Особенности межличностных отношений с пациентами в послеоперационном периоде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:02, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - изучить психологические особенности состояния больных в послеоперационном периоде и выявить психологические особенности взаимодействия медсестры с данной категорией пациентов. Для достижения цели работы были определены следующие задачи: 1.Изучить, проанализировать и обобщить литературу по данной проблеме 2.Определить уровень реактивной и личностной тревожности в дооперационном и послеоперационном периоде 3.Оценить самочувствие, активность и настроение пациентов до операции и после операции 4. Выявить коммуникативные умения, уровень эмпатических способностей среднего медицинского персонала хирургического отделения 5. Разработать практические рекомендации для среднего медицинского персонала хирургического отделения

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические основы исследования межличностных отношений и общения медперсонала и пациентов
Психологические особенности взаимодействия
медицинского работника и пациента…………………………………..10
Особенности личности медицинского работника………………21
Психологическое состояние пациента в послеоперационный
период и его влияние на выздоровление………………………………..31

Глава II. Исследование психологических особенностей общения среднего медперсонала с пациентом в послеоперационном периоде
2.1 Общая организация и методы исследования………………………..43
2.3 Результаты исследования и выводы………………………………….52
2.4 Практические рекомендации среднему медперсоналу
хирургического отделения………………………………………………...65
Заключение ……………………………………………….………………..69

Прикрепленные файлы: 1 файл

Особенности межличностных отношений с пациентами в послеоперационном периоде.doc

— 295.50 Кб (Скачать документ)

Страх - реальная часть  жизни человека. Эта эмоция возникает, когда прогнозируется что-то неприятное, когда человек воспринимает ситуацию как угрожающую его спокойствию и безопасности, а он при этом не может защититься, избавиться от угрозы, убежать. Страх всегда есть сигнал и предупреждение об опасности, но он также содержит и импульс к преодолению этой опасности. Страх выполняет позитивную функцию, делая человека более осторожным и осмотрительным[46;с.36].

Однако по результатам  исследования К.Э.Изарда (1971), проводившего опрос представителей разных стран, страх является именно той эмоцией, которую люди не хотят переживать. Само переживание страха пугает человека. Видов страха человека бесконечное множество. Один страх парализует, другой активизирует. Страх индивидуален и отражает личностные особенности каждого человека, он может быть вызван как физической, так и психологической угрозой [46; с.37].

Естественные сигналы  опасности, на которые человек, биологически предрасположен реагировать страхом: боль (ожидание боли), одиночество, внезапное изменение стимуляции, стремительное приближение объекта (Д.Боулби, 1969), высота, нечто незнакомое [40;с.21].

Есть и приобретенные  активаторы страха: присутствие чего-то угрожающего, отсутствие того, что обеспечивает безопасность, события, которые происходят в ожидаемом месте и в ожидаемое время, контекст события, индивидуальные различия, страдания. Страх увеличивается, когда наш образ жизни и деятельности изменяется вопреки нашему желанию. Мы испытываем страх, что можем лишиться собственных сил. Страх возникает в тех случаях, когда мы оказываемся в неразрешимой, на наш взгляд, ситуации. Все новое, неизвестное, впервые случившееся также сопровождается страхом. Страх может быть результатом оценки ситуации как потенциально опасной. Для одних пусковым механизмом страха является одиночество, для других- скопление людей, третьи не могут находиться в замкнутом пространстве и т.д. Человек может переносить свой непреодолимый страх на безобидные объекты, от которых ему легче уклониться, чем от истинного источника страха. У разных людей можно наблюдать многообразие страхов. Причинами страха могут быть люди, условия или ситуация, являющиеся сигналом опасности. Иногда страх не связан с чем-то конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Базовым является страх смерти.

Страх в экстремальных  вариантах принимает разрушительные формы, вызывает реакции паники, оцепенения, бегства прочь от опасности. Угнетают и делают человека больным те страхи, размер которых превышает критический порог и которые он длительно сдерживает. Порог возникновения страха находится под влиянием индивидуальных различий, имеющих биологическую основу, индивидуального опыта и общего социокультурного контекста происходящего. Хронический страх рассматривается как «токсическая» эмоция, ухудшающая состояние иммунной системы, способствующая мышечной напряженности, метастазированию раковых клеток, отложению в сосудах, воспалению кишечника, повышению функции толстой кишки, способствующая возникновению невроза, инфаркта миокарда (исследования факультета Стенфордского университета, США). Некоторые хирурги отказываются оперировать без специальной подготовки пациентов, испытывающих сильный страх, нежелание идти на операцию, так как у них повышена вероятность кровотечения, послеоперационных осложнений [43;с.42].

