Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 00:16, реферат
Цель: восстановить события советско-афганской войны на основе воспоминаний ее участников, литературы.
Задачи:
- выявить истоки афганской проблемы;
- прояснить причины введения советских войск в Афганистан;
- дать характеристику основных этапов войны;
- познакомиться с содержанием международно-правовых актов по урегулированию афганской проблемы;
- дать представление о современном положении в Афганистане;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Афганская проблема, как одна из наиболее острых во всем мире
1.1. Истоки кризиса…………………………………………………………..6
1.2. Причины введения в Афганистан ограниченного контингента Советской Армии………………………………………………………17
Глава II. Периодизация афганской войны
2.1. Ввод ограниченного контингента на территории Афганистана……..24
2.2. Крупнейшие операции на территории государства…………………..31
2.3. Окончательный вывод войск СССР из Афганистана………………...45
Глава III. Международно-правовое урегулирование кризиса
3.1. Международные соглашения по урегулированию афганской проблемы…………………………………………………………………………55
3.2. Афганистан в начале XXI века………………………………………….62
Заключение…………………………………………………………………….
Список источников и литературы……………………
Страну наводнили тысячи советских советников: они работали в партии, армии, госаппарате, общественных организациях, на промышленных предприятиях, в учебных заведениях, СМИ. Советники осуществляли задачу «советизации» Афганистана; в экономической, политической и общественной жизни активно внедрялись нормы и институты советской модели развития. Ни одно значимое решение не принималось без санкции соответствующих советников, которые, по существу, заменили афганских должностных лиц. Бурную деятельность развили представительства КГБ и МВД, по численности персонала превосходившие и без того раздутые штаты советского посольства. Руководство НДПА отчетливо принимало формы марионеточного режима.
Существование нескольких центров «советской власти» в Кабуле — посольства, партийных советников, представительств КГБ и МВД, аппарата военных советников и командования 40-й армией — острое соперничество между ними (отражавшее, вероятно, борьбу за влияние между их шефами в Москве), отсутствие согласованности действий и принятия решений - таков был сложный, но целенаправленный процесс советизации Афганистана.
В системе просвещения активно распространялась советская система преподавания. Среди учебных предметов превалировали основы марксизма-ленинизма, русский язык как иностранный заменил английский. В Кабульском университете были закрыты теологический и инженерный факультеты, среди студентов которых были сильны исламистские настроения. На каждом факультете были открыты «комнаты афгано-советской дружбы». Нелояльный персонал университета вытеснялся или подвергался репрессиям. К 1986 г. около 750 преподавателей и других сотрудников университета эмигрировали либо были арестованы. В 1983 г., по официальным данным, 60% вакансий были заняты педагогами из стран «социалистического лагеря».
Зачастую шло слепое копирование советского опыта: широкое распространение получило организованное властями участие государственных служащих в субботниках, на промышленных предприятиях внедрялись принципы трудового соревнования, была создана пионерская организация с просоветской атрибутикой. При активном участии советских советников проводилось множество мероприятий пропагандистского и организационного характера — семинаров, совещаний, конференций, симпозиумов, пленумов; партийной, комсомольской, профсоюзной учебы. Создавалась видимость бурной созидательной работы. Однако все важные решения так и оставались на бумаге: разбухший бюрократический аппарат был не в состоянии, да и не проявлял особого энтузиазма, чтобы решить назревшие проблемы. Среди афганцев появились иждивенческие настроения. Мерилом преданности идеям революции стал «советизм». «Единственным критерием принадлежности к прогрессивным, миролюбивым и революционным силам является дружба с великой страной Ленина, Советским Союзом», - гласила официальная доктрина НДПА. Москва в свою очередь предпринимала усилия для скорейшей интеграции кабульского режима в сферу своего международного контроля: Афганистан получил статус наблюдателя в экономической организации советского блока — Совете Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и был включен в список стран «социалистической ориентации», фактически утратив право считаться нейтральным, неприсоединившимся государством.
2.2. Крупнейшие операции на территории государства
Штурм дворца Амина
Все подробности о штурме дворца Амина до наших дней не известны. Известны только основные события, происходившие 27 декабря 1979 года в Кабуле.
