Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 23:13, курсовая работа
Целью работы является –
Психологический анализ и выявление особенностей между адаптацией участников боевых действий к условиям мирной жизни и их социально – трудовым статусом.
Задачами исследования является –
1) Проявления ПТСР участников боевых действий, возвратившихся к мирной жизни.
2) Социально – психологические особенности процесса адаптации участников боевых действий к мирной жизни.
3) Выявить связь между показателями адаптационного потенциала и социально – трудовым статусом участников боевых действий.
Введение
3
1. Характеристики посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР) участников боевых действий, возвращающихся к мирной жизни
6
1.1 Исторический экскурс анализа психологических реакций человека на участие в боевых действиях. Понятие ПТСР.
7
1.2. Специфика проявления ПТСР
10
1.3. Критерии диагностики ПТСР
12
1.4. Конфликт экзистенциальных беспокойств, как фактор развития ПТСР.
18
2. Социально – психологические особенности процесса адаптации к условиям гражданской жизни участников боевых действий.
26
2.1. Кризис персональной и социальной идентичности
26
2.2. Характеристики, влияющие на степень социальной адаптации участников боевых действий.
31
2.3. Факторы боевой обстановки, формирующие дезадаптивные последствия.
33
2.4. Влияние ПТСР на профессиональный выбор
38
2.5. Макропсихолого-социальные показатели, влияющие на адаптацию участников боевых действий
43
3. Исследование Адаптационного Потенциала участников боевых действий и их социально-трудового статуса
47
3.1. Цели и задачи исследования
47
3.2. Методики исследования
48
3.3. Анализ результата исследования
53
3.4. Латентный анализ феномена флюктуаций
63
Выводы
66
Заключение
67
Список литературы
• повышенная раздражительность.
• вспыльчивость,
• конфликтность,
• агрессивность.
При этом, отмечается снижение интереса и участия в ранее значимых видах деятельности, чувства зависимости, отчужденности от людей, сокращения (отсутствие) жизненной перспективы.
Посттравматические реакции
Симптоматика ПТСР складывается из болезненного переживания события снова и снова, и вместе с тем его избегания. К числу критериев для определения ПТСР относится наличие, по меньшей мере, в течение одного месяца после травмы, каких-либо двух постоянных симптомов повышенной напряженности. К их числу относятся:
- нарушения сна,
- социальная отчужденность,
- раздражительность,
- злоупотребление алкоголем или наркотиками,
- депрессия,
- суицидальные мысли,
- высокие уровни тревожной
напряженности или
- неспецифические соматические жалобы.
Исследования в области ПТСР и опыт работы с такими пациентами показывают, что наиболее сильному психотравмирующему воздействию боевых стрессоров подверглись участники первой чеченской компании, события которой имели более выраженный негативный характер, чем события второй компании. Адаптационный процесс при возвращении к мирной жизни у этих ветеранов протекает более тяжело. Это может быть обусловлено интенсивностью психотравмирующих нагрузок, перенесенных участниками чеченских событий во время ведения боевых действий, а также социально-психологическими особенностями воевавших.
1.3. Критерии диагностики ПТСР
Синдром посттравматических
Выделяются
следующие основные
1. Сверхбдительность проявляется в том, что человек пристально следит за всем, что происходит вокруг, словно ему постоянно угрожает опасность. Эта опасность не только внешняя, но и внутренняя. Причина ее состоит в боязни, что нежелательные травматические впечатления, обладающие разрушительной силой, прорвутся в сознание. Зачастую сверхбдительность проявляется в виде постоянного физического напряжения, которое не позволяет расслабиться и отдохнуть, может создать немало проблем. Поддержание такого высокого уровня бдительности требует постоянного внимания и огромных затрат энергии. Кроме того, человеку начинает казаться, что это и есть его основная проблема и как только напряжение удастся уменьшить или расслабиться, все будет хорошо. На самом же деле физическое напряжение выполняет защитную функцию (защищает наше сознание), и нельзя «убирать» психологическую защиту, пока не уменьшится интенсивность переживаний. Когда это произойдет, физическое напряжение уйдет само.
