Становление феодальных отношений в Иране в период Сасанидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Иран - страна древней и высокоразвитой цивилизации. Его обитатели одними из первых вступили на путь исторического прогресса, создав еще в начале 3 тысячелетия до н.э. свою письменность и государственные объединения. Несмотря на нелегкие исторические судьбы, народ Ирана в течение многих тысячелетий сохранял и непрерывно развивал свою культуру, оказывая при этом благотворное влияние на соседние и далекие страны и, в свою очередь, заимствуя их достижения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………..2
1. Становление феодальных отношений в Иране в период Сасанидов (III - VII вв.) …………………………………………………………......
1.1.Держава Сасанидов и ее социальная и государственная структура……
1.2.Религиозные течения в эпоху Сасанидов: зороастризм, манихейство, маздакизм…………………………………………………………………
1.3 Внешняя и внутренняя политика державы Сасанидов……………
2 Реформы Хосрова I……………………………………………
2.1 Внутренняя политика: административно-территориальная реформа; экономическая реформа; военная реформа;…………………………….
2.2 Внешняя политика…………………………………………………….
2.3 Ослабление Сасанидской державы…………………………………..
3. Вторжение арабов……………………………………………..
3.1Роль иранцев в политической и духовной жизни Халифата………
4. Культура Сасанидского Ирана………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………......
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 116.09 Кб (Скачать документ)

 

Весной 227 г. н.э. поблизости от Стахра, столицы Парса (Персиды), короновался на власть в Иране царь Парса Арташир, сын царя Папака, происходившего из рода Сасана. Коронации предшествовала победа над парфянским царем Артабаном V. И то и другое событие были запечатлены для потомства на скальных рельефах. Были отчеканены монеты с новым титулом Арташира - “Поклоняющийся (Ахура-)Мазде, бог, царь царей Ирана, происходящий от богов”. Так окончательно пришла к власти в Иране новая династия - Сасаниды, объединившая страну на четыре столетия.

Государство Сасанидов, которое образовалось в III в., сменило распавшуюся Парфянскую державу. В его состав вошли обширные иранские территории, Месопотамия, Хузистан и восточные горные районы иранского плато. Экономическое развитие в разных частях страны было различным. Более высокого культурного уровня достигли западные территории. Неоднородным было и население. Число отдельных племен, в прошлом - отдельных владений, достигло 240. Только в Парсе родственные племена объединились в одну народность.

Основная часть населения Сасанидской  державы занималась земледелием, которое  в некоторых районах страны было основано на применении искусственного орошения. Горные области населяли племена скотоводов-кочевников. Более  значительные города были расположены  главным образом в западной части  страны. Крупнейшим среди них был Ктесифон - столица государства. Сасанидские города славились изделиями своих ремесленников, превосходными тканями и великолепным оружием. Через территорию Ирана проходили древние торговые пути с Запада в Среднюю Азию и Китай.

При первых Сасанидах вплоть до V века включительно рабовладельческие отношения были распространены еще широко. Упоминания о рабах постоянно встречаются в повествовательных источниках, но главные сведения мы черпаем из дошедших до нас частей Сасанидского судебника «Матиган-и хазар дадестан». Здесь указывается, что первоначально рабом считался родившийся от отца-раба, а позднее — родившийся от матери-рабыни. Рабов дарили, отдавали в залог, покупали и продавали; средняя цена раба достигала 500 драхм. В рабство отдавали за преступление, существовала сложная система вольноотпущенничества. Рабы могли на известных условиях иметь собственность, заключать сделки. Уже существовала, по-видимому, система так называемого «частичного освобождения», т.е. предоставление рабу права пользоваться долей произведенного им продукта. Часть рабов находилась в собственности общин.

