Шпаргалка по "Искусству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 13:28, шпаргалка

Краткое описание

Билет № 1 Понятие искусства
Билет № 3 Живопись, как вид искусства
Билет № 5 Архитектура, как вид искусства
Билет № 7 Живопись материалы и техники
Билет № 9 Теории происхождения искусства
...
Билет № 33 Титаны Эпохи Возрождения, обратная сторона титанизма.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Iskusstvo_bilety.docx

— 786.50 Кб (Скачать документ)

 

Хотя битвы и схватки  были частой темой античных рельефов, начиная с архаики, их никогда  не изображали так, как на Пергамском алтаре,— с таким вызывающим содрогание ощущением катаклизма, сражения не на жизнь, а на смерть, где участвуют все космические силы, все демоны земли и неба. Изменился строй композиции, она утратила классическую ясность, стала клубящейся, запутанной. Вспомним фигуры Скопаса на рельефе Галикарнасского мавзолея. Они, при всем их динамизме, расположены в одной пространственной плоскости, их разделяют ритмические интервалы, каждая фигура обладает известной самостоятельностью, массы и пространство уравновешены. Иное в Пергамском фризе — сражающимся здесь тесно, масса подавила пространство, и все фигуры так сплетены, что образуют бурное месиво тел. А тела все еще классически прекрасны, «то лучезарные, то грозные, живые, мертвые, торжествующие, гибнущие фигуры»,

 

Так же как искусство  греческой архаики не следует  оценивать только как первые предвестия классики, так и эллинистическое  искусство в целом нельзя считать  поздним отголоском классики, недооценивая того принципиально нового, что оно  принесло. Это новое было связано  и с расширением кругозора  искусства, и с его пытливым интересом  к человеческой личности и конкретным, реальным условиям ее жизни. Отсюда, прежде всего, развитие портрета, индивидуального  портрета, которого почти не знала  высокая классика, а поздняя классика находилась лишь на подступах к нему. Эллинистические художники, даже делая  портреты людей, которых уже давно  не было в живых, давали им психологическое  истолкование и стремились выявить  неповторимость и внешнего и внутреннего  облика. Не современники, а потомки  оставили нам лики Сократа, Аристотеля, Еврипида, Демосфена и даже легендарного Гомера, вдохновенного слепого сказителя. Удивителен по реализму и экспрессии портрет неизвестного старого философа - как видно, непримиримого страстного полемиста, чье морщинистое лицо с резкими чертами не имеет  ничего общего с классическим типом. Раньше его считали портретом  Сенеки, но знаменитый стоик жил  позже, чем был изваян этот бронзовый  бюст.

 

Впервые предметом пластики становится ребенок со всеми анатомическими особенностями детского возраста и  со всем очарованием, ему свойственным. В классическую эпоху маленьких  детей если и изображали, то скорее как миниатюрных взрослых.

 

К традиционному представлению  греков о власти рока теперь примешивается  мысль о беспомощности человека — игралища слепых сил.

 

Чем глубже эта мысль  проникает в сознание, тем иллюзорнее становится классический идеал, формировавшийся  в лоне греческих городов-республик,—  идеал «распрямленного», свободного, почти богоравного человека. На исходе эллинистической эпохи от него остается лишь внешняя оболочка, нет больше веры в разумность миропорядка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет № 17

 

Афинский акрополь

 

Акрополь - возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, крепость, убежище на случай войны. На Акрополе обычно строили храмы в честь божеств-покровителей данного города. Наиболее знаменит Акрополь в Афинах.

 

Его постройки изысканны  по пропорциям и гармонично связаны  с пейзажем. Этот ансамбль, созданный  под общим руководством Фидия, состоит  из парадного входа Пропилей (437–432 до н.э., архитектор Мнесикл), храма Афины Нике (449–420 до н.э., архитектор Калликрат), главного храм Акрополя и Афин Парфенона (447–438 до н.э., архитекторы Иктин и Калликрат), храма Эрехтейон (421–406 до н.э.).

 

АКРОПОЛЬ в Афинах, укрепленная часть древних Афин, где находились главные святыни  города, знаменит своими культовыми постройками  классического периода.

 

История создания

 

Слово «акрополь» в переводе с греческого означает «верхний город». На Руси такие укрепленные верхние города называли кремлями. Некогда Афинский акрополь действительно был крепостью, и казалось, сама природа позаботилась о том, чтобы возвышающаяся на несколько десятков метров площадка холма с его отвесными склонами была неприступной для врагов. Афинская равнина со стороны моря открыта, а с остальных — окружена горными вершинами. Таким образом, Акрополь был доступен только с западной стороны, но, имея все географические выгоды, он даже не нуждался в защите. Кроме того, холм так густо порос оливами, что они и сами могли служить прекрасным средством обороны.

 

 На развалинах  Акрополя можно прочесть историю  Греции от эпохи легендарного  царя Кекропа до турецкого владычества. Начало греческой столицы теряется во временах столь древних, что они кажутся баснословными.

