Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 07:34, лекция
В результате эволюции систем управления, проходившей под воздействием изменений производства, в 60-70-е годы XX века появился стратегический менеджмент. В начале его методы применялись, в основном, крупными корпорациями, работавшими в более нестабильных условиях внешней среды и имевшими средства на исследования и разработку систем стратегического управления. В дальнейшем идеи и методы стратегического управления стали использоваться компаниями разных размеров и сфер бизнеса, а также некоммерческими организациями и органами государственного управления для обеспечения конкурентного преимущества в рыночных условиях.
Конечно, данная проблема проявляется в силу разных причин во всех перспективах стратегической карты, не только в 3 и 4. Причины могут быть в то, что:
Но наиболее часто, именно в 3 и 4 перспективах страт карты (процессы, обучение и развитие) допускаются некорректные постановки целей. В итоге, если требования к качеству формулировки целей не зафиксированы, в стратегической карте компании отражаются все варианты «целей» (примеры взяты из практики):
Одна из причин некорректностей – компания не знает свои процессы, или не использует процессный подход, но при этом внедряет подход целеполагания на основе ССП. В этом случае, «сбой» как раз и происходит в 3 и 4 перспективах стратегической карты.
Цели «вставили» в стратегическую карту компании, но дальше дело не пошло, так как начала действовать проблема № 2.
Принятие в работу
цели с непонятной формулировкой
запускает цепную реакцию: чем «облачней»
сформулирована цель, тем «облачней»
подбираются показатели. Чем «облачней»
показатели, тем «облачней» определяется
алгоритм расчета фактических значений
показателя и расчет % достижения целевого
значения. В итоге, выстроенная подобным
образом система целей и
Типовая проблема в том, что принимают в работу показатель, который выглядит так, как будто он «счетный» и информативный для принятия решений. Но на практике, «вдруг» оказывается, что алгоритм расчета факта показателя содержит субъективные критерии оценки, не учтены тонкости определений, не учтены исключения. В случае, если нет согласованных критериев оценки, алгоритм расчета факта показателя будет скорее прятать проблемы и делать красивую картинку, чем говорить об отклонениях, на которые можно реагировать.
Например, если нет критериев, определяющих, что считать жалобой клиента, то расчет такого простого показателя как «количество жалоб клиентов» будет выполняться с вариациями от периода к периоду, и будет зависеть от интерпретаций ответственного лица, в зависимости от веса показателя в мотивационной карте.
Рассмотрим другой пример. Если не определены критерии и нормативы доставки по типам заказов и заказчиков, то вопрос, – какие заказы признать доставленными не в срок, – также будет выполняться с вариациями, так как руководитель отдела логистики, как вариант, может «пересогласовать» срок доставки заказа клиенту. В этом случае, какой срок руководитель отдела логистика будет считать плановым, что замерить отклонения, если этот показатель влияет на выплату бонуса?
Также, часто встречается ситуация, когда принимается в работу показатель (показатель включается в бизнес-план, в карту KPI сотрудника), при этом отсутствует утвержденный алгоритм расчета факта и ставится задача, – в такой-то срок разработать алгоритм. Чаще всего, ничего хорошего из этого не получается. Показатели с отсутствующими или нечетко заданными алгоритмами расчета выводятся из системы KPI, как правило, в конце отчетного периода, желательно, без отрицательного влияния на переменную часть, и делается очередная попытка изобрести алгоритм расчета для следующего отчетного периода.
Вопрос, – «в какую перспективу стратегической карты включать ту или иную цель, которая измеряется таким-то показателем?», может превращаться в борьбу вкусов и мнений руководителей разных подразделений, если в компании не уточнены свои собственные правила работы со стратегической картой.
Структура содержания стратегической карты (Рисунок 2. Структура содержания стратегической карты (Нортон, Каплан)) дает общее представление, что куда отнести, но данными общими рекомендациями сложно руководствоваться на практике.
В жизни компаний встречаются «простые» решения этого вопроса, когда решение отдано на откуп соответствующих функциональных руководителей по функциональному сходству перспективы стратегической карты и должности:
Сложно не скатиться
в функциональное распределение
работы по стратегической карте компании,
если не выделен отдельный
Рассмотрим примеры проблемных вопросов из практики, когда не всегда удается найти корректное решение.
