Понятие медицинского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель профессиональной деятельности медицинских работников - сохранение жизни человека, профилактика заболеваний и восстановление здоровья, а также уменьшение страданий при неизлечимых заболеваниях. Свои обязанности медицинский работник выполняет, руководствуясь своей совестью, принципами гуманизма и милосердия.

Прикрепленные файлы: 1 файл

ФИЛИМОНОВА.doc

— 299.00 Кб (Скачать документ)

Комментарии, как говорится, излишни. Никто не смеет навязывать больному способ или метод лечения, почему-либо неприемлемый для него, нарушая тем самым его, субъективное право решать вопрос о своем здоровье и, в конечном счете, свою судьбу (пациент вправе даже покинуть стационар, если он его чем-либо не устраивает).

Возможно, с точки зрения медработников, закон здесь вступает в противоречие с их представлением о долге перед больным - укоренившимся в сознании большинства медиков убеждением, что больному нужно помочь, во что бы то ни стало. Примеров, когда медперсонал не осознавал и не учитывал правовое значение отказа пациента от медицинской помощи в целом либо от проведения той или иной процедуры или манипуляции, великое множество.

Законодательство, как  мы уже говорили, предусматривает  право на выбор лечащего врача  и (или) медицинского учреждения.

Пример из практики. Пациентка  Р., чеченка по национальности, находилась на лечении в отделении гинекологии онкологической клиники. Поскольку Р. была мусульманкой, да к тому же правоверной, для нее было страшным потрясением то, что ее лечащий врач - мужчина.

В данном случае у пациентки  были основания требовать замены врача, и заведующий отделением должен был способствовать этой замене (разумеется, при наличии такой возможности).

Кстати, вот письмо медсестры, которое так ярко осветило необходимость  прояснения правовых отношений медика и больного. Она недовольна, даже возмущена тем, что "неразумные" пациенты почему-то уклоняются от назначенных процедур и диагностических манипуляций. Между тем для возмущения нет ровно никаких оснований: таким образом, пациент реализует свое законное право на отказ от медицинского вмешательства. А вот требование о том, чтобы инъекции делала другая медсестра, действительно не имеет под собой законных оснований.

Пациент, он же гражданин, имеет право…

  • Пациент имеет право на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведениях, полученных при его обследовании и лечении. И это право на конфиденциальность порождает обязанность медработников и иных лиц не разглашать информацию, предоставленную им пациентом. В соответствии со ст. 61 Основ, разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при исполнении их профессиональных обязанностей, недопустимо. За разглашение этих сведений медицинские работники несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
  • Гражданин имеет право лично знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья.
  • Пациент имеет право на получение информации о своих правах и обязанностях. Эта информация должна быть представлена в регистратуре и холлах амбулаторно-поликлинических учреждений, в приемном отделении и на сестринских постах стационара. Гражданин может отстаивать свои права в досудебном или судебном порядке. То есть он может обращаться к руководителю медицинского учреждения и к заведующему отделением, а также подавать жалобы и заявления в отношении лиц, нарушивших его права, в порядке, установленном законодательством.
  • Согласно ст.151 ГК РФ, здоровье является принадлежащим гражданину нематериальным благом. В случае причинения вреда здоровью при оказании медицинской помощи пациент имеет право на возмещение ущерба в судебном порядке. Претензии, связанные с болезненностью уколов, горькими таблетками и т. д., не являются основанием для иска о компенсации морального вреда, поскольку не причиняют вреда здоровью. Это не что иное, как побочный эффект лечения, который в той или иной степени присутствует всегда. (Нюанс в том, что медицинские работники обязаны заранее предупредить об этом пациента.)
  • Пациент имеет право на допуск к нему адвоката или иного законного представителя,
  • на допуск к нему священнослужителя, на предоставление ему условий для отправления религиозных обрядов в больничном учреждении, в том числе на предоставление отдельного помещения (если это не нарушает внутреннего распорядка больничного учреждения). Требования мусульманина о предоставлении ему отдельного помещения для отправления религиозных обрядов правомерны, но для решения этого вопроса он должен был обратиться к заведующему отделением либо руководителю стационара.