Страх проявляется на поведенческом, телесном уровне, на уровне переживаний. По сравнению с другими эмоциями страх оказывает наиболее сдерживающее влияние [7;с.65]:

а) ограничивается восприятие;

б) мышление замедляется, становится более узким по объему и более ригидным по форме;

в) мускулы напрягаются

г) сокращается число  степеней свободы в поведении

Переживание страха сопровождается чувством неуверенности, незащищенности, невозможности контролировать ситуацию. Причем переживание самого страха зачастую более мучительно, чем эмоциональная реакция, в которой уже свершилось то, чего ты боялся («Уж лучше конец без страха, чем страх без конца»)[18; с.68]

Практически все пациенты хирургического отделения испытывают страх, и активаторы его многообразны: боль и ее ожидание, обеднение социальных контактов, изменения в различных сферах жизни из-за операции. Невозможность самостоятельно контролировать ситуацию, ведь пациент в послеоперационном периоде находится на постельном режиме. Страх заразителен, и беседы больных между собой, особенно уже прооперированных и только идущих на операцию, не всегда способствует его снижению. Страх может оказаться и плодом чистой фантазии.

Ожидание боли вызывает у человека страх только тогда, когда он не уверен в том, что сумеет избежать опасности. Именно поэтому так важно информировать пациента о том, что операция ему будет обязательно квалифицированно выполнена, таким образом удовлетворяя его потребности в безопасности.

Одним из способов регуляции  страха и защиты от потенциальной угрозы, может быть навык избегания. Больной с таким навыком «прячется» от врача, не посещает лечебное учреждение, избегает медицинских работников, чтобы не иметь подтверждения о грозящей его здоровью опасности. Он боится за свою жизнь, опасается неблагоприятного прогноза, убежден, что с ним случится что-то нехорошее. И вместо того, чтобы прийти в медицинское учреждение и попытаться предупредить наступление этого «нехорошего», использовать имеющийся у каждого шанс, человек начинает прятаться от сигналов, напоминающих об этом «нехорошем». Отсюда и ущемленные грыжи, и перфоративно- гангренозный аппендицит, и перитонит, что осложняет работу хирургического отделения, увеличивает риск послеоперационных осложнений. Такой пациент боится своего страха, страха смерти, ужаса, который с этим связан, и поэтому убегает от встречи с этим страхом. Пациент переносит свой страх перед прогнозируемой беспомощностью, вызванной болезнью, свой страх смерти на медицинское учреждение, медицинского работника. Поэтому медицинской сестре важно расположить к себе пациента, снять в процессе общения с ним его эмоциональную напряженность, чтобы не пугать уже напуганного человека, а успокоить посочувствовать ему[8;c.53]. Страх перед хирургическим медицинским персоналом у пациентом должен быть ниже, чем желание бороться за свое здоровье, за свою жизнь.

Когда человек, испытывающий страх, получает поддержку от медицинской сестры, оказывается среди людей, то его страх отступает. Страх заставляет искать помощи. В ситуации угрозы одно лишь присутствие верного друга может создать надежную преграду страху. В хирургическом отделении роль надежного друга играет добрая, отзывчивая, внимательная медицинская сестра. Семейная поддержка также важна. Обычно, когда кому-то в семье угрожает опасность, родные объединяются, чтобы поддержать близкого человека. Вот почему персонал хирургического отделения работает как  дружная семья, принимая каждого пациента как члена семьи. Следует допускать к пациенту, находящемуся в стационаре, тех людей, которых он хочет видеть. В ряде случаев продолжительность таких контактов не следует ограничивать.

Внезапность заболевания, экстренное попадание в хирургический  стационар вызывает страх. Необходимо помочь пациенту приспособиться к новым обстоятельствам, к новому состоянию после операции, и эта помощь будет способствовать снижению у него уровня страха. Эту помощь оказывает медицинская сестра.

Нечто необычное, странное, непонятное, происходящее с пациентом в послеоперационном периоде, вызывает у него тревожность. Поэтому полезно медицинской сестре по возможности объяснить на понятном пациенту языке, то, что с ним происходит.

Участливое сопереживание  медицинской сестры может ослабить тревожность. Однако для этого медицинская сестра, проявляющая сочувствие, должна или быть бесстрашной, или уметь контролировать свою тревожность.

         Проявления тревожности в различных  ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склонны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств. Ситуативное устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты (так называемая «личностная тревожность»). Ситуативно-изменчивые проявления тревожности  именуют ситуативными, а особенность личности, проявляющей такого рода тревожность, обозначают как «ситуационная тревожность». Одним из наиболее известных исследователей  тревожности является К. Спилберг [24;c.414].

«Прежде всего - не навредить». Актуальность этой заповеди сегодня велика, особенно в хирургии, как никогда прежде в истории медицины. Причина - в инвазивности, «агрессивности» современных инструментальных медицинских вмешательств, в многообразии лекарственных средств [11;с.286].

Этический принцип не причинения вреда является ключевым в современной медицине хотя бы потому, что здесь пересекаются, перекликаются многие вопросы медицинской этики и медицинского права: моральная и юридическая ответственность медицинской сестры, ятрогении и профессиональные ошибки сестры, границы и критерии профессиональной компетенции медицинской сестры, взаимоотношения медицинской сестры с врачами, пациентами и т.д. Медицинские сестры всегда присутствуют в отделении и координируют все взаимодействия пациента с медицинским персоналом. Именно они оказываются теми, кто систематически подстраховывает обеспечение безопасного лечения и ухода за пациентами, кто в состоянии выявлять и предотвращать ошибки. Опыт общения с больным, который есть только у медицинской сестры, то, как она знает больного, помогает ей опережать события и выявлять потенциально возможные ошибки.