Штурм дворца Амина (операция «Шторм-333») — эпизод гражданской войны в Афганистане, в ходе которого отряд группы «А» КГБ СССР (более известной как Альфа) провёл операцию по уничтожению президента Афганистана Хафизуллы Амина в резиденции Тадж-бек 34.454828, 69.113344 на окраине Кабула 27 декабря 1979 г.
Решение о штурме принимал глава КГБ Андропов ещё до ввода советских войск в Афганистан. Формальным предлогом было обвинение, что Х. Амин якобы является агентом ЦРУ, хотя именно Амин настаивал на вводе советских войск.
Руководство штурмом осуществлял полковник Григорий Иванович Бояринов. Участники штурма были разбиты на две группы по 30 человек в каждой: «Гром» (замначальника Группы «Альфа» М. Романов) и «Зенит» (Я. Семенов из «Вымпела»). Во «втором эшелоне» находились бойцы так называемого «мусульманского» батальона майора Х. Т. Халбаева (520 человек) и рота десантников старшего лейтенанта Валерия Востротина (80 человек). Нападавшие были одеты в афганскую форму без знаков различия с белой повязкой на рукаве.
Занавес тайны удалось лишь чуть-чуть приподнять Ф.М. Факира. Когда он был не только министром внутренних дел в аминовском правительстве, но и весьма приближенным к «первому лицу» человеком.
В конце декабря агентура КАМ стала сообщать Амину о скоплении большого количества советских войск у афганских границ. Но он не верил во вторжение. Он считал, что сведения о предстоящем вторжении с провокационной целью подбрасывают в КАМ спецслужбы империалистических государств. Он говорил: «Вторжение? Советское руководство никогда не пойдет на такую явную глупость».
Действительно, подтвердил в своем письме Факир, 27 декабря все гости Амина, отведав суп, потеряли над собой контроль. «Я в этот день должен был встречаться с генеральным секретарем в 14.00. Ровно в срок зашел к нему. Амин лежал без сознания, а вокруг суетились врачи из нашего военного госпиталя из советского посольства. Только в 18.30 он пришел в себя. Увидев меня, сказал: «Факир, кажется, я схожу с ума». По его лицу текли слезы, и он опять впал в забытие. Через полчаса он очнулся снова. Все врачи уже почему то уехали, и в комнате были только я и его жена».ОН прямо, не мигая, смотрел на Факира, словно вопрашал: что же было и что же будет? Посоветовав ему успокоиться и хорошенько отдохнуть, Факир попросил разрешения уйти. Направился в сторону его рабочего кабинета, но по дороге решил заглянуть к начальнику генерального штаба Якуб-хана, а Факир бросился бежать. Его пытались забросать гранатами. Поднялась бешеная пальба, звуки которой удалились в сторону комнаты, где был Амин. С трудом Факир спрятался в одном укромном месте и потому сумел уцелеть.
Самые большие трудности были при выяснении обстоятельств штурма дворца, гибели Амина и его близких.
По имеющимся сведениям, штурм дворца сначала был назначен на 12 декабря. Для этой цели предполагали использовать гусеничный советский десантно-штурмовой батальон, который направлялся из Баграма в Кабул для охраны правительственных объектов. Однако, как утверждали военные, от операции пришлось отказаться, потому что батальон в ходе короткого марша умудрился растерять по дороге значительную часть своей бронетехники. Она оказалась неисправной. Пришлось подтягивать более мощные силы.
25 декабря началась переброска по воздуху подразделений десантной дивизии. Не обошлось без ЧП: один из тяжелых транспортных кораблей внезапно рухнул при подлете к аэродрому. Взрыв оказался такой сильный, что его слышали за несколько десятков километров от места катастрофы.
