Моделирование и художественное оформление прически

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 09:53, лекция

Краткое описание

Рассмотрены проблемы моделирования, конструирования и художественного оформления современных бытовых, модельных, а также исторических и театральных причесок.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Моделирование и художественное оформление прически 1989.doc

— 6.58 Мб (Скачать документ)

* (Вейль Г. Симметрия/Пер. с нем. М., 1968. С. 37.)

Натолкнув человека на мысль об использовании симметрии для организации предметных форм, природа подсказала ему и возможность отступления от строгого закона. Ведь в формах самой природы постоянно встречаются подобные отступления: одна клешня краба или рака заметно больше другой, рисунок полос зебры не повторяется на двух половинах ее тела и т. д. Асимметрия и симметрия, имея в формах природы различную силу звучания, постоянно взаимодействуют, "...геометризованное понятие зеркальной симметрии начинает, - как говорит Г. Вейль, - растворяться в смутном понятии уравновешенности"**

** (То же.)

При работе над композицией  прически парикмахеру постоянно  приходится сталкиваться с самыми разными  проявлениями симметрии, в том числе  и с такими, которые Вейль называет смутным понятием уравновешенности.

Следует сказать, что  художники это подметили значительно  раньше. Работая над композицией, они очень заботились о визуальном (зрительном) равновесии, считая его  одной из важнейших предпосылок  композиционной целостности. Попытаемся рассмотреть некоторые особенности симметрии именно в свете достижения композиционной уравновешенности и роль асимметрии в симметричных формах, поскольку с этим парикмахеру постоянно приходится встречаться на практике. Включение асимметричных элементов (разумеется, если эти элементы органично и закономерно связаны с общим объемом и достигнуто композиционное равновесие) может симметричной в целом композиции придать тонкое своеобразие и оригинальность.

Предположим, в некоторых  случаях при симметричной основе формы модельер вводит элементы, не имеющие зеркального отражения относительно оси симметрии. Вот тут-то он и попадает сразу в область таких отношений частей к целому и между собой, таких особенностей соподчинения, где начинают действовать закономерности, относящиеся уже к области композиционного равновесия.

Конкретные проявления асимметрии в симметричной форме  бывают очень разнообразны, порой  неожиданны, однако некоторые основополагающие закономерности общего характера выявить  можно.

Любая разработка лицевой  части формы прически имеет в качестве организующего начала ось симметрии, проходящую вертикально через середину лица. Но присущая лицу человека вертикальная ось зеркальной симметрии, являясь организующей основой формы прически, по-разному, т. е. с разной степенью значимости (активности), участвует в композиции (рис. 59).

 
Рис. 59. Влияние оси симметрии  на восприятие формы

Так, несимметричная, несколько  аморфная форма прически, изображенная на рис. 59, а, не вызывает, однако, резко отрицательного отношения - мы не ощущаем принципа организации формы и поэтому относимся к ней довольно равнодушно. Иное Дело, если ввести в этот же силуэт детали, которые бы с большей силой обозначили левую и правую стороны (рис. 59, б, в) - отношение к такой форме сразу же меняется на резко отрицательное, поскольку в этом случае ось симметрии начинает подразумеваться в гораздо большей степени и ошибка в построении формы сразу бросается в глаза. Если же в этой форме еще больше подчеркнуть ось симметрии (например, сделать прямой пробор), то ошибки такого рода начинают кричать. Даже небольшое изменение размеров одного из боковых объемов без учета оси симметрии приводит к весьма нежелательным для формы последствиям (рис. 59, г, д). Одностороннее изменение в подчеркнуто симметричной форме совершенно недопустимо. Конечно, и в такой композиции возможны отступления от строго зеркального повторения левого в правом, но они могут касаться лишь расположения деталей внутри силуэта (рис. 59, е), а не геометрической основы формы.

Таким образом, можно  вывести некоторые правила. Чем  сильнее влияние оси, тем активнее "работает" симметрия. Предельно  акцентирует ось симметрии расположенный  на ней пробор. Детали, одинаковые по форме и расположенные на одинаковом расстоянии от оси, также сообщают композиции сильнейший эффект симметрии. Равновесие в таких прическах возникает вследствие равенства сторон (рис. 60).

 
Рис. 60. Строго симметричные прически

Незначительная асимметричность  допустима в разработке деталей, входящих в подчеркнуто симметричную форму; такие отклонения должны быть обоснованы тектонически и не выступать за линию ясно читаемого симметричного силуэта. Причем, чем менее акцентирована ось, тем больше возможна разработка асимметричных деталей при сохранении симметричности внешнего абриса (рис. 61).

