Становление феодальных отношений в Иране в период Сасанидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Иран - страна древней и высокоразвитой цивилизации. Его обитатели одними из первых вступили на путь исторического прогресса, создав еще в начале 3 тысячелетия до н.э. свою письменность и государственные объединения. Несмотря на нелегкие исторические судьбы, народ Ирана в течение многих тысячелетий сохранял и непрерывно развивал свою культуру, оказывая при этом благотворное влияние на соседние и далекие страны и, в свою очередь, заимствуя их достижения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………..2
1. Становление феодальных отношений в Иране в период Сасанидов (III - VII вв.) …………………………………………………………......
1.1.Держава Сасанидов и ее социальная и государственная структура……
1.2.Религиозные течения в эпоху Сасанидов: зороастризм, манихейство, маздакизм…………………………………………………………………
1.3 Внешняя и внутренняя политика державы Сасанидов……………
2 Реформы Хосрова I……………………………………………
2.1 Внутренняя политика: административно-территориальная реформа; экономическая реформа; военная реформа;…………………………….
2.2 Внешняя политика…………………………………………………….
2.3 Ослабление Сасанидской державы…………………………………..
3. Вторжение арабов……………………………………………..
3.1Роль иранцев в политической и духовной жизни Халифата………
4. Культура Сасанидского Ирана………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………......
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 116.09 Кб (Скачать документ)

Продвигаясь в глубь Месопотомии (арабское название Месопотамии – Ирак),  завоеватели грабили поместья крупных персидских землевладельцев, местное же население – арамейцев, христиан и арабов, - они не трогали. Крестьяне видели в арабах освободителей от жесткого персидского гнета.

Овладев городом Хира и рядом персидских крепостей, арабское войско, приблизилось к иранской столице Ктесифону. Но в начале 634 года Халид был отозван халифом Абу Бекром и направлен на завоевание Сирии.

На смену Халиду новый халиф Омар  послал в Ирак сподвижника Мухаммеда Абу-Обейда, который должен был продолжить начатые завоевания. Однако в сражении, разыгравшемся 26 ноября 634 года недалеко от развалин древнего Вавилона, персы одержали победу. Арабские историки называют этот бой «сражением у моста» и рассказывают, что персы, расположившиеся на левой, восточной стороне Ефрата, у плавучего моста, коварно предложили: «Или вы переправляйтесь на наш берег – и в таком случае мы вам дадим беспрепятственно совершить переход, или пустите нас переправиться к вам». Арабы не разгадали эту хитрость и переправились через мост. Персидское войско, занимавшее выгодные позиции, обрушилось на противника. Абу-Обейд был убит, Моссана ранен. 4 тысячи воинов погибли в бою или утонили в реке.

Неудача, которую  потеряли арабы, была временной. В Иране продолжалась борьба между отдельными группировками  знати за власть при малолетнем царе Ездгерде III (632-651),  и персидские военачальники не сумели воспользоваться победой, одержанной в «сражении у моста».

Халиф Омар послал новые подкрепления своему войску. Вскоре конные отряды подчинили  всю территорию Месопотамии почти  вплоть до Ктесифона, а Моссана, чтобы закрепиться в захваченной стране, заложил крепость Басру в Шатт-эль-Арабе, которая впоследствии превратилась в крупнейший торговый город и порт Арабского халифата.

Одновременно арабское войско успешно  действовало и в Сирии, против византийцев, захватив Дамаск (635), а  затем и всю Сирию. Все это  говорило о том, что арабы совершали не хищнические набеги, как это было в недавнем прошлом, а вели систематическое завоевание обширной территории. Только теперь в Иране поняли всю серьезность обстановки. Во главе персидских войск встал прославленный полководец Рустам, который собрал значительные силы из ряда иранских провинций. В свою очередь и халиф Омар послал  крупные отряды бедуинов с юга Аравии и главным военачальником в Ираке сделал сподвижника Мухаммеда – Са*ада ибн Абу Ваккаса. Основные силы арабов сосредоточились у местечка Кадиссии, недалеко от Хиры. Здесь же расположилось и войско Рустама. Противники стояли друг против друга в течение почти четырех месяцев. Персы вели переговоры и тянули время, накапливая постепенно силы. К тому же Рустам опасался исхода сражения, он видел раздоры среди своих военачальников, их зависть к нему, как командующему, и нежелание подчиняться. По словам одного современника, Рустам не имел надежд на победу.

