Антропологическое и социологическое направления криминологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 22:07, курсовая работа

Краткое описание

Преступность как явление всегда интересовала не только специалистов разных направлений, но и всех людей. Человечество живет в страхе перед преступностью и столько, сколько оно существует, ищет методы и средства борьбы с ней. Нельзя сказать, что ученые не уделяли внимания исследованию преступности. Раздумья о том, что это за феномен, кто такие преступники, почему они совершают преступления, можно найти в трудах многих ученых с древнейших времен: философов, историков, правоведов, психологов, социологов и психиатров.

Содержание

Предисловие
Криминология как наука
1. Понятие криминологии
2. Предмет криминологии
3. Система криминологии
4. Криминология и другие науки
5. Задачи криминологии на современном этапе
История криминологии
6. Примитивно-рационалистическая концепция причин преступности
7. Социологические концепции преступного поведения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литератур

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая по криминологии МОЯ 111111111111111.doc

— 308.50 Кб (Скачать документ)

Криминологи за годы своего "вторжения" в социальную жизнь наработали немало практически  значимых рекомендаций по предупреждению, преступлений в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства. Меры по предупреждению преступности касаются как организации производственных процессов (с точки зрения их криминогенной уязвимости), так и воспитательной работы с разными категориями работающих, а также методов учета, охраны материальных средств и т.д.

Эти рекомендации могли появиться на свет лишь в результате длительного и всестороннего изучения конкретных отраслей хозяйства. Такое направление в криминологии неисчерпаемо, ибо формы хозяйствования, их структуры меняются, соответственно меняются и условия, способствующие совершению преступлений, а значит, должны совершенствоваться предупредительные меры. 
Меры предупреждения разные и для различных видов преступлений (например, для корыстных и насильственных, убийств и изнасилований, краж и мошенничества и т.д.). "Блоки" преступности тоже требуют специфических мер (скажем, организованная преступность - одних мер, рецидивная - других, женская - третьих и т.п.). Внутри же этих блоков различны и многочисленны виды конкретных преступлений, требующие конкретных мер для их предупреждения.

Деление преступности на уровни определяет и особенности  индивидуальной профилактики, ибо отдельные  преступления совершаются людьми, каждый из которых неповторим, а воспитательная работа с ним требует индивидуального  подхода. В этой части криминология вступает в контакт прежде всего с такой наукой, как психология. Не случайно среди правовых наук прочное место завоевала ныне юридическая психология.

Юридическая психология изучает не только личности тех, кто  совершает преступления, предмет  ее значительно шире, но связь ее с криминологией органична. Криминологическая типология личности нужна не сама по себе, не просто как теория, позволяющая глубже изучить причины конкретных преступлений в связи с особенностями личности, а как предпосылка предупреждения преступлений, в частности индивидуальной профилактики. 
Теория предупреждения преступности неразрывно связана (как и остальные составные предметы криминологии) с проблемой прогнозирования преступности, а также планирования предупредительных мер как в широком общесоциальном плане, так и применительно к деятельности различных общественных и государственных структур, включая правоохранительные органы, их различные звенья, по-разному осуществляющих профилактику. Предупреждение преступности немыслимо и без координации как в общегосударственном, так в региональном плане.

Конечно, криминологическое  прогнозирование - сложное и довольно "рискованное" занятие, ибо на преступность, как ни на какое другое социальное явление, влияют подчас неожиданные  повороты в экономической, социальной и политической сферах. Более того, изменения преступности нередко происходят на первый взгляд "на ровном месте". И лишь тщательный анализ длительного отрезка времени, предшествующего периоду "неожиданных" изменений, может пролить свет на причины сложившегося положения. Еще более непредсказуемо индивидуальное преступное поведение людей. Поэтому к проблеме прогнозирования, не отвергая его, следует подходить осмотрительно и не увлекаться, как это нередко имеет место, умозрительными математическими выкладками и формулами, выглядящими научно, но подчас не имеющими под собой реальной почвы. Прогнозирование социальных процессов, особенно в тех случаях, когда они, в числе прочего, складываются из суммы (совокупности) актов поведения конкретных людей, вообще чрезвычайно трудно. При этом следует иметь в виду, что преступность - явление, имеющее свои закономерности и подчиняющееся им. Но цифра преступности складывается стихийно.

Предупреждение  преступности может и должно планироваться. Планирование предупредительной работы в государстве имеет свои уровни. В борьбе с преступностью нет и не может быть однозначных рекомендаций. К сожалению, иногда конкретные советы и предписания сводятся к лозунгам, призывам типа: усилить профилактическую работу, обязать прокурора (прокуроров) усилить надзор за соблюдением законов, обязать МВД разработать планы усиления индивидуальной профилактики силами участковых инспекторов и т.д. к чему привыкли и чем пестрит практика "борьбы" с преступностью в нашем государстве, оборачивающаяся наличием, пустых, неконтролируемых и невыполнимых "планов". Причем наша практика страдала и продолжает страдать неоправданной гигантоманией и глобальностью планов.

