Социально-психологические особенности процесса адаптации к условиям гражданской жизни участников боевых действий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 23:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является –
Психологический анализ и выявление особенностей между адаптацией участников боевых действий к условиям мирной жизни и их социально – трудовым статусом.
Задачами исследования является –
1) Проявления ПТСР участников боевых действий, возвратившихся к мирной жизни.
2) Социально – психологические особенности процесса адаптации участников боевых действий к мирной жизни.
3) Выявить связь между показателями адаптационного потенциала и социально – трудовым статусом участников боевых действий.

Содержание

Введение
3
1. Характеристики посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР) участников боевых действий, возвращающихся к мирной жизни
6
1.1 Исторический экскурс анализа психологических реакций человека на участие в боевых действиях. Понятие ПТСР.
7
1.2. Специфика проявления ПТСР
10
1.3. Критерии диагностики ПТСР
12
1.4. Конфликт экзистенциальных беспокойств, как фактор развития ПТСР.
18
2. Социально – психологические особенности процесса адаптации к условиям гражданской жизни участников боевых действий.
26
2.1. Кризис персональной и социальной идентичности
26
2.2. Характеристики, влияющие на степень социальной адаптации участников боевых действий.
31
2.3. Факторы боевой обстановки, формирующие дезадаптивные последствия.
33
2.4. Влияние ПТСР на профессиональный выбор
38
2.5. Макропсихолого-социальные показатели, влияющие на адаптацию участников боевых действий
43
3. Исследование Адаптационного Потенциала участников боевых действий и их социально-трудового статуса
47
3.1. Цели и задачи исследования
47
3.2. Методики исследования
48
3.3. Анализ результата исследования
53
3.4. Латентный анализ феномена флюктуаций
63
Выводы
66
Заключение
67
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Социально-психологические особенности процесса адаптации к условиям гражданской жизни участников боевых действий.doc

— 428.00 Кб (Скачать документ)

          В новой социальной группе, в которую попадают участники локальных войн и вооруженных конфликтов, оказывается невостребованным экстремальный опыт, от которого они отказаться не могут, в соответствии с принципом необратимости  развития психики.

          Получается следующее психологическое  противоречие.       Армейская  дисциплина, необходимость беспрекословного выполнения приказа, подчинения старшим по званию ведут к подавлению личной свободы. Однако экстремальные условия войны вырабатывают в рамках этой жесткой военной системы и такие качества, как решительность, инициативность, находчивость, способность к самостоятельным действиям в сложных обстоятельствах – ведь выживает тот, чья реакция окажется быстрее, а принятое решение будет наиболее адекватным конкретной ситуации [7]. Получается, что послушный исполнитель, привыкший к армейскому распорядку и обеспечению всем необходимым, плохо приспособленный к жизни на «гражданке», в то же время нередко является сильной, волевой, независимой личностью, сознающей свою значимость, обладающей весьма специфическим опытом и особой системой взглядов. В мирной обстановке такие люди оказываются неудобными для начальства именно своей самостоятельностью, смелостью и фронтовым максимализмом, то есть именно теми качествами, которые помогли им уцелеть на войне.

         Ветераны войны вынуждены искать  применение своим силам, энергии и весьма специфическому опыту там, где, как им кажется, они нужны, где их понимают и принимают такими, какие они есть. Тогда они (речь идет о еще относительно молодых бывших фронтовиках) снова отправляются воевать – едут в горячие точки, поступают на службу в силовые ведомства, а порой уходят в криминальные  структуры – туда, где могут быть востребованы их специфические навыки и опыт. По данным социологических опросов [7]:  75 % опрошенных заявляют о своем желании вернуться в Чечню или какую-нибудь другую горячую точку, причем практически каждый четвертый готов это сделать безо всяких раздумий;  до 12 % бывших участников локальных вооруженных конфликтов последних лет хотели бы посвятить свою жизнь военной службе по контракту в любой воюющей армии.

          Воспоминания, общее прошлое, не ведомое родным и знакомым, сближают бывших военнослужащих и заставляют их тянуться друг к другу. Так создаются общественные объединения и организации участников боевых действий. Осознание своей принадлежности к «особой касте» надолго сохраняет между бывшими бойцами теплые, доверительные отношения. Не только однополчане, сослуживцы, но и просто бывшие военнослужащие стараются друг другу помогать и поддерживать друг друга в окружающем мире, где остальные относятся к ним без должного понимания, с подозрительностью и настороженностью.

