Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 17:32, доклад
Действительный член Сибирского Отдела Русского Географического Общества, путешественник и этнограф-исследователь П.А. Ровинский посетил Забайкалье в 70-ых годах 19 века. Занимаясь, по роду своей деятельности, "наблюдениями жизни", П.А. Ровинский считал, что статистика и архивы не дают полного представления о народном быте, необходимо "подмечать и собирать все особенности жизни народа, как наружного типа, так и языка, образа жизни и духовной деятельности людей, выражающейся в песне, сказке, верованиях".
Старообрядцы - семейские глазами русского этнографа и историка П.А.Ровинского.
История и статистика населения.
Происхождение рода и образ жизни семейских.
Заключение.
Вот отчасти образцы этой жизни.
Зимой женщины и девушки ткут из овечьей шерсти сукно яретенье - с молодых баран, и старетенье - со старых, затем - половики, холст для мешков ( такие мешки можно встретить только у семейских), вяжут варежки, перчатки, чулки, вышивают красивыми узорами полотенца, ткут шелковые узорчатые кушаки... Избы их - образец опрятности: чистые, белые, светлые, пол чисто устлан половиками. В горнице ставни, а иногда и печь - крашеные.
Как земледельцы, они замечательно работоспособны. Долин мало, так он с пашней влез на гору! Смотря на вспаханные и покрытые черными, желтыми и зелеными прямоугольниками скаты гор, удивляешься силе и настойчивости этого “Микулы Селяниновича”.
6.
А вот два случая встречи.
В холодный зимний день я заехал погреться на мельницу, которая принадлежала семейскому. В зимовье, около топившейся печи, лениво ходили мужики - работники из поселенцев. Я закурил папиросу. В это время вошел семейский мальчик, лет 12-ти., сын хозяина мельницы. На мое приветствие он вместо ответа крикнул:
“Брось!”. Я недоумевал. “Брось!” - строго повторил он, торопливо веся принесенную узду не спицу.
Поняв его желание, я шутливо спросил: “ Чего брось?”
“Вон это - чертово зелье”, - брезгливо проговорил мальчик, выражая лицом глубокое отвращение.. «Я вот позову тятьку, так он тебя попрет!» И мальчик вышел, сердито хлопнув дверью.
Спустя немного времени, вышел и я. Садясь в сани, видел сердитые взгляды мальчика, что-то рубившего у дров, но тятьки его не было видно.
В другой раз дьякон ( священник единоверческой церкви - А.Л.) большого села Куйтун, в котором половина жителей - семейские, предложил прокатиться по улицам этой деревни.
- Сначала я вам покажу наших прихожан, потом поедем по семейским.
Выехали.
- Это живут наши прихожане, - поясняет дьякон.
- Не богаты, видно? - спрашиваю я.
- Бедняки все! - отвечает мой попутчик...
-А вот здесь пойдут все семейские! - поднявшись на пригорок и, поворачивая лошадей в верхнюю улицу, сказал дьякон.
-Эти, как видно, лучше живут?
-О! Куда как лучше! - оживляется дьякон, подтягивая вожжи.
Удивляюсь резкой перемене! Дома - высокие, ядреные, окна высоко над землей ; фасады - с резьбою и ставни часто раскрашены; избы и снаружи вымыты до верхних бревен ; крыши - плотные; трубы выбелены; ворота тесовые, в два полотна с калиткой. По улице бегают дети и все светлорусые. У девочек золотистые, длинные волосы игриво колышутся кудрями при беге, а живые голубые глаза изредка бросают недовольные взгляды на заехавших на их улицу.
-Отчего эти лучше? Ведь это те же крестьяне? - обращаюсь я к дьякону.
-Те же, одной волости и селения и той же землей живут, - поясняет дьякон и добавляет, - этот работящий и сильный! Наш еще спит, а этот на работе. Наш проснулся - трубку закурил, поел - опять курить надо, борозду пашет - трубку в зубах держит... Этот четверть десятины вперед завалит, а наш за трубкой полдня потеряет. У наших лица то сухие да желтые, а эти смотрите - розовые да красные...
Табак ли в самом деле вредит православному крестьянину? Питание ли и пост укрепляют семейского?... Не говорю я того, что православные все бедные и слабые... Есть же и у нас зажиточные и хозяйственные, и краснощекие и сильные, но семейские все же богаче и мощнее нас!
Часто глядя на лица этих великороссов, староверов, я вижу в них то бояр России - Морозовых, Матвеевых, то князей древней Руси, то удалых, добрых, могучих витязей...
7.
Выедет семейский на базар в город: лошадь у него сбитая, сильная, сбруя прочная, телега крепкая, мешки с мукой своей тканые, плотные. Воз семейского выделяется опрятностью среди других возов, а на самом хозяине не заплаты, ни прорехи в одежде не увидишь. Иные лукавые перепродавцы насыпают в мешок на дно и сверху хорошей муки, а середину наполняют плохой. Семейские эти проделки считают за страшный грех!
