Личностные факторы эмоционального выгорания педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 02:05, реферат

Краткое описание

Цель работы состоит в выявлении и анализе личностных факторов, определяющих эмоциональное выгорание у педагогов.
Объект исследования - проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
Предмет - связь личностных факторов и выраженности признаков эмоционального выгорания у педагогов.

Содержание

Введение………………………………………………………….....................3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы эмоционального выгорания
у педагогов 7
1.1. Понятие о синдроме эмоционального выгорания в психологии ……...7
1.2. Личность педагога как предмет психологических исследований 12
1.3. Проявления эмоционального выгорания у педагогов 29
Выводы по первой главе…………………………………………….. 34
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических
особенностей эмоционального выгорания педагогов 36
2.1. Организация и методы
эмпирического исследования…………………………… 36
2.2. Анализ результатов и их интерпретация………... 42
2.3. Рекомендации педагогам по предотвращению эмоционального выгорания……………………………………………………………………… 46
2.4. Выводы по второй главе……………………………………………… 48
Заключение…………………………………………………………………… 49
Список литературы………………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

Личностные факторы эмоционального выгорания педагогов.doc

— 391.00 Кб (Скачать документ)

По мнению зарубежных авторов под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Появляется циничное отношение к труду и объектам своего труда, то есть деперсонализация. В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг.

Одним из первых отечественных исследователей, который вплотную занялся проблемой выгорания, является Бойко В.В.[8, с.469]. Он пишет, что эмоциональное выгорание приобретается в жизнедеятельности человека. Этим выгорание отличается от различных форм эмоциональной ригидности, которая, определяется органическими причинами – свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоций, психосоматическими нарушениями.

Эмоциональное выгорание В.В. Бойко определяет как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на психотравмирующие воздействия.

Для него выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения, отчасти функциональный стереотип, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.

Само по себе выгорание, таким образом, В.В. Бойко считает конструктивным, а дисфункциональными – его следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Тогда же эмоциональное выгорание приводит к профессиональной деформации личности.

Проявления, симптоматика СЭВ. Признаки и симптомы СЭВа имеют вид длинного перечня.

Так, Е Махер в своем обзоре обобщает перечень симптомов «эмоционального сгорания»: а) усталость, утомление, истощение, б) психосоматические недомогания, в) бессонница, г) негативное отношение к клиентам, д) негативное отношение к самой работе, е) скудость репертуара рабочих действий, ж) злоупотребления химическими агентами: табаком, кофе, алкоголем, наркотиками, з) отсутствие аппетита или, наоборот, переедание, и) негативная Я-концепция, к) агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, гнев, л) упадническое настроение и связанные с ним эмоции: цинизм, пессимизм, апатия, депрессия, м) переживание чувства вины [45].

Н. Кичпагрии, анализируя эти проявления, называет последние три симптома «разрушающими», а остальные – их следствиями [15].

Ферла Мария Тереза (Калифорния), психиатр медико- психологического центра реабилитации и адаптации, описывает СЭВ как синдром мотивации (смысла), когда теряется цель при работе в напряженном темпе [44]. Так, после длительной деятельности работник чувствует:

     - апатию

     - раздражительность

     - усталость

     - иронию, доходящую до  сарказма.

Именно эмоционально истощение рассматривалось как центральная часть концепции СЭВа. Оно может проявляться в отстранении и неприветливости в отношениях, в невозможности субъекта отдаваться работе так, как это было прежде. Деперсонализация выражается в полной или частичной утрате интереса к человеку, тенденции развивать негативное отношение к людям.

В 1982 году К. Маслач, различая три компонента СЭВа – эмоциональное истощение, индифферентное отношение к коллегам и негативную самооценку выполнения работы, подчеркивала, что выгорание – это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а скорее «эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением» [42. С.19].

Ее поддерживает А. Армстронг, определяя основные признаки СЭВа как отдаление работников от основного первоначального предназначения и цели их работы до степени их отчуждения от своих клиентов, рабочих мест, сотрудников, или организации, в которой они работают [42. С.15]. «По мере того, как люди, оказывающие помощь, теряют свои идеалы и веру, становятся отчужденными от первоначального намерения помочь другим, уменьшаются положительные чувства и уважение к пациентам. Так как гнев, негодование, и апатия усиливаются, они дистанцируются от клиентов и сотрудников. Печально, но они постепенно теряют сочувствие и интерес к людям, с которыми они работают. Ценности и этика разрушаются, и разочарование пронизывает все их отношения и убеждения» [42. С.17].