          Участие в боевых действиях  имеет и негативные последствия.        Согласно результатам исследований [13]: 54 % воевавших в Чечне употребляли алкоголь в районе боевых действий, а каждый четвертый из опрошенных употреблял наркотики или транквилизаторы (в основном это военнослужащие контрактной службы); около 90 % опрошенных участников антитеррористической операции в Чечне непосредственно сталкивались с преступлениями в районе боевых действий (то есть либо лично совершали их, либо были свидетелями).     Постоянное чувство тревоги и вины за содеянное, приводит к деформации личности. Поэтому неудивительным оказывается тот факт, что среди бывших участников боевых действий достаточно распространены различные формы девиантного поведения [13].

         Душевные надломы, срывы, ожесточение,  непримиримость, повышенная конфликтность,  с одной стороны, усталость,  апатия – с другой, – таковы  естественные реакции организма  на последствия длительного физического и нервного напряжения, испытанного в боевой обстановке. Отмечаются такие симптомы недуга, называемого теперь посттравматическим стрессовым синдромом или отложенным стрессом, как депрессия, гнев, злость, чувство вины, расстройство сна, навязчивые воспоминания, тенденции к самоубийству и убийству, отчуждение и многое другое.

          Рассмотрим подробнее изменения  в физическом и психическом  состоянии участников боевых  действий, влияющих на их социальную  адаптацию.

         

 

2.2. Характеристики, влияющие на степень социальной адаптации участников боевых действий.

           В поведении человека, вернувшегося  с войны, соединяются способы  поведения, сформировавшиеся под  воздействием стресс-факторов боевой  обстановки, и прежние (довоенные)  способы поведения. Психика каждого человека по-своему защищается от экстремальных воздействий, выдвигая в качестве механизмов защитного поведения двигательную возбудимость и активность, агрессию, апатию, психическую регрессию или же употребление алкоголя и наркотических веществ. Л. Китаев-Смык  в своих исследованиях дифференцировал участников боевых действий с деструктивными постстрессовыми изменениями личности на несколько подтипов [35]:

1. «Надломившиеся», для  которых свойственно постоянное  переживание страха, неполноценности и склонности к жесткости, неуравновешенности. Часто они стремятся к уединению и употреблению алкоголя и наркотиков.

2. «Дурашливые», которые  имеют склонность к инфантильным  поступкам, неуместным шуткам. Как  правило, они недооценивают реальную  угрозу для собственной жизни.

3. «Остервеневшие», которые  за время боевых действий выработали  в себе гиперагрессивность. Они  опасны и для себя, и для  окружающих, особенно когда в  руках у них оружие. В зависимости  от индивидуальных свойств участников  боевых действий проявляются разнообразные отсроченные реакции на психотравмирующие события войны.

        Согласно исследованиям А. Кардинера  [20], это могут быть фиксация  на травме, типичные сны, снижение  общего уровня психической деятельности, раздражительность или взрывные агрессивные реакции .

Существуют несколько  точек зрения на природу различий посттравматических стрессовых реакций  у ветеранов.

     Так, А.  Кардинер и Д. Шпигель называют  следующие три фактора, оказывающие  влияние на ход процесса адаптации  ветерана:

      1) довоенные  личностные особенности солдата,  в том числе его способность  адаптироваться к новым ситуациям;

     2) реакция  на опасные ситуации, в которых  угроза уничтожения является  первостепенным фактором;

     3) уровень  восстановления целостности личности.

      Среди индивидуальных характеристик ветерана при социальной адаптации выделяются:

- уровень развития  совпадающего поведения;

- эффективность психологической  защиты;

- имевшиеся до призыва  в армию трудности адаптации;

- психические отклонения; а также демографические данные.

      Послевоенное  общественное  окружение при социальной  адаптации ветерана характеризуется:

-  уровнем взаимной  поддержки;

-  культурными особенностями;

-  отношением к войне;

- социальной помощью. 

           Взаимодействие этих факторов с процессом когнитивной переработки психотравмирующего опыта (сочетание избегания воспоминаний с периодическим их повторением) приводит либо к психическому напряжению, либо к постепенной ассимиляции психотравмирующего опыта [24].

    В результате  возможны два исхода:

- психическая «рестабилизация»;

- возникновение посттравматических  стрессовых расстройств.

 

 

 

 2.3. Факторы боевой обстановки, формирующие дезадаптивные последствия.

           Исследователь А. Б. Мощанский  выделяет ряд факторов, влияющих на психологическое состояние участников боевых действий, изучение и своевременная проработка которых могли бы существенным образом снизить дезадаптивные последствия у названной категории [29]. Он анализирует несколько типичных ситуаций боевой обстановки, каждая из которых оказывает определенное влияние в формировании дезадаптивного поведения. При этом характер дезадаптивных реакций также определяется индивидуальными особенностями военнослужащего .