Вывод - завершив наш маленький юридический экскурс, заметим, что, согласно ст.17 Конституции РФ, осуществление собственных прав и свобод не должно нарушать прав и свобод других лиц. В нашем случае это означает, что, настаивая на своих правах, пациент не вправе нарушать права других пациентов либо медицинского персонала. И это его главнейшая обязанность перед законом, людьми и собою.

 

Статья 30. Права пациента

 

При обращении за медицинской  помощью и ее получении пациент  имеет право на:

  1. уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
  2. выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договором обязательного и добровольного медицинского страхования;
  3. обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
  4. проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;
  5. облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
  6. сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со статьей 61 настоящих Основ;
  7. информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со статьей 32 настоящих Основ;
  8. отказ от медицинского вмешательства в соответствии со статьей 33 настоящих Основ;
  9. получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии со статьей 31 настоящих Основ, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
  10. получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;
  11. возмещение ущерба в соответствии со статьей 68 настоящих Основ в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;
  12. допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
  13. допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.

В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно - профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензированные комиссии либо в суд.

 

 

8.3 Виды юридической  ответственности.

 
    В отношениях между врачами и их пациентами есть нравственное начало. Хотя многие из этих отношений регулируются юридическими нормами, однако, большинство граждан, обращающихся к врачу, недостаточно хорошо знают свои права и обязанности. Этому способствовало то обстоятельство, что в течение долгого времени отношения врача и пациента в нашей стране регулировались в основном приказами и инструкциями Министерства здравоохранения, издаваемыми с грифом «для служебного пользования» и потому малодоступными для населения, а многие данные медицинской статистики были закрыты.

Согласно Уставу Всемирной  организации здравоохранения здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Обладание высшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического и социального положения.

Огромное значение таких благ, как жизнь и здоровье, обусловливает необходимость их всемерной охраны и исследования общественных отношений в сфере здравоохранения.

Согласно ст. 150 Гражданского Кодекса РФ жизнь и здоровье граждан  являются нематериальными благами. Нематериальные блага защищаются в соответствии с ГК и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.

Право на здоровье, в отличие  от других прав человека, сравнительно недавно стало предусматриваться  конституциями многих стран мира. В конституциях XVIII - XIX вв. не было упоминаний о праве на здоровье, хотя другие права человека и провозглашались. В международном масштабе право человека на здоровье было признано в 1948 г. Всеобщей декларацией прав человека (ст. 25): «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая питание, одежду, жилище, медицинский уход и требуемое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи».

 Конституция РФ 1993 г. в ст. 42 закрепила право гражданина  на охрану здоровья и медицинскую  помощь. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

 

8.4 Ответственность медицинских учреждений

 
    В зависимости от характера нарушения, степени его общественной опасности, тяжести отрицательных последствий в отношении виновных лиц медицинского персонала могут применяться меры дисциплинарной, административной и уголовной ответственности. Кроме того, если в результате нарушения обязанностей медицинскими работниками будет причинен вред пациенту, то наступает гражданско-правовая имущественная ответственность лечебного учреждения перед пациентом.  
    Согласно ст. 444 ГК вред, причиненный личности гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом (в том числе учреждением, организацией), причинившим вред, если это лицо (учреждение) не докажет, что вред возник не по его вине. Организация (учреждение) обязана возместить вред, причиненный по вине ее работников при исполнении ими своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей.  
    Приведенные положения законодательства означают следующее. Ответственность за вред, причиненный в результате повреждения здоровья пациента, несет перед ним медицинское учреждение. Такая имущественная ответственность наступает при наличии следующих условий: противоправность действий (бездействия) медицинского учреждения (его персонала); причинение пациенту вреда; причинная связь между противоправным деянием и возникшим вредом; вина медицинского учреждения. Рассмотрим эти условия (основания).  
    Под противоправностью действий (бездействия) медицинских учреждений понимается нарушение их работниками законов или подзаконных актов, регулирующих лечебную деятельность этих учреждений. Противоправное деяние может совершаться в форме действия или бездействия.  
    Действия приобретают противоправный характер при ненадлежащем исполнении обязанностей, то есть при исполнении их с отступлением от условий, определенных законом или соглашением сторон. Противоправное бездействие выражается в несовершении тех действий, которые работники медицинского учреждения обязаны, были совершить.  
    В практике медицинских учреждений встречаются ситуации, когда вред причинен здоровью пациента в результате необеспечения наблюдения или ухода за ним (бездействие).