«Незаинтересованная, безразличная медицинская сестра не уловит того необычного в поведении, что, как правило, и является сигналом тревоги», - писал П.Беннер [3;с.33].

Одним из факторов успешного  течения послеоперационного периода является умелое использование сестрой приемов психотерапии в общении с больным, в процессе выполнения врачебных назначений. Учитывая, что любые отрицательные эмоции, как правило, снижают компенсаторные возможности организма и усложняют течение послеоперационного периода, сестра не должна допускать их появления, а также умеючи гасить их в случае появления[20;с58]. Деонтологически правильное поведение сестры на всех этапах лечения хирургического больного, умение прийти на помощь при наметившемся ухудшении его самочувствия успокаивают, внушают веру в благоприятный исход операции, в выздоровление.

Таким образом, работа сестры хирургического отделения требует  твердых практических навыков в выполнении врачебных назначений, знание психологии хирургического больного на всех процессах лечения, умения правильно пользоваться приемами психотерапии, четкого соблюдения требований деонтологии. Тут чуткость сестры, внимательность, уверенность и обязательность в выполнении назначений и обещаний могут сыграть главную роль в обеспечении гладкого течения послеоперационного периода и выздоровления больного.

Успех лечения хирургического больного во многом определяется тремя  факторами [28;с. 75]:

- оперативным искусством врача;

- умением сестер обеспечить  тщательный послеоперационный уход (выхаживание);

- психическим настроем  больного.

Воспитание у больного положительного настроя на выздоровление, уверенности в благоприятный исход заболевания, физически активного поведения – важнейшая задача медсестры в послеоперационном периоде.

А как же влияет настроение на здоровье прооперированного больного?

Выздоровление больного в немалой степени зависит  от того, сможет ли он мобилизовать внутренние ресурсы организма и «включить» механизмы сопротивления. Выздоровление происходит благодаря не только лечению, но и вере больного в избавление от недуга, доверию к медицинскому персоналу. В свою очередь, успех медицинских работников зависит от их профессионализма, человеческих качеств и поведения. Психический настрой и отношение пациента к болезни оказывают огромное влияние на ее течение.

Психическое состояние  человека может влиять на механизмы  гуморального и клеточного иммунитета. Эмоции влияют на секрецию определенных гормонов, в частности гормонов щитовидной железы и надпочечников. Психика человека способна помочь преодолеть болезнь: это подтверждают данные лабораторных и клинических исследований о влиянии эмоционального состояния на биохимические процессы.

Непосредственное участие пациента в поиске путей своего исцеления, активное включение в процесс взращивания собственного здоровья, мобилизация воли к жизни, взаимодействие с медицинским персоналом помогают активизировать природные защитные механизмы организма. Если пациент верит медицинскому персоналу, это способствует запуску механизмов самоисцеления. Однако слепая вера в авторитет медицинского работника сегодня не считается безусловно положительным фактором. Сейчас все больше говорят об участии пациента в процессе лечения, о его ответственности за свое здоровье, возможности самому на него воздействовать. Одна из мишеней такого воздействия – настроение.

Настроение – это  сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной интенсивности, проявляющееся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни человека.

В соответствии с когнитивно - физиологической теорией С. Шехтера, на эмоциональное состояние человека оказывают влияние:

- ситуация (воспринимаемые  стимулы);

- состояние организма;

- прошлый опыт;

- оценка человеком  имеющейся ситуации с точки  зрения актуальных для него  интересов и потребностей.

Таким образом, для настроения важна не только ситуация, в которой  находится человек, но и то, как  он к этой ситуации относится. Если на ситуацию мы не всегда в состоянии повлиять (хотя во многих случаях есть такая возможность), то на свое отношение к ней мы повлиять можем.

Настроение соответствует  тому, что думает человек, каковы его  мысли. Девид Бернс называет 10 видов  искажений в процессе познания, которые способствуют плохому хроническому настроению:

- максимализм (мир  видится в черно-белых тонах);

- общий вывод из  единичных фактов (отрицательное  единственное событие представляется черной непрерывной полосой);

- психологическая фильтрация событий (из случившегося выдергиваются только отрицательные события, и в них человек живет);

- дисквалификация положительного (отвергаются положительные факты, утверждается их невозможность);

- скачущие умозаключения  (негативная интерпретация реалий из-за незнания их подоплеки);

- преувеличение или  преуменьшение (преуменьшение значимости  хороших событий и преувеличение плохих);

- выводы, основанные на  эмоциях (вера, что отрицательные  эмоции отражают действительное отрицательное положение вещей);

- «можно было бы  быть» (попытка оценивать настоящее  с позиций «могло бы быть»  и «не могло бы быть» порождает  вину, которая может приводить к озлобленности);

Информация о работе Особенности межличностных отношений с пациентами в послеоперационном периоде