2. Преувеличенное реагирование – при малейшей неожиданности человек делает стремительные движения (бросается на землю при звуке низко пролетающего вертолета, резко оборачивается и принимает боевую позу, когда кто-то приближается к нему из-за спины), внезапно вздрагивает, бросается бежать, громко кричит.
3. Притупленность эмоций. Многие ветераны жалуются, что со времени поразивших их тяжелых событий им стало намного труднее испытывать многие чувства. Полностью или частично утрачивается способность к эмоциональным проявлениям. Труднее становится устанавливать близкие и дружеские связи с окружающими, недоступными оказываются радость, любовь, творческий подъем, игривость и спонтанность.
4. Агрессивность проявляется в стремлении решать проблемы с помощью грубой силы. Как правило, это касается физического силового воздействия, однако встречается также психическая, эмоциональная и вербальная агрессивность. Попросту говоря, человек склонен применять силовое давление на окружающих всякий раз, когда хочет добиться своего, даже если эта цель не является жизненно важной.
5. Нарушения памяти и концентрации внимания возникают тогда, когда появляется необходимость сосредоточиться или что-то вспомнить, по крайней мере, при определенных обстоятельствах. В некоторые моменты концентрация может быть великолепной, но стоит появиться какому-либо стрессовому фактору, как человек теряет способность сосредоточиться.
6. Депрессия в состоянии посттравматического стресса достигает самых темных и беспросветных глубин человеческого отчаяния, когда кажется, что все бессмысленно и бесполезно. Этому сопутствуют нервное истощение, апатия и отрицательное отношение к жизни.
7. Общая тревожность проявляется как на физиологическом уровне (ломота в спине, спазмы желудка, головные боли), так и в психической сфере (постоянное беспокойство и озабоченность, параноидальные явления – например, необоснованная боязнь преследования), а также в эмоциональных переживаниях (постоянное чувство страха, неуверенность в себе, комплекс вины).
8. Приступы ярости. Многие ветераны сообщают, что приступы взрывной ярости чаще возникают под действием наркотических веществ, особенно алкоголя. Однако такие приступы появляются и без употребления наркотических веществ, так что было бы неверно считать опьянение главной причиной этих явлений.
9. Злоупотребление наркотическими и лекарственными веществами. В попытке снизить интенсивность посттравматических симптомов многие ветераны начинают злоупотреблять курением, алкоголем и наркотическими веществами (в меньшей степени). При этом среди ветеранов – жертв посттравматического синдрома выделяют две большие группы: те, кто принимает только лекарственные препараты, прописанные врачом, и те, кто вообще не принимает ни лекарств, ни наркотиков.
10. Непрошеные воспоминания – пожалуй, наиболее важный симптом, дающий право говорить о присутствии посттравматических стрессовых нарушений. В памяти ветерана внезапно всплывают жуткие сцены, связанные с травмирующим событием, причем эти воспоминания могут возникать как во сне, так и во время бодрствования. Наяву они появляются в тех случаях, когда окружающая обстановка чем-то напоминает случившееся «в то время», то есть во время травмирующего события: запах, образ, звук, словно бы пришедшие из той поры. Яркие образы прошлого обрушиваются на психику и вызывают сильный стресс. Главным отличием посттравматических непрошеных воспоминаний от обычных воспоминаний является то, что первые сопровождаются сильными чувствами тревоги и страха [5;18]. Непрошеные воспоминания, приходящие во сне, называют ночными кошмарами. У ветеранов войны эти сновидения часто (но не всегда) связаны с боевыми действиями. Сны такого рода бывают, как правило, двух типов: первые передают травмирующее событие с точностью видеозаписи, так, как оно запечатлелось в памяти пережившего его человека; во снах же второго типа обстановка и персонажи могут быть совершенно иными, но по крайней мере некоторые из элементов (лицо, ситуация, ощущение) подобны тем, которые имели место в травмирующем событии. Человек пробуждается от такого сна совершенно разбитым, мышцы его напряжены, он весь в поту. Потение проявляется именно как реакция на сновидение, независимо от того, запечатлелось оно или нет. Многие ветераны и их близкие отмечают, что во время сна человек мечется в постели и просыпается со сжатыми кулаками, словно готов к драке.