 

 В середине XIX века  до нашей эры, как пишет древнегреческий  историк Геродот, прибыл в Аттику царь Кекроп, рожденный землей и имевший туловище змея. Он построил на Акрополе крепость с царским дворцом, и основанный царем город стали называть Кекропией, а его жителей — кекропидами. Правда, в трудах Фукидида утверждается, что чужестранцы никогда не переселялись в Аттику.

 

 Сначала Акрополем  владел Зевс-громовержец, но когда  на земле Аттики появился новый  город, за владение им поспорили  бог Посейдон и богиня Афина.  При царе Кекропе и состоялся этот известный спор за обладание Аттикой. Олимпийские боги во главе с Зевсом выступали судьями в этом споре, когда Афина и Посейдон принесли свои дары городу. Ударом трезубца рассек Посейдон скалу, и из камня хлынул соленый источник. Глубоко в землю вонзила свое копье Афина, и на этом месте выросла олива. Все боги поддержали Посейдона, а богини и царь Кекроп сочли оливу более полезным подарком для Аттики. Разгневанный проигрышем бог Посейдон послал на равнину, расстилавшуюся вокруг города, огромные волны, от которых можно было укрыться только в крепости Акрополя. За жителей вступился громовержец Зевс, да и сами горожане умилостивили Посейдона, пообещав воздвигнуть в его честь храм на мысе Сунийон, что впоследствии и сделали.

 

 Несмотря на природную  защищенность, Акрополь еще в  древние времена был укреплен  стеной, которую называли Пеласгийской. По предположению некоторых ученых, это произошло около 1100 года до нашей эры, когда сюда из Беотии (по другим сведениям — из Сицилии) прибыли пеласги, славящиеся своим искусством возводить стены. Персидский царь Ксеркс, захватив в 480 году до нашей эры Афины, повелел разрушить эти стены, но их остатки сохранились и до настоящего времени.

 

 Превращать Акрополь  из крепости в святилище первым  стал правитель-тиран Писистрат. При нем на месте царского дворца был возведен Гекатомпедон (стошаговый, стофутовый), посвященный богине Афине. Греки так высоко чтили свою покровительницу, что отпустили на волю всех рабов, участвовавших в строительстве этого храма.

 

 В 479 году до  нашей эры Гекатомпедон разрушили персы во время краткой оккупации Афин, но остатки фундамента этого храма и сейчас видны рядом с Эрехтейоном.

 

 После изгнания  Писистрата на Акрополе уже вовсе не было жилых домов, только храмы, жертвенники и статуи. При храмах жили жрецы и жрицы со своими помощниками и служителями. Захват персами Акрополя, считавшегося неприступным, очень обеспокоил греков, и после их изгнания они начали большие работы по его укреплению. Афинянам пришлось не только восстанавливать укрепления, но и заново возводить почти все храмы. Была расширена площадка на вершине холма, при восстановлении Пеласгийской стены прежняя ее линия была значительно раздвинута, в особенности на север и северо-запад, так что часть долины, простиравшейся между холмами, присоединилась к древней крепости. В пространство между старыми и новыми стенами засыпали остатки храмов, зданий и разбитые скульптуры. Фрагменты старых храмов и обломки посвященных богам статуй были захоронены «с величайшим тщанием, уважением и почестями», чтобы никогда больше вражеская рука не надругалась над древними святынями.

 

 Вероятно, около 460 года до нашей эры из Делоса  в Афины была перенесена союзническая  казна, а до этого город не  имел своего сокровища. Первоначально  богатства из касс союзников  хранились, скорее всего, в  святилище Афины, выстроенном  на северной оконечности Акрополя. Сначала в храме хранились  священные предметы спора между  Посейдоном и Афиной — олива  и трезубец, соединяя, таким образом,  культы обоих божеств и знаменуя  последовавшее после спора примирение  между ними. Но храм сильно  пострадал от персов и не  мог больше быть надежным местом  для хранения казны. Афины к  этому времени достигли уже  такого могущества, что можно  было заботиться не только  о военных сбережениях: своей  доли внимания требовали и  памятники искусства. Поэтому  греки стали использовать союзническую  казну не только на сооружение  флота, но и на украшение  Акрополя.

 

 Председателем строительной  комиссии народ выбрал Перикла,  который вместе с гениальным  художником и скульптором Фидием  составил план грандиозной реконструкции  Акрополя. Теперь, в эпоху своего  процветания, стоя на вершине  могущества и славы, Афины более  чем когда-либо должны были  выразить своей богине чувство  признательности за те дары, которыми  она их осыпала. Поэтому поистине  величественной была идея Перикла  превратить Акрополь в священную  ограду Афины, а бывшую крепость  — в единый архитектурный ансамбль. Народ охотно согласился на  значительные затраты для нового  строительства и в течение  многих лет поддерживал приведение  этого плана в исполнение. Плутарх в своем сочинении «Перикл» писал, что на Акрополе стали подниматься величественные строения, неподражаемые по красоте и изяществу. Все ремесленники старались друг перед другом довести свое ремесло до высшей степени совершенства.

