Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 22:09, контрольная работа
В данной работе рассматривается проблема влияния социальной среды, в первую очередь семьи на девиантное поведение подростков. Рассматривается проблема социализации личности подростка и как институты социализации влияют на поведение подрастающего поколения.
В условиях школьного, семейного, общественного воспитания те или иные формы детской дезадаптации воспринимаются педагогами и родителями как трудновоспитуемость.
Введение. ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы изучения девиантного поведения
1.1. Основные теоретические подходы к пониманию причин девиантного
поведения…………………………………………………………………………....7
1.2. Понятие, основные виды и формы девиантного поведения………………..19
1.3. Возрастные особенности подросткового периода и психология
отклоняющегося поведения подростков………………………………………….25
Глава 2. Влияние факторов на формирование девиантного поведения у подростков и его коррекция
2.1. Причины и типология девиантного поведения в современном обществе...30 2.2. Социализация личности. Семья, как институт социализации……………...33
2.3. Формы коррекционной работы с девиантными подростками……………...45
Глава 3. Эальное исследование влияния секспериментмьи на девиантное поведение у подростков
3.1. Ход и процедура исследования……………………………………………….50
3.2. Результаты исследования влияния…………………………………………...53
Методические рекомендации воспитательно-профилактической работы по предупреждению отклонений в поведении подростков…………………………..…62
Заключение………………………………………………………………………….64
Список литературы…………………………………………………………………
Проведенный анализ позволил сделать вывод, что по всем показателям социально - психологического развития благополучных и педагогически запущенных подростков выявились значимые различия, которые, тем не менее, определенным образом ранжируются. Наиболее заметные различия у благополучных и педагогически запущенных учащихся наблюдались на уровне проявления асоциального поведения (сквернословие, курение, дерзкие выходки), а также по отношению к учебной деятельности и требованиям, предъявляемым учителями и классным коллективом. Отсюда очевидно, что начальная стадия десоциализации характеризуется прежде всего дезадаптацией поведенческого характера в условиях школьного учебно - воспитательного процесса.
В то же время, на ранней стадии, у педагогически запущенных, в меньшей степени, проявляется различие по таким важным показателям социального развития, как формирование профессиональных намерений и ориентаций, а также, полезных знаний, навыков, интересов, связанных, как правило, с будущей рабочей специальностью, которую выбирают, и, к которой достаточно рано начинают готовиться педагогически запущенные.
Незначительны также и различия в отношении к нормам морали и права, в способности педагогически запущенных оценивать себя и других с позиции этих норм, в уровне критичности и самокритичности.
Однако значительно большие по сравнению с ценностно-нормативными представлениями различия наблюдаются в характере эмоционально- волевой сферы. Это свидетельствует о том, что затруднения в саморегуляции своего поведения педагогически запущенные испытывают не столько на когнитивном, сколько на эффективном и волевом уровне. То есть различные проступки, и асоциальные проявления у них связаны не столько с незнанием, непониманием или неприятием общепринятых моральных и правовых норм, сколько с неспособностью тормозить себя, свои аффективные вспышки или противостоять влиянию окружающих.
Ранжирование уровня различий в оценке личности педагогически и социально - запущенных учащихся выявило те диагностически значимые признаки, которые отличают социально- запущенных от педагогически запущенных.
1 место - (уровень различий 1,36 - 1,13 баллов) - наибольшие различия проявляются в признаках 1,5,9, т.е. в степени выраженности профессиональных намерений и ориентаций в коллективистических проявлениях и волевых качествах педагогически и социально - запущенных учащихся.
Различия значимы при p = 0,001.
2 место - (уровень различия 0,97 - 0,80 балла) - различия в признаках 3,4,13 т.е., степени выраженности полезных знаний, навыков, интересов, в отношении к педагогическим воздействиям, в сквернословии.
Различия значимы при р = 0,001.
3 место - (уровни различий 0,86 - 0,80 балла) - различия в признаках 6,7,10 показывающих наличие критичности, способности с позиции норм морали и права оценивать себя, других, способности к самоанализу, а также внешней культуры поведения. Различия значимы при p = 0,001.
4 место - (уровень различий 0,61 балла) - различия в признаке 8 т.е. в развитии чувства эмпатии, сопереживаний. Различия значимы при p = 0,001.
