2. Опыт деятельности Реабилитационных Центров по работе с дезадаптированными несовершеннолетними 23
2.3. Опыт построения муниципальной системы профилактики 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
СОДЕРЖАНИЕ
Переживаемый страной с 90-х годов острейший социально – политический и экономический кризис отражает огромные социальные потрясения, связанные с формированием новых социально – экономических отношений в России. Одним из негативных результатов этого, является падение уровня жизни большинства россиян, рост числа граждан, попавших в трудные жизненные условия, потерявших по разным причинам не только жильё, но нередко и саму возможность законным образом зарабатывать хотя – бы минимальные средства для обеспечения себя и своим близким элементарного существования. В современном Российском обществе, находящемся в кризисной ситуации, происходят значительные изменения системы ценностей, норм, установок людей. Старая система ценностей разрушена, а новая ещё не создана, на лицо явный кризис системы ценностей.
Проблемы беспризорных и безнадзорных детей, лиц без определённого места жительства и занятий стали вновь актуальными, они становятся объектом исследования и в этой работе рассматриваются организация работы и пути выхода из создавшейся ситуации. В последние десятилетия стали появляться публикации в отечественной литературе по проблемам беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних лиц, это работы таких авторов как: Г.С. Кудрявцев, Б.М. Левин, В.И. Мареев, В.А. Шапинский, в учебных пособиях под редакцией В.И. Курбатов, П.Ф. Павленок, Е.И. Холостовой, и др. Но эта тема до конца не изучена. И поэтому автор работы взялся за исследование этой темы.
Объектом являются беспризорные и безнадзорные несовершеннолетние. Предметом – профилактика и коррекция безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
Цель – исследование форм деятельности учреждений по профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
Для достижения этой цели автор работы решает поставленные задачи:
- дать определение понятиям «безнадзорность» и «беспризорность», выявить правовые аспекты беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних;
- системный подход к процессу
профилактики беспризорности и
правонарушений
- выявить роль учреждений
Новизна работы состоит в том, что в нынешних Российских условиях резкого увеличения числа беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних нужны новые механизмы решения этих проблем.
Практическая значимость заключается в мерах принятых для уменьшения числа данных категорий граждан, которые могут использоваться в практической работе, студентами и преподавателями.
Волна преступности и детской безнадзорности, захлестнувшая Россию в последние десятилетия, заставляет с особой тщательностью подходить к изучению исторических аналогий, прошлого педагогического опыта преодоления подобных явлений. В литературе достаточно широко отражена теория и практика первых лет советской власти, связанное с именами Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, С. Т. Шатского, В. Н. Сорока - Росинского и других видных педагогов, заложивших фундамент советской системы перевоспитания педагогически запущенных и склонных к правонарушениям детей и подростков.
Однако не менее важным и интересным представляется и более ранний опыт предупредительного и исправительного воспитания несовершеннолетних, отношение к которому исследователей еще не так давно было далеко не однозначным.
Развитие в России XIX столетия промышленного капитализма, рост городов, распад традиционных отношений в деревне, приводили к значительным социальным изменениям в жизни российского общества, способствовали обострению многих социальных проблем, в том числе проблемы преступности несовершеннолетних. По статистике тех лет, примерно 9 % всех преступлений в стране осуществлялась несовершеннолетними. Несмотря на то, что совершавшиеся несовершеннолетними правонарушения были, в основном, незначительными (около 92% несовершеннолетних подвергались суду по таким видам правонарушений, как бродяжничество, нищенство, мелкое воровство), проблема подростковой преступности остро воспринималась демократической общественностью России.
Правовые нормы российского законодательства феодальной эпохи, как и аналогичного законодательства других европейских стран, требовали к нарушителям законов в форме физического страдания. Личность преступника при этом отдалялась на второй план, а на первом месте оказывался сам факт преступления, который не мог оставаться без видимого отрицания. Поскольку преступление расценивалось как нарушение обязанностей по отношению к обществу и Богу, как оскорбление вечной правды и справедливости, наказание являлось карой от лица общества и Бога, формой искупления греха.
Ставя во главу угла отмщение преступления, а не преступника, феодальная правовая система, прежде всего, подразумевала, что жесткость кары должна способствовать предупреждению других возможных преступлений. Основная мера предупреждения - устрашение жесткостью наказания (отсюда практика площадных публичных казней и телесных наказаний провинившихся). При этом мера и род наказания зависели от характера самого преступления, так и от общественного положения преступника.
В отношении малолетних правонарушителей в большинстве европейских стран, в том числе и в России, применялись принципы римского права. Дети и подростки делились на возрастные группы, в соответствии с которыми определялись и степень развития человека, и степень его виновности, и степень наказания.
Со второй половины XVIII века в общественном сознании постепенно начинает укореняться мысль, что возмездие за преступление как цель наказания не только не гуманно, но и не эффективно, что преступника необходимо не столько наказывать, сколько исправлять.
Многие поколения педагогов и криминологов — гуманистов на практике убедились в том, что карающее правосудие менее всего подходит для несовершеннолетних, что в обществе есть иное средство воздействия на переступивших порог закона детей и подростков - воспитание. Мысли о воспитании как решающем средстве и условии преодоления дурных наклонностей и негативного влияния среды начинают особенно активно утверждаться в европейской педагогике со второй половины XVIII века. Большую роль в этом сыграли труды Ж.Ж. Руссо, К.А. Гельвеция, Д. Дидро и другие.