Алкоголизм среди семейских бывает как исключение. Гулянки же праздничные или свадьбы сопровождаются обильным выпиванием, но еще более обильными яствами. Есть зажиточные семьи, в которых ни кто не пьет водки и потому именно, что старики никогда не пили ее.
Домашние устои и религиозные обряды строго соблюдаются и поддерживаются женами-хозяйками.
Нищих семейских
нет, но милостыню сами они подавать
очень любят и считают как
бы обязанностью. Эта обильная подача
милостыни “ради Христа”
Семейские - первые пионеры Забайкалья. Как о пионерах, о них говорит Н.А. Некрасов. Очерк этот закончу словами поэта из стихотворения “Дедушка”.
...“Как там возделаны нивы, как там обильны стада!
Высокорослы, красивы, жители бодры всегда..”
А.М.Станиловский.
Об авторе:
Антон Михайлович Станиловский родился в 1876 году. Получив всестороннее образование в Петербурге, Москве и Казани, молодым юношей приезжает в Иркутск в 1898 году. Его привлекла своей красотой и необозримостью Сибирь и в особенности - её жемчужина - Байкал." Вообще довольно бы подходяще было, - пишет А.М.Станиловский, - хоть и подольше путешествовать по разным Байкалам. Быть Пржевальским, Потаниным или даже босяком. Но Пржевальским лучше". В Иркутске он занимается педагогической деятельностью, студенческими делами, активно сотрудничает с Обществом народного образования и народных развлечений. В частности он отмечает: " Что такое всякое образование? Это развитие в человеке способности видеть кругом себя, и сообразовывать свое поведение с этой окружающей обстановкой. Цель всякого воспитания - научить понимать окружающее". Талантливый ученый, педагог Антон Михайлович в 1905 году выезжает с уроками на Байкал, где планирует окончательно завершить исследование посвященное" великому пресноводному морю". Его переполняют творческие планы, он собирается взяться в Иркутске за создание не только детского, но и народного университета, но ... пьяный черносотенец из револьвера пресекает эту многообещающую жизнь в 1905 году. В своих дневниках он писал: " Для счастия человека необходимы два фундамента: вера и сила воли, - и более ничего. Счастлив тот, кто чувствует, что исполняет должное". Впоследствии, через семь лет после кончины А.М.Станиловского, друзья и коллеги воздадут должное этому человеку и опубликуют его "Записки". В них немало места отводится материалам, посвященным семейским старообрядцам. Прежде всего, это одно из первых изложений самобытного фольклорного богатства семейских ( хоть и записанного со слов жителей лишь одного семейского села Исток), и , что особенно важно, обращение к детскому фольклору: загадкам, детским играм, пословицам и поговоркам и т.д.
Труды Восточно-Сибирского Отдела Императорского Русского Географического Общества, № 7. Записки Антона Михайловича Станиловского ( с биографическим его очерком). Посмертное издание. ( под редакцией - члена Редакционной комиссии Отдела А.В.Азлецкого, Иркутск,1912 год ).
...Семейские в
деревне Исток на озере
Котокельские семейские ведут свое происхождение от семейских старообрядцев станицы Доно. Они присланы сюда в ссылку за религиозные убеждения. Донинские старообрядцы, ( когда-то не то донские не то уральские казаки), были высланы из России в Забайкалье "за бунт по вере" и образовали целую станицу, дав ей название по месту родины - Доно. Здесь их уже склонили к единоверию, которое они и исповедовали. Но часть новых единоверцев через некоторое время отстали от "единоверческих попов". Это было больше сорока лет назад ( примерно 1865 - А.Л.), так что теперешние семейские хозяева Истока являются детьми бунтовщиков против единоверия.
Понемногу к семейским старожилам Истока ( семьям Пармена и Никифора Овчинниковых) стали примыкать новоселы-сибиряки из утесненных мест, поселенцы, а также семейские из других сел Забайкалья. Особенно много пришло поселенцев за последние годы, в связи с развитием рыбных промыслов на озере.
Всюду виднеются
новые , еще только вчерне законченные
избы, очень много совсем жалких
крошечных домиков. И только дома
семейских старожилов еще напоминают
сибирские благоустроенные
Загадки, пословицы и поговорки, обороты речи, детские игры и поверия семейских.
Загадки.
• Возьмешь - черно, польешь - красно, пан кричит сладко, мужик кричит гадко. ( Чай ).
• Полно подполье гусей и лебедей. ( Зубы)
• Праздник годовой, парень молодой, надевает туго, говорит, что любо. ( Сапоги - праздничная обувь ).
