Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 09:53, лекция
Рассмотрены проблемы моделирования, конструирования и художественного оформления современных бытовых, модельных, а также исторических и театральных причесок.
Модели в профиль (см. рис. 83, а, б, в) имеют некоторое различие в силуэтах, но главное в них - это разная степень напряженности их формообразующих линий (отсюда и разница в рисунке поверхности), соответственно и различная степень объемности похожих элементов. Различие в рельефе лобно-теменных зон всех трех моделей (см. рис. 83, а, б, в) показывает линия силуэта. Глубокий заход пространства в форму прически в височной зоне модели на рис. 83, а и расположенный здесь же крутой изгиб височно-боковой формообразующей линии сразу дают представление о том, что часть боковой пряди, прилегающая к пробору, явно приподнята и как бы направлена вверх, т. е. имеет большую объемность по сравнению с этими же частями моделей на рис. 83, б, в. Некоторое ослабление напряженности височно-боковой формообразующей линии модели на рис. 83, б прямо указывает на то, что рельеф (и рисунок) все более спрямляется и развитие формы пряди идет вниз; в модели на рис. 83, в боковая прядь вообще направлена вниз (никакой напряженности в линиях), т.е. прядь просто ниспадает. Поэтому, исходя из оценок профильных силуэтов, нетрудно вообразить их силуэты анфас (рис. 83, г, д, е) при условии, что все три модели симметричны.
Прическа на рис. 83, а, г представляет собой компактную упругую форму, объемную и как бы напряженную изнутри вверх в лобно-теменной и височно-боковой зонах (т. е. по обеим сторонам пробора) и плотно прилегающую к голове в своей нижней части.
Почему рисуется именно такой силуэт анфас, а не какой-то другой?
Прежде всего потому, что когда форма получает развитие вверх и это главенствует в композиции, то все формообразующие линии должны поддерживать эту направленность развития, и появление в нижней части формы объемных и резко противоположно направленных элементов (на рис. 83, г показано пунктиром) противоречило бы всему строю композиции. Такие выводы были нами сделаны, правда, при рассмотрении причесок с применением тупировки, но в данном случае принципиального отличия нет, поскольку за счет напряженности элементов волосы в форме неподвижны и только потенциально сохраняют возможность движения (сами же элементы за счет той же напряженности зафиксированы в определенных местах). Более того, сама техника исполнения буквально заставит нас при необходимости выработать именно такой силуэт анфас, т. е. чем более объемной мы будем делать верхнюю часть пряди (более крутой изгиб линии), тем менее объемной будет нижняя ее часть, т. е. тем больше будет прижиматься к лицу фестон, обрисованный нижней частью этой линии. При этом концы волос, выбивающиеся из фестона, должны быть направлены назад к затылку. Если волосы не очень длинные, то концы волос сами примут это направление.
Требование единства характера формы заставляет нас завитку, расположенному надо лбом и переходящему в височно-боковую часть прически, придать приблизительно ту же степень напряженности, которая присутствует в других элементах, т. е. выпуклость завитка по радиусу округления должна быть похожа на противолежащее углубление, а само их взаимное расположение должно быть по-возможности симметричным. Если же завиток будет менее напряжен, то он сразу же займет в прическе другое положение (на рис. 83, г показано пунктиром), в результате чего композиция окажется нарушенной. Если завиток будет более крутым, то это тоже ухудшит композицию (уменьшится его диаметр, следовательно, и величина, которая будет диссонировать с другими элементами прически симметричной формы).
Оценивая профильные
силуэты на рис. 83, б, б и рассуждая
сходным образом, можно легко
проверить правомерность
Прическа на рис. 83, б, д представляет собой промежуточный вариант.
Если посмотреть на эти прически в силуэте анфас, то можно увидеть, что все три прически совершенно различны по характеру формы и по связи с лицом человека. Полная открытость лица на рис. 83, г и различная степень маскировки на рис. 83, д, е может быть вызвана либо композиционными соображениями модельера, либо конкретным заказом клиентки. Однако каждая прическа обладает единством характера формы.
