Понятие медицинского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель профессиональной деятельности медицинских работников - сохранение жизни человека, профилактика заболеваний и восстановление здоровья, а также уменьшение страданий при неизлечимых заболеваниях. Свои обязанности медицинский работник выполняет, руководствуясь своей совестью, принципами гуманизма и милосердия.

Прикрепленные файлы: 1 файл

ФИЛИМОНОВА.doc

— 299.00 Кб (Скачать документ)

          Трудовая деятельность медицинских  работников носит разъездной (участковый) характер, и потому правила статей 166-168 Трудового кодекса РФ, касающиеся  служебных командировок медицинских  работников, не имеют какой-либо специфики в отношении медицинских работников. Гораздо большую специфику заслуживают расходы в связи с переездом медицинского работника и членов его семьи в другую местность (так называемые "подъемные"), особенно если это касается переезда на работу в сельскую местность из городской или из одной сельской местности в другую. Главная особенность гарантируемых Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан подъемных заключается в том, что они предоставляются не только в денежной (в виде компенсаций), но и в натуральной форме, причем их содержание значительно шире, чем содержание подъемных для других категорий работников.

          В частности, медицинским работникам  при их переезде на работу  в другую местность предоставляется  право на первоначальное получение жилых помещений с отоплением и освещением, установку телефона, первоочередное предоставление их детям мест в детских садах, приобретение автотранспорта на льготных условиях при разъездном характере работы, и иные льготы, предусмотренные региональным законодательством. При этом их содержание для выпускников медицинских учебных заведений во многом совпадает с содержанием подъемных, выплачиваемых лицам, являющимся выпускниками сельскохозяйственных учебных заведений (единовременное пособие на хозяйственное обзаведение). 

  

    

     Это единовременное  пособие выплачивается: на самого  работника в размере его месячного  должностного оклада (тарифной ставки) по новому месту работы и  на каждого переезжающего члена  семьи - в размере четверти пособия самого работника, что значительно ниже тех затрат, которыми медицинскому работнику предстоит покрывать переезды на работу в сельскую местность. Поэтому работодатель должен покрывать все затраты медицинского работника в связи с обустройством в данной местности, исходя из сложившегося в ней уровня цен. Если же работодатель производит по своей вине задержку в исполнении своих обязанностей, то медицинский работник не получает за это никакой денежной компенсации, поскольку такая возможность не предусмотрена действующим законодательством.    

     Еще одна  проблема, которая имеет место  сегодня - существование ограничения  круга членов семьи медицинского  работника исключительно супругом, состоящим в зарегистрированном  браке, детьми и родителями  обоих супругов. На наш взгляд, такая трактовка круга членов семьи уже устарела и нуждается в корректировке, поскольку Конституция понимает семью в гораздо более широком плане чем, к примеру, Федеральный закон "О прожиточном минимуме в РФ", который понимает под семьей только лиц, связанных между собой отношениями родства и (или) свойства. На наш взгляд, подъемные необходимо выплачивать на всех членов семьи, под которыми следует понимать лиц, совместно проживающих и ведущих вместе общее хозяйство, то есть достаточно широко, в частности лиц, состоящих с медицинским работником в фактических брачных отношения, его братьев и сестер, дедушек и бабушек.

          Однако те гарантии и компенсации,  которые предусмотрены статьей  169 ТК РФ и статьями 63 и 64 Основ  законодательства РФ об охране здоровья граждан носят, главным образом, декларативный характер ввиду опять же недостаточного финансирования данных мероприятий со стороны местных бюджетов. Перечисленные права медицинских работников на практике исполняются только при наличии желания и, главное, возможности работодателя. Однако стоит помнить и о том, что предоставление указанных гарантий и компенсаций - не одолжение со стороны работодателя или местного бюджета, а их законно установленная обязанность. И дефицит численности медицинских работников, особенно в сельской местности и поселках городского типа во многом объясняется именно нежеланием со стороны работодателей - медицинских учреждений и местных администраций исполнять возложенные на них обязанности. Фактически в России на сегодняшний день сложилась такая ситуация, что отстоять указанные права медицинский работник может только путем многолетних судебных разбирательств с работодателем и местной администрацией.