 

1.2. Личность педагога как предмет психологических исследований.

 

Своим происхождением учительская профессия обязана обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре общественного разделения труда сформировался специфический тип деятельности, назначение которой - подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры. [27]

Многие теоретики-педагоги отмечали огромное нравственное воздействие, могучую и мудрую власть учительской профессии. Платон писал, что если башмачник будет дурным мастером, граждане от этого будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей.

Учителю, подчёркивал Я.А. Коменский, вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем. Он проводил ряд блестящих аналогий между учителем и садовником, учителем и предприимчивым архитектором, уподоблял учителя усердному ваятелю, расписывающему и шлифующему умы и души людей. К.Д. Ушинский рассматривал учителя как ратоборца истины и добра, как живое звено между прошедшим и будущим, посредника между тем, что создано прошлыми поколениями и поколениями новыми. Его дело, по виду скромное, - одно из величайших дел в истории. [43]

Если учитель, полагал Л.Н. Толстой, имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученикам, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам - он совершенный учитель. Как правильно указывал А.С. Макаренко, ученики простят своим учителям и сухость и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего ценят они в педагоге мастерство, глубокое знание предмета, ясную мысль. Ни один учитель, считал В.А. Сухомлинский, не может быть универсальным (а потому абстрактным) воплощением всех достоинств. В каждом что-то преобладает, каждый имеет неповторимую живинку, способен ярче, полнее других раскрыть, выявить себя в какой-то сфере духовной жизни. Эта сфера как раз и является тем личным вкладом, который вносит индивидуальность педагога в сложный процесс влияния на учащихся.

Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности. Это прежде всего целеположенность, мотивированность, предметность. Специфической характеристикой педагогической деятельности, по Н.В. Кузьминой, является ее продуктивность. [18]

Педагогическая, как и любой другой вид деятельности, определяется психологическим (предметным) содержанием, в которое включаются мотивация, цели, предмет, средства, способы, продукт и результат.

Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия развития.

Способами передачи социально-культурного опыта в педагогической деятельности являются объяснение, показ (иллюстрация), совместная работа с обучающимися по решению учебных задач, непосредственная практика обучающегося (лабораторная, полевая), тренинги. Продуктом педагогической деятельности является формируемый индивидуальный опыт ученика во всей совокупности его аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих.

Результатом педагогической деятельности, как выполнения ее основной цели, является личностное, интеллектуальное развитие обучающегося, совершенствование, становление его как личности, как субъекта учебной деятельности. Результат диагностируется сопоставлением качеств ученика в начале обучения и по его завершении во всех планах развития человека. И.А. Зимняя, А.К. Маркова определяют педагогическую деятельность учителя как воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования [23] 

Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская рассматривают педагогическую деятельность как метадеятельность. Основную задачу учителя они видят в построении такой деятельности учащихся, в процессе и в результате которой происходило бы развитие их нравственных убеждений, системы их знаний и познавательных способностей, а также практических умений и навыков. Управление деятельностью учащихся педагог должен строить не как прямое воздействие, а как передачу ученику тех "оснований", из которых ученик мог бы самостоятельно выводить свои решения. Следовательно, такое управление должно носить рефлексивный характер.

 Климовым Е.А.[16]была разработана схема характеристик профессий. Согласно этой схеме, объектом педагогической профессии является человек, а предметом - деятельность его развития, воспитания, обучения. Педагогическая деятельность относится к группе профессий  «человек – человек».

Профессиональная деятельность является одной из основных форм жизнедеятельности человека. От того, как человек воспринимает и оценивает свою работу, свои достижения в определенной деятельности и себя в профессиональной ситуации, зависит и его общее самочувствие, и эффективность его деятельности.

Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация. Это внешние мотивы, например мотив достижения, и внутренние мотивы, например ориентация на процесс и результат своей деятельности. Внешние мотивы престижности работы в определенном образовательном учреждении, мотивы адекватности оплаты труда часто соотносятся с мотивами личностного и профессионального роста, самоактуализации. А.К. Байметов, изучая мотивы педагогической деятельности, все их разнообразие объединил в три группы:

1) мотивы долженствования;

2) мотивы заинтересованности и  увлеченности преподаваемым предметом;

3) мотивы увлеченности общением  с детьми - "любовь к детям".