Единство характера формы - это весьма важное свойство композиции, которыми обязательно обладают прически высокого эсте тического уровня. Под характером формы следует понимать совокупность чисто индивидуальных черт, отличающих формы одинаковых по конструкции причесок (одна модель), создаваемых примерно в одно время. Детали прически, одинаковые по характеру формы, в совокупности создают единое композиционное целое. Если модельеру высокой квалификации показать только одну важную часть прически и конструктивную схему ее, он должен воссоздать характер формы всех остальных ее частей.
Формы различных причесок одной модели, как и выражения лиц самих людей, могут иметь свой, индивидуальный характер - мягкий и теплый или строгий и официальный и т. д. Характер формы проявляется и в нюансных отличиях, и в тонкости отделки, и в особенностях цветовой гаммы.
Прически в зависимости от остроты проявления в них характера формы можно разделить на нейтральные и острохарактерные. Характер формы во многом обусловлен конструкцией, технологией, тектоникой, т. е. он связан с самой основой композиции прически и в общих чертах должен быть найден еще на стадии определения композиционного приема.
Предположим, необходимо создать прическу, характерную приподнятой лобно-теменной частью, напряженным завитком надо лбом и напряженным заходом пространства в форму прически в височной зоне (см. рис. 83, а, г). Тупировка исключается, в соответствии с современным стилем используется техника причесывания при помощи фена. Если волосы одной длины, то, чтобы получить возможность выработать при помощи фена избранную форму прически, необходимо прежде всего укоротить волосы на теменной части головы (рис. 84, а). Волосы остальных зон с учетом техники обработки волос, их тектоники при данной технике и в зависимости от композиционных требований к создаваемой форме прически соответственно подстригаются тоже (рис. 84, б, в).
Следовательно, выбирая объемно-пространственную структуру прически, модельер должен проверить ее оценкой (и выбором) технических средств, необходимых для ее воплощения. Это поможет избавить форму от несообразных элементов, которые она может приобрести, когда рассматривают только ее взаимодействие с пространством, характер ее поверхности или когда при создании формы отталкиваются только от технико-конструктивной схемы, не учитывая тонкостей взаимодействия объема с пространством, особенностей характера поверхности, закономерностей взаимосвязей элементов декора, своеобразия заходов пространства в форму прически.
Легкость восприятия любой прически во многом зависит именно от того, насколько закономерно развивается ее композиция независимо от ее простоты или сложности. При отыскании композиционных приемов необходимо в первую очередь иметь в виду возможность построения с их помощью целостных, высокоорганизованных форм причесок. Композиционные представления можно проверить при помощи взаимосвязанных профильных силуэтов и силуэтов анфас. Причем при "работе с лицом" значительно более важную роль играет профильный силуэт, чем силуэт анфас.
Работа по "привязыванию к лицу" прически в силуэте анфас много проще, чем работа с профильным силуэтом. Она сводится к тому, чтобы частично или полностью прикрыть лоб, причем детали, прикрывающие лоб, и вся остальная часть формы прически располагаются относительно лица с таким расчетом, чтобы само лицо воспринималось, угадывалось под деталями зрителем как овальное. Делается это с учетом формообразующих линий как прически, так и самого лица.
При недостаточном внимании мастера к профильному силуэту возможно появление такой прически, как показана на рис. 85. А если у женщины острохарактерный профиль? Предположим, как на рис. 77, б? Рассматривая такое лицо в фас, можно вообще не заметить его объективных недостатков: контур лица во взаимосвязи с прической выглядит овальным, умело наложенная косметика также помогает скрадывать его недостатки. А вот недостатки лица, которые просматриваются в линии его профиля, никакой косметикой скрыть не удастся. И здесь может помочь только грамотная работа с профильным силуэтом прически.
Чем больше (объемнее, декоративнее, с большим количеством элементов) прическа, тем легче привязывать ее к лицу любого человека.