1. Ожидание экстремальной ситуации (комплектование, дорога, первые дни). В этот период определяющим личностным фактором является тревожность индивидуума, на которую негативно влияют:

• искаженные, конъюнктурные  сведения, предоставляемые СМИ;

• отсутствие профессионального  ядра в отряде, имеющего личный опыт участия;

• члены семьи;

• длительность фазы по времени;

• отсутствие пропагандисткой  работы;

• отсутствие информации о льготах, гарантиях, компенсациях;

• неорганизованность свободного времени и отдыха.

Дезадаптация в этот период выражается либо в неадекватном реагировании на окружающее (по двум вариантам – бравада, агрессивность, расторможенность или безысходность, апатия, отчужденность), либо в злоупотреблении спиртным как средством для снижения тревожности и снятия эмоционального напряжения.

2. Островозникающая экстремальная ситуация (обстрел, бой).

    При таком развитии событий в основе поведения человека лежат физиологически полезные, приспособительные реакции организма. Когда организм переходит на режим экстремального реагирования, естественным образом возникает эмоция страха. Военнослужащие различаются по времени перехода организма от эмоции страха к целенаправленным действиям и по типу реагирования (адекватный или неадекватный).

На временной фактор негативно влияют следующие условия:

• отсутствие личного  опыта и примеров поведения;

• отсутствие знания о  том, что делать;

• отсутствие умений и  навыков;

• отсутствие четкой организации;

• негативный пример командира  или референтных лиц;

• гибель, ранение товарищей;

• личностный тип реагирования.

          Совокупность психотравмирующих  факторов в островозникающей  ситуации может вызывать немедленные  последствия. Неадекватное реагирование  может протекать в виде гиперреакции, выражающейся в крайнем двигательном  возбуждении, сопровождаемом криками, метаниями (крайняя реакция – паника), или в виде гипореакции, заключающейся в двигательном затормаживании тела или его частей (крайнее проявление – поза эмбриона). При выраженных неадекватных реакциях военнослужащий не понимает и не помнит впоследствии, что с ним происходило. При невыраженных реактивных состояниях дезадаптационное поведение после ситуации может проявляться в пассивном поведении, отказе от дальнейшего несения службы, ажитированном, неадекватном приподнятом поведении или зацикленности на своих переживаниях. К пролонгированным реакциям относятся посттравматические стрессовые расстройства.

3. Ожидание возникновения острой ситуации (пребывание на передней линии, охрана и т. д.). Условиями, определяющими характер реакций дезадаптации, в данном случае являются эмоциональная и физическая устойчивость индивидуума. Возникновению дезадаптивного поведения в большей мере способствуют:

• отсутствие опыта;

• отсутствие занятия  в свободное время;

• неподготовленность командира;

• неустроенность питания и быта;

• информационный голод;

• игнорирование факторов морального и материального стимулирования;

• временной фактор;

• отсутствие работы с  личным составом.

Реакции дезадаптации проявляются  в зависимости от личностных особенностей:

• в психологической деформации, снижении морально-нравственных критериев;

• ожесточении, озлоблении;

• апатии, потере интереса к окружающему, вплоть до игнорирования  мер

собственной безопасности;

• снижении управляемости;

• «злокачественном»  пьянстве.

Отметим, что наиболее опасным периодом является последняя треть срока пребывания в условиях военных действий. Ближе к концу у дезадаптированных лиц изменяется самооценка, возникает эйфория и чувство вседозволенности (так как они «пережили то, что другие не испытали»). Именно в этот период наиболее возможны эксцессы.

4. Период последствия. В этот период изменяется характер психоэмоционального  состояния военнослужащих: превалирует нервно-психическая усталость, возникают те или иные проявления депрессии, тревожности, астении. Факторами, влияющими на озникновение дезадаптационных реакций, является тяжесть драматических событий, свидетелем которых становится человек, его вовлеченность в действия, время пребывания в состоянии боевого стресса.

Возможные проявления дезадаптации в  этот период:

• нервно-психические реакции (от расстройства сна до выраженных неврозов);

• контроль окружающего пространства;

• обострение соматических заболеваний: изменение жизненных взглядов и

стереотипов поведения;

• повышенная ранимость;

• готовность применить силу и оружие;

• активация социальной позиции;

• подсознательное разделение общества на своих и чужих;

• возникновение социальных ожиданий от общества и т. д.

В данном периоде можно выделить еще три этапа:

Информация о работе Социально-психологические особенности процесса адаптации к условиям гражданской жизни участников боевых действий