Религиозное мировоззрение в многополярном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 16:05, дипломная работа

Краткое описание

Цель – изучение религиозного мировоззрения в многополярном мире.
Из ходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:
1) Осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования;
2) Рассмотреть основные теоретические подходы к изучению проблемы религиозного мировоззрения;
3) определить отношения молодежи к аспектам духовности, установить их
нравственные критерии;
4) выявить тенденцию развития религиозности в современном мире;
5) исследовать и проанализировать роль духовно-нравственных ориентиров в развитии личности

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….….3
Глава 1. Теоретические основания исследования религиозного
Самосознания……………………………………………………….……8
1.1. Теоретические и методологические подходы к изучению феномена
религиозности в структуре самосознания личности……………………..8
1.2. Православная традиция духовно-нравственного становления
человека…………………………………………………………………….16
1.3. Тенденция развития религиозности в современном мире………………32

Глава 2. Социально-психологические факторы религиозности современной
молодежи…………………………...………………………………….41
2.1. Жизненный путь личности в парадигме православной психологии….41
2.2. Роль духовно нравственных ориентиров в развитии общества……….. 53
2.3 Религия как социальный стабилизатор: мировоззренческая,
психотерапевтическая, смыслополагающая, интегрирующая, легитимизирующая и регулирующая функции религии……………………..65
Глава 3. Эмпирическое исследование религиозного мировоззрения в многополярном мире…………………………………………………………….75
3.1. Методы исследования………………………………………………………75
3.2. Результаты исследования…………………………………………………..94
3.3. Математически-статистическая обработка данных……………………..132
Заключение……………………………………………………………………...136
Глоссарий……………………………………………………………………….141
Список литературы……………………………………………………………..151
Приложения…………………………………………………………………….155

Прикрепленные файлы: 1 файл

Министерство Образования Российской Федерации 2010.doc

— 1.56 Мб (Скачать документ)

Отрицание может принимать форму революционных преобразований. В этом случае традицию представляют как негативную награждая ее различными эпитетами (реакционная, лживая, бесчеловечная и так далее). При создании на этом основании своей традиции за неимением исторического опыта, материалом служит содержание разрушаемой традиции.

Отталкивание или уход мы можем наблюдать в моменты секуляризации традиций имеющих духовное основание. Уход может быть охарактеризован понятиями протест и свидетельство, несогласие, требующее аргументации.

Оппонирование традиции мы можем наблюдать, когда субъект вынужден жить в условиях выбора, или конструирования из различных принимаемых культурно-исторических оснований. Примером такого положения может служить многонациональное государство, в котором переплетаются традиция цивилизации и национальные традиции. Когда не существует противостояния, субъект на социальном уровне принимает традицию цивилизации, на личностном уровне традиция цивилизации является примером, критерием и уровнем для отбора культурно - исторического материала национальной традиции, что позволяет просиять национальной культуре в рамках культуры цивилизации. Такое взаимоотношение традиций позволяет объяснить более высокий уровень национальных культур в рамках мировых цивилизаций, чем в изолированном виде. Не всегда мировые цивилизации восприимчивы к национальной традиции. Если национальная традиция развивается в условиях искусственной изоляции, по причинам чаще всего субъективным, это порождает национализм, падение культурного уровня традиции, и мы возвращаемся к понятию "негативной традиции".

Объект традиции включает в себя то, что подлежит передаче. Объект можно определить как способ жизни, который включает в себя поведенческие реакции (стереотипы поведения), и способы регулирования поведения.(М.В. Захарченко)

"Резюмируя, - пишет М.В. Захарченко, - определим культурно-историческую  традицию как ценностно утверждаемый  ее субъектом способ жизнеустройства, воспроизводимый на протяжении  ряда поколений в меру активности  субъекта традиции. В форме культурно-исторической традиции может заявлять и конституировать себя любая форма жизнеустройства, возросшая в лоне истории, коль скоро та или иная социальная группа в современности заявит себя в качестве ее продолжателя. Для этого формы прежней исторической жизни должны быть переведены в ряд практических идеалов, норм и ценностей" [19, 15].

Неоспоримым фактом современной действительности является признание европейской цивилизации как цивилизации христианской. В то же самое время мы все чаще пониманием это не в смысле христианской религиозности, а в смысле устроения жизни на началах, принесенных в историю христианством, как результат исторической работы по преобразованию общей жизни людей. Западная цивилизация получила свое особое нравственное достоинство именно потому, что она основана в лоне христианства.