    

 

    

    

6. Социальное  обеспечение медицинских работников.

     Отдельного  рассмотрения заслуживает вопрос  о досрочных пенсиях по старости, назначаемых медицинским работникам  в связи с осуществлением ими  лечебной и иной деятельности  по охране здоровья граждан,  который в настоящее время  урегулирован Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ" и постановлением Правительства "О порядке исчисления специального стажа, дающего право на досрочную пенсию по старости по основаниям, предусмотренным статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ". Главная и неразрешимая до сих пор проблема - это проблема определения круга лиц, которым должна назначаться досрочная пенсия по старости независимо от возраста. Законодатель дал право на получение досрочной пенсии по старости независимо от возраста только тем категориям медицинских работников, которые работали полный рабочий день в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. И если первое ограничение выглядит вполне оправданным, то второе носит явный антиконституционный характер, поскольку дифференциация социального обеспечения в зависимости от других факторов, нежели обеспечение обороноспособности и безопасности государства или прав и свобод других лиц, недопустима.       

     Недостаточно убедительными  выглядят аргументы сторонников  сохранения необходимости этого ограничения - а именно наличие более низкой заработной платы в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения по сравнению с учреждениями частной системы здравоохранения. Однако если в Советском Союзе такое считалось вполне возможным то, в современной России стоит применять другие методы борьбы с оттоком кадров из государственной и муниципальной системы здравоохранения - создание нормальных условий труда и повышение заработной платы, а не установление несправедливой дифференциации граждан в сфере пенсионного обеспечения в зависимости от формы собственности работодателя, у которого работал тот или иной гражданин.

          Другая  проблема, которая встала на практике - это проблема дифференциации  стажа, дающего права на досрочную пенсию по старости независимо от возраста в зависимости от местности, в которой осуществлялась лечебная или иная деятельность по охране здоровья - городской или сельской. Указанное различие имеет свои корни еще в советской системе пенсионного обеспечения медицинских работников, когда для них существовали пенсии за выслугу лет - с 1925 года. Оно связано с тем, что в период массовой индустриализации страны существовал значительный отток населения из сельской местности в городскую и для того, чтобы сохранить кадровый потенциал сельского здравоохранения вводились значительные льготы для лиц, работавших в сельской местности (позже они были распространены и на лиц, работавших в поселках городского типа). В то же самое время для других категорий работников организаций социально-культурной сферы (например, учителей школ и других лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей) дифференциации специального стажа (выслуги лет) в зависимости от местности выполнения работы никогда не производилось.    

     Установление пониженного  размера специального стажа, равно  как и льготного исчисления  периода работы в сельской  местности для лиц, работавших  как в сельской местности и  (или) в поселках городского  типа, так и в городах, опять-таки связано с желанием решить проблемы более тяжелых условий труда в сельской местности повышением уровня не компенсаций, предоставляемых в связи с осуществлением такого рода деятельности, а социальных выплат. При этом производится льготное исчисление специального стажа, несмотря на то, что подобная льгота, с одной стороны, опять же несправедливо установлена, а с другой - не обеспечена соответствующей суммой взносов на обязательное пенсионное страхование. В конечном счете, в данной ситуации страдают медицинские работники, чья пенсия даже при выслуге в 50 лет не достигает даже величины прожиточного минимума. Поэтому многие из них продолжают работать, поскольку новый Федеральный закон "О трудовых пенсиях в РФ" уравнял работающих пенсионеров в правах на получение пенсии с неработающими.    

     По-прежнему остро  стоит проблема определения соответствия  наименования должностей работников  здравоохранения и учреждений  здравоохранения, указанных в  списках, утвержденных постановлением  Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, с теми, которые указаны в трудовых книжках и других документах, представляемых медицинскими работниками для назначения досрочной пенсии по старости независимо от возраста. К примеру, если в перечень должностей, работа по которым засчитывается в специальный стаж, дающий право на получение досрочной пенсии по старости в полуторном размере, включены врачи-хирурги всех наименований, то из числа среднего медицинского персонала данной льготой пользуются только операционные медицинские сестры.    