Труд рабов использовался на ирригационных и земледельческих  работах. Но если он сыграл положительную  роль в расширении и улучшении  сети искусственного орошения, то его  применение при обработке новых  земель в сельском хозяйстве становилось  все менее выгодным. Особенно это  заметно на орошаемых землях, где  земледелие требовало более интенсивного труда и более высоких производственных навыков. Господствующий класс стал искать новые формы эксплуатации.

В источниках часто упоминается земельное владение - дасткард, в котором рабы были посажены на землю и не могли быть отчуждаемы без этой земли. Дасткарды принадлежали как крупным, так и мелким собственникам, а также свободным крестьянским общинам. Наиболее крупными земельными собственниками и рабовладельцами являлись государство, сам шаханшах, представители аристократии и жречества. На землях знати переход к использованию более заинтересованного и инициативного производителя выражался в предоставлении рабу частичной свободы, права использовать некоторую часть произведенного им продукта. Это был чрезвычайно долгий и мучительный для непосредственных производителей путь развития. Иной была картина на землях общины, где свободный общинник все более приобщался к интенсивному земледельческому труду.

С ростом производительности труда  господствующий класс, опираясь на сильную  государственную организацию, увеличивал налоги и повинности крестьянского  населения Ирана. Свободные общины претерпевали серьезные изменения, а крестьяне-общинники стали постепенно превращаться в закабаленное податное сословие. В III-V вв. иранская' аристократия, порвавшая свои родовые связи с общиной, встала на путь систематического усиления эксплуатации крестьянства. Однако выполнение этой задачи оказалось весьма трудным вследствие упорного сопротивления общин. До этого в течение длительного времени эксплуатация иранского крестьянства осуществлялась в форме традиционно-патриархальных повинностей: военной, работы для общественных нужд и т.д. Лишь ко второй четверти V в. знати удалось ввести всеобъемлющую систему налогов: хараг (налог на земледельческую продукцию иранского крестьянства), и гезит (подушная подать). Наряду с этим продолжали существовать и старые налоги и повинности, число которых было весьма значительным; поступали они в основном натурой. Известно, что государство имело обильные запасы зерна в специальных зернохранилищах.

Несмотря на усиливающуюся эксплуатацию общины, иранское крестьянство еще  продолжало считаться лично-свободным. Среди сельского населения большесемейная родовая община, совместно владевшая имуществом, играла еще важную роль. Однако наиболее характерной была сельская соседская община, состоявшая из нескольких большесемейных общин, которые сами постепенно распадались на малые семьи. В связи с этим процессом происходило изменение значения термина «кедхуда», первоначально обозначавшего главу большесемейной общины, а затем старосту. Последний выделялся из односельчан и нес определенные административные и финансовые функции, отвечая за систему искусственного орошения, возделывание новых земель и пр. К нему постепенно переходило право на общинных рабов. В некоторых, более отсталых районах Ирана большесемейная община продолжала существовать и после VII в.

Процесс роста имущественного неравенства  среди общинников и выделения  их из слоя мелких и средних землевладельцев  в IV-V вв. зашел уже достаточно далеко, но в целом он еще не был завершен и юридически оформлен. Расслоение сельской общины привело к появлению ее зажиточного слоя, дехканов (впоследствии этим термином стали обозначать земледельцев вообще). Вместе с главами семейно-домовых групп, именовавшихся термином «кедхуда», эти дехкане представляли собой своего рода социально-имущественную верхушку общины, заправляли ее делами. Видимо, достаточно близко к этой верхушке по статусу были воины-азаты (слово «азат» буквально «свободный»).  Хотя они и принадлежали к группе воинов, но, будучи низшей и наиболее массовой, а потому и наименее привилегированной частью сословия воинов, азаты практически являли собой просто военнообязанных крестьян, чем-то напоминающих казаков русского царя. Следует отметить, что постоянного войска Сасанидский Иран не имел. Войско комплектовалось лишь по мере надобности и состояло из конницы знати и привилегированной части воинов, ополчения азатов и вспомогательных частей пехоты из крестьян.