Точную численность войск противников  не представляется возможным определить.  Можно принять цифры, приводимые более поздними летописцами, которые  насчитывали 38 тысяч арабов и 80 тысяч  персов. Точная дата сражения у Кадиссии тоже неизвестна, но считается, что  оно произошло в конце мая  или начале июня 636 года.

Накануне сражения арабский военачальник Са*ад приказал, чтобы в каждом отряде была прочитана сура Корана «Военная добыча». Упоминание о том, что победителей ждет богатая добыча, должно было вдохновлять воинов в бою, да и не лишним было им напомнить о необходимости выделить пятую часть добычи наместнику бога на земле – халифу, так как мусульманские воины рады были бы безраздельно присвоить себе все, что они захватывали.

Сражение у Кадиссии длилось 3 дня. Первоначально его исход не был  ясен. Несмотря на храбрость арабов, боевые слоны произвели большие  опустошения в их рядах. Да и конница, составлявшая главную силу  персидского  войска, действовала успешно. Но вскоре положение стало меняться. У многих слонов арабские воины сумели обрубить хоботы, и рассвирепевшие животные бросались на ряды своих же воинов. Был убит и особо почитаемый персами  белый слон. На персидскую кавалерию  по приказанию  Са*ада стали пускать  верблюдов, покрытых большими, развевающимися по ветру кусками материи, от которых  в испуге шарахались кони персидских воинов. Казалось, сама природа была против персов. Сильные порывы ветра  несли им в глаза тучи песка.

Окончательно исход  боя решило прибытие на четвертый день подкреплений арабам из Сирии. Персы были разбиты, полководец Рустам убит. Но и арабы  потеряли третью часть своего войска и были не в силах преследовать побежденного неприятеля. Победителям досталась богатая добыча – оружие, драгоценности, а также сшитое из леопардовых шкур и осыпанное драгоценными камнями государственное знамя Ирана. По указанию халифа Омара захваченная в бою добыча, за исключением пятой ее части, предназначавшейся для государственной казны, была роздана воинам.

Победа при Кадиссии открыла  путь на иранскую столицу. Ктесифон был  хорошо укреплен и способен выдержать  длительную осаду, тем более, что арабы не располагали осадными машинами. Однако после битвы у Кадиссии у персов не было войска, способного защищать Ктесифон, а времени собрать новое арабы не дали. Царский двор, во главе с малолетним Ездгердом III, поспешно покинул столицу, и победители ворвались в Ктесифон. Персам удалось увезти с собой государственную казну, но все остальные сокровища достались победителям.

Бедных сынов пустыни поразили несметные богатства Ктесифона. Изумленно смотрели они не только на драгоценные камни, золото и оружие, украшенное драгоценностями, но и на золотой трон Сасанидов, царские  венцы, серебряного верблюда в натуральную  величину, на котором сидел сделанный  из золота всадник, а также золотого коня, глаза и зубы которого были из драгоценных камней.

Но самой большой драгоценностью, доставшейся арабам, был знаменитый ковер из приемного зала Ктесифонского  дворца. Этот ковер изображал сад, вытканный золотыми нитями, дорожки  в саду были серебряными, ручейки  жемчужными, лужайки – изумрудными, а цветы и плоды – из драгоценных  камней. Обычно ковер расстилался  в приемном зале царского дворца, в  зимние и осенние дни, создавая иллюзию расцвета природы. Ковер, мечи, принадлежавшие персидским царям, и много другой добычи было отослано  в Медину, а часть поделена между воинами.

