Девиантное поведение подростков как объект социально-педагогического изучения и профилактики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2015 в 18:17, реферат

Краткое описание

Исследование теоретических источников и накопленного опыта профилактики девиантного поведения подростков позволяет определить содержание девиантного поведения и выработать научно-педагогическую концепцию, являющуюся теоретической основой комплексного и системного подходов в организации профилактики девиантного поведения, включая психолого-педагогическую методику его выявления, технологию и системообразующие направления совершенствования профилактики. Девиантное поведение в кратком словаре современных понятий и терминов определяется как отклонение от нормы поведения, развития.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Девиантное поведение подростков как объект социально-педагогического изучения и профилактики.doc

— 1,018.50 Кб (Скачать документ)

Подросткам предлагается трудная для нескольких типов акцентуантов ситуация: «Ты готовишься к вечеру, гладишь брюки, готовишься перекусить. Желания выпить абсолютно никакого. В это время к тебе заходит приятель. У него в кармане бутылка. Ему ужасно хочется выпить, при этом обязательно с тобой. Он будет уговаривать тебя, пуская в ход все доводы».

Роль «приятеля» играет психотерапевт. Он предлагает «для настроения» выпить. Когда подросток отказывается, он «удивляется» и начинает уговоры. Самые сильные аргументы: «Не будь девчонкой», «Не делай проблему из пустяка», «Не бойся», «Не задерживай нас», «Будь другом», «В прошлый раз ты почему-то пил», «Сделай одолжение, а то у меня плохое настроение».

После того как в роли главного героя побывали несколько подростков, результаты игры обобщаются. На доске или большом листе бумаги выписываются все аргументы «приятеля», обсуждается, какие из них оказались наиболее чувствительными и для кого.

С нашей точки зрения, методика психокоррекционной работы, предлагаемая Э. Г. Эйдемиллером и В. В. Юстицким, может быть использована как при специально организованной групповой психотерапии, так и путем включения в реальный жизненный контекст, когда трудная ситуация «выхватывается» психологом из обыденной жизни школьников и анализируется тут же, «по горячим следам», с живыми участниками событий. Некоторые исследователи считают, что последнее является одним из наиболее  эффективных видов работы с трудными, плохо социализированными учащимися Известным недостатком предлагаемого вариант психокоррекции,  на который указывают Э. Г. Эйдемиллер В.  В. Юстицкий, является то, что она эффективна лишь тогда, когда сам  подросток хочет изменить свое поведение.

Другим путем работы с акцентуированным подростком является создание для него оптимальных внешних условий в зависимости от типа его акцентуации. Например, представителей шизоидного типа часто не имеет смысла вовлекать в активную коллективную деятельность, привлекать к многолюдным общественным мероприятиям. Для него полезным может быть подключение к определенному типу интеллектуальной или физической работы, требующей углубленных индивидуальных занятий (включить в работу математического кружка, в составление программ для компьютера и т. п.).

Методика ПДО хорошо зарекомендовала себя в медицинской психологии, в клинической работе с подростками. Однако при использовании ее в практической работе школьного психолога в массовой школе следует проявлять достаточную осторожность. В частности, нельзя отождествлять «трудных» подростков и «акцентуированных» подростков. Подтверждением этого могут служить данные Г. Л. Исуриной и др., показывающие, что в массовой школе среди «трудных» подростков акцентуированные встречаются не чаще, чем среди остальных. Из этого следует вывод, что психопатологические особенности характера не являются фактором, непосредственно обуславливающим манифестируемые в школе трудности.

 

Школьная дезадаптация. Карта наблюдений Д. Стотта.

В психологии были предприняты попытки выделения специфических школьных трудностей. Часто они обозначаются как школьная дезадаптация. С точки зрения одного из исследователей этой проблемы Д. Стотта, задача выделения типов  «трудных»  детей является малопродуктивной. Более эффективен, с его точки зрения, путь тщательной фиксации различных форм поведения, свидетельствующих о  плохой приспособленности ребенка к  школе. Остановимся  подробнее  на  методе  Стотта.  Адаптация  этого метода для  использования  в  Советском  Союзе  была   проведена психологами Ленинградского НИИ психоневрологии им. В. М. Бехтерева. В основе методики Стотта, направленной на выделение характера дезадаптации ребенка к школе, лежит фиксация форм дезадаптированного поведения по результатам длительного наблюдения за ребенком. Методика   получила   название «Карты наблюдений» (КН). Важно отметить, что психолог может как сам  проводить такое наблюдение, так и использовать опыт наблюдения, знание ребенка педагогом. Опора на опыт учителей, воспитателей, классных   руководителей — людей,   в  течение  длительного времени постоянно общающихся с детьми, наблюдающих их в самых различных ситуациях, является в работе психолога чрезвычайно существенной. Обычно богатством этого опыта педагог пользуется интуитивно, и передача его другому (например, новому педагогу или школьному психологу) оказывается достаточно сложной задачей. Карта наблюдений Стотта облегчает такую возможность.