Такие сновидения являются, пожалуй, самым пугающим аспектом посттравматических стрессовых нарушений для человека, и люди редко соглашаются говорить об этом.
11. Галлюцинаторные переживания – особая разновидность непрошеных воспоминаний о травмирующих событиях, отличающаяся тем, что память о случившемся выступает очень ярко, а события текущего момента как бы отходят на второй план и кажутся менее реальными, чем воспоминания. В этом «галлюцинаторном», отрешенном состоянии человек ведет себя так, словно он снова переживает прошлое травмирующее событие. Он действует, думает и чувствует так же, как в тот момент, когда ему пришлось спасать свою жизнь. Однако галлюцинаторные переживания свойственны не всем: это всего лишь
разновидность непрошеных воспоминаний, для которых характерна особая яркость и болезненность. Они чаще возникают под влиянием наркотических веществ, в частности алкоголя, однако галлюцинаторные переживания могут появиться у человека и в трезвом состоянии, а также у того, кто никогда не употребляет наркотических веществ.
12. Проблемы со сном (трудности с засыпанием и прерывистый сон). Когда человека посещают ночные кошмары, есть основания считать, что он сам невольно противится засыпанию, и именно в этом причина его бессонницы: человек боится заснуть и вновь увидеть этот сон. Регулярное недосыпание приводит к крайнему нервному истощению.
13. Мысли о самоубийстве. Когда жизнь представляется более пугающей и болезненной, чем смерть, мысль покончить со всеми страданиями может показаться заманчивой. Когда человек доходит до той грани отчаяния, где уже не видно никаких способов поправить свое положение, он начинает размышлять о самоубийстве. Многие участники боевых действий сообщают, что в какой-то момент достигали этой грани. Те же, кто нашел в себе силы жить, пришли к выводу: нужно желание и упорство – и со временем появляются более светлые перспективы.
14. «Вина выжившего». Следует отметить, что чувство вины из-за того, что выжил в тяжелых испытаниях, стоивших жизни другим, нередко присуще тем, кто страдает от «эмоциональной глухоты» (неспособности пережить радость, любовь, сострадание и т. д.) со времени травмирующих событий. Многие жертвы посттравматического синдрома готовы на что угодно, лишь бы избежать напоминания о трагедии, о гибели товарищей. Сильное чувство вины может иногда провоцировать приступы самоуничижительного поведения. Таковы основные симптомы и ход развития посттравматического стресса.
Выявленные
особенности следует учитывать
при организации
К важным факторам риска
1. Личностные особенности индивидуума, включая эмоциональную неустойчивость, повышенную тревожность, незрелость личности, а также наличие алкогольной или наркотической зависимости. Эти факторы снижают способность личности к преодолению травматических стрессовых переживаний.
2. Наличие в анамнезе психических травм (например, в связи с перенесенным физическим насилием в детстве, несчастными случаями в прошлом) может увеличить риск того, что после очередного психотравмирующего события разовьется ПТСР.
3. Следует учитывать возрастной фактор. Ранимость к стрессу особенно велика в самой младшей и самой старшей возрастной группе, В любом возрасте предрасполагающим фактором является физическое истощение, поэтому для данных групп он является наиболее усугубляющим фактором.
4. Риск ПТСР возрастает также в случае изоляции больного на период переживания травмы. Психические травмы, нанесённые людьми, часто сопровождаются чувством недоверия и горечи, желания мести и потребности в сутяжничестве.
1.4. Конфликт экзистенциальных беспокойств, как фактор развития ПТСР.
На протяжении всей человеческой жизни внутри человека происходит столкновение предельных экзистенциальных беспокойств: смерти, свободы, изоляции и бессмысленности. С самого раннего детства люди чрезвычайно озабочены неизбежностью смерти [21; 22].
Первый экзистенциальный
Второй экзистенциальный
Третий экзистенциальный конфликт - это конфликт между осознанием людьми их функциональной изоляции и их желанием устанавливать контакты, искать защиту и существовать в качестве части общего целого.
Последний конфликт - это конфликт между потребностью людей в смысле и безразличным (враждебным) миром, в котором нет никакого смысла.
На войне
у людей все вышеназванные
конфликты обостряются,