Дивизия десантировалась, выдвигалась на исходные рубежи и разворачивалась при полном бездействии афганских войск. Амин был абсолютно уверен, что Советская Армия явилась исключительно для его защиты. У него, по оценкам советских и западных специалистов, вполне хватило бы сил для организации обороны. К примеру, в Кабуле он располагал двумя верными танковыми бригадами, которых было достаточно, чтобы воспрепятствовать выдвижению советских десантников. Более того, 27 декабря дворец охранялся всего лишь обычным дежурным нарядом, отборная гвардия (2000 штыков) находилась неподалеку в казармах. Снаружи резиденцию охраняли переодетые в афганскую форму советские десантники из уже упоминавшегося батальона. 26 декабря дивизион многоствольных зенитных установок, обладающих большой огневой мощностью, занял позицию на господствующих высотах вокруг дворца.
27 декабря в 19.30 начался штурм дворца и одновременно ряда правительственных и военных объектов в центре города. Разрушительный огонь грозных систем в начале сосредоточился на казармах, где находились гвардейцы. Их буквально разнесло в клочья. Уцелело всего несколько танков.
Защитникам дворца все-таки удалось нанести некоторый урон атакующим: выстрелами из танков и гранатометов были сожжены два или три советских бронетранспортера, сколько погибло советских солдат и офицеров, никто не знает. Убит был полковник Г.И. Бояринцев, который, судя по ряду свидетельств, находился в первых цепях атаки.
В штурме участвовало большое число советских офицеров, как армейских, так и госбезопасности. Ворвавшись во дворец, они действовали по такой схеме: пенком ноги распахивали дверь, в комнату летела граната, а следом автоматная очередь. В числе убитых оказались некоторый родственники Амина, жена министра Шах Вали, а дочь генсека была ранена осколками гранаты. Сам он, как утверждают, в нижнем белье выскачил из спальни на звуки выстрелов. Бросился по направлению к бару – и тут его настигла граната. Его добивали лежащего, беспомощного.
Гулябзой и небольшая группа оппозиционно настроенных к диктатору афгавнцев вошла во дворец «во втором эшелоне». По рации открытым текстом руководитель операции прокричал: «главному – конец!»
Все было закончено.
Тело афганского руководителя тихо вынесли под покровом темноты из дворца и тайно захоронили. Никто так и не знает где. А если и знает, то молчит.
В 20:45 кабульское радио передало сообщение о том, что Бабрак Кармаль возглавил правительство ДРА и попросил советской военной помощи.
Ко времени, когда Кармаль обратился к Советскому Союзу за помощью, от 15 до 20 тысяч советских солдат и офицеров уже находились на территории Афганистана. Спустя сутки, 28 декабря, «Правда» опубликовала «Обращение к народу» Бабрака Кармаля, не вполне понятное тем, кто получал информацию только из советских газет. В обращении, в частности, говорилось, что «после жестоких страданий и мучений наступил день свободы и возрождения всех братских народов Афганистана. Сегодня разбита машина пыток Амина и его преспешников – диких палачей, узурпаторов и убийц…»
На следующий день «Правда» публикует «Обращение правительства Афганистана».
Далее шли «Сообщения из Кабула.» Состоялось заседание Политбюро ЦК Народно-демократической партии Афганистана, генеральным секретарем ЦК единогласно избран Бабрак Кармаль. Он же стал председателем Революционного Совета, премьер-министром, главнокомандующим вооруженными силами ДРА.
Кабульское радио сообщало, что революционный суд за преступления против народа Афганистана приговорил Х.Амина к смертной казне.
Приговор приведен в исполнение.
Никто тогда не догадывался, что это лишь начало войны, которая продлится целых десять лет.
Несмотря на то, что в военном плане операция была проведена безупречно, сам факт убийства главы государства стал трактоваться международным сообществом как свидетельство советской оккупации Афганистана, а следующих правителей ДРА (Кармаль, Наджибулла) рассматривали как марионеточных лидеров.