По мнению Стотта, наблюдателю необходимо предоставить готовые образцы, чтобы избежать произвольности в наблюдении и способе регистрации его результатов и получить такие материалы наблюдения, которые были бы достаточно однозначны, понятны и не содержали никаких готовых выводов. Поэтому при составлении КН соблюдены требования:

—  выделение однозначных, относительно элементарных фрагментов поведения ребенка;

—  группировка  этих   фрагментов  в  определенные   синдромы, т. е. их классификация;

—  определение взаимоотношений  между этими  фрагментами.

В соответствии с исходным замыслом эти фрагменты поведения не выбираются умозрительно, а берутся из жизни. КН включает 198 фрагментов фиксированных форм поведения, о наличии или отсутствии которых у ребенка должен судить наблюдатель, заполняющий карту. Эти фрагменты сгруппированы в 16 синдромов. Ниже приводится полный текст КН и регистрационный бланк.

В регистрационном бланке зачеркиваются те цифры, которые соответствуют формам поведения  (фрагментам), наиболее характерным  для  данного  ребенка. Центральная вертикальная черта отделяет более тяжелые нарушения (справа) от менее тяжелых (слева). В бланке номера симптомов не всегда идут по порядку, их расположение зависит от значимости того или иного симптома (фрагмента поведения) для квалификации синдрома. Например, в синдроме Д симптомы 9 и 10 стоят слева, а симптом 8 — справа от вертикальной черты. Это означает, что симптом 8 говорит о более серьезном нарушении в отношении синдрома Д. При подсчете симптом, находящийся слева от вертикальной черты, оценивается одним баллом, справа — двумя. Подсчитываются сумма баллов по каждому синдрому и общий «коэффициент дезадаптированности» по сумме баллов по всем синдромам.

Большое число зачеркнутых фрагментов поведения у ребенка (по сравнению с другими детьми) дает возможность сделать вывод о серьезных нарушениях в развитии его личности и поведения, а также определить те синдромы, которые в первую очередь выделяют эти нарушения.

В начале описания каждого из симптомокомплексов дается их аббревиатурное обозначение (НД, Д, У и т. д.) и краткий ключ, который в ходе практического использования целесообразно не включать в текст методики, а иметь отдельно, применяя только в процессе обработки.

Карта наблюдений

I. НД — недоверие к новым людям, вещам, ситуациям. Это ведет к тому, что любой успех стоит ребенку огромных усилий. От 1 до II—менее явные симптомы; от 12 до 17 — симптомы явного нарушения.

1.  Разговаривает с  учителем только тогда, когда  находится с ним наедине.

2.  Плачет, когда ему делают замечания.

3.  Никогда не предлагает  никому никакой помощи, но охотно  оказывает ее, если его об этом  попросят.

4.  Ребенок «подчиненный»   (соглашается на «невыигрышные»  роли, например, во время игры  бегает за мячом, в то время  как другие спокойно на это смотрят).

Слишком тревожен, чтобы быть непослушным. Лжет из боязни.

7.  Любит, если к нему  проявляют симпатию, но не просит  о ней.

8.  Никогда не приносит  учителю цветов или других  подарков, хотя его товарищи часто это делают.

9.  Никогда не приносит и не показывает учителю найденных им  вещей или каких-нибудь моделей, хотя его товарищи часто это делают.-

10.  Имеет только одного  хорошего друга  и,  как правило,  игнорирует остальных мальчиков и девочек в классе.

11.  Здоровается с учителем только тогда, когда тот обратит на него внимание. Хочет быть замеченным.

12.  Не подходит к  учителю по собственной инициативе.

13.  Слишком застенчив, чтобы попросить о чем-то (например, о помощи).

14.  Легко становится  «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос.

15.  Легко устраняется  от активного участия в игре.

16.  Говорит  невыразительно,   бормочет,   особенно  тогда,   когда  с  ним   здороваются.

П. Д —депрессия. В более легкой форме (симптомы 1—6) время от времени наблюдаются разного рода перепады активности, смена настроения. Наличие симптомов 7 и 8 свидетельствует о склонности к раздражению и физиологическом истощении. Симптомы 9—20 отражают более острые фермы депрессии. Пунктам синдрома Д обычно сопутствуют выраженные синдромы ВВ и ТВ (см. IV и V), особенно в крайних формах депрессии. По всей вероятности, они действительно репрезентируют элементы депрессивного истощения.

 

1.  Во  время  ответа  на  уроке  иногда  старателен,  иногда  ни  о  чем  не заботится.

2.  В зависимости от  самочувствия либо оросит в  помощи в выполнении школьных заданий, либо нет.