По сравнению с иранскими  общинниками крестьянство покоренных неиранских областей находилось в более  тяжелых условиях, подвергаясь безжалостной эксплуатации.

Небольшую часть населения составляли ремесленники. Многочисленные иранские изделия того времени свидетельствуют  о большом мастерстве ремесленников  и далеко зашедшем разделении труда. В источниках встречаются упоминания о ремесленниках и даже о ремесленных  организациях. Вместе с тем в государстве  Сасанидов ремесленники находились в угнетенном и презираемом положении, а ремесленный труд считался низким и недостойным свободного члена  общества. Вся продукция ремесленников  поступала владельцу, которым часто  было государство. Большая часть  ремесленного и торгового населения  городов Сасанидского государства  состояла из неиранцев, но в IV-V вв. число ремесленников-иранцев постепенно увеличивалось в связи с обнищанием и разорением общин.

Значительны были среди свободного населения Ирана также и родоплеменные  связи. Но среди свободного населения  уже происходил процесс классовой  дифференциации. Большинство его  превращались в класс крестьян, которых  стали эксплуатировать постепенно феодализирующаяся землевладельческая и рабовладельческая знать и  верхушка жрецов и воинов.

Классовая дифференциация привела к образованию среди свободного населения обособленных групп – сословий.

Население страны было официально поделено на четыре большие сословные группы. Переход из одной в другую был  крайне затруднен, если вообще возможен. Первые три – жрецов, воинов и  писцов-чиновников – считались привилегированными. Они не платили налогов и не несли повинностей, кроме своих  прямых служебных обязанностей. Четвертую  составлял народ, податные, крестьяне  и горожане, платившие в казну  ренту-налог, включая пошлины, и исполнявшие  трудовые повинности. Каждое из сословий подразделялось на разряды и имело  внутреннюю иерархическую структуру. Главы всех четырех сословий занимали видное место при дворе; существенно, что главой четвертого из них обычно назначался кто-либо из числа представителей трех высших, привилегированных. Наместниками в областях и правителями вассальных царств или княжеств были преимущественно  знатные аристократы, часто из дома Сасанидов.

Таким образом, жрецы, аристократы, чиновники и воины являли собой привилегированную часть общества, жившую, прежде всего за счет редистрибуции ренты-налога, а конкретнее – за счет избыточного продукта крестьян и ремесленников. Правда, в некоторых районах страны продолжали существовать еще не потерявшие окончательно своих прошлых привилегий эллинизированные города, где было много свободных граждан и немало неполноправных и рабов. Однако эти анклавы с точки зрения структуры общества в целом имели явно второстепенное значение и понемногу отмирали. Основными производителями были податные крестьяне, жившие преимущественно большими домовыми общинами. [6. C 28]

 В III-V вв. экономическое и политическое господство в стране продолжало находиться в руках старой иранской знати. Экономическую основу ее могущества составляли крупная земельная собственность и ограбление завоеванных земель.

Для того чтобы подавить недовольство недавно еще свободного, а теперь закабаляемого сословия  земледельцев-общинников, господствующей верхушке нужна была сильная централизованная власть, которой  и стала Сасанидская династия иранских шахов. Эта власть нужна  была также для того, чтобы держать  в подчинении покоренные народы, например народы Закавказья, которые вели упорную  борьбу против гнета Сасанидов.

Сасанидский период характерен постепенно растущей централизацией, однако и раннесасанидское государство  первоначально представляло собой  лишь федерацию отдельных царств и более мелких владений, находившихся в разной степени зависимости  от центральной власти, по-разному  связанных с ней экономически. В раннесасанидских надписях все еще упоминаются прежние местные полузависимые “цари” в различных областях Закавказья, Ирана, Месопотамии. Однако уже при Шапуре I была уничтожена самостоятельность ряда шахров. Часть ранее автономных царств стала управляться сыновьями царя царей Ирана. Лишь царство Элимаида в Западном Иране просуществовало до середины IV в., и цари Элимаиды, так же как и владетели завоеванных Сасанидами кушанских земель, сохранили право выпуска собственной монеты.