Панджшерская операция — общее название целой серии боев между частями Советской Армии и группировкй душманов Ахмад Шаха Масуда (2200 боевиков) за контроль над Панджшерским ущельем, в период с 1980 по 1985 годы
1980, 9 апреля — 1-я Панджшерская операция. Душманы избегали открытого сопротивления, рассеивались на мелкие группы и смешивались с местным населением
1981, март — 3-я Панджшерская операция
1981, 6 сентября — 4-я Панджшерская операция (Каньон)
1982, 16 мая — 5-я Панджшерская операция под командованием генерала Н. Г. Тер-Григорянца. В этой операции принимало участие 12 тысяч военнослужащих, 104 вертолёта и 26 самолётов. Главные события начались в ночь на 16 мая, когда разведывательные подразделения (11 разведрот) захватили почти без боя все господствующие высоты у входа в долину Панджшер. В следующую ночь батальон 177-го мотострелкового полка, опираясь на разведподразделения, захватил очередные важные высоты на глубину до 10 километров от входа в долину. 17 мая после нанесения мощных авиационных и артиллерийских ударов в долину вошли три советских батальона. Два из них действовали в пешем порядке, продвигаясь по гребням высот, справа и слева от долины, а третий — стремительно продвигался по долине в направлении Руха-Базарак. Темп продвижения составлял 7-10 километров в сутки.
1982, август-сентябрь — 6-я Панджшерская операция. Впервые с лидером душманов заключено перемирие, соблюдавшееся 2 года. Советские войска даже обязывались оказывать Ахмад Шах Масуду «авиационную и артиллерийскую поддержку в случае вооруженных столкновений его отрядов с соперничающими формированиями». Особо оговаривалось обещание «не наносить авиационных ударов по Панджшеру». Персональную работу с Ахмад Шахом вел посланный к нему подполковник ГРУ, «знакомя его с советским образом жизни и произведениями классиков марксизма».
1984, 19 апреля- 5 мая — 7-я Панджшерская операция (маршал С. Л. Соколов). В ней участвовало 11 тысяч советских и 2600 афганских военнослужащих, 200 самолетов и 190 вертолетов. 22 апреля после двухдневных бомбардировок района тяжелыми бомбардировщиками, союзники вторглись в Панджшер. Операция была отчасти успешной — инфраструктура моджахедов, созданная за время перемирия в 1982—1983, была разрушена, в плен попал один из соратников Масуда Абдул Вахед. Бабрак Кармаль совершил пропагандистское посещение покоренного Панджшера, который на некоторое время стал безопасной зоной. Но, благодаря утечке информации, Масуд с основными силами заранее ушел из-под удара, и стало ясно, что после того, как советские войска вернутся в места постоянной дислокации, душманы, пополнив в Пакистане свои ряды, вернутся, и все начнется сначала. [10] 30 апреля в ущелье Хазара погиб 1-й батальон 682-го мотострелкового полка: потери советских войск составили не менее 60 человек убитыми[11]
1985 — были проведены 8-я и 9-я Панджшерские операции. В ходе девятой удалось оттеснить отряды Ахмад Шах Масуда из центральной части ущелья.
Начиная с 1986-го крупных операций против отрядов Ахмад Шаха не проводилось.
Одним из самых загадочных событий Панджшерской операции является мистическая неуловимость Масуда и обстоятельства перемирия 1982. Есть сведения, что руководство советской разведки вступило в сговор с Масудом, своевременно информировало его о началах операций, покушениях и препятствовало его ликвидации силами афганских спецслужб и советской Армии. Одним из мотивов называются изумруды По подозрению в переходе на сторону Масуда был обвинен полковник ГРУ Анатолий Ткачев, который действовал по поручению начальника ГРУ Генштаба ВС СССР генерала армии П. И. Ивашутина.
Гибель Мараварской роты — эпизод Афганской войны (1979—1989), в ходе которого 21 апреля 1985 в Мараварском ущелье в провинции Кунар попала в окружение и была уничтожена 1-я рота советского спецназа под командованием капитана Н. Цебрука. Рота выдвинулась на зачистку кишлака Сангам в Мараварском ущелье (5 км от границы с Пакистаном). В кишлаке противника не оказалось, однако вне его были замечены душманы. В ходе преследования рота попала в засаду. Душманам оказывал содействие пакистанский спецназ «Чёрный аист».
Информация о работе Локальные войны ХХ века. Афганская война