Формы причесок, изображенные на рис. 61, а, б, в, при наличии асимметричных деталей представляются нам вполне уравновешенными, так как детали, незначительно отличающиеся друг от друга по внешнему виду (см. рис. 61, б, в), по существу друг другу адекватны: они равновелики по объему (при их создании должны были быть использованы одинаковые бигуди, расположенные на одинаковом расстоянии от реального или предполагаемого прямого пробора), и, что, пожалуй, еще важнее, их массы при визуальной оценке нам представляются также одинаковыми (использована одна манера и техника причесывания при одинаковом количестве волос, использованных для создания этих деталей). И с точки зрения тектоники мы не видим никаких нарушений: при одной технике обработки концы прядей, которые образуют неодинаковые по рисунку объемные формы (а именно концы в данном случае и определяют их неодинаковость), при расчесывании вполне могли лечь так, как показано на рисунках.

 
Рис. 61. Симметричные прически с асимметричными деталями

Совершенно другое отношение  вызывает форма, изображенная на рис. 62, а. При абсолютной симметричности контура (с акцентированной осью) такая  прическа, однако, не производит впечатления  уравновешенной. И объясняется это  прежде всего тем, что у симметрично расположенных и занимающих равные площади лобно-височных частей прически различная пластика поверхности, обусловленная разной техникой их выработки. Мы четко ощущаем принципиальную противоречивость этих деталей: разную технику исполнения и, как следствие, их различный эмоциональный характер, не говоря уже о том, что левая (кудрявая) часть прически визуально воспринимается значительно легче правой (монолитной). Симметричный контур (и особенно ось симметрии) в данном случае еще больше подчеркивает нарушение баланса.

Если снять акцент с оси симметрии - ликвидировать  прямой пробор - и изменить центральную  часть, то прическа может принять  вид, который показан на рис. 62, б. И здесь уже симметричный внешний  абрис возьмет на себя организующую композицию роль, асимметричность же лобно-височных частей не будет выглядеть нарушением, а, напротив, внесет в симметричную композицию некоторое разнообразие, что может создать дополнительный декоративно-художественный эффект.

 
Рис. 62. Нарушенная симметричность прически, вызванная различной тех ни кой  обработки волос (а), и исправленная прическа (б)

Введение асимметричных  элементов в симметричную форму, повышение их роли в композиции с целью получения и усиления художественного эффекта должно проводиться очень осторожно. С развитием асимметричного начала в рамках симметрии может наступить такой момент, когда прическа перестанет быть симметричной, т. е. всякое отступление в форме от закономерного возможно лишь в некоторых пределах, ибо за этими пределами неизбежно возникает дезорганизация формы. Необходимо уметь увидеть эту грань, т. е. постоянно ощущать принцип развития формы.

Один из самых неприятных композиционных недостатков в разработках причесок - это именно нарушение предела допустимых отклонений от симметричной основы, когда прическа уже не симметрична, но еще и не полностью асимметрична.

Поэтому, начиная работать над прической многоэлементной формы, нужно прежде всего определить, на каком принципе организации - симметрии или асимметрии - следует строить композицию.

В практике асимметричными считаются только прически, силуэт которых асимметричен во фронтальной  проекции (иногда в проекции "вид сзади"). Любые другие композиции, решаемые путем внутренних членений конструктивными или декоративными линиями или путем особой проработки и асимметричного расположения прядей относительно средней линии, т. е. любые композиции, в которых контролирующей основой остается общий симметричный силуэт прически, называются симметричными.

Если модельер организует симметричную композицию только за счет симметричности внешнего абриса, то возможности  включения асимметричных элементов (внутри силуэта) значительно расширяются.

Появление в таких  композициях (рис. 63) асимметричных  деталей воспринимается зрителем уже  как результат определенного  композиционного замысла модельера, однако это также должно быть оправдано  декоративно-художественной необходимостью.

Например, неправомерно присутствие асимметричных элементов в моделях на рис. 63, а и б, так как линии прямо зачесанных назад и вверх волос на рис. 63, а и прямой челки на рис. 63, б сохраняют влияние оси и сами эти локонообразные детали, по существу, подчеркивая разделение композиции на левую и правую части, не находят отражения на другой стороне.

Можно попытаться "перечесать" центральную часть (рис. 63, в), но здесь  свобода также ограничена. Модель не выдерживает критики с точки  зрения симметричной уравновешенности. Дело в том, что волна большей детали оказалась точно посередине лба, с большой силой акцентируя ось. В этих условиях наш глаз тщетно ищет справа что-то похожее на локон левой стороны (хотя бы по величине). При таком положении волны более уместна форма типа показанной на рис. 63, г, но это уже пример абсолютно симметричной композиции.

Примером ошибочных  замыслов являются и формы, показанные на рис. 63, д и е, так как они  являются следствием случайного взаимодействия элементов. Казалось бы, присутствие асимметричных элементов в этих формах вполне позволительно, так как влияние оси здесь значительно ослаблено (волна растянута, и челка располагается на лбу несколько наискось), но разнохарактерность элементов левой и правой стороны (обусловленная разной техникой исполнения), заведомо обрекает замысел на неудачу: большие (тяжелые) детали, расположенные слева, не могут быть уравновешены ни мелкими волнами (см. рис. 63, д), ни мелкими (легкими) кудрями (см. рис. 63, е).