 Нравственный закон западной  культуры - это Богооткровенный закон. Он был освоен сначала в  форме внешнего авторитета (Церкви), а затем вошел в плоть культуры  и продолжает воспроизводиться  в ее формах. (М.В. Захарченко)

Процесс секуляризации (секуляризация-это  лат. secular, saecularis - мирской, светский. Конфискация государственной собственности, принадлежащей религиозным учреждениям;  "обмирщение" - процесс приспособления религии к светскому образу жизни, а также постепенной утраты религиозными институтами своих идейных и социальных позиций и замещения религиозной идеологии светской;  переход лица из духовного состояния в светское с разрешения церкви. Жуковская Н.Ю)  меняет источник силы образующей историю. На первое место выходит не обязательность Божественного Откровения, а творческая мощь человека и его свободной воли. "С развертыванием новоевропейской истории, - писал Хайдеггер, - христианство продолжает существовать. Однако со своей образующей историю силой христианство распрощалось. И это сильнее всего доказывается тем, что христианство в образе протестантизма даже способствует развертыванию нового миропонимания, приобретает значимость в метафизике немецкого романтизма и идеализма, идет на компромисс, примиряется всегда с господствующей эпохой и всегда утилизирует завоевания модерна для церковных целей. Но в Новое Время его историческое значение заключается уже не в том, что оно само способно создать, а в том, что с начала Нового времени и на всем его протяжении оно остается тем, в отталкивании от чего явственно или неявно самоопределяется новая свобода" [50. 119].

В современном мире все чаще мы встречаем рассуждения о перемещении поля христианской жизни из Церкви в культуру. Такого рода мысли мы встречаем в работах Вл. Соловьева, Н. Бердяева. Современный гуманизм все чаще видит христианство в рамках ценностного сознания. И.А. Золотарева в своем диссертационном исследовании "Ценностный базис христианства и современность: проблема адаптации" рассматривает аксиологическую интерпретацию христианства как основное средство адаптации христианства к современности [14.43].

Следует согласиться с тем, что аксиологическая интерпретация христианства, которая лежит в рамках культурно-исторической традиции и выводит за пределы рассмотрения проблему преемства и наследования по иному основанию кроме ценностного, является для современных педагогических исследований неизбежной, но не исчерпывающей все способы существования христианского идеала и христианской истины в современном мире. Такой подход способствует утверждению нравственных заповедей христианства в основе общественного жизнеустроения, а также позволяет участвовать христианской Церкви в деятельности целого ряда общественных институтов и оказывать влияние на социальную организацию общества.

Интерпретируя христианство в категориях культурно-исторической традиции, как способ жизнеустроения, мы выделяем, прежде всего, нравственные заповеди и культовые установления, мы определяем, что является ценным в христианстве, какие обычаи, правила, нормы, выработанные в течение истории в лоне христианской культуры, продолжают быть востребованными в наше время. Но мы должны осознавать, что нормы, установления, обычаи есть средство организации общей жизни, это законы управления человеческим сообществом, а значит форма управления человеком как членом социума, или как принято говорить в христианстве, управление "внешним человеком".

Ценностное сознание, соизмеряя все сущее с субъективным сознанием, связывает себя, по выражению М.В. Захарченко, с онтологией автономного бытия, ценно то, что важно и значимо для субъекта, то, к чему он стремится как к цели, то, что является для него средством или условием. Христианство открывает свою истину в иной онтологии, это онтология присутствия человека перед Лицом Божьим, соработания Бога и человека, или говоря современным языком, синергия человека и Бога. Христианство возвращает человека к себе, перемещает взор вовнутрь, на своего "внутреннего человека", открывает реальность его внутреннего мира, не исключая и тех областей, где человек не является субъектом того, что он делает, мыслит и говорит. Опыт действия в этой реальности невозможно выразить в категориях "обычай", "норма", "модель поведения" [46. 187].

Рамки культурно-исторической традиции являются явно недостаточными, когда мы говорим о православии как конфессиональной традиции в христианстве. В Православии традиция в первую очередь осознается как традиция Церковная, или говоря на родном языке, как Церковное Предание, и это очень важно для осознания антропологического содержания христианской традиции. "Что есть традиция? - В.В. Медушевский, - От низости плотского мудрования надобно вновь взойти к предельной высоте ее понимания. Пришедшее в русский язык в XIX столетии (в немецкий - в XVII веке) слово "традиция" этимологически и исторически означает "предание" в церковном смысле слова. Что передается нам? Не сведения! Не информация! Передается Жизнь, о которой сказано Господом: "Аз есмь путь и истина и жизнь"…Священное Предание есть передача людям полноты Божественной жизни, передача бессмертия в неописуемой красоте крестной любви Спасителя и сокровенности веры. Это чудо осуществимо только в Церкви - Теле Христовом (Ин. 6, 57). Лишь в ее таинствах вливающих в человека силу к исполнению заповедей спасения, может начаться обожение человеческой природы действием Божественной благодати - приобщение тварного естества человека к нетварному естеству Божескому. Традиция неосуществима без преображения человека. Преображенный же возносится в таинственную жизнь Троической любви, становясь сыном Божиим по благодати" [28. 308-309].