Криминология, имея составной частью своего предмета предупреждение преступности и исходя из сложности преступности как явления, выработала рекомендации, относящиеся как к разным уровням социальных и государственных структур, так и к видам преступности. Криминологами были разработаны примерные планы профилактики преступлений на предприятиях и в организациях, в районе, городе, области, республике, рецидивной преступности несовершеннолетних и т.д. 
В конце 80-х годов большая дискуссия развернулась вокруг Общегосударственной программы (плана) борьбы с преступностью, а в 90-х годах, после развала Союза ССР, началась эпопея вокруг столь же грандиозного плана для России, ибо с начала перестройки и поныне преступность все больше захлестывает общество. Начиная с 1991 г. в стране было принято уже пять общероссийских программ (планов) борьбы с преступностью, не считая множества региональных. Большинство из этих программ выполнено не было. 
Среди криминологов по поводу грандиозных планов нет единого мнения. Как видят эту проблему авторы учебника? Авторы считают, что планирование борьбы с преступностью в принципе возможно. Поскольку общественное мнение было подготовлено к тому, что планы эти -чуть ли не панацея от всех бед, их составили, однако в них реальна (и то при наличии денежных средств у государства) лишь та часть, где речь идет о материально-техническом обеспечении правоохранительной системы. Другие же рекомендации слишком общи и неконкретны. Это главный недостаток всех глобальных планов. 
Начинать планирование борьбы с преступностью следует с первичных ячеек общества, где все конкретно, все проверяемо и может быть обеспечено организационно, материально и т.п. Такие планы могут быть составной частью планов региональных. Но чем выше будет идти планирование, тем более общий и менее конкретный характер оно будет приобретать.

Борьба с преступностью, ее планирование, координация между регионами, внутри них и органами, ведущими эту борьбу, необходима, ибо преступность границ не признает (ее тяжкие формы особенно). Поэтому предупреждение преступности есть деятельность, требующая скоординированной работы прежде всего правоохранительных органов на территории всей страны. Разобщенность недопустима и ничего, кроме вреда, принести не может. Целям координации могут служить специально создаваемые для этого организационные структуры. Таким образом, составная часть предмета криминологии - предупреждение преступлений - сама по себе сложная теоретическая проблема, реализуемая в многообразных практических мерах как общесоциального плана, вплоть до конкретных технических мер, так и специально-криминологических и правовых, включая предложения по совершенствованию законодательства.

Завершая рассмотрение предмета криминологии, отметим, что  в него входит и проблема жертвы преступления. В науке это направление  получило название виктимология. Очевидно, если есть преступность как явление, есть преступление как часть целого, преступник как лицо, реально совершившее преступление, то есть и потерпевший от преступления. Есть жертвы преступности.

Исследования  показывают, что поведение преступника  нередко обусловлено как поведением его жертвы, так и особыми качествами ее, а также взаимоотношениями преступника с потерпевшим, сложившимися ранее либо в процессе столкновения. Нередко преступное поведение провоцируется отрицательным поведением потерпевшего. В преступлениях, где наличествуют мотивы межличностного порядка, это видно особенно отчетливо.

Понятию жертвы преступления уделяют внимание и  уголовный процесс, и уголовное  право, и криминология. С позиции  криминологии виктимологическое понятие  жертвы преступления включает данные о контингенте потерпевших в целом от преступности, будь то на индивидуальном или обобщенном уровнях.

Поведение потерпевшего может быть не только неправильным, но и безнравственным. Сказанное  не снимает проблемы антисоциальности самого преступника. Однако криминологи  отметили такую закономерность: чем  более значительна (провокационна) роль потерпевшего в конкретном преступлении, тем внимательнее следует подходить к оценке личности совершившего преступление (в уголовном праве это может привести к назначению смягченного наказания, а возможно, и к освобождению от него). Конечно, такая закономерность четче просматривается при совершении преступлений против личности. 
Развитие виктимологии привело к возникновению термина виктимизация. Это процесс превращения в жертву преступления конкретного лица, а также определенной общности людей. Виктимизация отличается от преступности тем, что представляет собой совокупность процессов становления жертвами. 
В свете сказанного очевидно, какое большое значение в качестве составной части предмета криминологии имеет учение о жертве преступления и как важен виктимологический анализ понятия преступности.

3. Система  криминологии


Можно говорить о системе науки, т.е. о перечне  и о порядке рассмотрения проблем, скажем, от наиболее общих, основополагающих до конкретных. Можно говорить о  системе курса или учебника, где  в наиболее удобном для изучения порядке освещаются отдельные проблемы науки.