Созвучные идеи имели широкое распространение в прогрессивной российской педагогике. Н.И. Новиков рассматривал воспитание как главный фактор формирования личности, через который можно вселить в человеческую душу общественные и гражданские добродетели, превратить ребенка в счастливого человека. Через все педагогическое наследие выдающегося русского просветителя проходит идея уважения к личности ребенка, гуманной заботы о нем, необходимости защиты его прав.
Существенный вклад в развитие идей и принципов исправительного воспитания внес известный русский криминолог, психолог и педагог Д.А. Дриль. Особое внимание ученый уделял изучению социальной Среды, в которой формируется будущие преступники и правонарушители, а также индивидуальным психолого-физическим особенностям людей, переступивших черту закона. Д.А. Дриль призывал к милосердию и индивидуализации наказания, настаивая на необходимости создания системы медико-педагогического надзора за воспитанниками исправительных учреждений и организации в России детских судов.
Прогрессирующая тенденция роста безнадзорных и беспризорных ставит перед обществом в качестве одной из основных задач необходимость концентраций усилий, направленных не только на борьбу с вредными последствиями от социальных норм, но и главным образом на их предупреждение, то есть устранение коренных причин и условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия человека. Следовательно, профилактика - это система государственных, социальных и иных мер воздействия на человека с целью сохранения его нормального состояния и предотвращения в нем возможных негативных тенденций и процессов.
При этом, как показывает опыт, социальная значимость профилактических мероприятий становится эффективнее если они научно обоснованны, исходят из всестороннего учета взаимодействия объективных и субъективных факторов, детерминирующих поведение личности в уже сложившейся или возможной прогнозируемой жизненной ситуации.
В настоящее время, как в науке, так и в практической деятельности государственных органов социальной защиты населения, других учреждений и ведомств по профилактике беспризорных и безнадзорных формировать определенные исходные взгляды на проблему в целом и основные подходы к выбору конкретных направлений работы.
Среди них можно выделить, прежде всего, информационный подход. Он основывается на широко распространенном представлении: отклонения от социальных норм в. поведении людей происходит потому, что они не знают их.
Такая точка зрения, уже сама по себе, предопределяет направления профилактических действий и выбор средств, форм и методов их осуществления. А именно: информирование людей о нормативных требованиях, предъявляемых к ним государством и обществом, активное использование в этих целях средств массовой информации (печать, радио, телевидение), а также кино, театр, художественную литературу и другие современные средства. Их целенаправленное применение может оказать большое влияние на формирования правосознания человека, повышение его морально - нравственной устойчивости, общего уровня культуры.
К сожалению, в условиях кризиса переходного периода, ложно понимая принципы гласности и свободы личности, некоторые средства массовой информации благородную миссию по профилактике беспризорности не только выполняют, но порой сами становятся, прямо или косвенно, пропагандистами человеческих пороков, с которыми вынуждено бороться общество.
Ярким примером может служить широко пропагандируемый нашими средствами массовой информации тезис: «разрешено все, что не запрещено законом». Его буквальное толкование, если не будут своевременно приняты соответствующие меры, фактически может привести к искоренению в сознании людей, особенно молодежи, веками выработанных в нашем народе морально - нравственных устоев, межличностных и внутрисемейных отношений, освященных церковью, традициями, совестливостью, сострадательностью и бескорыстием. Как видно, информационный подход к профилактике отклоняющегося поведения предполагает серьезное переосмысление, прежде всего на государственном уровне, роли и задач информационных средств, которыми располагает общество.
Основной аспект социологического изучения отклоняющегося поведения связан с поиском причин преступности как крайней формы социальных отклонений. Развернутое социальное объяснение беспризорности дал Э. Дюркгейм. Он предложил теорию «аномии», которая обозначает отсутствие регуляции, безнорменность, и является причиной беспризорности.
Аномия - это состояние дезорганизации общества, когда социальные ценности и нормы либо подвижны, неустойчивы, либо отсутствуют. Это нарушает стабильность общества, что приводит к различным девиациям.
Теория «аномии» получила дальнейшее развитие в концепции Р. Мертона. По его мнению, главной причиной девиации является разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствами достижения этих целей. Р. Мертон выделил пять типов поведения, которые являются типами приспособления к обществу:
Данная концепция является фундаментом, на основе которой Р. Мертон выстраивает теорию «социальной аномии», которая объясняет, почему происходит отмирание социальных норм при девиантном поведении и появлении беспризорных.
Беккер в своей книге «Аутсайдеры» утверждал, что девиации обусловлены способностью влиятельных групп общества навязывать другим стандарты поведения. Высокопоставленные лица, наклеивая «ярлыки аутсайдеров» подталкивают их в категорию делинквентов. Концепция Беккера называется «теория стигматизации» («наклеивание ярлыков»), так как она объясняет девиантное поведение способностью ставить клеймо девиантов членам менее влиятельных социальных групп. Биологические трактовки были широко распространены в конце 19 в начале 20 веков. В конце 19 века известный психиатр и криминалист Ламброзо выступил в печати с теорией «прирожденного преступника». Он обосновал, что преступление является таким же социальным феноменом как зачатие, рождение и смерть, что человек рождается преступником.
В числе основных факторов связанных с биологической природой субъекта выдвигает следующее: атавизм, дегенерация, эпилепсия, которые определяются понятием умственная неполноценность. Ламброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Он считал, что люди предрасположены к определенному типу поведения. Криминальный тип, по его мнению, есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким чертам: неправильная форма и большие размеры черепа, западение глаз, оттопыренные уши, узкий покатый лоб, выступающая нижняя челюсть, пониженная чувствительность к боли.