5 место - (уровень различий 0,35 - 0,18 балла) - наименьшее различие в отношении к учебной деятельности (2) , в отношении к алкоголю (11), к курению (13). Различия не значимы при p = 0,005.
По оценке исследования, социальная запущенность (девиантное поведение), выявленное у 20-ти подростков (33% от общего числа) из 60-ти (100%) диагностируемых подростков, по сравнению с педагогической характеризуется, прежде всего, низким уровнем развития профессиональных намерений и ориентаций, а также, полезных интересов, знаний, навыков, еще более активным сопротивлением педагогическим требованиям и требованиям коллектива, нежелание считаться с нормами коллективной жизни. Отчуждение социально запущенных от таких важнейших институтов социализации, как семья и школа, приводят к затруднениям в профессиональном самоопределении, заметно снижает их способности к усвоению ценностно-нормативных представлений, норм морали и права, способности оценивать себя и других с этих позиций, руководствоваться общепринятыми нормами в своем поведении.
Наряду с диагностически значимыми признаками, позволяющими различать педагогическую и социальную запущенность, в ходе исследования выявились сходные признаки, по которым не обнаружилось значимых различий (отношение к учебной деятельности, асоциальные проявления, употребление алкоголя, курение).
Эти проявления выступают в роли «сигналов-признаков», на основе которых происходит формирование стереотипа «девиантный подросток». Стереотип «девиантный подросток» отрицательно проявляет себя в социальной перцепции учителя, способствует стиранию различий и граней между педагогически и социально - запущенными учащимися. Именно наличие общих негативных качеств мешает рассмотреть то полезное, что есть в поведении личности педагогически запущенного (прежде всего - трудолюбие, овладение рабочими профессиями), и с опорой на полезные качества без вмешательства успешно осуществлять воспитательную работу с этой категорией учащихся.
Таким образом, проведение психолого-педагогического обследования подростков с помощью предлагаемой карты и последующая интерпретация результатов позволяет определить уровень социально - психологического развития, степень социальной запущенности (девиантности) и в соответствии с этим более грамотно, дифференцированно подойти к коррекционной работе.
Рисунок 1
Получив результаты исследования, позволившие выявить девиантных подростков - 20 (33%) человек, из 60-ти (100%) диагностируемых.
На втором этапе исследования на основе методики Беличевой, которая позволяет с помощью беседы с социальным педагогом, родителями и детьми определить типы и условия семейного воспитания у этих подростков, был проведен сравнительный анализ.
По результатам сравнительного анализа были получены следующие результаты:
у 6-ти (10% от общего числа) и 30% из выявленных девиантных подростков семья асоциального типа конфликтные и педагогически несостоятельные семьи:
- 3 семьи из них неполные, т.е. всего один родитель, причем в одной семье подростка И.В. - 15 лет воспитывает престарелая бабушка, в связи с гибелью родителей;
- 3 семьи многодетные, где очень низок прожиточный уровень, у родителей эпизодические запои, семейные скандалы, в семье эмоционально- холодные, отчужденные отношения.
у 8-ми (13% от общего числа) и 40% из числа выявленных с девиантным поведением подростков криминально-аморальные семьи, которые характеризуются повседневными проявлениями аморальности, алкоголизмом, воровством, напряженно- конфликтными отношениями, избиением детей.
у 2-х (3,3% от общего числа) и 10% из числа выявленных с девиантным поведение подростков в семье авторитарный стиль воспитания: гиперпротекция. Родители этих детей занимают руководящие должности, и оба этих подростка отмечены в злоупотреблениях алкоголем и наркотиками, а также правонарушениях в этих семьях эпизодически возникают конфликты, отчуждение, холодность.
у 2-х (3,3% от общего числа) и 10% из числа выявленных с девиантным поведение подростков эгоцентрический тип воспитания, у этих подростков отмечается отсутствие авторитета по отношению к детям, взрослым и в том числе родителям. В этих семьях преобладают стяжательские настроения, отношения в основном ровные, но без эмоциональной близости.
У 1 подростка (1,6% от общего числа) - Р.О. -14 лет, что составляет 5% из числа выявленных с девиантным поведение в семье стиль воспитания - неприятие. В её семье ждали рождения мальчика, а родилась девочка. В связи с этим в семье по отношению к ребенку отмечаются эмоционально- холодные, отчужденные отношения.