В XX веке православные богословы уделили достаточно большое внимание исследованию Предания (архиепископ Василий (Кривошеин), о. Георгий (Флоровский), о. Иоанн (Мейендорф), архимандрит Киприан (Керн), игумен Иларион (Алфеев), В.Н. Лосский, Христос Яннарас и др.) Суть Предания заключается не в возвращении к древности, а в утверждении непрерывности опыта христианства в истории. Игумен Илларион (Алфеев) определяет Предание как "живое преемство учения, духовности и опыта, которые берут начало от Христа и сохраняются в Церкви на протяжении столетий. В православном понимании Предание включает в себя Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, христианское учение, передаваемое устно из поколения в поколение, богослужение, таинства и обряды, Символы и правила веры, деяния Вселенских Соборов, писания Отцов Церкви, жития святых, и, наконец, личный духовный опыт каждого верующего с момента возникновения истинного Богопочитания вплоть до настоящего времени. Иными словами, оно включает в себя всю совокупность опыта Вселенской Церкви" [1. 60].

Лосский говорит о динамизме Священного Предания как животворной силе, которая сохраняет в Истине и сохраняет в непрестанном обновлении, как все что исходит от Духа. Обновление нельзя понимать как замену старых выражений новыми, более понятными и богословски лучше разработанными. Нельзя признать ученое христианство профессоров богословия более прогрессивным по сравнению с простой верой учеников апостольских. В вопросе христианской истории, а точнее истории христианской богословской мысли мы встречаем, по словам В.Н. Лосского "эволюционистскую концепцию" [25. 145].

 Духовной сфере личности, ее  духовный потенциал формируется  под влиянием таких составляющих, как нравственность, мораль, этика.

    Слова «нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках. Термин «этика» происходит от греч. ethos — нрав, характер, обычай. Его ввел в обиход 2300 лет назад Аристотель, который назвал «этическими» добродетели или достоинства человека, проявляющиеся в его поведений, — такие качества, как мужество, благоразумие, честность, а «этикой» — науку об этих качествах.

  Термин  «мораль» — латинского происхождения. Оно образовано от лат. mos (множ. число mores), что означало примерно то же, что ethos в греческом — нрав. обычай. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слова moralis — моральный и moralitas — мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика. (Энциклопедический словарь по этике)

      Философский энциклопедический  словарь дает следующее определение  морали: мораль – (лат.moralis – нравственный), нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного, сознания и вид общественных отношений; предмет специального изучения этики [63,22].

Мораль регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общественной жизни – в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых и международных отношениях. В отличие от особых требований, предъявляемых человеку в каждой из этих областей, принципы морали имеют социально – всеобщее значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих взаимоотношений и откладывается в многовековом опыте развития общества. Они поддерживают определенные  общественные устои, строй жизни и нормы общения в самой общей форме, в отличие от традиционных, этикетных, организационных – административных норм. В силу обобщенности моральных принципов нравственность отражает более глубокие слои социально – исторических условий жизни человека, выражают его поведенческие потребности.

    Мораль принадлежит к  числу основных типов нормативной  регуляции действий человека, таких  как право, обычаи, традиции, пересекается  с ними и в то же время  отличается от них. Если в правовых и организационных отношения нормы поведения формулируются и  утверждаются специальными учреждениями, то требования нравственности ( как и обычаи) формируются в процессе взаимного общения людей и являются отображением жизненного и исторического опыта. Выполнения требований морали может контролироваться всеми людьми без исключения и каждым в отдельности. Авторитет того или иного лица в морали не связан с каким либо официальными полномочиями, властью и общественным положением, а является авторитетом духовным, т.е. обусловленным его моральными качествами  и способностью адекватно выразить, смысл нравственных требований в том или ином случаи.

    В отличие от простых  обычаев, нормы морали не только  поддерживаются силой устоявшегося  и общепринятого порядка, совокупного давления окружающих и их мнение на индивида, но получают выражение в общих фиксированных представлениях ( заповедях, принципах) о том, как должно поступать. Последние , отражается  в общественном мнении, вместе с тем являют собой нечто более устойчивое, исторически стабильное и систематическое. Мораль отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности    («назначения», «смысла», «цели») общества, истории, человека и его бытия. Поэтому господствующие в данный момент нравы и обычаи могут быть оценены моралью с точки зрения её общих принципов, идеалов, критериев добра и зла, и моральное воззрение может находиться в критическом отношении к фактически принятому обзору жизни (что и находит выражение в воззрениях прогрессивного класса или, напротив, консервативных социальных группах). Вообще в морали в отличие от обычая должное и принятое совпадает далеко не всегда и не полностью. В классовом обществе нормы общечеловеческой нравственности никогда не исполнялись целиком, безоговорочно, во всех случаях без исключения.

Информация о работе Религиозное мировоззрение в многополярном мире