А если это очень маленькая прическа предельно лаконичной формы или просто стрижка - одна из нескольких предлагаемых в текущий период?
Таким моделям бывают присущи острохарактерные (остромодные) формы, броские формообразующие линии, элементы, привлекающие внимание окружающих. И при работе с конкретной клиенткой задача парикмахера-исполнителя главным образом состоит в том, чтобы с максимальной точностью воссоздать такую модель, с максимальной точностью воспроизвести ее отличительные признаки. Попытки привязать такую модель к лицу, подходя к этому с методикой, которой мы пользуемся при работе с большими прическами, в большинстве случаев обречены на неудачу - модель утрачивает свою характерность. Такая модель взаимодействует не с лицом (в формальном смысле), а с личностью, т. е. с социально-психологическим образом человека. Поэтому модельер, разрабатывающий такую модель, в конструкторско-технологической схеме должен дать конкретные указания, способствующие максимально точному воспроизведению наиболее характерных черт модели. Эти рекомендации должны содержать описание технических приемов, применяя которые, парикмахер-исполнитель может легко выработать нужные элементы в их наиболее характерном виде.
Если модельер-разработчик, помещая, предположим, в экспресс-бюллетене схему стрижки острохарактерной формы (рис. 86, а), ограничится в своих рекомендациях только сообщением о том, что линия отреза челки проходит на уровне бровей и верхней части уха (в месте соединения уха с головой), то такая информация мало что даст парикмахеру-исполнителю. Если парикмахер-исполнитель будет точно выполнять это указание, то стрижки у него будут получаться самые разные: как красивые, так и некрасивые, потому что у разных людей уши располагаются по отношению к линии бровей на разных уровнях. И если взаимное расположение брови и уха оказывается приблизительно таким, как на рис. 86, б, то стрижка, если срезать челку на уровне уха, получится некрасивой - координация всех формообразующих линий стрижки будет нарушена, а сама элегантно устремленная вперед верхняя часть стрижки вместе с челкой утратит свою динамичность и характерность.
"Соль" этой стрижки
не в том, что челка
Острохарактерные формы поначалу удовлетворяют потребности лидеров моды и разбивают стереотипы, сложившиеся в общественном сознании, т. е. привычные представления людей о красоте. Со временем происходит постепенное изменение общественного сознания. Новые формы причесок, частично освобождаясь от присущего им образного содержания, начинают сначала понемногу, а затем все более и более представляться людям уже просто красивыми. Когда модные прически начинают выполняться в массовом порядке, большое внимание начинают уделять привязке прически к лицу, т. е. в отдельных случаях при помощи модной техники исполнения начинают приподнимать или опускать элементы прически на темени, расширять или сужать форму с боков, по-разному размещать различные элементы. Это явление имеет общий характер, т. е. касается не только новых стрижек, но и новых укладок.
За примером можно обратиться к 70-м годам. Тогда появились стрижки остромодной формы (рис. 87, а), обрабатываемые как при помощи новой техники стрижки волос, так и новой (новой на уровне моды) техники укладки феном. Они имели принципиальные отличия от причесок (рис. 87, б) предыдущего модного цикла практически по всем показателям, а главное, по-объемности примыкающей к лицу части формы (в силуэте анфас). После того как мода на эти стрижки стабилизировалась, начались поиски моделей, дающих возможность и "работы с лицом" (приближение контура лица к правильному овалу) с учетом новых пропорциональных соотношений лица и прически, достижимых при помощи используемой в данный период модной техники обработки волос (рис. 87, в). Но поскольку силуэт анфас во многом обосновывается особенностями профильного силуэта, совершенно естественно начинается эволюция и профильных силуэтов. А изменение профильных силуэтов абсолютно закономерно влечет за собой изменение формы затылочных частей причесок, их силуэтов (рис. 88) в соответствии с изменением динамики формы, с необходимостью выдержать единство характера формы в каждом конкретном случае и т. п.
Информация о работе Моделирование и художественное оформление прически