Перспектива «финансы» или «результаты»
В перспективу «финансы, результаты» включаем цели, измеряющиеся только финансовыми показателями? Или нефинансовыми показателями также, характеризующими результат деятельности компании, например, «доля рынка» (в стоимостном выражении)? Или, поскольку показатель «доля рынка», измеряется посредством маркетинговых аналитических инструментов в департаменте маркетинга, он должен отражаться в перспективе «клиенты»?
Перспектива «клиенты», иногда используют название «маркетинг»:
Возьмем пример с показателем «% обновления ассортимента» и вариантами целей, достижение которых может измерять данный показатель. Поскольку ассортимент является одной из областей «P», – product, показатель имеет прямое отношение к целям в области «marketing mix» (как вариант, традиционные «4Р» – product, place, price, promotion). Соответственно, цель «улучшать ассортимент» с показателем «% обновления ассортимента», мы включаем в перспективу «клиенты»?
Или оптимальным
будет другое решение, – сформулировать
цель «повышать эффективность
Перспектива «процессы» или «внутренние бизнес-процессы»:
Хотя бы по той причине, что клиенту «ни холодно, ни жарко», от того какой % ассортимента компания решила обновить, выше рассмотренный показатель «% обновления ассортимента» можно отнести к цели перспективы «процессы», «повышать эффективность управления ассортиментом». Цель будет направлена на совершенствование процесса управления ассортиментом.
Перспектива «обучение и развитие», или «потенциал»:
В данной перспективе на практике чаще всего отражаем цели и показатели, имеющие отношение к области управления персоналом (найм, обучение, мотивацию):
Показатель «
Сбалансированность,
– центральное понятие
Для развития бизнеса важно, чтобы цели и показатели и компании, и руководителей всех подразделений были согласованны между собой.
Тема сбалансированности в статье будет раскрыта через вопросы, ответы на которые – тема отдельной статьи или отдельного проекта.
Согласованность целей на верхнем уровне компании, на стратегической карте визуализируется стрелками «снизу-вверх», – решит ли этот метод визуализации задачу сбалансированности показателей? Называть стрелки между целями отражением причинно-следственных связей (на практике встречается), – это слишком громкое заявление, скорее это вероятностные предположения о достижении целей по принципу «если, то».
Какое отношение
сбалансированность целей в стратегической
карте имеет к
Что нам даст корреляция
статистики фактических значений показателя
«удовлетворенности персонала» со статистикой
фактических значений показателя «качество
обслуживания клиентов»? И далее, корреляция
статистики фактических значений показателя
«качество обслуживания клиентов»
со статистикой фактических
Есть ли связь
между сбалансированностью
Методология ССП «не висит в воздухе» в отрыве от других управленческих технологий и методологий, и больший эффект можно получить от системного планомерного развития нескольких взаимно поддерживающих управленческих технологий. Процессный подход рекомендуется согласовать с подходом ССП через основные группы процессных показателей, которые мы рассмотрим ниже в статье. Использование процессного подхода поможет решить ряд проблем в применении ССП:
Любую нашу активность в компании можно отнести или к процессам, или к проектам, других форм активности не замечено. Изначально, на базовом уровне показатели разделяются на две группы, – процессные или проектные. Проекты (инициативы) авторы подхода ССП не отражают в стратегической карте, а выносят отдельно в матрицу «цели х проекты», которую формируют для анализа поддержки достижения целей и показателей за счет реализации проектов (инициатив). Все цели и показатели, отраженные в перспективах стратегической карты, – вполне процессные по своей сути. Чтобы пояснить идею, необходимо ближе рассмотреть основные составляющие бизнес-процесса.
Группы процессных показателей мы определяем на основе принципиального понимания, как устроен бизнес-процесс (Рисунок 3. Схема управления бизнес-процессом, – схема управления процессом была взята и доработана из книги В.В. Репина «Бизнес-процессы. Моделирование»).
В соответствии с составляющими элементами бизнес-процесса определяем следующие группы процессных показателей:
Информация о работе Стратегический менеджмент и стратегическое управление