В начале III в. представитель знатного рода Сасанидов Ардашир, поддержанный знатью и жречеством, подчинил своей власти весь Парс, а затем области Центрального Ирана и лежащий к западу от Парса Хузистан. В 226 г. Ардашир I был провозглашен главой государства. Он правил до 241 г., положив начало правлению династии Сасанидов.

Упорная борьба первых Сасанидов со старой парфянской знатью, с владетелями  еще не покоренных районов Ирана  сопровождалась уничтожением владений патриархальной знати на значительной территории страны. Ардашир I заложил основу административного деления, которое нарушило границы старых родовых союзов и тем самым уничтожило непосредственную связь знати со свободным крестьянством своих кланов. Тем не менее, значительная часть аристократии, особенно менее связанные со старыми родовыми владениями члены знатных семей, поддержала Ардашира и обеспечила победу Сасанидам.

Во главе государства стоял шаханшах (царь царей). Строгого порядка наследования не было, но государь должен был обязательно происходить из правящего дома Сасанидов. Он еще при жизни стремился закрепить престол за угодным ему царевичем. Нередко выборы шаханшаха происходили под влиянием той или иной группировки знати.

Государством управлял весьма совершенный  аппарат власти из профессионально подготовленных представителей группы писцов-чиновников (хотя высшие должности в аппарате власти замещались, как правило, представителями знати). [ 6. C.29]

        Во главе административного аппарата стоял вазург-фрамадар (великий распорядитель). Круг обязанностей вазург-фрамадара не был строго регламентирован, так как не существовало еще и разветвленной системы ведомств. Основными объектами забот центрального правительства были финансы и армия, а также ирригационные работы. Финансовое ведомство занималось сбором налогов и делами общины.

Управление провинциями осуществлялось через местных царьков и князей, покорившихся Сасанидам и сохранивших  известную самостоятельность, а  на основной территории государства - через наместников, назначавшихся  из представителей высшей персидской и парфянской знати. Наместниками важнейших, особенно пограничных со Средней  Азией восточных провинций, назначались  члены царствующего дома.

До IV в. войско Сасанидов состояло исключительно из ополченцев и вспомогательных отрядов союзных племен, преимущественно из конницы. Пехота играла вспомогательную роль. Во главе войска стояли представители военной аристократии. Они же составляли особые отряды тяжелой конницы.

 

1.2Религиозные течения в эпоху Сасанидов: зороастризм, манихейство, маздакизм.

Официальной идеологией Сасанидов  был зороастризм. Зороастризм только в Сасанидское время окончательно сложился в воинствующую религию с письменно зафиксированными догматами, с подробно разработанной мелочной обрядностью и строго определённым культом. Своими корнями зороастризм уходит в древние иранские земледельческие культы, которые стали складываться в единый культ ещё в ахеменидское время, но заглохли под натиском эллинистических синкретических учений, чтобы возродиться в позднепарфянское время (I в. до н. э.—II в. н. э.).

В основе зороастризма Сасанидского времени, далеко отошедшего от первоначального  учения легендарного пророка Заратуштры, которое зафиксировано в древнейших частях священной книги зороастрийцев—«Авесты», лежала дуалистическая идея борьбы в мире светлого и тёмного начала. Человек обязан всей своей жизнью помогать светлому началу (Ормазд) в борьбе с тёмным (Ахриман). Это представление влекло за собой деление всех земных существ и даже стихий на творения Ормазда и творения Ахримана и было связано с множеством мелочных обрядов и предписаний, исполнение которых должно было охранять верующего от осквернения и от общения, вольного или невольного, с тёмными силами.

Информация о работе Становление феодальных отношений в Иране в период Сасанидов