В таком же плане  следует подходить и к криминологии. В юридических науках, которые  тесно связаны с законодательством, система науки нередко совпадает  с системой законодательства. Как  известно, наука уголовного права складывается из Общей и Особенной частей, а соответственно уголовные кодексы имеют Общую и Особенную части. И в том и в другом случае в Общей части излагаются общетеоретические, исходные для науки и практики вопросы, а в Особенной части - виды преступлений, конкретные их составы и меры наказания за них.

Поскольку традиции в науке имеют немаловажное значение, криминология (с момента ее восстановления в правах и выхода в свет первого  учебника в 1996 г.) была разделена на Общую и Особенную части. Правда, в Особенной части криминологии, в отличие от уголовного права и законодательства, гражданского и трудового, процессуального и т.п., отсутствует проблема ответственности и наказаний либо каких-то иных санкций. А это - существенное отличие криминологии, делающее ее, условно говоря, Общей частью для наук криминального цикла. Поэтому возникает вопрос, а есть ли в криминологии при таком понимании ее места в системе наук то, что юристы привыкли считать Особенной частью?

Те, кто следуют  традициям, утверждают, что есть, и считают, что в Общую часть криминологии входят такие проблемы, как преступность, ее причины, личность преступника, общая теория предупреждения преступности, а в Особенную - характеристика видов преступности и конкретных мер предупреждения преступлений. Конечно, такая позиция имеет право на существование. Но для криминологии проблема деления на Общую и Особенную части более условна, чем кажется на первый взгляд. Прежде всего потому, что многие из вопросов, казалось бы справедливо отнесенных к проблемам Особенной части, например рецидивная преступность, сами по себе являются большой теоретической проблемой. Имея истоками общее, что характерно для криминологии вообще, эти виды преступности наполнены собственным глубоким теоретическим содержанием, позволяющим их самих делить на общее и конкретное(особенное).

Конкретные рекомендации криминологии, которые условно можно  сравнить с санкциями (наказаниями), применимы для предупреждения конкретных видов преступлений. Но нетрудно заметить, что эти конкретные рекомендации являются частью рассматриваемого вопроса, который сам является конкретным по отношению к общетеоретическим проблемам криминологии. Например, рекомендации по предупреждению квартирных краж являются выводом проблемы о кражах вообще; более высокий уровень - это имущественные преступления; еще более высокий - корыстные преступления и т.д. Чем выше уровень, тем более общими являются и рекомендации.

Виды преступности - организованная, профессиональная, рецидивная, несовершеннолетних, женская, должностных лиц и др. - элементы системы науки, изучающей данное явление в целом и ее составляющие. То же самое можно сказать и о проблеме личности в криминологии, ибо классификация и типология личностей, совершающих преступления, - элементы, свойственные системе науки. Это же справедливо и для предупреждения преступности, где все ее проблемы рассматриваются по определенной системе.

Если взять  за основу подходы к криминологии как к науке, получившие свое отражение  в ранее изданных курсах, учебниках, монографиях, специальных статьях, то обобщенно система криминологии выглядит следующим образом.

Сначала рассматриваются  понятия, предмет, задачи науки. Вслед  за этим - история и состояние  криминологии как науки; затем анализируются  ее ключевые проблемы (преступность, личность преступника, причины и условия преступности, ее прогнозирование и методы изучения, предупреждение преступности, включая планирование борьбы с преступностью); вслед за этим анализируются виды преступности -насильственная, корыстная, политическая, неосторожная, экологическая, организованная, а также преступления несовершеннолетних и военнослужащих.

Рассматриваются также и основные идеи зарубежной криминологии.

4. Криминология  и другие науки


Уже из ознакомления с предметом криминологии видно, что эта наука междисциплинарная, т.е. связанная с некоторыми другими науками. Это науки юридические и социальные в широком смысле слова.

Прежде всего  рассмотрим соотношение криминологии с юридическими науками. На первом месте  здесь связь криминологии с уголовным правом.

И уголовное  право, и криминология изучают преступление и преступность. Но делают они это  по-разному. Уголовное право - наука  об ответственности за совершение преступлений. Поэтому и преступление она изучает  с юридических позиций, как понятие и совокупность признаков (состав) определенного акта противоправного поведения. Уголовное право изучает и наказание, налагаемое судом за совершение преступления, смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства, определяет принципы назначения наказания и освобождения от него.

Уголовное право  не обращается к тем явлениям, событиям и поступкам человека, которые  предшествуют преступлению; его непосредственно  не интересуют причины преступности и условия, способствующие совершению преступлений. А личность преступника сводится в уголовном праве к понятию субъекта преступления, который характеризуется в основном двумя свойствами: возрастом и вменяемостью (плюс признаки так называемого специального субъекта). За границами уголовного права остаются нравственные, социальные и психологические особенности преступника. Но все то, что не входит в предмет уголовного права, как раз интересует криминолога, в частности "механизм" преступного поведения и причины противоправного развития событий.

Информация о работе Антропологическое и социологическое направления криминологии