 

 В 334 г. до н.  э. Александр Великий, собравший  под свои знамёна всех эллинов,  совершил в Парфеноне возлияние богам за победу на реке Гранике. В эллинистические времена Деметрий Полиоркет превратил Парфенон в свой дворец, где устраивал свои знаменитые пиршества и оргии.

 

 В 160 г. до н.  э. Ирод Аттик возводит у  подножия скалы Акрополя театр  Одион.

 

 В византийские  времена Парфенон был превращён  в христианский храм Святой  Софии и позднее Пресвятой  Афинской Богоматери. Эрехтейон также стал храмом Богоматери. В Пропилеях разместились храмы Пресвятой Троицы и Архангелов Михаила и Гавриила.

 

 Затем следует  череда захватов, войн и разрушений. Первыми захватчиками были франки. С приходом католиков Парфенон  становится католическим храмом  Санта Марии Афинской.

 

 В 1456 г. уже турки  захватывают Акрополь. За четыре  века турецкого владычества утёс  претерпевает значительные разрушения.

 

 Турки разрушают  храм Ники и используют его  мрамор как строительный материал  для укрепления стен.

 

 Конечно, внутреннее  убранство храмов не сохранилось,  и лишь немногое можно увидеть  в небольшом музее, расположенном  за Парфеноном. В той или иной  степени пострадали и сами  здания храмов. Особенно это относится  к длительному периоду турецкого  ига. Например, турки разобрали  храм Ники Аптерос и сделали из его блоков укрытие для пушек. Однако позднее греки нашли почти все блоки и сложили храм заново. Два тысячелетия простоял почти невредимым и Парфенон, превращенный сначала в христианскую церковь, а затем в мусульманскую мечеть. Но во время одной из войн турок с венецианцами, в 1687 г., венецианское ядро попало в Парфенон, где турки устроили пороховой склад. Произошел сильный взрыв, в результате которого 14 из 46 колонн были разрушены. Колоннаду затем удалось частично восстановить, но здание так и осталось без крыши. В самом начале XIX в. лорд Эльджин, британский посол в Оттоманской империи, под властью которой тогда находилась Греция, купил 17 фигур, украшавших фриз Парфенона. Вскоре он продал их английскому правительству, и они были выставлены в лондонском Британском музее, составив гордость его экспозиции и привлекая многочисленных туристов.

 

 В 1834 г. после  провозглашения нового греческого  государства на Акрополе начинаются  реставрационные работы.

 Акрополь стал  символом античной эстетики. Он  вдохновляет художников и поэтов  всех эпох и всех направлений.  ЮНЕСКО использует изображение  Парфенона в качестве своей  эмблемы.

 

 

Пропилеи и храм Ники Аптерос

 

 

Священная дорога, по которой от агоры  к храму богини-покровительницы  двигалась во время главного праздника  Великих панафиней процессия афинян, ведет к Пропилеям, имеющим 5 проходов и в древности фланкированным двумя конными статуями Диоскуров. В левом, выступающем их крыле, располагалась Пинакотека (собрание картин-пинак, принесенных в дар богине Афине), в правом находилось хранилище рукописей и помещение для привратника и сторожей. Справа от Пропилей на пиргосе (выступе укрепленной скалы) стоит маленький, легкий и изящный храм ионического ордера, освященный Афине-Нике, известный как храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы; 443-420, архитектор Калликрат).

 

 

Эрехтейон

 

После того, как участники процессии  проходили Пропилеи и вступали на священную территорию, перед ними открывалась панорама центральной  части комплекса. На первом плане, чуть левее дороги, возвышалась колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), отлитая Фидием. За ней вдали виден был Эрехтейон (архитектор неизвестен), храм Афины и Посейдона на месте спора этих богов за обладание Аттикой. Храм имеет уникальный в греческой архитектуре асимметричный план; три его портика расположены на разных уровнях: с западной стороны портик, ведущий в храм Афины Полиады (Городской), с северной вход в святилище Посейдона-Эрехтея, у южной стены храма знаменитый портик кариатид; все здание опоясывал фриз с накладными белыми фигурами (не сохранился). В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находился священный ксоан Афины (деревянная статуя), по преданию упавший с неба, алтари Гефеста и героя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа, с запада примыкало святилище аттической богини росы Пандросы. Во дворе Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, бил соленый источник, который высек своим трезубцем Посейдон.

 

Парфенон

 

Легкостью форм, особой изысканностью  декоративной отделки и усложненностью композиции небольшой по размерам Эрехтейон контрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальным Парфеноном (храм Афины-Девы; 69,5 м в длину и 30,9 м в ширину, высота колонн 10,5 м; 447 освящен в 438; архитектор Иктин при участии Калликрата), представляющим собой дорический периптер. Здание воспринимается от Пропилей в три четверти зрители видели не один из его фасадов, а весь объем сооружения, получали представление о его облике в целом и прежде, чем увидеть главный, восточный фасад, должны были обойти храм снаружи.

Информация о работе Шпаргалка по "Искусству"