      Уголовные, гражданские и дисциплинарные правонарушения существенно отличаются друг от друга по характеру и степени общественной опасности (вредоносности). Гражданские правонарушения (если они одновременно не нарушают уголовного закона и не влекут уголовной ответственности) представляют меньшую опасность, чем преступления.  
    В практике встречаются случаи, когда уголовные дела в отношении медицинских работников подлежат прекращению за отсутствием в деянии состава преступления или когда обвиняемый оправдан, но при этом гражданская ответственность лечебных учреждений за действия своих работников не исключается.

     Совершение операций в медицинских учреждениях нельзя рассматривать как сознательное причинение вреда: такой подход противоречит самой сущности лечебной деятельности. Кроме того, невозможно сопоставить благо, которому «причиняется вред», и спасаемое благо, поскольку и то, и другое - здоровье одного человека. И, наконец, совершение лечебных действий (операций и др.) проводится с согласия пациента. Поэтому вопрос о крайней необходимости в подобных случаях вряд ли может стоять.  
    Другим необходимым условием возникновения ответственности медицинского учреждения является причиненный пациенту вред. Под вредом в гражданском праве понимается умаление, уничтожение какого-либо блага, наличие неблагоприятных последствий. В отношениях типа «гражданин - медицинское учреждение» восстановление поврежденного здоровья пациента полностью не всегда возможно. Если медицинское учреждение причинило вред здоровью, но он непоправим, а тем более если последовала смерть пациента, то ответственность перед ним наступает в форме денежной компенсации.  
    Вред, причиненный здоровью пациента в результате виновных действий (бездействия) медицинского учреждения, может выражаться в утрате (полностью или частично) заработка, в несении каких-либо дополнительных расходов (на лекарства, усиленное питание, посторонний уход за потерпевшим и др.).

       Если по вине медицинского учреждения пациент временно утратил трудоспособность, а по листку нетрудоспособности он получает денежное пособие меньше своего полного заработка (например, при отсутствии необходимого трудового стажа), то разницу между этими суммами он вправе взыскать с медицинского учреждения.

      В случаях стойкой утраты трудоспособности потерпевший направляется на врачебную экспертизу, которая определяет процент утраты профессиональной трудоспособности, а если он велик, то может быть установлена группа инвалидности, и органами социальной защиты назначается пенсия. С учетом этих данных и определяется размер материального вреда, подлежащего возмещению.

       При возмещении заработка или его части пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем, а равно другие виды пенсий, назначенные как до, так и после увечья в счет возмещения вреда не засчитываются. Также не засчитывается заработок, получаемый потерпевшим после увечья.

      В ст. 459 ГК и в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья» от 28 апреля 1994 г. даны примерные перечни дополнительных (помимо возмещения утраченного заработка) расходов, вызванных повреждением здоровья. К ним относятся расходы на усиленное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, включая стоимость проезда к месту лечения и обратно самого потерпевшего, а в необходимых случаях и сопровождающего, приобретение специальных транспортных средств, расходы, необходимые для обслуживания потерпевших в быту (стирка белья, уборка квартиры и т. п.). Необходимость в указанных дополнительных расходах должна быть подтверждена заключением судебно-медицинской экспертизы по правилам, предусмотренным для ВТЭК.  
    Нарушение некоторых обязанностей медицинских учреждений не сопровождается наступлением имущественного вреда, но существенно нарушает интересы гражданина, например, при разглашении врачебной тайны, причинении боли, оставлении рубцов, ожогов на теле из-за применения неправильного или нещадящего метода врачевания.  
    По российскому законодательству моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину неправомерными действиями, возмещается причинившим при наличии его вины. Под неимущественным вредом понимают такие последствия правонарушения, которые не имеют экономического содержания и стоимостной формы. Неимущественный вред может выражаться в причиненных физических и нравственных страданиях и подлежит возмещению в денежной или иной материальной форме в размере, определяемым судом. Неимущественный вред взыскивается независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

Информация о работе Понятие медицинского права