     Если же наименование их должности записано как "оперирующая медицинская сестра" или "хирургическая медицинская сестра", то, несмотря на идентичность трудовой функции, поименованной в перечне, с той, которая указана в настоящем предложении, правом на льготное исчисление специального стажа не обладают. Однако главная проблема, связанная с наименованиями лечебно-профилактических учреждений - больницами, госпиталями и поликлиниками, решена, и теперь в перечень учреждений, работа которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости независимо от возраста в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, включены все подобные учреждения здравоохранения независимо от их наименования.

     Единовременные  пособия медицинским работникам выплачиваются в случае возникновения у них поствакцинальных осложнений после проведения обязательных профилактических прививок на работах с инфекционными больными и при заражении вирусом иммунодефицита человека, размер которых зависит от степени утраты профессиональной трудоспособности. Но если первые выплачиваются всем категориям медицинских работников, то вторые из названных - только тем, которые работают в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. В данном случае опять встает проблема дифференциации медицинских работников в зависимости от формы собственности медицинских учреждений. Таким образом, работники государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в случае выявления у них ВИЧ-инфекции являются более социально защищенными, чем их коллеги, работающие в частной системе здравоохранения, несмотря на то, что и те и другие подвергаются одному и тому же риску - риску заражения пока неизлечимым заболеванием, вызываемым вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией).

          Говоря о единовременных пособиях, предоставляемых медицинским работникам  в связи с повреждением здоровья, необходимо сделать одно небольшое  замечание. В настоящее время  отсутствуют различия в правовом  режиме страховых и нестраховых  выплат, предоставляемых медицинским работника и членам их семей.

          К примеру, предусмотренное статьей  63 Основ законодательства РФ об  охране здоровья граждан обязательное  государственное страхование жизни  медицинских работников государственных  и муниципальных учреждений, работа которых связана с непосредственной угрозой жизни и здоровью, устанавливается обязательное государственное личное страхование на сумму в размере 120 месячных должностных окладов в соответствии с перечнем должностей, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью работников, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

          В случае причинения вреда  здоровью медицинских и фармацевтических  работников при исполнении ими  трудовых обязанностей или профессионального  долга им возмещается ущерб в объеме и порядке, устанавливаемых законодательством Российской Федерации. В случае гибели работников государственной и муниципальной систем здравоохранения при исполнении ими трудовых обязанностей или профессионального долга во время оказания медицинской помощи или проведения научных исследований семьям погибших выплачивается единовременное денежное пособие в размере 120 месячных должностных окладов.

          На наш взгляд, здесь возникает  проблема соотношения между вышеуказанной  страховой выплатой и единовременной страховой выплатой, предоставляемой в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", от 24 июля 1998 года и вступившего в силу 6 января 2000 года. Поэтому данный вид страхования, являющийся, по сути, мертвым (порядок реализации данной нормы постановлением Правительства РФ до сих пор не установлен), должен быть либо отменен, либо медицинским работникам и членам их семей должно быть предоставлено право выбора между выплатами по обязательному государственному страхованию и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

          Поскольку право социального  обеспечения является по своей природе частной отраслью права и предполагает в связи с этим определенную свободу и автономию воли участников социально-правовых отношений, второй путь разрешения данной проблемы представляется более правильным. Сохранение же положения о независимом характере указанных выплат противоречит целям государственного страхования, так как в соответствии с Отдельным классификатором отраслей народного хозяйства обязательное социальное страхование является составной частью государственного социального страхования. Правительству РФ необходимо незамедлительно принять постановление о порядке осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья медицинских работников, работающих на работах, связанных с непосредственной угрозой их жизни и здоровью.

          Проблема обеспечения медицинских  работников пособиями по временной  нетрудоспособности в настоящее  время стоит не так остро,  как раньше, поскольку в настоящее  время снято ограничение как  по учету доплат, премий и надбавок, так и отсутствует ограничение по учету заработка по совместительству. Однако как и для других категорий работников, для медицинских работников стоит проблема несправедливого ограничения размера пособия по временной нетрудоспособности несмотря на то, что единый социальный налог начисляется на всю сумму получаемого заработка, что, на наш взгляд является несправедливым.

Информация о работе Понятие медицинского права