Брак и семья в древнем мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 11:07, контрольная работа

Краткое описание

Термины «брак» и «семья» как в обыденной речи, так и в научных публикациях находятся обычно рядом, что, действительно, правомерно, поскольку реальности, обозначаемые этими терминами, тесно взаимосвязаны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…………….....3
1. Семья в античности: юридическое оформление частного быта………...5
2. Брак и семья в Древнем Египте………….…………………………....…16
3. Брачно-семейное право в Древнем Вавилоне………………..............….17
4. Древнееврейское брачно-семейное право………..……………………....19
5. Брачно-семейное право в Древнем Риме……………………………...…22
6. Древнегреческое брачно-семейное и наследственное право………...…26
7. Брачно-семейное право канонического права римской католической церкви………………………………………………………………………..…...28
8. Брачно-семейное право Османской империи…………………………...31
9. Брачно-семейное право средневековой Японии………………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…35
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ………………………………………..…………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...…….52

Прикрепленные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 111.24 Кб (Скачать документ)

К первому способу относились: а) наделение (ассигнация) государством землей из «общественного поля»: патриции получали землю на праве владения, а плебеи – на праве собственности; б) раздел военной добычи между воинами; в) захват (завладение) никому не принадлежащих  бесхозных вещей; г) приобретение по давности: «Давность владения в отношении  земельного участка (устанавливались) в два года, в отношении всех других вещей – в один год» (п.З табл. VI). Вор не мог приобрести право собственности на вещь по давности пользования (п. 17 табл. VIII).

Таким образом, фактическое  владение, отношение к вещи как  к своей приобретает характер права собственности только при  условии наличия правового основания  приобретения вещи. Именно в этом отличие  права собственности от фактического владения.

К производным способам приобретения квиритского права собственности относилось приобретение вещей от других лиц, имевших уже на нее право собственности. Основной формой такой передачи являлись сделки. До принятия Закона XII таблиц число таких сделок было незначительным. Их особенность заключалась в том, что они совершались публично и были связаны с соблюдением определенной формы.

Основной сделкой по Законам XII таблиц являлась манципация, совершавшаяся  «посредством меди и весов». Эта  сделка широко использовалась: с ее помощью не только приобретали право  собственности на вещи, но и заключали  брак, освобождали сына из-под власти отца и т.д. Однако, главное ее назначение заключалось в передаче права квиритской собственности на манципируемые вещи.

Нарушение хотя бы одного из условий сделки манципации вело к  ее недействительности (п. 17 табл. VIII). Однако, в практике были случаи, когда сделка была совершена по форме и вещь передана, а деньги не были переданы или вес куска меди не соответствовал реальной стоимости. Для этого случая Законы XII таблиц устанавливали особую норму: проданные и переданные вещи становятся собственностью покупателя лишь в том случае, если он уплатит продавцу покупную цену или обеспечит ему каким-либо образом удовлетворение его требований. Например, представить поручителя или даст что-либо в виде залога (п. 11 табл. VIII). В противном случае права собственности не возникало.

Или другой пример: вещь манципирована по всей форме, но продавец не являлся ее собственником, а действительный собственник истребовал вещь у покупателя. В этом случае в соответствии с п. 18 6 табл. VIII продавец должен был нести перед покупателем ответственность в виде уплаты двойной стоимости вещи.

Другим способом приобретение права собственности на манципируемые вещи являлся фиктивный (мнимый) судебный процесс (injure cessio). Суть этой сделки заключалась в том, что покупатель вещи, держа ее в руках, делал заявление перед магистратом: «Я утверждаю, что этот человек мой по праву квиритов». Магистрат спрашивал у отчуждающего, есть ли у него какие-либо претензии. Если последний молчал, то магистрат присуждал вещь приобретателю.

Вещи неманципированные  передавались из рук в руки путем  простой, без всяких формальностей, передачи. И, наконец, квиритская собственность могла приобретаться в силу наследования.

С появлением частной собственности  возникают способы ее защиты. В  древний период защита собственности  осуществлялась самим собственником  путем непосредственной расправы с  лицом, посягавшим на нее. Физическая расправа с нарушителями была основным способом защиты нарушенного права собственника. Пережитки такой защиты собственности  сохранились в квиритском праве. Например, убийство ночного вора считалось правомерным (п. 12 табл. VIII).

С возникновением государства  и правозащиты право собственности  переходит в руки государства. Защита прав собственника охраняется суровыми карами. Так, виновный в ночной краже  урожая подлежал распятию на дереве (п.9 табл. VIII), за поджог дома и лежащего возле него зерна на преступника  надевали оковы, избивали и сжигали (п. 10 табл. VIII).