Но ни халиф, ни его окружение, ни тем более простые воины, не смогли найти применение тем художественным ценностям, которые достались им в руки: культурный уровень арабов того времени, даже самых высокопоставленных, был чрезвычайно низок. Вот почему с добычей арабы поступили  варварски: царский ковер, присланный халифу, по предложению зятя Мухаммеда  Алия был разрезан на куски так, чтобы  в каждом было одинаковое количество жемчужин и драгоценных камней. Художественные ткани и парча безжалостно  разрезались на куски, золотые и  серебряные сосуды расплавлялись в  слитки. Камфору, очень высоко ценившуюся как благовоние, бедуины, приняв ее за соль, клали в похлебку и потом  с бранью выливали. Благовонными маслами  воины смазывали оружие и сбрую  лошадей.

Взятие Ктесифона еще не завершило  борьбы с Ираном. После битвы при  Кадиссии персы вновь собрали  большое войско, которое встретилось  с арабами в 642 году у Нехавенда. Первоначально перевес был на стороне персов, и арабское войско дрогнуло, однако в конечном итоге победа осталась на его стороне. Арабские летописцы называют это сражение «победой побед».

Битва при Нехавенде решила судьбу Ирана. Правители отдельных провинций  стремились освободиться  от власти неудачливого царя Ездгерда III  и отказывали ему в поддержке. Царь безуспешно обращался то к одному то к другому правителю, добиваясь денег и выставления войск. В конце концов, в 651 году Ездгерд III был убит мельником, прельстившимся шкатулкой с драгоценностями – единственным, что осталось от огромного царства у последнего из рода Сасанидов.

Сепаратизм иранских правителей привел к распаду державы Сасанидов  и постепенному покорению ее отдельных  областей арабами. С 639 по 651 год они  подчинили себе Хузистан, Азербайджан (Иранский), Хамадан, Фарс, Хорасан и  другие провинции Ирана. Арабское войско дошло до реки Амударьи, оказалось  у границ Армении и Азербайджана. Полное покорение страны потребовало  новых усилий и времени, так как  кое-где, особенно в горных прикаспийских  местностях, население оказывало  сопротивление завоевателям. Тем  не менее, большая часть бывшей державы  Сасанидов оказалась под властью  арабов.

3.1Роль иранцев в политической и духовной жизни Халифата.

          Уравнение в правах мусульман-неарабов с завоевателями способствовало быстрой мусульманизации Ирана и Средней Азии. Это в свою очередь усилило роль иранцев в политической и духовной жизни Халифата. Если в эпоху Омейядов местным жителям доверяли, как правило, должности писцов и чиновников финансового ведомства, то при Аббасидах выходцы из местной среды, в первую очередь иранцы, активно способствовавшие приходу Аббасидов к власти, стали получать и высшие должности в государстве.

         Ал-Мансур, придя к власти, сразу же устранил с важнейших государственных постов – как потенциальных конкурентов – своих родственников и представителей алидской знати. На все значимые должности ал-Мансур поставил людей, лично ему преданных. Среди них были и персы – сын главного жреца храма огня Балха Халид ибн Бармак и высокообразованный Абу Убайдаллах Муавия. Оба они впоследствии приобрели  огромное влияние при дворе.

        Иранцы, вошедши  в ближайшее окружение аббасидских халифов, принесли с собой политические традиции Сасанидской государственности и способствовали возрождению некоторых ее институтов.

        Придворный церемониал. Халиф ал-Махди(775-785), воспитателем которого был перс Абу Убайдаллах Муавия, завел при дворе иранские обычаи. Халиф отделил себя от своих подданных и показывался им крайне редко – во время торжественных событий, а также судебных заседаний, в которых халиф выступал в качестве высшей апелляционной инстанции. Безопасность халифа и его семьи охраняла личная гвардия, специальные чиновники (хаджибы) регулировали  доступ в халифские покои. При дворе постоянно находились тысячи вельмож, слуг и рабов.