3.  Ведет себя очень  по-разному.  Старательность в  учебной  работе меняется почти  ежедневно.

4.  В играх иногда  активен, иногда апатичен.

5.  В свободное время иногда проявляет полное отсутствие интереса к чему бы то ни было.

6.  Выполняя ручную  работу, иногда очень старателен, иногда нот.

7.  Нетерпелив, теряет  интерес к работе по мере  ее выполнения.

8.  Рассерженный, «впадает  в бешенство.

9.  Может работать  в одиночестве, во быстро устает.

10.  Для ручной работы  не хватает физических сил.

11.  Вял, безынициативен (в классе).

12.  Апатичен, пассивен, невнимателен.

13.  Часто наблюдаются  внезапные и резкие спады энергии.

14.  Движения замедленны.

15. Слишком апатичен, чтобы из-за чего-нибудь расстраиваться (и, следовательно, ни к кому не обращается за помощью).

16.  Взгляд «тупой»  и равнодушный.

17. Всегда ленив и апатичен в играх.

18. Часто мечтает наяву.

19.  Говорит невыразительно, бормочет.

20.  Вызывает жалость  (угнетенный, несчастный), редко смеется.

III. У — уход в себя. Избегание контактов с людьми, самоустранение. Защитная установка по отношению к любым контактам с людьми, неприятие проявляемого к нему чувства любви.

1.  Абсолютно никогда  ни с кем не здоровается.

2.  Не реагирует на  приветствия.

3.  Не проявляет дружелюбия  и. доброжелательности к другим  людям.

4.  Избегает разговоров   («замкнут в себе»).

5.  Мечтает  и  занимается   чем-то   иным   вместо   школьных  занятий   (живет   в другом мире).

6.  Совершенно не проявляет  интереса к ручной работе.

7.  Не проявляет интереса  к коллективным играм.

8.  Избегает других  людей.

9.  Держится вдали  от взрослых, даже тогда, когда  чем-то задет или в чем-то  подозревается.

10. Совершенно   изолируется   от  других   детей   (к   нему   невозможно   приблизиться).

11. Производит такое впечатление,  как  будто совершенно  не замечает других людей.

12.  В  разговоре беспокоен,  сбивается  с темы  разговора.

13.  Ведет себя подобно  «настороженному животному».

IV. ТВ — тревожность по отношению к взрослым. Беспокойство и неуверенность в том, интересуются ли им взрослые, любят ли его. Симптомы 1—6 ребенок старается убедиться, «принимают» ли и любят ли его взрослые. Симптомы 7—10 — обращает на себя внимание и преувеличенно добивается любви взрослого. Симптомы 11—16 — проявляет большое беспокойство о том, «принимают» ли его взрослые.

1.  Очень охотно выполняет  свои  обязанности.

2.  Проявляет чрезмерное  желание здороваться с учителем.

3.  Слишком  разговорчив   (докучает своей болтовней).

4.  Очень  охотно  приносит  цветы  и другие  подарки  учителю.

Б. Очень часто приносит и  показывает учителю  найденные им  предметы,   рисунки, модели и т. п.

6.  Чрезмерно дружелюбен  по отношению к учителю.

7.  Преувеличенно   много   рассказывает   учителю   о   своих   занятиях   в   семье.

8.  «Подлизывается», старается  понравиться учителю.

9.  Всегда находит  предлог занять учителя своей  особой.

10. Постоянно нуждается  в помощи и контроле со стороны  учителя. П. Добивается симпатии учителя. Приходит к нему с различными мелкими делами и жалобами на товарищей.

12.  Пытается   «монополизировать»   учителя   (занимать   его   исключительно   собственной особой).

13.  Рассказывает фантастические, вымышленные истории.

14.  Пытается заинтересовать взрослых своей особой, но не прилагает со своей стороны никаких стараний в этом направлении.

15.  Чрезмерно озабочен  тем, чтобы заинтересовать собой  взрослых и приобрести их симпатии.

16.  Полностью «устраняется», если его усилия не увенчиваются успехом.

V. ВВ — враждебность по отношению к взрослым. Симптомы 1—4 — ребенок проявляет различные формы неприятия взрослых, которые могут быть началом враждебности или депрессии. Симптомы 5—9 — относится ко взрослым то враждебно, то старается добиться их хорошего отношения. Симптомы 10—17 — открытая враждебность, проявляющаяся В асоциальном поведении. Симптомы 18—24 — полная, неуправляемая, привычная враждебность.

1.  Переменчив в настроениях.

2.  Исключительно  нетерпелив,  кроме  тех  случаев,  когда  находится  в  «хорошем» настроении.

3.  Проявляет упорство  и настойчивость в  ручной  работе.

4.  Часто бывает в  плохом настроении.

5. При соответствующем настроении предлагает свою помощь или услуги.

Информация о работе Девиантное поведение подростков как объект социально-педагогического изучения и профилактики