Закон охранял интересы собственника, ограждал его имущество от незаконного  удержания, особо карались хищения  чужой вещи и преступления тех, кто  покушался на жизнь, здоровье квиритов.

Законы XII таблиц различают  защиту права собственности и  защиту объектов этого права.

Необходимость в защите права  собственности возникает, когда  собственник теряет контроль над  вещью, и она находится в фактическом  владении другого человека. В этом случае собственнику предоставлено право в установленном порядке обратиться к государству с требованием восстановить его реальное господство над вещью (позже это будет называться правом на индикацию, т.е. истребование невладеющим собственником вещи у владеющего несобственника. Об этом праве невладеющего собственника говорит п.5 а таблицы VI). Законы предусматривали взыскание в размере двойной – тройной стоимости вещи за кражу и возмещение ущерба за причинение вреда вещи или её уничтожения вплоть до наказания смертной казни (таблица VIII).

 

Таким образом, законы XII таблиц всесторонне регулировали институт права собственности как совокупность правовых норм, регламентирующих отношения  между людьми по поводу присвоения вещей (отношения к ним как  к своим).

Таким образом, римское право  было системой права построенного на начале частной собственности. В  древнейший период истории в Риме отсутствовал термин для обозначения  собственности. Но институт собственности  существовал издревле, хотя и не был четко отделен от владения, прав на чужие вещи и семейных отношений.

Для обозначения права  собственности в период поздней  республики в Риме пользовались термином «dominium», а примерно с конца республиканского периода также «proprietas» (проприетас). Термин «dominium» обычно дополняется словами ex jureQuiritium (господство по праву квиритов), т.е. римских граждан; этим добавлением обозначили, что право собственности (главным образом на землю) первоначально принадлежало римскому народу, а затем, в виде права частной собственности – римским гражданам. Право собственности имел тот, кто обладал вещью в соответствии с нормами квиритского права. Право квиритской собственности было недоступно для перегринов и не распространялось на провинциальные земли.

Семейно-брачное  право 

О семейном праве древнего Рима может быть сказано ранее  всего то, что римская семья, как  ее рисуют Таблицы, была семьей строго патриархальной, то есть находящейся  под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед или отец. Такое родство называлось агнатическим, отчего все "подвластные" домовладыке были друг другу агнатами.

Когнатическое родство возникало  с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи.

Когнатом становился и  выделившийся из семьи сын (с разрешения отца).

Напротив, усыновленный и  тем самым принятый в семью, становился по отношению к ней агнатом - со всеми связанными с тем правами, в том числе и на законную часть наследства.

Агнатическое родство имело несомненное превосходство над родством кровнородственным, когнатическим, в чем нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений.

Издревле в Риме существовали три формы заключения браков: две  древнейших и одна сравнительно новая. Древнейшие совершались в торжественной обстановке и отдавали женщину-невесту под власть мужа. В первом случае (confarreatio) брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем. Вторая форма (coemptio) брака состояла в форме покупки невесты (в манципационной форме).

Но уже Законы XII таблиц знают бесформальную форму брака - "sine manu" - то есть "без власти мужа". Можно предположить, что этот брак диктовался нуждой обедневших патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими, но это только предположение. Как бы там ни было, но именно в этой форме брака - sine manu - женщина нашла себе значительную свободу, включая свободу развода (которой она не имела в "правильном браке"). С разводом женщина забрала свое собственное имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого, как равно и благоприобретенное после вступления в брак.

С течением времени именно браку sine manu было обеспеченно наибольшее распространение, тогда как "правильные" формы брака все более исчезали, сохраняясь главным образом в жреческих и патрицианских фамилиях.

Специфической особенностью брака sine manu было то, что его следовало возобновлять ежегодно, иначе на основании Законов супруг получал все права как в браке conventio in manum в силу давности владения. Для сохранения брака в форме sine manu жена в положенный день на три дня уходила из мужнего дома (к родителям, друзьям) и тем прерывала срок давности (VI.4.).

 

Издержки на содержание семьи  лежали, естественно, на муже, ибо брак был патриархальным, по мужу, конечно, не воспрещалось распоряжаться приданым, принесенным женой. Оно было его собственностью.

По преданию, первый развод в Риме имел место в 231 г. до н.э., однако, очевидно, что семьи в Риме распадались  и раньше. Так в Законах XII таблиц уже встречается статья, регулирующая эту сферу семейно-брачного права.

Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены только в браке sine manu. Для формального развода мужу достаточно было произнести жене «Бери свои вещи и иди прочь» и отнять ключ (IV.3.).

Также Законам XII таблиц известен и институт опеки, которая устанавливалась  над женщинами («V.I: вследствие присущего им легкомыслия»1, несовершеннолетними, безумными и расточителями (V.7. а.б.).

Наследственное  право 

В римском праве существовало два способа наследования – наследование по закону и наследование по завещанию.

После смерти домовладыки, имущество семьи переходило ближайшему агнату (V.4.), а если покойный оставлял завещание, следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста (V.3.). Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества, как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, когда они оставались на ее попечении после смерти отца.

Наследники могли, впрочем, не делиться, а вести хозяйство  сообща, как это было при отце.

Имущество вольноотпущенника  наследовалось патроном и переходило из семьи вольноотпущенника в  семью патрона, в случае, если первым не оставлено формального завещания. (V.8а, 8б)

Долги и невозвращенные покойному  ссуды распределялись между наследниками пропорционально их долям в наследстве. (V.9а,9б).

Уголовное право 

Современное понимание уголовного преступления как социально опасного деяние в Законах XII таблиц распространяется только на преступления против Римской  республики. Все прочие преступления рассматриваются в качестве деяний, наносящих вред отдельному гражданину Рима. Однако рассмотрение правонарушений с точки зрения жестокости наказания и современного уголовного права позволяет отнести к этой категории следующие преступления, карающиеся по Законам XII таблиц.

1. Кража, при поимке  с поличным, наказывалась телесным  наказанием и последующей выдачей  потерпевшему для свободных, –  телесным наказанием и казнью  для рабов, для несовершеннолетних  – телесным наказанием или  простым возмещением убытков.

При этом совершение кражи  в ночное время могло повлечь  за собой убийство преступника на месте, при этом убивший освобождался от ответственности, однако, в случае, если совершающий кражу в дневное  время защищается с оружием в  руках, убийство его могло вызывать неприятные последствия для убийцы, ибо законы XII таблиц повелевали созывать народ для задержания преступника (VIII.12).

Вместе с тем, если вор  не был пойман с поличным, на него лишь налагался штраф в двойном  размере стоимости украденной вещи. (VIII.16.; VIII.18a.)

Потрава поля, преднамеренный поджог – карались смертью. (VIII.9.10.)

Лжесвидетельствование –  каралось смертной казнью (уличенный сбрасывался с Тарпейской скалы).

Хранение краденой вещи –  штраф в размере тройной суммы стоимости вещи (VIII.15а.)

Убийство, очевидно, также  наказывалось смертной казнью, как  это видно из текстов поздних  римских авторов: «VIII.24б. По XII таблицам за тайное истребление урожая (назначалась) смертная казнь, более тяжкая, чем  за убийство человека».

Коррупция. Уличенные в  мздоимстве судьи и посредники подлежали смертной казни.

Однако, несмотря на достаточно широкий спектр преступлений, наказываемых смертной казнью, решение о лишении  жизни римского гражданина могло  быть принято только в центуриатной комиции.

 

 

Суд и судебный процесс

Для уяснения дальнейшей истории  римской государственности и  права необходимо уделить некоторое  внимание римскому судебному процессу указанной поры - процессу легисакционному (legis actio – совокупность ритуальных и строго формальных действий, жестов и слов, которые совершались на суде сторонами и магистратом). Это древнейшая римская форма судебного рассмотрения спорных случаев, как она рисуется законами XII Таблиц.

Процесс этот состоял из двух стадий: первая называлась ин юре, вторая - ин юдицис. Первая стадия была строго формальной, вторая - характеризуется свободной процедурой.

В первой стадии истец и  ответчик являлись в назначенный  день на форум к магистрату, каким  для данных случаев сделался со временем претор, вторая после консула магистратура Рима. Здесь, после произнесения клятв, выраженных точно определенных для каждого данного случая словах, претор, если никто не сбивался в произнесении должной, строго определенной формулы, назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанавливал сумму денег, которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести в кассу понтификов в виде залога правоты (II.1). Малейшее нарушение формальной стороны процесса рассматривалось как вмешательство богов и влекло за собой проигрыш дела. Проигрыш дела вел к проигрышу залога и таким образом Рим защищал себя от сутяжников.

Информация о работе Брак и семья в древнем мире