По характеру доминирования этих мотивов им были выделены четыре группы учителей:

с преобладанием мотивов долженствования (43%);

с доминированием интереса к преподаваемой дисциплине (39%);

с доминированием потребности общения с детьми (11%);

без ведущего мотива (7%).

Как оказалось, последние имеют самые высокие квалификацию и авторитет. Было выявлено, что тип мотивации влияет на характер и направленность педагогических требований учителя к учащимся. Разносторонняя мотивация учителя характеризуется малым числом и гармоничностью требований к поведению учащихся и усвоению ими учебного материала. Доминирование у учителя мотива долженствования приводит к предъявлению учащимся большого количества требований не только по усвоению учебного материала, но и дисциплинарного характера. Учитель с доминированием мотива увлеченности учебным предметом в основном предъявляет требования к усвоению учебного материала. Наконец, учитель с выраженной потребностью общения с детьми на фоне малого количества требований все же предъявляет больше требований к личности учащихся [20] 
          Можно предполагать, что доминирование той или иной мотивации или отсутствие такового обусловлено склонностью учителей к тому или иному стилю руководства. Так, А.К. Байметов отмечает, что доминирование мотива долженствования свойственно учителям, склонным к авторитаризму, доминирование мотива общения - учителям-либералам, а отсутствие доминирования того или иного мотива - учителям, склонным к демократическому стилю руководства. 
          Л.Н. Захарова (1993), уточняя виды профессиональных мотивов учителя, из обширной области факторов называет следующие:

материальные стимулы;

побуждения, связанные с самоутверждением;

профессиональные мотивы;

мотивы личностной самореализации.           

Вместе с тем в педагогической деятельности как специфической форме взаимодействия взрослого и ребенка появляется такая ориентация, как доминирование, или мотив власти. Г.А. Мюррей выделил основные признаки потребности в доминировании и соответствующие ей действия. Признаками, или эффектами потребности доминирования являются следующие желания:

— контролировать свое социальное окружение;

— воздействовать на поведение других людей и направлять его посредством совета, обольщения, убеждения или приказания;

— побуждать других поступать в соответствии со своими потребностями и чувствами;

— добиваться их сотрудничества;

— убеждать других в своей правоте.

Н.А. Аминов отмечает также соответствие этим желаниям определенных действий, которые, согласно Г.А. Мюррею, сгруппированы следующим образом:

— склонять, вести, убеждать, уговаривать, регулировать, организовывать, руководить, управлять, надзирать;

— подчинять, править, властвовать, попирать, диктовать условия, судить, устанавливать законы, вводить нормы, составлять правила поведения, принимать решения;

— запрещать, ограничивать, оказывать сопротивление, отговаривать, наказывать, лишать свободы;

— очаровывать, покорять, заставлять прислушиваться к себе, приобретать подражателей, устанавливать моду.

Н.А. Аминов специально подчеркивает, что в мотивационной основе выбора педагогической деятельности мотив власти всегда ориентирован на благо других (помощь через знания). Это важно и для прогноза успешности педагогической деятельности. Под оказанием помощи, альтруистическим (просоциальным) поведением, по Н.А. Аминову, могут пониматься любые целенаправленные на благополучие других людей действия. Эта позиция созвучна гуманистической трактовке мотивации обучения, хотя и сформулированной на другой основе, и выраженной в других терминах.

Таким образом, продуктивность педагогической деятельности во многом зависит от силы и структуры профессиональной мотивации педагога. Мотивационно-потребностная сфера деятельности педагога может быть проинтерпретирована в терминах его центрации, по А.Б. Орлову.    Центрация учителя - это не просто его направленность, но и заинтересованность, озабоченность интересами тех или иных участников педагогической системы, своеобразная психологическая обращенность, "повернутость" учителя к ним и, следовательно, столь же избирательное служение их интересам. Смысловую иерархию интересов участников педагогической системы, регулирующую действия и поступки учителя, можно назвать его личностной центрацией в педагогической системе.

Информация о работе Личностные факторы эмоционального выгорания педагогов