Если распушить концы  большей пряди (в прическе на рис. 63, е), превратив их в кудри, или, применив тупировку, выпрямить и увеличить объемность меньшей пряди (в прическе на рис. 63, д), то обе композиции могут оказаться вполне уравновешенными (рис. 63, ж, з), так как детали левой стороны, образованные из концов прядей челок, выработаны в той же технике, что и детали правой стороны, что позволяет легко сравнить их по величине и расположению в рамках симметричного в целом силуэта. Однако все это должно решаться еще на стадии замысла.

 
Рис. 63. Ошибки замысла в деталях  причесок (а. б, в, д, е) и их уравновешенные формы (г, ж, з)

Например, четкий симметричный силуэт, соответствующие друг другу взаимно уравновешенные боковые объемные детали на рис. 64, а, б дают представление о форме, достаточно организованной. За счет тектонически верной разработки прядей естественно возникает соподчиненность составляющих их деталей, т. е. на глазаш нигде не попадаются никакие явные нарушения, а различное направление волос в прядях, асимметричное расположение деталей практически воспринимаются как естественный элемент симметричной в целом формы.

При отсутствии явно выраженной оси симметрии ее роль как бы берет на себя центр тяжести прически, относительно которого компонуются технически однородно выработанные детали обеих сторон. Величину асимметричных деталей, их взаимное расположение и т. п. регулируют с таким расчетом, чтобы форма в целом была уравновешенной, т. е. чтобы прическа производила впечатление зрительно устойчивой. Поэтому во время причесывания полезно проверять уравновешенность элементов, ориентируясь на горизонтали, проходящие через границы более или менее законченных в смысловом отношении частей прически (см. рис. 64, а, б).

Ориентируясь на центр  тяжести и тектонику, можно легко  определить и необходимую величину, и степень спадания на лоб асимметричного фестона в прическе, показанной на рис. 64, в. Общая симметричность формы  этой прически поддержана и "заходами" в форму пространства: углубление 1 несколько акцентирует ось, углубления 2 и 3, имеющие одинаковый вид и взаимное расположение, подчеркивают симметричность боковых частей.

При организации сложных  объемно-пространственных композиций модельеру приходится считаться именно с "заходами" пространства в форму. Например, во многих сложных прическах блондинок (особенно при наличии локонообразных деталей) очень хорошо читаются глубокие тени, возникающие либо внутри локона, либо в местах соединения некоторых деталей. Взаимное расположение и величина таких теней может в одних случаях очень способствовать организации композиции, в других - буквально свести на нет все усилия модельера, разумеется, если он не примет во внимание значение этого обстоятельства.

Вообще при "работе с лицом" следует постоянно  иметь в виду одну важную особенность, которая, вероятно, имеет корни в  психологии нашего восприятия. Когда  мы рассматриваем прическу в строго фронтальной проекции, то как-то не особенно остро воспринимаем ее объемность, т. е. эта объемность видится нам главным образом в общем силуэте анфас, заполнение же его деталями мы оцениваем больше графически, чем объемно. Иными словами, мьг воспринимаем как бы ограниченную силуэтом плоскость, на которой располагаются различные детали. Это подтверждается и поведением клиентов (а люди видят себя в зеркале во фронтальной проекции): они практически всегда просят расширить или сузить прическу, сделать повыше или пониже, но почти никогда не просят выдвинуть вперед какую-то деталь или, наоборот, утопить ее в форме. Поэтому при организации симметричной композиции за счет общего силуэта (внешнего абриса) столь важное значение имеет соотношение тени и света, взаимосвязи линий, их сгущений, гладких элементов и т. п., т. е. пластика поверхности. Путем внимательной ее проработки может быть во многом достигнута уравновешенность асимметричных элементов.

Если основное расположение тени и света должно учитываться  еще в замысле (они предопределяются конструкцией), то окончательный их вид, глубина, взаиморасположение в прическе, а также расположение полутеней и прочих особенностей светотеневой структуры достигается нюансировкой формы деталей. Причем такая нюансировка настолько важна и значима, что иногда позволяет спасти неудачную по замыслу работу при индивидуальном моделировании.

Обобщая, можно сказать, что результат воплощения замысла  во многом зависит от читаемости формы. Если форму прически составляет множество  асимметричных по рисунку и исполнению однородных деталей, любая из которых  в отдельности не играет в композиции активной роли (рис. 64, г), то доминирующее значение приобретает сам симметричный силуэт прически, т. е. читается прежде всего силуэт, а асимметричность деталей практически не воспринимается. Следовательно, во время причесывания необходимо проследить лишь за тем, чтобы расположение света и тени было равновесным: чтобы не было преобладания на одной из сторон тени или света (в прическах блондинок большее значение имеет расположение теней, в прическах брюнеток - бликов). Линия силуэта должна сохранять непрерывность.

Информация о работе Моделирование и художественное оформление прически