• С вечера зафыркала, в полночь заторкала, солнце всходит, она уходит ( Квашня с тестом).
• Стоят вилы, а на вилах бочка, на бочке - кочка, а на кочке - трава, а в траве - звери. ( Человек)
• Долга-дола Арина, одной доской покрыта. ( Море - Байкал )
• Не море, не земля, корабли не плаваю, и ходить нельзя. ( Болото)
• Свинья хвостом вильнула , леса пали, горы стали. ( Косьба)
• Еду, еду - следа нету, режу, режу - крови нету. ( Лодка на воде)
Обороты речи.
• " Прощайте, в гости гуляйте", - при проводах гостя.
• " Кушайте за всяко-просто", - то есть, не стесняйтесь, при потчевание гостя.
• "Бравый, брава, браво", - в смысле красивый, удачный и т.п. : "Ишь ты, как браво снялись!" - про фотографические снимки.
Пословицы и поговорки.
• У рыбака - голы бока.
• Живой не без фатеры, мертвый не без могилы ( надо же где-нибудь поместиться, хоть и негде, а надо же где-нибудь).
• Не рыбак рыбу ищет, а рыба рыбака ( надо верить в удачу, фарт, то есть в счастье).
• Дым густой, да обед пустой.
Детские игры .
• Игра в "Костромушку".
Дети собираются в хоровод. Начинают петь песню.
Кострумушка-кострома,сама барыня была,
Иссушила, искрошила своей девьей красотой.
— Кострамушка дома ли, нет?
--- К обедне ушла.
--- Кострамушка дома ли, нет?
---- Ушла корову доить.
---- Ушла телят отлучать.
---- Ушла гулять.
---- Кострамушка костью подавилась.
После последней реплики все бывшие в хороводе разбегаются. Костромушка бежит за ними и догоняет, кого сможет. Затем выбирается новая Кострамушка. Играют не одни дети, но и взрослые "девахи" ( отдельно своей компанией).
Игра в "Оленя".
Игра, имеющая значение фантов. Один из играющих - "Олень" становится посреди хоровода, который ему и поет "Оленя".
Под кусточком, Олень! Под ракитовым, Олень!
Тепло ли тебе , Олень! Студено ли тебе, Олень!
Прикройся, Олень! Призакинься, Олень!
Тебе жарко, Олень!
С молодушки платок, с девушки - венок,
С молодца - кудряца - опоясочка.
По окончанию пения "Олень" отбирает у кого-нибудь из присутствующих платок, пояс, другие вещи. Песня поется снова и снова, пока фанты не будут отобраны у всех. Тогда "Олень" назначает, кому что делать для выкупа своего фанта.
Игра в куклы.
Девочки у семейских, играя в куклы, шьют им костюмы , копирующие обычные семейские наряды. Так, все куклы в кичках. Куклы носят имена. Имена выбираются не случайно, а в честь той или иной родни или подруги. Так, в селе Исток у девочки Федосьи Овчинниковой , куклы называются: Устинья Назаровна, Арина Назарьевна, Василий. Всё это родственники Федосьи, живущие в селе Ключи, которых, между прочим, сама девочка и не видела никогда, а только слышала о них.
Игра в ладыжки.
Играют на столе или на скамье. У двоих играющих по некоторому количеству ладыжек, иногда окрашенных для красоты в темно-синию краску. Игроки мечут кости и наблюдают, как они выпали. При этом различается 4 положения: два боковых и два прямых ( спинкой и брюшком). Названия боковых - "сорока", "гладыш", прямых - "луночка", "горбачек" или "сачек".
(Эти записи были
сделаны А.М.Станиловским в
А.М.Селищев.
Об авторе:
Профессор Государственного Иркутского Университета Афанасий Матвеевич Селищев родился в 1886 году. С научной целью посетил Забайкалье весной 1919 года. После посещения Верхнеудинска - " города песка и пыли" - он отправился в поездку по старообрядческим селам Тарбагатай, Куналей, Мухоршибирь, Новый Заган, Хонхолой, Никольское, Харауз, встречался и беседовал со старообрядцами из Десятниково, Шаралдая, Бичуры, Гашея. Внимательный, искренний, чуткий , объективный исследователь Афанасий Матвеевич сумел донести до читателя не только описание быта и нравов семейских, но и приоткрыл некоторые "тайники" безграничной души этих русских людей, проникся их заботами и чаяниями, их настроениями и ожиданиями. Разный, порой противоречивый мир представал перед глазами ученого в канун великих для семейских потрясений. И то, какими встретили их, с чем вступили "ревнители древняго благочестия" в век двадцатый - эти отрывки из книги.
Забайкальские старообрядцы. Семейские. ( Иркутск, Издание Государственного Иркутского Университета,1920 ).
О названии.
...Если название
забайкальских старообрядцев "