И у 1подростка (1,6% от общего числа) П.Ю. -16 лет, что составляет из 5% числа выявленных с девиантным поведение тревожно-мнительный тип воспитания, близкие доверительные отношения, семья ведет здоровый образ жизни. Ребенок был очень болезнен, вследствие наркотизации бывшего супруга. Когда ребенку было 2 года, его мать повторно вышла замуж. В семье очень благополучные отношения, за исключением того, что мать очень переживает за его здоровье, он является единственным ребенком в семье, но, несмотря на тревогу матери, ребенок принимает наркотики.
Таблица 3
Анализ результатов
типы воспитания |
количество девиантных детей |
характер взаимоотношений, условия воспитания |
конфликтные и педагогически несостоятельные семьи. |
6 подростков (10%) |
3 семьи из них неполные, т.е. всего один родитель, причем в одной семье подростка И.В. - 15 лет воспитывает престарелая бабушка, в связи с гибелью родителей. 3 семьи многодетные, где очень низок прожиточный уровень, у родителей эпизодические запои, семейные скандалы, в семье эмоционально- холодные, отчужденные отношения. |
криминально-аморальные семьи |
8 подростков (13%) |
характеризуются повседневными проявлениями аморальности, алкоголизмом, воровством, напряженно- конфликтными отношениями, избиением детей. |
авторитарный тип воспитания |
2 подростка (3,3%) |
Родители этих детей занимают руководящие должности, и оба этих подростка отмечены в злоупотреблениях алкоголем и наркотиками, а также правонарушениях в этих семьях эпизодически возникают конфликты, отчуждение, холодность. |
эгоцентрический тип воспитания |
2 подростка (3,3%) |
Отмечается отсутствие авторитета по отношению к детям, взрослым и в том числе родителям. В этих семьях преобладают стяжательские настроения, отношения в основном ровные, но без эмоциональной близости. |
тип - неприятие |
1 подросток (1,6%) |
В её семье ждали рождения мальчика, а родилась девочка. В связи с этим в семье по отношению к ребенку отмечаются эмоционально- холодные, отчужденные отношения. |
тревожно-мнительный тип воспитания |
1 подросток (1,6%) |
близкие доверительные отношения, семья ведет здоровый образ жизни. Ребенок был очень болезнен, вследствие наркотизации бывшего супруга. Когда ребенку было 2 года, его мать повторно вышла замуж. В семье очень благополучные отношения, за исключением того, что мать очень переживает за его здоровье, он является единственным ребенком |
Рисунок 2
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что гипотеза, поставленная вначале исследования, о том, что влияние семейного фактора является решающим в формировании девиантного поведения у подростков, частично подтвердилась.
Частично потому, что в ходе исследования, выяснилось что влияние кроме семьи, оказывает окружение, так как подростковый возраст является кризисом, при котором родители являются менее значимыми, чем сверстники. Учитывая это, можно сказать, что семья все же является весьма значимым фактором, влияющим на девиантное поведение подростков.
В связи с этим необходима коррекция детско-родительских отношений.
Методические рекомендации воспитательно-профилактической работы по предупреждению отклонений в поведении подростков.
Создание психологического обеспечения является важнейшим условием повышения эффективности воспитательно-профилактической деятельности. В свою очередь, проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих направлениях:
1.Своевременная диагностика асоциальных отклонений и социальной дезадаптации несовершеннолетних и осуществления дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции.
2. Выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий.
3. Предположим, что воспитательно-профилактическая работа педагогов и родителей может быть построена на постоянной поддержке и стимулировании позитивного поведения подростка и сведении к минимуму предупредительно - карательных мер в ответ на различные формы отклоняющегося поведения.
Тем, кто непосредственно участвует в практической воспитательно-профилактической работе с «девиантными» и их семьями, можно адресовать несколько конкретных советов:
- любому родителю неприятно слышать плохое о своих детях, если найти в родителях союзника, научитесь не только жаловаться, но и хвалить ребенка, умейте видеть в каждом трудновоспитуемом хорошие стороны;
- откажитесь от намерений, ради «красного словца» или поучительного примера, предавать огласке различные стороны семейного воспитания. Примеры типичных педагогических ошибок в семье должны быть всегда анонимными, без адреса;