       Должность везира. Для координации деятельности центральных ведомств халифы Аббасиды учредили должность везира, выполнявшего функции главы государственного административного аппарата. Появление должности везира, которой не было при омейядах, было связано с возрождением иранских традиций при Аббасидах: функции везира совпадали с обязанностями первого министра (вузург фрамандар) Сасанидских царей.

При первых аббасидских правителях везир являлся личным помощником халифа – его секретарем, надзирателем за имуществом, наставником наследники. При Харуне ар-Рашиде (786-809) везир становится главным советником и доверенным лицом халифа, хранителем государственной печати, распорядителем по административно-финансовым делам.

           Объем  реальной власти везира не  был четко определен и часто  зависел от конкретных обстоятельств,  в том числе и от личных  качеств самого везира. С 10 в.  везиры появляются у всех крупных  местных правителей, особенно в  восточных провинциях Халифата.

           Везиры Бармакиды. Ярким свидетельством роста влияния иранцев в Халифате служит возвышение рода Бармакидов. Халифы Абу-л-Аббас и ал-Мансур приблизил к себе знатного перса Халида ибн Бармака (ум.в 781), из рода которого впоследствии вышли многие багдадские везиры. Первоначально Халид занимал важный пост в финансовом ведомстве, затем был назначен правителем иранских провинций Фарса и Табаристана, а позднее стал везиром халифов Ал-Мансура и ал-Махди. Сын Халида Йахйа стал везиром при Харуне ар-Рашиде, которому он помог взойти на трон. Внуки Халида - ал-Фадл и Джафар – также занимали высокие посты: были наместниками провинций (ал-Фадл – Хорасана, Ирака, Табаристана, Азербайджана и Армении; Джафар – Египта, сибири, Хорасана), наставниками сыновей Харуна ар-Рашида – ал-Амина и ал-Мамуна.

           Могуществу  Бармакидов пришел конец в начале IX века Харун ар –Рашид, недовольный как терпимой политикой Бармакидов по отношению к Алидам, так и их особым вниманием к восточным провинциями Халифата, сначала отстранил ал-Фадла от власти, а в 803 г. заточил его в тюрьму вместе с отцом, а также приказал казнить Джафара. Избавившись от Бармакидов, Харун ар-Рашид стал сам решать важнейшие государственные дела, значительно сузив круг полномочий своего нового везира. [ 10. C.88]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел IV. Культура Сасанидского Ирана.

Сасанидская эпоха характеризуется  подъемом производительных сил и  культуры Ирана.

Большие успехи были достигнуты в  строительном деле и архитектуре, памятниками  которой являются развалины ряда дворцов (Таки-Кисра в Ктесифоне и др.); при их оформлении широко применялись стенная роспись, мозаика, рельефные изображения. Эти особенности сасанидского искусства прослеживаются на обширных территориях от Средней Азии и Синьцзяна до Византии. Сасанидская архитектура оказала влияние на зарождение византийского стиля.

Монументальная скульптура и наскальные рельефы прославляли сасанидских монархов. В частности, рельефы, изображающие триумф Шапура I над пленным римским императором Валерианой.

Широко известны памятники художественного  ремесла - прекрасно выполненные  металлические блюда и вазы с  рельефными изображе - ниями, которые являются гордостью Государственного Эрмитажа и других музеев мирового значения.

Культура и научные знания в  сасанидском обществе развивались во взаимодействии с духовной и материальной культурой в странах Запада и Востока. Известно, что при Сасанидах переводились сочинения некоторых античных и индийских ученых, философов, географов и астрономов, литературные произведения. Характерна судьба древнеиндийской «Панчататры» - при Сасанидах она была переведена под названием «Калила и Димна».

Информация о работе Становление феодальных отношений в Иране в период Сасанидов